Давайте говорить друг другу: «Графоманы»

Русский репортерОбщество

Сделайте мне больно

Давайте говорить друг другу: «Графоманы»

Игорь Найденов, репортер
Иллюстрация: Ольга Аршавская

Это счастье, когда на твоем жизненном пути встречается человек, который способен аргументированно и тактично доказать тебе, что ты занимаешься не своим делом и почти ничего, кроме пресной овсянки, у тебя не выходит.

Важность такого человека преуменьшена в той же степени, в какой преувеличена важность вдохновителя, мотиватора и прочих деятелей, побуждающих к личностному росту.

В юности я занимался футболом, учился в спортивном классе и не видел себя никем кроме профессионального спортсмена. Я был убежден, что родился футболистом, лучше меня играет разве что Марадона и еще, может быть, Федор Черенков. А ближе к выпуску из школы, когда нас стали распределять по командам мастеров, меня подозвал наш тренер Борис Николаевич и сказал: «Не обижайся, парень, но для тебя самого будет лучше, если ты бросишь это дело и пойдешь в институт. Ты же и сам знаешь, что одноногий, что левая нога у тебя не для футбола, а для ходьбы».

Я не знал. И он, конечно, говорил больше и долго. Но это главное, что запомнилось.

Я был зол и надолго обиделся, очень сильно обиделся. И только лет через пятнадцать понял, какой услугой одарил меня тренер на развилке моей жизни. Он не указал мне мой путь, зато он указал мне путь не мой.

Не возьми он на себя смелость быть со мной жестко откровенным, я бы, вероятнее всего, пропал, как и многие наши: перебивался бы в какой-нибудь второй лиге, завидуя своим талантливым одноклассникам, играющим в высшей, потихоньку спивался и затем к сорока годам повесил бы бутсы на гвоздь — без профессии, работы и, главное, полный сожаления о неудавшейся жизни.

Я стал разыскивать Бориса Николаевича, чтобы поблагодарить за своевременную утрату иллюзий. Но он уже умер.

Мне вообще всегда везло на правильных демотиваторов, делавших мне больно с пользой для меня.

Помню, поступив в технический вуз, я возомнил себя программистом. Сдавал модный тогда язык программирования «Фортран». Сдавал и никак не мог. Раз, третий, пятый. Когда я пришел на зачет в восьмой раз, пожилая еврейская преподавательница скорбно, как умеют только еврейские преподавательницы, посмотрела на меня и произнесла: «Молодой человек, у вас же на лице написано, что вы гуманитарий».

Будто нарочно в это время я увлекся Горьким и прочел в «Климе Самгине»:

«В наших университетах по-настоящему учатся только немцы, поляки и евреи. А из русских — только дети попов. Все остальные россияне не учатся, а увлекаются поэзией безотчетных поступков. И страдают внезапными приступами испанской гордости».

Это было про меня — слава богу, хватило ума догадаться.

Тотальная политкорректность, поработившая наши пределы, не позволяет сказать: «Эй, старик, никакой ты не рокер, займись столяркой, ты же в детстве так любил возиться с деревом!» Или: «Хреновый из тебя архитектор. А в школе помнишь как здорово писал сочинения?»

И дело тут не столько в развале системы профориентации. Сколько бы судеб сложилось иначе, честнее, насколько было бы больше счастливых людей, умей мы сказать друг другу без стеснения и обиды эти слова.

И вот откуда теперь столько низкоквалифицированных высокомотивированных людей, иначе говоря — графоманов в широком смысле слова. Не творящих, а повторяющих, не делающих, а имитирующих дело. Не имеющих ни своего стиля, ни своей мысли.

Ирина Антонова, бывший директор Пушкинского музея, прямо говорит, что наступило время репродукций.

Художник Михаил Шемякин прямо говорит, что классическое образование и профессионалы стали не нужны. А что нужно, спрашивают его. Динамика, секс и все, что связано с новыми технологиями, отвечает он, цитируя директрису музея Американского искусства Уитни в Нью-Йорке.

Почему художник Павленский вторичен со своими арт-поджогами по отношению к тому же Шемякину? Да потому что Шемякин в свое время уже все, что хотел, поджег. Помню сюжет многолетней давности, как он, хулиганя в эмиграции, взял обычный стул, опалил его и заявляет: «Теперь он стоит тысячи долларов». Это было круто. Тогда. А сейчас — пресная овсянка.

На первый план выходят интерпретаторы.

Иэн Макьюэн, британский писатель, лауреат Букеровской премии, помог своему младшему сыну Грегу написать эссе по собственному роману «Невыносимая любовь».

Но преподаватель принципиально не согласился с выводами, сделанными в эссе, и поставил Грегу тройку. Позже Иэн Макьюэн отметил, что история была бы красивее, если бы сын получил двойку.

Ошибочно считается, что графоманы безвредны. Их много, они шумные, и их поэтому слышно. В отличие от авторов, работающих в тишине. Графоманы формируют атмосферу, опускают планку, и молодым кажется, что это и есть профессиональный уровень.

Между тем определить графомана несложно. Такие люди сбиваются в стаи, где хвалят друг друга, в соцсетях, кружках — там к ним приходит уверенность в себе. Они не признают авторитетов. Они ведут курсы, всякие семинары-вебинары, словом — обучают. Они по-звериному серьезны и, как правило, у них туго с чувством юмора. Они превозносят статус и им кичатся: член Союза журналистов с такого-то года, наипочетный член Союза писателей, советник президента Академии информационных наук и все в таком роде.

Если подобная запись имеется в резюме, это точно — графоман.

Людям дела такое сообщать о себе по крайней мере неловко, многие презирают профессиональные союзы как раз за засилье графоманов, а если и вступают в них, то по слабости кошелька: журналисты, например, — чтобы по западным музеям бесплатно ходить.

А еще графоманы, и это основной их признак, не сомневаются, в отличие от авторов, в своем таланте и бесцеремонном праве называться профессионалом.

Был у меня главный редактор в газете «Утро России», а потом в газете «Культура» — Юрий Исаакович Белявский. Мудрый журналист. За годы редакторской деятельности он выработал свой принцип отбора текстов. Если, учил он, приходит к тебе человек с текстом и заявляет, что написал нетленку и надо срочно публиковать, это означает, что текст — говно. Если же к тебе приходит человек с текстом и сообщает, что написал тут какое-то говно, но ты посмотри, может, на что-то сгодится, — это означает, что текст — нетленка. 

Система сбоя не дала ни разу.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сериалы Сериалы

Обзор новых сериалов от Дмитрий Аношина

Русский репортер
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
«Нынешнюю модель можно изменить только указом президента» «Нынешнюю модель можно изменить только указом президента»

Почему сегодня строится не то, что нужно обществу? Актуальная тема

Монокль
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Кто даст мне сто долларов? Кто даст мне сто долларов?

Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s: инструкция по применению

Weekend
Александр Гронский и Алина Глазун Александр Гронский и Алина Глазун

Арт-паверкапл художницы Алины Глазун и фотографа Александра Гронского

Собака.ru
Несколько десятков страниц: 8 самых коротких книг-бестселлеров в мире Несколько десятков страниц: 8 самых коротких книг-бестселлеров в мире

Встречайте: 10 коротких, но жутко интересных и важных книг

ТехИнсайдер
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света» Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света»

«Он, как волшебник, прилетал ненадолго со съемок, а внизу его уже ждала машина»

Коллекция. Караван историй
Олег Мельников: «Спрос на банковское сопровождение контрактов растет из года в год» Олег Мельников: «Спрос на банковское сопровождение контрактов растет из года в год»

О значении механизма банковского сопровождения и его будущих возможностях

Ведомости
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
Идеальный руководитель: как найти баланс между строгостью и дружелюбием Идеальный руководитель: как найти баланс между строгостью и дружелюбием

Какие качества и подходы делают руководителя эффективным лидером?

Inc.
Кардиналы визажа Кардиналы визажа

Как менялись мейкап-тенденции в ХХ–ХХI веках

Moodboard
ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП

ИП и ООО: чем отличаются и какая форма ведения бизнеса подойдет именно вам?

Inc.
Лофт для гедониста Лофт для гедониста

Элементы экстерьера получили продолжение в оформлении интерьера в стиле лофт

Идеи Вашего Дома
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Внедрение ИИ в России: «Мы движемся к точке невозврата» Внедрение ИИ в России: «Мы движемся к точке невозврата»

ИТ-эксперт о необходимых законах об ИИ и угрозах бесконтрольной цифровизации

ФедералПресс
Учеба на износ Учеба на износ

Почему школьники заняты больше, чем работающие взрослые?

Ведомости
Лето без хита: почему в музыке не хватило героев и при чем тут Морган Уоллен Лето без хита: почему в музыке не хватило героев и при чем тут Морган Уоллен

Год без хита: как музыка ушла в прошлое

Правила жизни
Равнодушные сотрудники и старые технологии: за что Sony не полюбил СССР Равнодушные сотрудники и старые технологии: за что Sony не полюбил СССР

Визит Акио Мориты в СССР: почему советские рабочие отпугнули основателя Sony

ТехИнсайдер
Прогулка в облаках Прогулка в облаках

Эта кухня — очень нежная, гармоничная и в то же время функциональная

Идеи Вашего Дома
Мужское здоровье глазами врача Мужское здоровье глазами врача

Почему мужчины реже проходят профилактические обследования?

Здоровье
Лица против мошенников Лица против мошенников

Эксперты по информационной безопасности не уверены в абсолютной защите биометрии

Ведомости
«Ничто не возникает внезапно» «Ничто не возникает внезапно»

Режиссер Александр Сокуров — о новом фильме, истории и ошибках

Weekend
На гребне волны На гребне волны

В интерьере сохранена морская тематика, цветовые сочетания синего и оранжевого

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении