Звоните Netflix. Откуда в России бум хороших сериалов

Русский репортерСобытия

Звоните Netflix

Откуда в России бум хороших сериалов

Текст: Анна Рыжкова, Виталий Лейбин

«Мэра Синеозерска (Павел Деревянко) сажают под домашний арест в коммунальную квартиру»

се меняется, у каналов растет спрос на российский контент… Я часто бываю в жюри питчингов и могу сказать: дайте два-три года, и прорвутся классные авторы, с более сложным видением, — говорил нам продюсер и сценарист Константин Майер.

Ждать не пришлось.

Мотором прорыва стал сериал Семена Слепакова «Домашний арест», вышедший в августе прошлого года на платформе ТНТ-Premier. В отрасли давно знали о проекте Слепакова — он его готовил три года. «…Провел 205 дней на съемочной площадке с режиссером Петром Бусловым, оператором Сергеем Козловым, замечательными артистами и многими другими. Подкараулил оскароносного французского композитора Людовика Бурса после его концерта в Москве и полночи поил водкой, уговаривая написать к сериалу музыку. Рассказывал ему про коммуналки, коррупцию и загадочную русскую душу. Придумал заглавную песню и убедил еще одного лауреата “Оскара”, выдающегося российского мультипликатора Александра Петрова нарисовать заставку к сериалу», — писал Слепаков на своей странице в Фейсбуке.

Мало кто мог представить, что сериал о мэре-взяточнике, посаженном под домашний арест, станет самой социальной реальностью: его обсуждают не только обыватели, но и чиновники, причем увлеченннее, чем новости и соцопросы.

Однако платная платформа для просмотров сериалов могла и не взлететь — массовый зритель мог и не захотеть смотреть русский сериал в интернете, да еще за деньги. Такие эксперименты уже были несколько лет назад и провалились, а теперь на интернет-видеосервисы выкладывают сериалы не только ТНТ, но также «Первый», ТВ-3 и другие каналы. Возникает новый тип спроса на русские истории.

А есть ли сами истории? Все-таки Семен Слепаков — особый случай, звезда «Камеди-Клаба», а его фильм — социальная, удивительно непростая, но все-таки комедия. Этого жанра и на ТВ, и в кино у нас много, другого почти нет.

И вот с осени мы завороженно наблюдали за успехом «Звоните ДиКаприо!» Жоры Крыжовникова: сериал начинался как комедия, а закончился как библейская драма. Между тем на ТВ-3 вышел сериал «Обычная женщина» Бориса Хлебникова — автора, пожалуй, самого социально точного фильма последних лет «Аритмия». И тут стало понятно, что в российской сериальной индустрии началась новая эпоха: совпали спрос и предложение на хорошие и сложные истории. Почему?

Сложный герой

— Я не верю в ангелов среди людей. Я сопереживаю непростым героям, их жалею, с ними плачу, их люблю, — сказал «РР» Жора Крыжовников (см. интервью на стр. **).

Все прорывные сериалы конца прошлого года — про сложных или даже резко отрицательных персонажей.

Главный герой «Звоните ДиКаприо!» актер Егор Румянцев — в общем-то отвратительный тип, эгоист и нарцисс, которому тем не менее сопереживаешь от сердца. Марина из «Обычной женщины» со стороны кажется абсолютно счастливой: у нее крепкая семья, она ждет третьего ребенка, развивает цветочный бизнес. А на самом деле Марина — сутенерша.

Мэр города Синеозерска из «Домашнего ареста» приезжает домой за несколько минут до наступления нового года вместе со своим заместителем. В двухэтажном коттедже его ждет жена, в длинном платье и с бенгальскими огоньками.

— Вы куда? Здесь уже Путин выступает!

— Путин долго выступает.

Мэр с заместителем спускаются в специальную комнату, где на полу пирамидой лежат купюры. Мэр высыпает из сумки на пол свежие пачки: «Вот теперь с Новым годом!».

Это комедийный и даже фарсовый эпизод в фильме, где все-таки обнаруживается глубина — завораживает харизма, энергия, смелость и какая-то циничная беззлобность главного героя — «только бизнес». Очень похоже на правду, хоть и фарс. Коррупционер оказывается в общем-то «нашим чуваком», с извращенными, но все-таки понятиями о преданности и чести.

Это «как в жизни», где ангелы и демоны встречаются редко. Все настоящие истории в мировой культуре — сложные, иногда предельно. Для индустрии это риск, хотя для сценаристов — свобода. После советской выродившейся «веры в светлое завтра», чернухи 90-х и туповатой бессмысленности комедий последнего десятилетия в киноистории возвращается жизнь.

Россия снова интересна

Из-за этой сложности, которой вдруг перестали бояться продюсеры, появляется узнаваемая Россия. Не советская, как в популярных патриотических фильмах про войну, спорт и космос, а наша, современная. Даже в фантастическом сериале «Лучше, чем люди» она есть.

— Повестка там все равно очень наша, — говорит автор идеи и продюсер сериала Александр Кессель (см. интервью на стр. **) И коррупционная повестка — наша. Отношения в семье совсем не европейские и не американские. Межпоколенческие отношения — наши. Вопросы карьеры и самореализации звучат по-нашему. Тем не менее существует рецепт: будь подлинно локальным, и тогда глобальный успех придет.

Чтобы наше кино было интересно миру, оно должно строиться не на схематичной абстрактной фактуре, а на хорошо знакомой жизни.

Портреты политиков в «Домашнем аресте» оказались настолько узнаваемы, что «документальность» этой истории обсуждалась в Ярославской области, где проходила часть съемок сериала. В регионе незадолго до выхода сериала мэра арестовывали за взятку, охранника губернатора тоже зовут Виталий, а сам глава Ярославской области, как и герой «Домашнего ареста», активно ведет Инстаграм и выкладывает в социальные сети фотографии с тренировок. В итоге в Ярославле признали, что совпадения все-таки случайны, а потом и вовсе опровергли информацию о том, что настоящая проверка была (возможно, потому, что в финальных сериях город Синеозерск был признан воронежским). Об узнаваемости персонажей сказал и премьер Дмитрий Медведев, посмотревший несколько серий «Домашнего ареста» (в сериал вошла его знаменитая цитата «Денег нет, но вы держитесь»). Намек на документальность появляется в первой серии, которая заканчивается сменяющимися кадрами: яхты, курорты, фрагменты реальных видеозаписей судебных заседаний.

Еще глубже с «Звоните ДиКаприо!». Многие общественники признавались, что сериал уже сделал для защиты ВИЧ-инфицированных больше, чем многие годы официального просветительства. Мы видим, как можно заказать срочный анализ крови и сохранить инкогнито, сколько стоят тесты на ВИЧ в аптеке и чем они отличаются. Но видим также, как самодовольный охранник-гомофоб задерживает главного героя у входа в отделение со словами: «Спидозный, не долечился, что ли?». Как родственники в панике вычищают вирус из квартиры пылесосом, просвечивая диваны ультафиолетом (история напоминает недавний скандал в Москве, когда жители пытались выселить из дома детей, больных раком).

Борису Хлебникову в «Обычной женщине», как и в других его работах, тоже не чужда социальная критика: есть в сериале и главврач, отстраняющий мужа главной героини от работы из-за быстро сфабрикованного дела о врачебной ошибке, и следователь, угрожающий «обычной женщине» за взятку, но все же забирающий деньги себе, а управляющая гостиницей долгое время не может включить пожарную сигнализацию, потому что ни одна кнопка не работает.

Но дело не только в социальной критике, хотя задиристость — важный фактор для аудитории за пределами крупных телеканалов. Все вышеперечисленное — вообще не чернуха, а сложные истории. Дело еще в том, что наша культура (сценаристы и продюсеры) постепенно перестает относиться к России как к недоделанной полустране, пытаясь ориентироваться на американские лекала и нормы. Страна становится интересной и авторам, и зрителям не только как повод для шуток.

Марина (Анна Михалкова) — героиня детектива «Обычная женщина»

Мировые тренды

При этом российские продюсеры и авторы по-прежнему ориентируются на мирового лидера — сериальную индустрию США. Просто и там произошла революция: не мультяшно-комиксовые блокбастеры и не эфирные «мыльные оперы», а сериалы Netflix. Еще пять лет назад выходило в общей сложности 288 сериалов в год (это на эфирном и кабельном телевидении, а также на стриминговых сервисах), в 2017-м — уже 487. Сериальное производство и с точки зрения технологий впереди: в конце прошлого года Netflix выпустил серию знаменитого сериала «Черное зеркало», в котором зритель может влиять на развитие сюжета.

И многие тренды, которые задало мировое сериальное производство, только-только доходят до нас.

— Американское сериальное производство начиная с «Клана Сопрано», «Безумцев», «Карточного домика» занимается сложными персонажами, которых хорошими назвать нельзя, а иногда можно только исключительно плохими, — говорит Жора Крыжовников.

И за рубежом тоже есть зрители эфирных сериалов попроще — таких, которые смотрят для отдыха и расслабления, вполглаза, и в которых сложности недопустимы с точки зрения рейтингов. Но сериал по подписке, который ты смотришь специально и внимательно, требует другого качества и сложности. Дело не в «умном» и «тупом» зрителе, а во влиянии формата: за попкорном хорошо идут подростковые комиксы и мультики, переключай себе каналы — чего полегче или погромче; если же ты специально собрался смотреть кино, то откровенной халтуры не хочется. Именно поэтому сериалы по подписке во всем мире заняли главную нишу серьезных историй. Этот рынок зарождается и у нас.

Семен Слепаков в интервью однажды сравнил Россию с сериалом братьев Коэнов «Фарго», потому что здесь «вечная зима и маразм». Но нужно понимать, что «Фарго» — не только остроумный и местами абсурдный боевик; это очень глубокие, даже философские истории. В финале второго сезона, в самой развязке герои не перезаряжают ружья, а обсуждают мысль французского философа-экзистенциалиста: «Осознание того, что мы умрем, превращает нашу жизнь в шутку». В сериале и в других фильмах Коэнов много шуток и издевательств над зрителем, но здесь самые важные вопросы жизни обсуждают предельно серьезно, и жена главного героя, больная раком, отвечает: «Так может говорить только тот, у кого нет маленьких детей».

Философский конфликт

Русская культура, не только киношная, десятилетиями бежала от больших идей. СССР закормил людей идеологией; после политической перестроечной чернухи в 1990-е имели значения только «бабки» и весьма приблизительные и ходульные представления о рынке, свободе и демократии. Каким-то движением к реальности, были, пожалуй, лучшие представители криминального жанра. Гениальные исключения, вроде фильмов Алексея Балабанова, доказывали дефицит содержания, как будто русская культура по крайней мере в важнейшем из искусств перестала стремиться к осмыслению. В 2000-х снова возник интерес к реальности — сначала в документальном кино и театре, а потом и на «Первом», где появилась «Школа» Валерии Гай-Германики. Это был очень смелый эксперимент, но с верой в «чистую» неприкрашенную реальность, с дрожащей камерой и почти без обобщений. Сейчас мы видим, что авторы и продюсеры истосковались по глубине — все как один говорят об очень сложных философских вещах, уже не стесняясь быть «не прагматичными» и смешными. «Звоните ДиКаприо!» — вообще библейская история про Каина и Авеля. Выросло, как мы надеемся, целое поколение примерно 40-летних авторов и продюсеров, которые уже не советские, но в то же время и не «постсоветские», и им интересна жизнь.

«Супербот Ариса (Паулина Андреева) пытается понять, что значит быть человеком»

— «Почему я должен смотреть про несчастных людей?» Это вопрос зрелости и эмпатии. Способен ли ты сочувствовать тому, кто на первый взгляд этого не достоин? В русской литературе это началось с Гоголя: Акакий Акакиевич не заслуживает сочувствия, не совершает каких-то хороших дел… — говорит Жора Крыжовников.

То есть русский сторителлинг снова выходит из гоголевской «Шинели».

— «Люди созданы для того, чтобы их любить. А вещи созданы для того, чтобы их использовать. Но когда мы путаем одно с другим, гармония уходит», — цитирует Александр Кессель. — Я тогда остро почувствовал, что это про нашу страну, про нас. Мы же не то что стоим на грани — мы эту грань уже перешли. У нас вполне четко люди сегодня используют других людей, сплошь и рядом.

Авторы готовы к сложному содержанию, но готов ли зритель?

— Любой выход за флажки — риск, поэтому и руководство канала ТНТ сначала показывать сериал не хотело, — говорит Жора Крыжовников.

В итоге канал получил прорывной продукт.

Актер Егор Румянцев (Александр Петров), герой «Звоните ДиКаприо», видит во сне свою смерть

Аудитория меняется

Продюсеры отмечают, что на самом деле русские сериалы давно и массово производятся. С начала 2000-х появилось много нишевых телеканалов, которые стали делать однородный контент для своей аудитории (СТС, ТНТ, «Домашний»). Но в основном — и все продюсеры это понимали — продавались только комедии, и зритель ими пресытился. Такая же динамика есть и на других рынках: должно наступить насыщение простым и легко потребляемым продуктом, и только потом приходит время чего-то более сложного.

Место для сложного кино на современном рынке — это интернет-подписки, но зритель должен и хотеть, и иметь возможность платить. Это напрямую связано с ростом доходов населения и вообще экономическим ростом, чего у нас пока не наблюдается.

«Это был тяжелый год, был он тяжелей, чем тот», как спел перед Новым год Слепаков.

Зато в эпохи великих переломов и кризисов обычно обостряется спрос на честный разговор о жизни. Притом ядовитый шум бесплатного контента приучает россиян к потреблению уже чего-то более качественного.

Зачатки сериальной индустрии

Александр Кессель вспоминает, как кинокритик Даниил Дондурей призывал искать и поддерживать умного зрителя, «не бояться сложного человека».

— Мне кажется, цифровые платформы — то место, где мы сможем встретиться с таким зрителем, — говорит он.

Бум российских сериалов, который зритель заметил только недавно, — это закономерный процесс. И то, что эпизоды нашей социальной реальности так смело стали проникать именно в многосерийные истории и телевизионные проекты, а не полнометражное кино, тоже объяснимо бизнес-логикой.

— ТВ раньше сформировалось как бизнес: люди понимают, за какие деньги нужно произвести серию, чтобы она себя оправдала, — объясняет генеральный директор канала ТВ-3 Валерий Федорович. — В кино иначе: до сих пор меньше десяти фильмов в год возвращают деньги, потраченные на их бюджет. Вероятность ошибиться в кино выше, и все там боятся и дуют на воду: нужно стараться делать что-то, что понравится сразу всем. А на телевидении ты можешь позволить себе делать не только что-то популярное, но и такой проект, как «Обычная женщина», явно предназначенный не для широкой аудитории.

Стриминговый сервис Netfix еще с 2017 года покупает русские сериалы. Например, проекты продюсерской компании «Среда» Александра Цекало («Мажор», «Метод», «Саранча», «Фарца», «Территория» и «Спарта») могли уже посмотреть 70 миллионов зрителей по всему миру, а в этом году на сервисе появится наша фантастика про роботов «Лучше, чем люди». Контента на Netfix стало так много (15% мирового трафика), что пришлось даже убрать систему оценок: сериалы, которые окажутся внизу рейтинга, скорее всего, никто не успеет посмотреть.

Самые громкие сериальные премьеры этого года в России вышли пока не в эфире, а на новой интернет-платформе ТНТ Premier с платным контентом. И хотя такое количество проектов, как на Netfix, ни один онлайн-кинотеатр России еще долго не сможет себе позволить, по крайней мере, теперь режиссеры, сценаристы и продюсеры проверили перекличку интернет-аудитории, которая с русских сериалов, показываемых по ТВ, перешла на западные в сети, — и там откликнулись.

— Мы не можем говорить, что ТНТ Premier планирует быть похожим на Netflix, — рассказывает Евгений Никишов, генеральный продюсер ТВ3, — и даже такой амбиции нет. То, чем хочет и точно может стать ТНТ Premier — это крупнейший онлайн-кинотеатр в стране с оригинальным контентом. А для качественных сценариев правило, как нам кажется, одно: чем более личную историю ты рассказываешь, тем большему количеству людей она покажется интересной. Когда ты с самого начала пытаешься рассказать историю для максимально широкой аудитории, то в 99% случаев сваливаешься в клише, повторы. Если такие проекты, как «Обычная женщина», «Домашний арест» или «Год культуры» будут регулярно сниматься, никакой Netflix не страшен как конкурент.

Четыре самых громких сериала 2018 года

Звоните ДиКаприо!

  • Авторы Жора Крыжовников, Петр Внуков
  • Канал ТНТ
  • Сюжет Егор — харизматичный актер кассового сериала, привыкший к успеху, высоким гонорарам и вниманию женщин. Его сводный брат Лев ведет программы на кабельном телеканале «Муравейник» за копейки и по ночам таксует, чтобы оплатить съемную квартиру и роды жены: в семье вот-вот появится третий ребенок. Братья завидуют друг другу, но болезнь Егора заставляет их поменяться ролями: от больного ВИЧ отворачиваются коллеги, а актерская карьера Льва идет в гору.
  • Цитата «Чего ты нюни распустил? Подумаешь, спидозный. С этим жить можно. Сейчас полетим, там море, океан. Океан — еще лучше. Он знаешь как лечит? Он тебе иммунитет поднимет!»

Домашний арест

  • Авторы Семен Слепаков, Петр Буслов
  • Канал ТНТ
  • Сюжет Мэра провинциального города Аркадия Аникеева ловят на крупной взятке и сажают под домашний арест в старую коммунальную квартиру, где он жил в детстве. Выйти отсюда он пытается благодаря бывшему соседу Самсонову. Если русский, православный и с двумя детьми экскаваторщик со слоганом «Все говорят, а я делаю» обойдет на выборах врио мэра, тоже взяточника, у Аникеева появится шанс выйти из-под домашнего ареста.
  • Цитата «Действуй-злодействуй. Что я за мэр такой, который держит свое слово?»

Обычная женщина

  • Авторы Борис Хлебников, Денис Уточкин
  • Канал ТВ3
  • Сюжет У 39-летней Марины крепкая семья, она ждет третьего ребенка и развивает цветочный бизнес. С виду обычная женщина на самом деле сутенерша, она прячет труп девушки по вызову, убитой клиентом, и пытается стереть свои следы в криминальной истории. Двойной жизни Марины не замечают ни муж-хирург, занятый отношениями с медсестрой, ни дочка, которая забросила университет и начала торговать наркотиками.
  • Цитата «Как же так все вышло? Где я ошиблась? Хочет институт бросить? Бросай. Хочешь жить отдельно? Я помогу тебе квартиру снять. Даже если ты человека убила, я тебя поддержу».

Лучше, чем люди

  • Авторы Александр Кессель, Андрей Джунковский
  • Канал Первый
  • Сюжет Роботы-андроиды в 2029 году помогают людям воспитывать детей, работают персональными водителями и охранниками. Многие считают ботов бездушными машинами для рутинной работы, но они оказались способны на чувства. Главная героиня — супербот Ариса — пытается понять, что значит быть человеком, заботиться и любить, и постепенно становится «лучшей версией» человека.
  • Цитата «Добрый день, меня зовут Ариса. Я авторизовала одного мужчину и двоих детей. Я поместила их в центр моего эмоционального кластера».

Фотографии: Comedy Club Production; Лук-фильм; Yellow, Black and White; Good Story Media

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лики Вики Лики Вики

До съемки в нашем презренном журнале снизошла богиня «Инстаграма» Вики Одинцова

Maxim
5 ошибок при стирке, которые «убивают» вашу машину 5 ошибок при стирке, которые «убивают» вашу машину

Проверьте себя: действительно ли вы (ваша жена) стираете правильно?

CHIP
1970: Прошла зима, настало лето 1970: Прошла зима, настало лето

В 1971 году операторы «Лунохода–1» «нарисовали» на поверхности Луны цифру «8»

Esquire
Прозвища российских городов, городков и городишек: самый полный список, который нам удалось раздобыть Прозвища российских городов, городков и городишек: самый полный список, который нам удалось раздобыть

Прозвища российских городов, городков и городишек: самый полный список

Maxim
Тома Алиева: Тома Алиева:

Интервью с основательницей клиники «Анатомия» о бизнесе и о том, как все успеть

Cosmopolitan
Шумер, Метц и другие звезды plus-size: как принять себя и когда стоит бороться? Шумер, Метц и другие звезды plus-size: как принять себя и когда стоит бороться?

Шумер, Метц и другие звезды plus-size: как принять себя и когда стоит бороться?

Cosmopolitan
«Каждая роль оставляет след в душе и на теле» «Каждая роль оставляет след в душе и на теле»

Полина Максимова о своих шрамах, сломанных стереотипах и «голых» ужинах

Cosmopolitan
Раздражитель общества. Куда исчез один из главных русских вопросов Раздражитель общества. Куда исчез один из главных русских вопросов

Эти вопросы были и остаются своеобразными «раздражителями» российского общества

Forbes
«Ингосстрах» застраховал экс-руководителей Промсвязьбанка от ошибок на $100 млн «Ингосстрах» застраховал экс-руководителей Промсвязьбанка от ошибок на $100 млн

«Ингосстрах» застраховал экс-руководителей Промсвязьбанка от ошибок на $100 млн

Forbes
Volvo Ocean Race: красивое завершение 20-летней легенды Volvo Ocean Race: красивое завершение 20-летней легенды

Volvo Ocean Race: подводим итоги огромного пласта в жизни мирового яхтинга

National Geographic
Управление гневом Управление гневом

Ближний Восток — регион опасный

Вокруг света
Новый взгляд на Словению Новый взгляд на Словению

Словения — необыкновенно уютная страна в Центральной Европе

Cosmopolitan
«Я хотел создать молоко из травы, убрав из этого процесса корову» «Я хотел создать молоко из травы, убрав из этого процесса корову»

Разговор с ведущим специалистом в области синтеза наноматериалов

Огонёк
Агенты перемен Агенты перемен

Доска почета достижений народного хозяйства

Собака.ru
Взрывающий по неосторожности Взрывающий по неосторожности

Инциденты с газом накрыли зимнюю Россию

Эксперт
Все сложно Все сложно

Все дети болеют — это их способ знакомства с внешним миром и адаптации к нему

Добрые советы
«Я бегу от внутренней суеты» «Я бегу от внутренней суеты»

Она разная и всегда непредсказуемая, как ее сценические образы

OK!
5 ошибок, которые мешают вашему пылесосу нормально работать 5 ошибок, которые мешают вашему пылесосу нормально работать

5 ошибок, которые мешают вашему пылесосу нормально работать

CHIP
Как создать реалистичное утреннее расписание Как создать реалистичное утреннее расписание

Эти принципы помогут продуктивно провести начало нового дня

Psychologies
Лучшие шутки о краже картины Куинджи «Ай-Петри. Крым» Лучшие шутки о краже картины Куинджи «Ай-Петри. Крым»

Дерзкое похищение из «Третьяковки» способствовало просвещению

Maxim
Избушка на курьих ножках — это гроб, и еще 4 неожиданности русских народных сказок Избушка на курьих ножках — это гроб, и еще 4 неожиданности русских народных сказок

Жутковатые исторические толкования русских народных сказок

Maxim
Эликсир настоящих творцов: как правильно пить абсент в домашних условиях Эликсир настоящих творцов: как правильно пить абсент в домашних условиях

В свое время им увлекались Винсент Ван Гог, Сальвадор Дали и многие другие

Playboy
Уперлись в стену. Как разногласия из-за бюджета США повлияют на рынки Уперлись в стену. Как разногласия из-за бюджета США повлияют на рынки

Что может привести к замедлению американской экономики и переносу крупных IPO

Forbes
Приправа для глинтвейна: что и сколько добавлять, чтобы согреться зимой Приправа для глинтвейна: что и сколько добавлять, чтобы согреться зимой

Какие специи нужны для глинтвейна

Playboy
Дорогу покажешь? Дорогу покажешь?

Дорогу покажешь? Шесть наиболее доступных автомобилей со встроенной навигацией

АвтоМир
Декрет o власти Декрет o власти

Новое материнство выглядит очень привлекательно

Tatler
«Быстро снимать кино — это придумали продюсеры» «Быстро снимать кино — это придумали продюсеры»

Режиссер Сергей Дворцевой — о своем фильме «Айка» и его международном успехе

Огонёк
Пьянка стюардов и несуществующий клуб: 4 истории про очень странный Новый год Пьянка стюардов и несуществующий клуб: 4 истории про очень странный Новый год

4 истории о том, как надо отмечать Новый год. Или лучше не надо?

Playboy
Йога для лица: 5 простых упражнений, которые избавят от морщин Йога для лица: 5 простых упражнений, которые избавят от морщин

Ты когда-нибудь слышала про йогу от морщин?

Cosmopolitan
В тисках инфляции В тисках инфляции

Осенью 1923 года в Германии цены на товары увеличивались в течение дня вдвое

Дилетант
Открыть в приложении