Наше все​

Русский репортерРепортаж

Театр / Мнение

Наше все

Елена
Смородинова,
театральный
обозреватель
«РР»

Обнять любимую сосну Пушкина, к которой экскурсовода-хранителя «притянул» магический бюстик поэта, затерявшийся в листве. Плеснуть призраку Арины Родионовны чего покрепче (а вы знали, что Арину Родионовну Александр Сергеевич-то придумал, и была она таким воображаемым другом?). Узнать, что с «такой рожей в кафе нельзя» — говорят, именно в этом ресторане жена Довлатова Елена просилась в эмиграцию. Дойти до Березино: узнать, что ни в какую Америку Довлатов не уехал, а так и жил вот в этом покосившемся доме с низким потолком. А на табличках — возле дома, на калитке, во дворе, возле бочки с надписью «пиво» читать довлатовское: «Мотор хороший, да тормоза подводят». Или «Любимая, я в Пушкинских горах / Здесь без тебя — уныние и скука…»

В экскурсии-фантасмагории «Заповедник», которую режиссер Талгат Баталов вместе с драматургом Мариной Крапивиной сочинили специально для одноименного довлатовского фестиваля в Пскове, мифы и легенды так по-хулигански рифмуются с локацией, что не поверить в них невозможно. Актеры из Москвы, Петербурга, Пскова, Перми со всеми присущими экскурсии атрибутами ведут тебя по маршруту, но на самом деле — по мифу. Мифу о художнике, который может переплывать реку или жить в хибаре с низким потолком. Мифу о Слове, которому, кажется, неважно, рядом с каким сором расти. Мифу, который может материализоваться самогонкой и килькой на газетах, а может — графикой друга Довлатова, художника Гаги Ковенчука.

Устроители фестиваля, в центре которого вообще-то театр, видят и предлагают увидеть другим театральность в окружающем пространстве, а Довлатов со своей знаменитой внимательностью к окружающему миру оказывается проводником в эту театральность для других. Но это если высоким стилем. Если попроще, то смешать авторское кино, выставки, концерты, не цепляться за тему, но держать ее в уме и стержнем в программе с помощью театра — и получится формула фестиваля, ради которого круто уехать из столицы в гости к Довлатову и Пушкину. А по сути — к самому продуктивному творческому хулиганству, которое, впрочем, явно одобрили бы и Александр Сергеевич, и Сергей Донатович.

Заповедник

Режиссер — Талгат Баталов

Для людей

Оптимистическая трагедия. Прощальный бал

Режиссер — Виктор Рыжаков

Санкт-Петербург, Александринский театр

3 октября

Для любителей острых ощущений | Для интеллектуалов

Спектакль — революционный концерт по мотивам пьесы Всеволода Вишневского. Увидеть стоит как минимум потому, что это пример соединения невозможного. Текст Вишневского здесь соединяется с текстами Блока, Вознесенского, Достоевского и Маяковского; ко всему этому добавляют немыслимый музыкальный коктейль из песен Вертинского, Децла, Магомаева, Окуджавы, «Ленинграда»… Драматург Ася Волошина и режиссер Виктор Рыжаков называют постановку попыткой деконструкции советского мифа и признанием необходимости избавления от него.

Пиковая дама

Режиссер — Александр Легчаков

Москва, усадьба Гончаровых-Филипповых

С 1 октября

Для романтиков

«Пиковая дама» станет первой в мире классической оперой, которую сыграют как иммерсивный спектакль. Каждый показ смогут посетить 54 зрителя (ровно столько карт в полной французской колоде), которые пройдут обряд посвящения в члены тайного общества, а после отправятся в путешествие по комнатам и залам особняка, когда-то принадлежавшего деду Натальи Гончаровой. Актерский состав и подробности постановки держатся в тайне. На момент сдачи номера было известно, что в каждом представлении будет занято 70 исполнителей и два дирижера, а музыку Чайковского дополнят произведения неоклассика Николы Мельникова, чей дебютный альбом #22 входит в топ-100 самых скачиваемых записей на ITunes.

Десять дней, которые потрясли мир

Режиссер — Максим Диденко

Москва, Музей Москвы

29 сентября — 8 октября

Для интеллектуалов | Для романтиков

В 1965 году Юрий Любимов поставил спектакль по книге американского журналиста Джона Рида, приехавшего в Россию в 1917 году и описавшего революцию. Работа Максима Диденко и Мастерской Брусникина — посвящение тому легендарному спектаклю и предложение зрителю почувствовать себя немного Ридом.

«Мне интересна тема революции как перелома в русской истории, исхода утопии, на руинах которой мы живем, как важного рубежа, переворота, последствия которого до сих пор, спустя сто лет, находятся в поле исследования», — говорит Максим Диденко.

Играть спектакль будут ровно 10 дней, он станет центральным событием выставки «Любимов и время» в Музее Москвы.

Международный фестиваль «Балтийский дом»

Санкт-Петербург, Театр-фестиваль «Балтийский дом»

3–21 октября

Для интеллектуалов

Фестиваль «Балтийский дом», который в этом году пройдет уже в 27-й раз, традиционно открывает осенний парад гастрольного европейского театра. На этот раз фестиваль проходит под неоднозначным девизом «Имитация жизни», а в списке того, что нужно обязательно увидеть, — «Иванов» литовской театральной легенды Эймунтаса Някрошюса, «Имитация жизни» венгра Корнеля Мундруцо и российская премьера трилогии Люка Персеваля «Любовь. Деньги. Голод. Трилогия моей семьи», поставленная в немецком театре «Талия» из Гамбурга совместно с фестивалем Руртриеннале.

Фотографии: BBC One; Hollywood Gang Production/Critical Content; Skydance Television; Morgan Creek Productions/ 20th Century Fox Television; Cattleya/rai Cinema/La Chauve Souris; фестиваль «Заповедник»; Пиковая дама; Владимир Постов/ Александринский театр; Балтийский дом; Вова Яроцкий

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Якутия в эпицентре «собачьего» скандала Якутия в эпицентре «собачьего» скандала

Будет ли введен мораторий на закон об ответственном обращении с животными

Русский репортер
Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция

Доля предпринимателей, не сталкивающихся с трудностями, в 2025 году упала до 14%

Forbes
Илья Куруч Илья Куруч

Илья Куруч: пранк-субличности, стритстайл и фольклорные шедевры!

Собака.ru
Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память

Какой процесс играет ключевую роль в том, как хранятся воспоминания?

Inc.
Моя история Моя история

Cтрасть к историческим изысканиям не оставляет современных политиков

Дилетант
«Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю» «Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю»

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Две выдающиеся личности

OK!
Весна в облигациях Весна в облигациях

Бизнес не намерен снижать программы по капитальным инвестициям

Ведомости
Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
Эрдоган зажат между интересами США и Британии Эрдоган зажат между интересами США и Британии

Политический кризис в Турции может серьезно встряхнуть государство и регион

Монокль
Звезды манящие Звезды манящие

Ослепительная вспышка, которой уже некого слепить, миг неуловимый

Знание – сила
Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум

И спустя 200 лет пьесы Дениса Фонвизина остаются интересны и востребованы

Знание – сила
Возвращение гребного колеса Возвращение гребного колеса

Первые упоминания о гребном колесе относятся еще к древнейшим временам...

Наука и техника
Неуместные следы и водоплавающий единорог: злоключения Карла Бау Неуместные следы и водоплавающий единорог: злоключения Карла Бау

«Научный» креационизм. Мифы и предубеждения

Наука и техника
Сверхурочная экономика Сверхурочная экономика

Власти и работодатели концептуально договорились об изменении Трудового кодекса

Ведомости
Авианосцы ВМС Индии XXI века Авианосцы ВМС Индии XXI века

История постройки авианосца «Викрант»

Наука и техника
Новый поход ветеранов Троянской войны Новый поход ветеранов Троянской войны

Филистимляне и троянцы против египетских фараонов

Знание – сила
«Галилея археологов» «Галилея археологов»

Археологи давно борются с искушением перекопать поглубже всю Святую Землю

Знание – сила
Беззубый театр. Беседа на спорные темы Беззубый театр. Беседа на спорные темы

Продолжение статьи худрука Марка Розовского о современном театре

Знание – сила
В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз

Сравнительная анатомия – старая наука, интеллектуальный опыт которой очень богат

Знание – сила
Водяные козлы – аристократы саванн Водяные козлы – аристократы саванн

«Водяных козлов я часто встречал в восточноафриканской саванне»

Знание – сила
Угольщикам недогрузили триллионы Угольщикам недогрузили триллионы

Минэнерго оценило потери российской угольной отрасли в 2 трлн руб

Ведомости
Гладкая мускулатура самолета – электродвигатели Гладкая мускулатура самолета – электродвигатели

Как выглядят авиационные электродвигатели, где установлены и как управляются?

Наука и техника
Монеты в восточной пыли Монеты в восточной пыли

Важным источником наших знаний об античной истории являются монеты

Знание – сила
Революция со счастливым концом Революция со счастливым концом

Рубеж XIX и XX веков отмечен бурными событиями в целом ряде наук

Знание – сила
Островский – революция в русском театре Островский – революция в русском театре

Гончаров, известный трилогией на букву «О», был интересным и метким критиком

Знание – сила
Физика в поисках ответа на разгадку бытия: от Эйнштейна до Хокинга и Лоуренса Краусса Физика в поисках ответа на разгадку бытия: от Эйнштейна до Хокинга и Лоуренса Краусса

Почему существует Вселенная? Почему существует мир, почему в нем есть мы?

Знание – сила
Биология на рубеже веков, или Сто лет тому вперед Биология на рубеже веков, или Сто лет тому вперед

Биология в 1900-х годах по темпам своего развития ничуть не отставала от физики

Знание – сила
Культура сбережений: зачем откладывать на завтра то, что можно потратить сегодня? Культура сбережений: зачем откладывать на завтра то, что можно потратить сегодня?

Зачем каждому гражданину нужно выработать у себя привычку делать сбережения?

Наука и техника
Вновь о темной материи Вновь о темной материи

Проблема темной материи всерьез привлекает ученых

Знание – сила
Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое» Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое»

Актриса Мария Мацель — о том, как снимаются фильмы-сны

Ведомости
Открыть в приложении