Нейроуниверситет. Зачем высшему образованию искусственный интеллект

Русский репортерОбщество

Нейроуниверситет

Зачем высшему образованию искусственный интеллект

Андрей Константинов

Каким должно стать образование в цифровой век? Образовательный интенсив «Остров», состоявшийся в прошлом году на острове Русский во Владивостоке, можно считать самым масштабным российским экспериментом на эту тему. О текущих его итогах мы попросили рассказать Василия Третьякова, генерального директора Университета 2035, под эгидой которого проходил «Остров»

— Слышал, что все участники «Острова» носили какие-то браслеты. Зачем?

— Людей заставляли работать 11 дней по 14 часов в сутки, причем они постоянно сталкивались с вызовами, не могли что-то сделать. Искусственный интеллект, который подсказывал людям, куда идти, все время толкал человека в те области, с которыми он был не знаком. Мы стремились форсировать преодоление человеком внутренних барьеров, выйти за привычные рамки — допустим, научить управленца программировать. Это очень сложно и психологически, и физически. Необходимо было мониторить состояние людей и собрать данные для себя, чтобы понять, можно ли так делать вообще; для этого мы использовали биометрические датчики частоты сердечного ритма (включая микробиения сердца, которые дают очень много информации о состоянии человека — мы продолжаем ее исследовать).

В реальном времени браслеты давали данные о том, какой уровень стресса и усталости у каждого обучающегося. Рекомендации выдавались человеку с учетом его состояния, не позволяя перегружаться и надолго выключаться. Чем старше были люди, тем им было труднее, у многих участников старше 35 лет после шести дней наступало истощение. А наша цель — научиться с помощью такой обратной связи годами удерживать человека на творческом подъеме, в самом продуктивном периоде. Ведь задача нашего университета — не пичкать человека новыми знаниями, а позволять ему оставаться продуктивным и понимать, куда он движется.

— Вообще Университет 2035 — это ведь не совсем вуз?

— Это вообще не место, а новый формат в образовании. Потребность в нем диктовалась тем, что у людей есть запрос на саморазвитие, а адекватных этому запросу форматов нет. Каждый из нас это ощущает на себе. Как мы сейчас строим свою траекторию развития? Что-то иногда читаем, ходим на какие-то мероприятия, — но отсутствуют форматы, в которых человек мог бы систематически заниматься саморазвитием.

Раньше можно было освоить профессию и всю жизнь совершенствоваться в ее рамках, добавляя себе недостающие компетенции редкими курсами повышения квалификации. Это больше не работает, особенно когда вам нужно создать новый технологический продукт. В зависимости от особенностей этого продукта нужно получить передовые знания и компетенции, характерные для совершенно разных профессий — и все это вы должны собрать сами! В вузах такой сборке не учат. При этом число образовательных форматов все время растет, вы уже не способны сами разобраться в их многообразии и оценить, что вам нужно. Поэтому и возник вопрос: как создать университет, который сможет это делать, собирая лучшие методы обучения компетенциям со всего мира. Нужен университет, который позволяет человеку построить свою персональную траекторию развития, который сопровождает его на протяжении всей жизни. В мире в последние годы разные коллективы пытаются решить эту задачу — но пока все работают в формате готовой образовательной программы, куда помещают учащегося.

— У вас нет готовой программы?

— Мы впервые сказали, что у нас нет выпускников. Мы со временем узнаем все больше и больше о человеке, который к нам пришел, а значит, можем давать ему все более точные рекомендации. И классического здания с аудиториями у нас нет и не будет. «Университет 2035» — цифровой, наша задача — не построить университет сам по себе, а создать новые практики, методики, которые распространятся на всю систему образования и повысят ее качество.

— Что такое «Остров», как он возник?

— Вы же понимаете, что если просто дать человеку цифровой сервис, помогающий развиваться, то у него, скорей всего, не хватит мотивации, не возникнет сильной включенности. Сначала мы пытались проводить регулярные встречи — интенсивы, рассчитанные на десятки человек, чтобы поддержать их мотивацию к освоению нужного им цифрового контента. Но поняли, что энергетики таких встреч не хватает: они не дают нужного заряда на постоянное самообучение и саморазвитие. Стало понятно, что нужно что-то совсем иное. И этим иным, снимающим все барьеры форматом стал «Остров».

— Но ведь там тоже были привычные лекции, воркшопы, проверка заданий?

— Да, к тому же все происходило в университетских аудиториях ДВФУ, было какое-то расписание — но этим привычные вещи и ограничивались. Можно начать с того, как осуществлялся набор. Мы разработали цифровую систему отбора, которая позволяла получить очень много информации о человеке, в том числе о его личных качествах, привычных способах поведения, о том, что его мотивирует, об особенностях мышления. Мы не выделяли лучших по каким-то общим для всех критериям — нам нужны были разные люди, которые подходили бы для разных ролей, дополняли бы друг друга, добавляли команде какие-то недостающие компетенции: технари, гуманитарии, лидеры. Ведь задача Острова — не обучить отдельных людей, а сформировать сообщество, которое будет само себя мотивировать на развитие и порождать коллективы, способные решать сложные задачи.

Отбор осуществлял искусственный интеллект; он же рекомендовал человеку мероприятия на основе всей накопленной о нем информации. Выбор, конечно, делали сами участники — а он был непрост, ведь одновременно проходили десятки мероприятий. Постоянный выбор приводил к тому, что человек все время переосмыслял, чему именно он хочет научиться, кем видит себя в будущем — предпринимателем или разработчиком технологий, создателем конкретного продукта или создателем целых экосистем. И люди переопределяли свои цели, начинали по-другому себя оценивать, потому что увидеть, что ты можешь и чем ценен, можно только в сообществе, среди людей, которым ты нужен.

— А что это были за люди?

— Получилось очень сбалансированное сообщество. Конечно, были студенты, но было и сто выдающихся школьников (они, кстати, разбираются в цифровых технологиях на порядок лучше взрослых участников), были участники команд, создающие технологии будущего, создатели стартапов и руководители компаний, чиновники, занимающиеся цифровизацией. Средний возраст участников — за 30. В итоге они поняли, что гораздо лучше для проектов строить коллаборации, куда входят люди разного возраста, с разным опытом и из разных социальных групп.

— Как оценить итоги «Острова»?

— Пока однозначно оценить ничего нельзя — ведь мы продолжаем следить за траекторией развития участников, работаем с ними дальше. Для нас принципиально важно, что произойдет в их жизни: кто создаст новый проект, кто поменяет работу, кто с кем выстроит сотрудничество. Мне кажется, они сейчас очень активны и жадны до знаний, но все же пока рано об этом судить — еще и полугода не прошло.

И мы сами очень многому научились. Поняли, что такое цифровой след, как его преобразовать в цифровой профиль компетенций, как использовать все эти данные в работе. Поняли, что спорт по утрам — это очень правильно, и когда человек пробует себя в чем-то новом из области спорта, это мотивирует его преодолевать барьеры в профессиональной сфере. Многие из этих открытий уже отразились на новых проектах Университета 2035.

— Что это за проекты?

— Обучаем региональных чиновников принципам управления на основе данных: например, необходимо развивать транспортную систему на основе данных сотовых операторов о передвижениях людей в городе. Мы кстати, теперь используем для обратной связи и нейроинтерфейсы — гарнитуры ЭЭГ, которые регистрируют активность мозга, когнитивную нагрузку и таким образом показывают, насколько человеку легко даются те или иные знания.

Очень интересный формат мы запустили с университетом в Великом Новгороде, а в следующем году планируем охватить десятки и сотни вузов. Мы строим персональные траектории студентов, которые включаются в создание технологических продуктов — наша диагностика помогает им освоить недостающие компетенции, выбрать роли и объединиться в команды. Ребята начинают видеть свои перспективы, понимают, зачем им нужны знания, как их завтра применить на практике, и кардинально меняют свое отношение к учебе!

Фотография: Артем Ганжа

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прачечная на замке Прачечная на замке

Как российские деньги и прибалтийские банки потеряли друг друга

Forbes
Путь лидера. Чему нужно учиться профессионалу в 2019 году Путь лидера. Чему нужно учиться профессионалу в 2019 году

Самое сложное в стремлении к лидерству — управлять собой

Forbes
Можно ли на русских сказках воспитать из ребенка миллионера Можно ли на русских сказках воспитать из ребенка миллионера

Помогают ли народные сказки сформировать в ребенке основы финансовой грамотности

Forbes
Желтая субмарина: Стелла Маккартни посвятила коллекцию отцу и Beatles Желтая субмарина: Стелла Маккартни посвятила коллекцию отцу и Beatles

Желтая субмарина: Стелла Маккартни посвятила коллекцию отцу и Beatles

Cosmopolitan
В статусе «свободна» В статусе «свободна»

Где и как мы оступаемся на пути к семейному счастью и можно ли это исправить

Лиза
5 ошибок при стирке, которые «убивают» вашу машину 5 ошибок при стирке, которые «убивают» вашу машину

Проверьте себя: действительно ли вы (ваша жена) стираете правильно?

CHIP
Без страха и упрека Без страха и упрека

Кира Найтли могла уйти из кино 11 лет назад!

Grazia
Белый дом Белый дом

Этот дом неподалеку от Квебека зимой укутывает снег

Seasons of life
Техника молодежи Техника молодежи

Шесть современных художников, за которыми глаз да глаз

GQ
Шена Кэррол: “Для меня поезда иллюстрируют все противоречия нашей жизни” Шена Кэррол: “Для меня поезда иллюстрируют все противоречия нашей жизни”

Шена Кэррол: “Для меня поезда иллюстрируют все противоречия нашей жизни”

Cosmopolitan
Что происходит с акциями компании Apple? Что происходит с акциями компании Apple?

Неужели Apple уже не так хороши, как раньше

GQ
Шестой элемент. Для кого Виктор Вексельберг строит инновационный центр Шестой элемент. Для кого Виктор Вексельберг строит инновационный центр

Шестой элемент. Для кого Виктор Вексельберг строит инновационный центр

Forbes
Рыцари будущего: боевые роботы кузнеца из России Рыцари будущего: боевые роботы кузнеца из России

Рыцарская игрушка от потомственного кузнеца

Популярная механика
Быть Ульфом Старком Быть Ульфом Старком

О творчестве одного из самых любимых шведских писателей

Seasons of life
До $120 млрд: основатель Uber-экономики собрался на IPO До $120 млрд: основатель Uber-экономики собрался на IPO

До $120 млрд: основатель Uber-экономики собрался на IPO

Forbes
Молитва, сон, караоке. Как управленцы справляются со стрессом Молитва, сон, караоке. Как управленцы справляются со стрессом

Как бизнесмены и топ-менеджеры борются со стрессом

Forbes
Клетка для чемпиона Клетка для чемпиона

Клетчатый флаг и клетчатый принт для чемпиона «Формулы‑1» Льюиса Хэмилтона

GQ
Как Крепыш со Сметанкой коневодство поднимали Как Крепыш со Сметанкой коневодство поднимали

История лошадиных пород. Ты научишься отличать английских скакунов от мейн-кунов

Maxim
Джонни Депп доказал, что не избивал свою бывшую жену Эмбер Херд Джонни Депп доказал, что не избивал свою бывшую жену Эмбер Херд

55-летний актер подал в суд на британский таблоид The Sun

Cosmopolitan
8 шагов, чтобы преодолеть или предотвратить депрессию 8 шагов, чтобы преодолеть или предотвратить депрессию

Как тяжело признать депрессию и справиться с ней

Psychologies
Лайфхак-гид по зимней езде Лайфхак-гид по зимней езде

Десяток советов, как завестись и поехать зимой

Maxim
Долги, солдаты и сны Мадуро. Что ждет Венесуэлу? Долги, солдаты и сны Мадуро. Что ждет Венесуэлу?

Политологи и историки о попытке свержения Мадуро и ее возможных последствиях

Forbes
Rolls-Royce Cullinan Rolls-Royce Cullinan

Rolls-Royce Cullinan. SUV от люксовой марки

Quattroruote
«Не бросай на полпути»: как научить этому ребенка с учетом его психотипа «Не бросай на полпути»: как научить этому ребенка с учетом его психотипа

Что на самом деле мешает ребенку довести дело до конца

Psychologies
Тед Банди. Маньяк-убийца, ставший национальной суперзвездой Тед Банди. Маньяк-убийца, ставший национальной суперзвездой

Тед Банди. Маньяк-убийца, ставший национальной суперзвездой

Maxim
«Сумкование» лидера. Почему каждый руководитель должен найти свой образ «Сумкование» лидера. Почему каждый руководитель должен найти свой образ

Нужно уметь себя подавать и правильно одеваться

Forbes
Гаджеты для Пентагона: зачем военные уходят в виртуальную реальность Гаджеты для Пентагона: зачем военные уходят в виртуальную реальность

Зачем армии вымышленные миры

Forbes
Анонимные мессенджеры и умный город. Как оцифровали экономику в 2018 году Анонимные мессенджеры и умный город. Как оцифровали экономику в 2018 году

Основные тренды в цифровой экономике 2018 года

Forbes
Материнство как тюрьма: путь к свободе Материнство как тюрьма: путь к свободе

Что делать, если с рождением ребенка вам кажется, что вы проживаете чужую жизнь

Psychologies
Шесть опасных экспериментов, которые ученые проводили над собой Шесть опасных экспериментов, которые ученые проводили над собой

Проверять медицинские теории лучше всего на себе самом

Maxim
Открыть в приложении