У нас не выстроится очередь из мужчин, которые хотят себя перевоспитывать

Русский репортерРепортаж

Карта сообществ

Анна Ривина: У нас не выстроится очередь из мужчин, которые хотят себя перевоспитывать».

Анна Рыжкова

В центре «Насилию. нет» появилось открытое пространство, куда женщины и мужчины, столкнувшиеся с абьюзом, могут прийти за психологической и юридической помощью. Основатель центра Анна Ривина рассказала «РР», как сотрудники «Насилию. нет» планируют помогать агрессорам и почему в Москве до сих пор есть только один кризисный центр.

Ваш центр существует несколько лет. Вы с самого начала планировали создавать открытое пространство, или такая идея возникла из-за участившихся случаев домашнего насилия?

Я думала о том, чтобы в первую очередь информировать людей о проблеме. Я не разбиралась в теме так хорошо, как сегодня, и мне казалось, что если рассказать об уже существующих организациях и местах, где помогают жертвам насилия, если привлечь к кампании звезд и СМИ, этого будет достаточно. Но потом оказалось, что в Москве действительно нет ни одной организации, куда пострадавшие могут просто прийти сами. Стало понятно, что нужно предоставить такое пространство.

Насколько важно и реально для человека, который оказался жертвой домашнего насилия, именно самому прийти туда, где его выслушают?

Наша исключительность в том, что под одной крышей есть и юрист, и психолог. К нам не идут только за юридической помощью или только за психологической. Помимо этого мы в Москве сейчас запускаем первую постоянную группу поддержки — хотим, чтобы образовалось сообщество женщин, которые будут еще и помогать друг другу. Пока что у людей просто нет возможности увидеть человека, который столкнулся с такой же проблемой и справился, взять его за руку. А такая поддержка порой даже важнее, чем помощь психолога или юриста.

Человек может прийти просто так, безо всякой записи?

Конечно, это и есть ключевой момент. Мы работаем без записей, без бумажек. Часто человеку нужна не столько даже помощь, сколько возможность просто сесть и осознать, что он находится в том безопасном месте, где готовы его поддержать. А потом уже вместе с нашими специалистами мы придумаем план работы в зависимости от ситуации. Может ведь быть и наоборот: человек узнает, что в его семье никакого насилия, оказывается, нет.

А если человеку некуда пойти и он придет к вам с вещами — что тогда?

Мы не предоставляем убежище, это не входит и не будет входить в нашу задачу. Наша задача — связать человека с нашими коллегами, которые могут в зависимости от ситуации разобраться и помочь. Если речь о человеке с московской регистрацией и есть документально подтвержденный факт побоев, можно отправить потерпевшего в городской кризисный центр. Это эффективное решение, но дело осложняют бюрократические процедуры, поэтому многие так и не получают необходимой помощи. Скорее всего, мы направим того, кто к нам обратился, в негосударственный кризисный центр, с которым поддерживаем дружественные связи, и попытаемся понять, надо ли человеку прятаться или ему нужно просто где-то побыть в безопасности, не ожидая нападок.

Вы акцентируете внимание на том, что адрес вашего пространства остается открытым, хотя это риск. А в чем риск?

Может прийти агрессивно настроенный человек, который будет требовать, чтобы ему, например, вернули как собственность его женщину. Или заявит, что специалисты нашего центра разрушили его семью. Не стоит забывать, что наше пространство имеет непосредственное отношение к фем-тематике, и все наши сотрудницы, естественно, придерживаются профеминистских взглядов. Такие люди из власти, как Милонов, тоже любят удивлять… Мы их всех ждем в гости — если что, у нас есть программа и для них, но просто не хотелось бы тратить на них свое время.

Вы планируете делать программу не только для жертв насилия, но и для агрессоров. Как это будет работать?

Это будет первая программа такого рода в Москве. Здесь вот какая проблема: если мужчины не платят за психотерапию, они не воспринимают ее всерьез. Потому очень важная часть любой психотерапии — именно финансовая основа, иначе человек обесценивает слова специалиста и может в любую секунду сказать: «А я завтра не приду». И методичность рушится. Нам сейчас нужно понять, сколько мужчин готовы проходить программу, чтобы сохранить отношения, возможен ли групповой формат, который, естественно, будет бесплатным, или мы будем проводить индивидуальные занятия. В любом случае речь не идет о прибыли для нашего центра — просто мы хотим, чтобы это не обесценивалось. Нет никаких сомнений, что к нам сразу не выстроится очередь из мужчин, которые хотят себя перевоспитывать, но мы будем делать все, что в наших силах.

Какова вероятность, что агрессор пойдет за психологической помощью туда, где от него пытаются спрятаться?

У нас все-таки не пытаются спрятаться от агрессора. Официально мы называемся центром по работе с проблемой насилия — это не кризисный центр, не центр помощи пострадавшим, не центр помощи женщинам; мы работаем с проблемой. Если к нам пришла женщина, которая считает возможным вести диалог с мужем, мы должны дать ему шанс. В некоторых странах суд может заставить абьюзера проходить реабилитацию. Израиль вообще хвастается тем, что у них на 95% эффективны курсы, где мужчины временно погружаются в заботы по дому: стирают, следят за детьми, а параллельно работают с психологом — то есть пересматриваются гендерные роли. У нас пока ничего подобного нет. Но мы хотя бы попробуем, потому что нередко семьи можно спасти, а насилие происходит по той причине, что люди не считают это насилием. Потому что они заложники поколенческого паттерна, то есть воспроизводят модель семьи, которую видели в детстве. Если мы сможем это объяснить, это уже победа.

К вам обращаются мужчины?

Во время выступления на публичных площадках ко мне несколько раз подходили мужчины и говорили: «У меня есть знакомый, который столкнулся с насилием, дайте, пожалуйста, контакты специалистов». Не раз писали мужчины, которые сталкивались с насилием со стороны мужчин в том числе — это могли быть папы или старшие братья. Психологическое насилие со стороны женщин, о чем у нас очень любят шутить в телеэфире, как-то нам не встретилось пока, хотя мы никому не отказали бы в помощи.

Вы хотите развивать «направления равного консультирования». Что это такое?

Поддержку женщинам будут оказывать волонтеры, которые сами в прошлом были жертвами насилия. В Питере почти в каждом районе есть кризисный центр, а в Москве ситуация гораздо хуже, чем в регионах: мы отстаем даже от Ростовской области, например. Мы открыли возможность для психологов обучиться у нас работе именно с жертвами насилия; прошло два дня, и люди даже обижаются на нас за то, что им придется ждать следующего набора — желающих слишком много. У нашего центра пока еще смешной уровень финансовой поддержки. Недавно мы получили свой первый грант на полгода, который позволяет оплатить аренду и раздать минимальные зарплаты сотрудникам. И пока мы можем оплатить нашему психологу только один день в офисе, поэтому появилась идея набрать психологов-волонтеров, у которых есть желание или потребность помочь тем, кто столкнулся с насилием. С октября мы сможем перейти на ежедневный режим психологической помощи.


«Русский репортер» вместе с Агентством социальной информации следит за жизнью прогрессивных сообществ и делится новостями некоммерческих организаций. В этом номере мы рассказываем о хосписах и паллиавтивной помощи.

«В ситуации домашнего насилия женщины часто остаются один на один со своими страхами и переживаниями. Тем важнее становится поддержка психолога или группы». Анна Раскина, председатель совета правления организации «Улица мира»

Петербургская благотворительная организация «Улица мира» помогает семьям, в которых один из партнеров бьет другого, ограничивает в свободе передвижения, общения, преследует или угрожает насилием. Психологическую помощь такие семьи могут получать на групповых терапевтических занятиях или индивидуально. О возможности получить помощь «Улица мира» рассказывает при содействии кризисных центров, социальных служб, медицинских учреждений, а также в социальных сетях.

Московским семьям бесплатно окажут психологическую помощь

Авторский центр «Мир семьи» объявил о начале приема заявок от московских семей на получение бесплатной психологической помощи.

Программа «Преодоление семейного кризиса — путь к сохранению семьи» будет помогать семьям с детьми в кризисной или предразводной ситуации. Участники программы смогут бесплатно получить индивидуальные (очно или по «Скайпу») и семейные консультации (10 встреч), а также приходить на встречи группы поддержки.

41% Такое количество россиян, по данным опроса Левада-центра, оправдывают поступок сестер Хачатурян, убивших своего отца-насильника.

Цель опроса — узнать у жителей России об их отношении к домашнему насилию. Каждый четвертый опрошенный (24%) знает о домашнем насилии в своей семье или своем окружении. Каждый двадцатый (5%) при этом признался, что либо сам является агрессором, либо считает себя жертвой. Под насилием в семье большинство опрошенных понимают рукоприкладство, сексуальное насилие, угрозы забрать ребенка и словесные унижения.

В Челябинске появится кризисная квартира для женщин

Челябинский Центр помощи многодетным и нуждающимся семьям «Отрада» планирует открыть кризисную квартиру для мам с детьми и жертв домашнего насилия. Но в помещении нужно сделать большой ремонт. Волонтеры разместили в соцсетях просьбу помочь стройматериалами или деньгами на их покупку. Двухкомнатную квартиру предоставила одна из жительниц Челябинска, подопечная «Отрады», которую избивал муж.

Фотографии: из личного архива Анны Ривиной; pixabay.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шарлиз Терон Шарлиз Терон

Правила жизни актрисы Шарлиз Терон

Esquire
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
Тесла – бой Тесла – бой

Илон Маск словно сошел со страниц научно-фантастических романов

Esquire
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
Невыносимые страдания ОМОНа Невыносимые страдания ОМОНа

Как разделилось «московское дело»

Русский репортер
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Надежная защита бесплатной не бывает Надежная защита бесплатной не бывает

Какой продукт действительно обезопасит вашу систему

CHIP
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
Идея! Переварить диету Идея! Переварить диету

Осень – лучшее время, чтобы сесть на диету

Maxim
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель

Дорастет ли доля отечественного оборудования в нефтегазовой отрасли до 80%?

Монокль
«Ничто не возникает внезапно» «Ничто не возникает внезапно»

Режиссер Александр Сокуров — о новом фильме, истории и ошибках

Weekend
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
Короткие ножки и большая уверенность в себе: 10 интересных фактов о таксах Короткие ножки и большая уверенность в себе: 10 интересных фактов о таксах

Длинное тело, короткие лапы, самодостаточность и прыткий ум — знакомьтесь, такса

ТехИнсайдер
Шутки в сторону Шутки в сторону

Почему юмор уже не тот

Men Today
Мама, уже уезжаете? Мама, уже уезжаете?

Ты уже третий день прячешься на кухне от свекрови? Пора вернуть себе дом!

Лиза
Тайна «пляжного тела» Тайна «пляжного тела»

«Пляжное тела»: почему оно есть у всех и в то же время не существует

VOICE
Александр Малой Александр Малой

Как и многие стендап-комики, Александр начинал свой путь в юморе во время учебы

Правила жизни
Подписка отменена Подписка отменена

Как Росина Сефиен убедилась, что «расстаться друзьями» сложнее, чем кажется

VOICE
Стильный пол Стильный пол

Отчего мужчины так равнодушны к своему образу

VOICE
Нино Шаматава и Алиса Ушаакова Нино Шаматава и Алиса Ушаакова

Ushatava до вмешательства человека — простое екатеринбургское ателье

Собака.ru
Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю

Каждый четвертый сотрудник в России устраивает себе «дни тишины»

Inc.
Владимир Маркони Владимир Маркони

Отучившись на агронома, прославился благодаря авторскому шоу «Реутов ТВ»

Правила жизни
Они открылись Они открылись

9 особых машин для самого бабьего лета

Men Today
Тарум – доставщик душ Тарум – доставщик душ

Рассказ Мадины Байболовой про доставщика душ

Правила жизни
Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде

Как игры используют патриотизм и культурный код для заработка

Inc.
Медовая квартира Медовая квартира

Основным акцентом в квартире, как виделось заказчикам, должен был стать цвет

Идеи Вашего Дома
Всех нужнее и дороже Всех нужнее и дороже

Почему добро может повернуться неожиданной стороной ко всем участникам действа

VOICE
Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации

Об отношениях Тимофеева-Ресовского с зоологией

Знание – сила
Николай Андреев Николай Андреев

Вместе с комиком Севой Ловкачевым Николай Андреев ведет стендап-шоу «Заметки»

Правила жизни
Открыть в приложении