Ручной труд в тренде

Могут ли мейкеры создать новую экономику

Русский репортерБизнес

Ручной труд в тренде

Могут ли мейкеры создать новую экономику

Текст: Дарья Данилова, Ольга Тимофеева-Глазунова

Евгений Миленький достиг успеха, соединив, как ему казалось, две вещи несовместные – культурологическое образование и умение работать руками

Ручной труд перестал быть признаком отсталости. Все чаще люди хорошо оплачиваемых интеллектуальных профессий уходят из офисов в ремесленничество и мейкерство. Таков мировой тренд, ставший заметным и в российских мегаполисах. И это вопрос не столько о бизнесе, сколько о счастье. Если появляется выбор, современный человек предпочитает не быть роботом ни на заводе, ни в офисе, а ищет в новом цифровом мире максимально доступную и «теплую» самореализацию.

Евгений Миленький учился на культуролога, а стал печником.

— Преподаватель по истории живописи мне говорил: «Женя, у тебя есть две классные темы, которые ты можешь объединить. Ты, с одной стороны, стремишься быть художественно образованным, а с другой — у тебя руки хорошие. Объедини это, и ты будешь управлять своей жизнью». Я отвечал, что этого никогда не срастить. А он обещал, что я еще вспомню его.

После школы Евгений Миленький поступал на философский факультет, но не прошел по конкурсу. На следующий год подал документы на факультет культурологии.

— Меня привлекало искусство, философия, и я был скорее гуманитарно, чем технически ориентирован, — вспоминает Евгений. — У меня с детства была склонность теоретизировать и поучать. Я представлял себя таким антропологом, «изучателем» человеческой сути.

Учась на культуролога, Женя успевал ходить на лекции во ВГИК, в консерваторию и ГИТИС. Так сложился круг друзей из художников, актеров и журналистов. Но это не отвечало на главный его вопрос: «кто я»?

— У меня был комплекс самозванца. И еще мне казалось, что эта профессия стоит в стороне от жизни. Вот есть нормальные люди, а есть профессиональные наблюдатели. И я помню, что такого рода внутренние ощущения были и у моих друзей, журналистов и актеров.

Фотографии, лекции в консерватории, спектакли и выставки — все это составляло лишь одну сторону жизни. Но была и другая, о которой Женя предпочитал не распространяться.

— Я этой работы довольно долго стеснялся. В моей голове было разделение: есть интеллектуалы — актеры, артисты, а есть сермяжная, нелицеприятная изнанка жизни — «работа на стройке». Мне нравилось себя представлять фотографом. Но на фотографию я больше тратил деньги, чем зарабатывал. Фотография окупала сама себя, но не кормила. А камины меня кормили.

В тот год, когда Женя не поступил на философский, он решил получить какую-нибудь прикладную профессию. Купил газету «Из рук в руки», просмотрел объявления об образовательных курсах и выбрал печное дело.

— Печник — профессия снобская, — объясняет необычный выбор Женя. — Это специализированное узкое знание. Ты не просто каменщик — ты печник. Ты знаешь аэродинамику, хитрую логику «расположения» дымоходов. Есть что хранить в секрете.

К тому моменту Женя уже умел кое-что делать руками. В школе вырезал из деревянных капов фигурки. Летом работал на стройке — так и накопил денег на курсы. А еще у Евгения была хорошая наследственность: про его отца говорили, что у него золотые руки.

— Отец умер, когда мне было двенадцать, — рассказывает Женя. — Ничему конкретному он меня не научил, но я с завистью отмечал, что он почти все умеет. Он был чеканщиком: чеканил из цветных металлов декоративные полотна для оформления интерьера. Это был его параллельный заработок. Вообще он работал художником-оформителем аэропорта Шереметьево, а потом стал бортпроводником. Он постоянно был в рейсах, дома мы его видели редко. Ночами в гараже он делал свои чеканки. Я помню запах гуаши, плакатные перья, контуры шрифтов и этот гараж, священное место с миллионом напильников и молоточков… Это был культовый в моем детстве человек. Наверное, мне мечталось когда-нибудь стать таким, как он.

Окончив курсы, Женя стал работать монтажником каминов. Работу совмещал с учебой в институте. Мама зарабатывала немного, надо было помогать. Когда была сессия, почти не работал. Когда не было сессии, почти не учился.

Несколько лет Женя монтировал и запускал типовые камины, придуманные другими людьми. Их набралось несколько сотен. Но все изменил первый камин, который Евгению доверили придумать самому.

— Заказчиком был именитый советский скульптор-монументалист, дедушка моего друга. Он сказал: «Сделай камин для моей семьи так, как ты его себе представляешь». Я его нарисовал, спроектировал и построил. И оказалось, что это клево. С этого момента открылся новый шлюз: я стал доверять своим рукам и своим способностям. Это оказалось то счастье, о котором я мечтал с детства.

Сейчас его камины стоят на кораблях, в ресторанах и частных особняках. Оттолкнувшись от каминов, Евгений шагнул к металлу, который так хорошо поддавался рукам отца — люстры, столешницы и декор для отелей, ресторанов и жилых комплексов под его руководством разрабатывает команда дизайнеров, скульпторов, мастеров и технологов. Недавно Евгений Миленький представлял собственную скульптуру из кирпича и металла на выставке в Голландии — теперь нужно найти время съездить в Амстердам и установить скульптуру во дворе частного дома коллекционера, который ее приобрел.

А культурологом Женя не стал.

Мейкеры и крафтсмены

Евгений — классический пример мейкера, для которого хобби стало работой и в конце концов бизнесом. Слово «мейкер» пришло в русский язык из английского, и следом за британцами у нас тоже стали называть ремесленников мейкерами.

— В американской традиции этот термин чаще применяется к сфере инноваций, — рассказывает декан факультета социокультурных проектов Шанинки Ольга Карпова. — У них мейкеры — это и изобретатели, которые создают новые современные материалы, и все, кто работает с инновациями, делают какие-то протезы, например. Здесь много самых разных, новых, креативных историй. Это мейкерские стартапы, инновационный менеджмент. Более широкое слово — «крафтс».

В большом городе мейкеры и крафстмены кажутся новым явлением, хотя на самом деле они продолжают хорошо забытое старое. Разница в том, как они это делают. Пекут хлеб или строгают стол так, что этому хотят подражать, — то есть задают тренд. Но, по большому счету, крафтсмены — это и те, кто занят традиционными промыслами: всеми этими матрешками, лаптями и балалайками, которые покупают разве что туристы.

Образ жизни и способы заработка крафтсменов давно и глубоко изучают в Великобритании. Исследованиями занят британский Совет по делам ремесла, который стремится поддержать новых ремесленников и адаптировать к современным условиям традиционные промыслы. Исследования направлены на то, чтобы придать старинным ремеслам новый смысл и помочь крафтсменам найти свою нишу.

— Если говорить о главной проблеме, которая есть у так называемых новых ремесленников, — продолжает Ольга Карпова, — она связана с тем, что изначально ремесло дает штучную продукцию, в лучшем случае мелкосерийную, но все равно это индивидуальные вещи. С приходом массового производства актуальность этой продукции ушла. И сейчас надо изобретать новую актуальность.

Независимость

Дмитрий Захаров недавно переехал жить за город, там теперь у него дом и мастерская. Его работы, как и процесс их изготовления, представлены на его страничке в Инстаграме. Через эту страничку его находят будущие клиенты. Дмитрий шьет сумки и рюкзаки, ремни и кошельки — это ручная работа уникального качества — и время от времени дает мастер-классы.

Дмитрий Захаров не мог найти себя ни в технических, ни в художественных профессиях. Оказалось, что он отличный мастер. За кожаными рюкзаками его работы клиенты готовы ждать в очереди

Он никогда не собирался стать мастером и очень удивился бы, если бы кто-то ему сказал, что его ждет такой поворот судьбы. Учился, искал себя, и от этих поисков у него осталось два разнонаправленных и неоконченных образования — инженер-строитель и художник-педагог. Он не смог представить себя в 40 лет инженером, просиживающим дни в кабинете; пошел учиться на художника, но к третьему курсу и там стало скучно.

— И так совпало, что меня попросили уйти. С тех пор я занимаюсь кожей.

Его профессия и будущее уже давно были рядом. С тех пор как, ничего не умея, он захотел сшить сумку.

— Я ходил с тряпочной сумкой, она у меня истерлась. А на ней был кожаный кармашек — я посмотрел на него и подумал, что, наверное, если вся сумка будет из кожи, это классно. Походил по магазинам — это был 2010-й год, все было слишком дорогое для студента, и я подумал: если найду кожу, то и сам смогу сделать. И вот как-то еду в электричке и рисую эскиз, рядом со мной сидит дядька. «А вы что, сумки делаете?» — спрашивает. Я сказал: нет, вот хочу сшить. И он подсказал, где кожу купить. Оказалось, он тоже сумками занимается. Я съездил, купил. И сшил сумку.

На сумку ушли все зимние каникулы, и Дмитрий решил, что больше никогда с этим не свяжется — труд был объемный. Но зарекаться было поздно: он уже пообещал сшить сумочку подруге. Потом — попросила однокурсница. Потом — сделал себе кошелек. Потом стали просить другие люди, и получилось так, что он все время что-то шил. Работа стала приносить доход.

— Я не почувствовал сложностей перехода. Вообще, если свое жилье есть, то не так много надо. Десяти квадратных метров уже достаточно, чтобы начать.

Учился Дмитрий методом проб и ошибок. Смотрел на сумки в магазинах. Искал в интернете западных мастеров. Инстаграм только появился, в «Живом Журнале» специалистов почти не было.

— Сейчас информации просто куча. В последние три года пошел очень большой приток мастеров. Инстаграм я веду лет пять и стал замечать, что начинающих прямо лавина.

— Вы чувствуете конкуренцию?

— Уже есть люди, которые наступают на пятки. Большинство мастеров делает мелкие изделия, кошельки, небольшие клатчи. А если нужна большая сумка или рюкзак — тут пока конкуренции нет. Сумки — более сложные изделия, тут уже требуется образование.

Эта работа выросла из хобби. Доход нестабильный, деньги куда-то улетают, но Дмитрию важно, что теперь у него есть независимость.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Металлические подсолнухи на выжженном поле Металлические подсолнухи на выжженном поле

Будущее солнечных батарей будет совсем не таким, как кажется сегодня

Naked Science, октябрь'19
Как понять, что нами манипулируют Как понять, что нами манипулируют

Как распознать манипуляцию и научиться ей противостоять

Psychologies, октябрь'19
Нечего ловить Нечего ловить

Почему на Сахалине исчезла рыба

Русский репортер, октябрь'19
Проблемы голубых кровей Проблемы голубых кровей

Сотни тысяч мечехвостов истекают кровью ради человечества

Популярная механика, ноябрь'19
Режис Тригель Режис Тригель

Как перестать соблюдать режим фуа-гра и круассанов

Esquire, октябрь'18
Как правильно наносить бэкфист? Как правильно наносить бэкфист?

Бэкфист, он же удар рукой с разворота, — один из самых эффектных на вид приемов

Men’s Health, ноябрь'19
Кровожадный гуманизм Кровожадный гуманизм

В эпоху революционного террора гильотина оказалась очень востребованной

Дилетант, август'19
Почему волосы быстро пачкаются? Почему волосы быстро пачкаются?

Волосы выглядят неопрятно? Это знак, что коже головы нужен специальный уход

Здоровье, июль'19
Горячо! Горячо!

Ближний Восток на грани новой войны

Эксперт, сентябрь'19
5 достойных смартфонов отечественных производителей 5 достойных смартфонов отечественных производителей

Кроме китайских телефонов существуют неплохие российские бюджетники на Android

CHIP, октябрь'19
«Thomas Cook оказался не готов к смене бизнес-модели». Почему рухнул старейший туроператор мира «Thomas Cook оказался не готов к смене бизнес-модели». Почему рухнул старейший туроператор мира

Тарас Демура поделился видением ситуации с банкротством компании Thomas Cook

National Geographic, октябрь'19
Тренировка с фитнес-лентой Тренировка с фитнес-лентой

Берите на заметку комплекс домашних упражнений от Анастасии Чирченко

Домашний Очаг, ноябрь'19
«Финансовая зависимость от мужчины — один из первостепенных факторов риска»: интервью с директором Центра по работе с проблемой насилия «Финансовая зависимость от мужчины — один из первостепенных факторов риска»: интервью с директором Центра по работе с проблемой насилия

В середине сентября в Москве открылся Центр по работе с проблемой насилия

Forbes, октябрь'19
Джастин и Хейли Бибер довели до слез гостей своей предсвадебной вечеринки Джастин и Хейли Бибер довели до слез гостей своей предсвадебной вечеринки

Гостей вечера растрогал неожиданный выбор фильма жениха и невесты

Cosmopolitan, октябрь'19
Как красиво фотографировать на телефон Как красиво фотографировать на телефон

Учимся красиво фотографировать на телефон

CHIP, октябрь'19
Гроза школы: что делать, если ваш ребенок издевается над другими детьми Гроза школы: что делать, если ваш ребенок издевается над другими детьми

Что делать родителям, если главным «злодеем» оказался именно их ребенок

Psychologies, октябрь'19
«Железка» в контексте «Железка» в контексте

ОАО РЖД смотрится достойно в табели о рангах крупнейших железнодорожных компаний

Эксперт, октябрь'19
Молодая поросль Молодая поросль

Лауреат «Кинотавра» Александр Кузнецов — артист совершенно новой формации

GQ, ноябрь'19
Глобальные цифры для российского бюджета Глобальные цифры для российского бюджета

Минфин выступил за налогообложение прибыли интернет-гигантов

РБК, октябрь'19
10 способов сделать подставку для смартфона своими руками 10 способов сделать подставку для смартфона своими руками

Сложно представить жизнь без смартфона, но не у всех есть подставка для гаджета

Популярная механика, октябрь'19
Слухи о моей жизни Слухи о моей жизни

Биография великого писателя и юмориста Марка Твена

Maxim, ноябрь'19
20 инноваций, которые спасут нашу планету 20 инноваций, которые спасут нашу планету

Топ-20 проектов, которые позволят сделать наш мир лучше

Naked Science, октябрь'19
Как носить пальто зимой: 5 удачных и 5 неудачных примеров звезд Как носить пальто зимой: 5 удачных и 5 неудачных примеров звезд

Звезды показывают, как стоит и как не стоит носить пальто в этом сезоне

Cosmopolitan, октябрь'19
Почему искать баланс между семьей и карьерой не нужно и даже вредно Почему искать баланс между семьей и карьерой не нужно и даже вредно

Поиск баланса между семьей и карьерой лишает энергии и веры в себя

Psychologies, октябрь'19
Роковая ошибка Сталина Роковая ошибка Сталина

Стратегия советского диктатора помогла Гитлеру прийти к власти

Дилетант, ноябрь'19
«Государство обязано держать слово»: почему поворот в деле Израйлита не успокоит бизнес «Государство обязано держать слово»: почему поворот в деле Израйлита не успокоит бизнес

Чтобы вернуть доверие бизнеса, нужны более серьезные шаги

Forbes, октябрь'19
Apple Arcade: обзор, игры, отзывы Apple Arcade: обзор, игры, отзывы

Все, что нужно знать о новом игровом сервисе Apple Arcade

Esquire, октябрь'19
Самая коварная ловушка. Миллиардер Рыбаков о своей формуле успеха Самая коварная ловушка. Миллиардер Рыбаков о своей формуле успеха

Российский миллиардер Игорь Рыбаков размышляет о феномене успеха в бизнесе

Forbes, октябрь'19
Самые запоминающиеся фото об экологических проблемах мира 2019 года Самые запоминающиеся фото об экологических проблемах мира 2019 года

Лучшие работы фотоконкурса Environmental Photographer — 2019

Forbes, октябрь'19
Дима Билан и Елена Перминова: «Следите за новостями! Скоро мы все вам расскажем» Дима Билан и Елена Перминова: «Следите за новостями! Скоро мы все вам расскажем»

Разговор Димы Билана и Елены Перминовой о вдохновении и благотворительности

Grazia, октябрь'19