Почему каждый, кто способен снимать себя, может стать героем кино

Русский репортерСобытия

Когда Леша встретил Гришу

Почему каждый, кто способен снимать себя, может стать героем кино

Дмитрий Кубасов

Леша — 21-летний гей, разочаровавшийся в любви, — получает камеру от авторов документального проекта «Реальность» и почти полгода снимает все, что с ним происходит, — от каминг-аута в семье до бытовых диалогов с друзьями. Эта способность Леши быть искренним перед объективом заинтересовала режиссера Дмитрия Кубасова — он продолжил наблюдать за героем и снял о Леше фильм «Бабочки», который побывал на многих международных кинофестивалях, а в мае — на единственном ЛГБТ-кинофестивале в России «Бок о бок». «РР» поговорил с режиссером о реальном человеке, который перемещается в пространство кино, об Александре Расторгуеве, предсказавшем тренд на видео в социальных сетях, и о том, почему сегодня невозможно снять «Пролетая над гнездом кукушки» с актерами в кадре.

— Как вы узнали историю Леши?

Александр Расторгуев позвал меня вместе делать проект «Реальность» в конце 2012 года. Смысл заключался в том, что герой получает в руки камеру и, фактически без оператора, становится автором фильма о самом себе. В этом проекте принимал участие еще Павел Костомаров, продюсером был Алексей Пивоваров. Планировали делать интернет-проект, был объявлен кастинг — за полгода к нам пришло около полутора тысяч человек разных возрастных категорий, разных социальных групп, из разных регионов. Получился полноценный срез российского общества. Одним из участников был Алексей, который впоследствии стал героем фильма «Бабочки». Мы познакомились на кастинге, пообщались. Нашей главной задачей было мотивировать героев на съемку. Люди приходили, но, понятное дело, после кастинга не все возвращались с материалом — кто-то просто исчезал.

Было простое задание — поснимать свою жизнь на видеокамеру или мобильный телефон, начиная с сегодня. Так мы узнавали, из чего состоит жизнь героя на данный момент. Спустя полтора-два месяца Леша принес материал, который оказался мощнейшим, невероятно драматичным, очень искренним. Даже несколько лет обучения во ВГИКе не дадут тебе гарантии, что ты сможешь так снять. Я понял, что Леша может стать интереснейшим героем и соавтором, ведь он сам себя снимал.

Леша на кинофестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского (Ивановская область)

— Вы сами предложили герою поехать на фестиваль «Зеркало», где он вдруг встречает парня, в которого влюбляется?

Да, мне поступило предложение от продюсера «Зеркала» сделать кино о фестивале. Я согласился на тех условиях, что на фестиваль приедет Леша с камерой, будет там проводить время, тусоваться. Тем более что у него самого была в этом потребность — он чувствует себя в киношном мире довольно органично.

— Вы ожидали, что на фестивале могут произойти поворотные события для вашего кино? Или это удача?

Удача, хотя можно сказать, что это было в некоторой степени ожидаемо. Леша находился в драматичной ситуации: он недавно расстался с человеком, с которым у него были долгие серьезные отношения. А как мы знаем сами про себя, человек либо в отношениях, либо ищет отношения. Мне показалось, что Леша находился в поиске новой любви. Технологии позволяют режиссеру быть с героем очень близко, а нет ничего интереснее, чем человек. Поэтому кино может делать то, чего не может театр, — без участия актеров и драматургов быть с человеком здесь и сейчас. Драматургией становится сама жизнь. В нашем случае сама жизнь указывала на то, что Леша находился в поиске. Появился Гриша, с которым у него завязались отношения. Гришу нельзя было придумать, он просто вошел в кадр. Когда Леша мне об этом рассказал, я просил его продолжать снимать, не останавливаться.

— Человек берет камеру и начинает снимать свою жизнь — наверное, в некоторые моменты ему приходится именно решаться на съемку, на запись неприятного диалога или неоднозначной ситуации. Характерна ли была для Леши самоцензура?

Одним из условий для героев проекта было отсутствие какой-либо цензуры по отношению к себе. Потому что, если они будут избирательны, мы не сможем далеко зайти. В искусстве нет компромиссов, нужно идти до конца. В этом смысле смелость и отвага героев дают нам возможность зафиксировать слепки жизни, которые останутся в вечности. Леша оказался героем именно такого уровня, он абсолютно бескомпромиссно снимал себя и свою жизнь. Без этой художественной свободы фильм вряд ли бы получился. У него не было практически никаких запретов, он буквально жил под камерой месяцев семь.

— Чем вас привлекла его история?

Она была очень перспективна с точки зрения разных поворотных моментов. Плюс меня подкупила абсолютная искренность Леши.

— Он рассказывал вам, почему пришел на кастинг? Как у него появилась потребность фиксировать все, что с ним происходит?

Он попал к нам случайно. У него было некое депрессивное состояние. И так как проект «Реальность» был довольно широко разрекламирован в социальных сетях, подруга Леши увидела приглашение и толкнула его утром в плечо, заставила пойти.

— В фильме мы видим маму, которая фактически выгоняет сына из дома, когда узнает о его ориентации. «Бабочки» побывали на разных фестивалях, в том числе за рубежом. Можете сказать, чувствуется ли по зрительской реакции готовность принимать?

Премьера фильма состоялась в Чехии, на крупном международном фестивале. Следующий показ был на ММКФ. И это были два совершенно разных показа. Если в Йиглаве зрители смотрели очень внимательно, но реагировали не так эмоционально и скорее холодно наблюдали за героями, то в Москве был и смех, и аплодисменты, и слезы — очень живой показ, зрители восприняли кино как трагифарс. Возможно, такая разница реакций связана с тем, что европейский зритель смотрит на все российское с определенным ощущением. Там в документалистике в последнее время очень большую роль играет критический аспект, в фильмах мир поделен на белое и черное, есть жертвы, есть палачи — все очень понятно. А «Бабочки» в принципе очень выделялись на фоне других картин, после показа мне говорили о том, что работа воздействует очень сильно, что это crazy movie. Мне кажется, в искусстве не должна быть видна конкретная точка зрения, ведь мир разнообразен. Может быть, сама задача, которая стоит перед зрителем во время просмотра «Бабочек», стала проблемой. В кино важно сочувствие герою, когда нужно не анализировать, а именно почувствовать — героя, конфликт, течение жизни, время.

Леша и Гриша, главные герои фильма «Бабочки»

— Что вообще сейчас характерно для документального кино молодых режиссеров в России? Есть тренд на конкретные темы?

Недавно я получил довольно негативный опыт — на одном из европейских кинофестивалей зашел на мастер-класс программного директора другого влиятельного европейского фестиваля. Он рассказывал, как снять фильм, чтобы он был им интересен, рисовал всякие графики. Он сказал: «Мы, европейские отборщики, обращаем на это внимание. У вас есть несколько способов быть отобранным. Первый — поехать снимать туда, где попраны демократические принципы. Есть несколько зон — вы можете поехать в Китай, в Россию или, если вам удастся, в Северную Корею. Вы затронете то, что нам неприятно». А далее перечислил несколько тем, которые тоже приветствуются, — прямым текстом. Он дал понять, что снимать можно на любую тему, но шансов оказаться в программе будет меньше. Ты хочешь, безусловно, чтобы твой фильм показывали на европейских фестивалях, но ты вынужден следовать неким правилам. Многие молодые авторы идут этой дорогой и снимают, по сути, «Крым наш», только наоборот. Мне кажется, что фестивали документального кино в какой-то степени сами себя скомпрометировали. Становится меньше пространства для искусства — принимается кино на актуальные темы, которые сегодня есть — завтра нет. С каждым годом все больше пропадает интерес к человеку. Мне близок последний слоган фестиваля «Докер»: «Кино важнее документа». Я вообще не делю кино на документальное и игровое. Мне нравится делать просто кино и не превращать его в резервуар. Может быть, это грубо прозвучит, но сравню с олимпиадой и паралимпиадой — как будто бы выделятся еще одна категория специально для документального кино, живущего по своим правилам. Но мне нравится, что постепенно кино избавляется от традиционных методов, которые когда-то были обязательными. Это и наличие сценария, и профессиональные актеры в кадре, и даже профессиональный оператор.

— Отдать камеру герою, как в проекте «Реальность», — это метод. Наблюдать за героем годами и попытаться драматургически выстроить его жизнь — тоже. А какие новые способы «общения» с реальностью появляются у документалистов сейчас?

На самом деле автор может снять фильм как угодно. Он может владеть любыми методами, но кино получается, только если происходит некая химия между режиссером, пространством и героем. Одно из моих потрясений в этом году — кино «Инструкция по освобождению» красноярского режиссера. Кино про девочек, которые находятся в психиатрическом учреждении — в поселении, где живут те, кого государство посчитало сумасшедшими. Это дебют Александра Кузнецова как режиссера, он несколько лет фотографировал жителей этого места (они похожи на персонажей «Пролетая над гнездом кукушки»), а потом решил снять кино. Но невозможно сегодня снять «Пролетая над гнездом кукушки» теми методами, что десятки лет назад использовал Форман, с актерами, которые играют сумасшедших. А здесь никто не играет, здесь есть некая сущностная материя. Получился грандиозный фильм, в котором две девочки борются за свое право доказать, что они не сумасшедшие, а государство начинает это проверять. В какой-то момент кажется, что герои поменялись местами: все вокруг сумасшедшие, а девочки — нормальные. Здесь, в отличие от театра или игрового кино, есть исповедальность, драматургия рождается течением жизни. И когда у героинь спрашивают, сколько будет шестью шесть, весь зал с места шепчет: «Тридцать шесть, ну скажи!» Еще десять лет назад невозможно было бы снять такое кино, потому что не было подходящей техники. Расторгуев говорил: «Сейчас, чтобы снять кино, достаточно одного маленького рюкзака». Этот интерес к жизни, надеюсь, никогда не пропадет. Хотя есть темы, которые нам никогда не суждено понять, — например, почему жизнь конечна.

— Сейчас, когда Расторгуева не стало, его ученики занимаются каким-то совместным документальным проектом?

Саша научил очень многих начинающих режиссеров жить во взрослой жизни, много энергии вложил в молодых авторов. Его ученики стали для русской документалистики яркими авторами и продолжают что-то делать, продолжают дело Саши. Кто-то снимает для «Радио Свобода» проект «Признаки жизни», я уже год снимаю веб-сериал для Youtube о команде любительского футбола — мы пока сняли 29 серий о парнях, которые работают продавцами в «Красном и белом» или пришли из армии и не знают, что делать дальше. В отличие от 2012 года, сейчас аудитория до этого уже доросла. Ребят узнают на улице. Это тоже продолжение пути Расторгуева — бескомпромиссное наблюдение за реальностью и перемещение реальных людей в пространство кино. Одно из главных достижений — люди, комментирующее наш сериал и убежденные в том, что это все постановка. Раньше добиться подобного было невозможно.

— Почему сейчас Youtube готов к подобным проектам? И что ему мешало раньше?

Героем кино может стать каждый, кто способен снимать про себя. И «Реальность» была первым масштабным проектом, доказывающим это. Сторис в инстаграме смотрят миллионы, появилась новая форма взаимодействия со зрителем, которой не нужны дополнительные инструменты. А Расторгуев стал делать это за целый год до того, как это появилось в инстаграме. Он предвидел, что Youtube будет смотреть интереснее, чем телек. Его фильм «Я тебя люблю» — просто тончайший. Сейчас это смотрится как более цельное кино, чем смотрелось в 2012 году — тогда фильм называли экспериментом, считали его немного маргинальным. Кто-то делит кино на документальное и игровое, но, вы знаете, я бы говорил так: есть «Груз 200», а есть «Я тебя люблю» Расторгуева и Костомарова.

Анна Рыжкова

Фотографии: из личного архива Дмитрия Кубасова; кадры из фильма «Бабочки» (2)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Полуголая модель прервала финал Лиги чемпионов ради свадьбы с россиянином Полуголая модель прервала финал Лиги чемпионов ради свадьбы с россиянином

На поле стадиона в Мадриде выбежала блондинка в черном купальнике

Cosmopolitan
Таня Терешина после скандального заявления о 100 тысячах рублей показала дочь Таня Терешина после скандального заявления о 100 тысячах рублей показала дочь

Бывшая солистка группы «Hi-Fi» поделилась с поклонниками фотографиями Арис

Cosmopolitan
В зеркале заднего вида В зеркале заднего вида

Нынешние события на Украине причудливым образом вписались в историческую канву

Огонёк
«Мы умеем лечить около 300 заболеваний» «Мы умеем лечить около 300 заболеваний»

Каково состояние нашей медицинской генетики и будут ли «редактировать» младенцев

Огонёк
Самые высокооплачиваемые спортсмены мира — 2019. Рейтинг Forbes Самые высокооплачиваемые спортсмены мира — 2019. Рейтинг Forbes

Рейтинг самых высокооплачиваемых спортсменов мира

Forbes
Лучшие сериалы всех времен: список из 12 шоу с самым высоким рейтингом Лучшие сериалы всех времен: список из 12 шоу с самым высоким рейтингом

Список для тех, кого интересуют самые рейтинговые шоу

Playboy
Министерский удел Министерский удел

Семья Александра Ткачева собрала самый дорогой земельный банк в стране

Forbes
Серхио Родригес: «Играть в NBA сложнее, чем в Европе» Серхио Родригес: «Играть в NBA сложнее, чем в Европе»

Защитник баскетбольного ЦСКА об уходе за бородой и любимой модели кроссовок

GQ
Что делать с легкими влюбленностями, когда ты в отношениях? Что делать с легкими влюбленностями, когда ты в отношениях?

Никто из нас не застрахован от случайных влюбленностей

Playboy
Селин Дион Селин Дион

Посланница красоты L’Oréal Paris доказывает, что в 51 жизнь только начинается

Elle
Немецкие ученые опровергли миф о скупости богатых Немецкие ученые опровергли миф о скупости богатых

Новое исследование опровергает представление о скупости богатых людей

Forbes
Вызов принят Вызов принят

6 июня выходит новый фильм из серии «Люди Икс» – «Темный Феникс»

Grazia
ASUS ZenBook S13: зачем ноутбуку военные стандарты ASUS ZenBook S13: зачем ноутбуку военные стандарты

Современные ноутбуки весьма разнообразны, но в массе своей похожи

Популярная механика
Три четверти бизнесменов не успели поставить онлайн-кассы к 1 июля Три четверти бизнесменов не успели поставить онлайн-кассы к 1 июля

Предпринимателям, не успевшим подключить онлайн-кассы, могут грозить штрафы

Forbes
Мультимиллионер Сергей Махлай стал фигурантом нового уголовного дела Мультимиллионер Сергей Махлай стал фигурантом нового уголовного дела

Организованное преступное сообщество похитило более 2,5 млрд рублей

Forbes
Как правильно выбрать телескоп и смотреть звезды Как правильно выбрать телескоп и смотреть звезды

Основные этапы выбора и особенности разных типов телескопов

CHIP
Кухня Кухня

Мы собрали кухни со всего света и разделили их по типам планировки

AD
Несостоявшаяся невеста: история проклятого платья Анны Бейкер Несостоявшаяся невеста: история проклятого платья Анны Бейкер

Жутковатая, но романтичная история Анны Бейкер и ее белого платья

Cosmopolitan
Мой любимый спорт — плавание Мой любимый спорт — плавание

Зачем наша героиня научилась плавать и почему теперь не променяет воду ни на что

Glamour
Лучшие мойки воздуха для дома: рейтинг 2019 года Лучшие мойки воздуха для дома: рейтинг 2019 года

Какую мойку воздуха выбрать среди множества моделей

CHIP
Императрица ночи и Распутин Императрица ночи и Распутин

Самое известное в Париже русское кабаре – «Распутин»

Story
Сэмюэл Росс и Вирджил Абло: «Мы не просто модой занимаемся, а искусством» Сэмюэл Росс и Вирджил Абло: «Мы не просто модой занимаемся, а искусством»

Каково быть дизайнером в 2019-м и зачем нужны учителя

GQ
Родное плечо Родное плечо

Александр Колобов провел свою сеть «Шоколадница» через все кризисы

Forbes
Главные тенденции мужской моды сезона весна–лето 2020 Главные тенденции мужской моды сезона весна–лето 2020

Недели мужской моды сезона весна–лето 2020 позади

Esquire
Как сказать девушке, что тебе нужно личное пространство (и не обидеть ее) Как сказать девушке, что тебе нужно личное пространство (и не обидеть ее)

В выстраивании личных границ нужно быть очень деликатным

Playboy
Дотянуться до звезды Дотянуться до звезды

Странное поведение фанатов и пострадавшие от них звезды

StarHit
«Не ори на мать!» Звезды, у которых очень напряженные отношения с родителями «Не ори на мать!» Звезды, у которых очень напряженные отношения с родителями

О тех звездах, кто не поддерживает связь с родней

Cosmopolitan
Выжить без прибора Выжить без прибора

Минстрой хочет отменить обязательную установку счетчиков тепла в новостройках

Эксперт
“Развивайте в детях доброту и терпимость” “Развивайте в детях доброту и терпимость”

Мы делаем все, что, по нашему представлению, поможет детям стать счастливыми

Psychologies
Еще один из рода Виндзор Еще один из рода Виндзор

Ее Величество Елизавета II за дворцовыми дверями просто лучшая на свете Гэн-Гэн

Караван историй
Открыть в приложении