Философия «Инстаграма»: между лайком и фейком

Русский репортерHi-Tech

Кармический менеджмент сети

Философия «Инстаграма»: между лайком и фейком

Марина Ахмедова

Россия — вторая после США по трафику в социальной сети Инстаграм в мире. Всего в 2017 году в этой сети было 22 миллиона пользователей из России, а в 2016-м их было в пять раз меньше. 60 процентов российских пользователей — женщины. Их средний возраст — 25–34 года. В Москве каждый четвертый житель — пользователь Инстаграм. Сюда уходит не только реклама модных брендов, но и сервисы по образу жизни вообще. В моде не только идеальная внешность, но и массовая философия. В чем она?

Сентябрята и Бродский

— Никогда еще люди не придавали такого значения внешности, как теперь. Не забывайте о том, что внутри, — написала пользователь @septembrenell. Она проиллюстрировала свои слова картинкой — востроносая девушка с выпуклыми, как у русалки, губами стягивает с себя будто резину лицо.

Ей ответили: «Какая же ты красивая!», «Ты — идеал», «Божественная красота», «Ору!», «Лайк», «Лайк», «Лайк!», «Мне никогда не быть такой красивой».

У нее 315 тысяч подписчиков. Наибольшее количество лайков под ее постами — 40 тысяч, наименьшее — 12 тысяч. На картинках, которые пользователь выкладывает в сеть, изображена одна и та же девушка. Она то в бикини и белье, то в тяжелых ботинках и брюках, собирающихся складками на очень тонкой талии. Ее волосы — то розовые, то зеленые, как тина, то серебристые, как седая луна. Глаза — большие, раскосые, подбородок — острый, маленький, нос — как у Анжелины Джоли, только заострен и вздернут, скулы — острые, все лицо — сердечко. @septembrenell в целом похожа на Анжелину Джоли. В глазах — застывшая боль, похожая на камбоджийскую боль Джоли. Так смотрели бы глаза Джоли, если бы ей провели лоботомию и загрузили в голову искусственный интеллект, на котором была бы записана программа боли.

Один раз @septembrenell выложила картинку с невероятно густыми длинными волосами, поднятыми к макушке тонкими руками — и той же болью Анжелины Джоли в глазах. Она написала о том, что слушала Нобелевскую лекцию Бродского, которая произвела на нее огромное впечатление, причем глубиной мысли. Именно эта лекция дала @septembrenell полное понимание личности поэта... «Где купить такой же парик?» — написали ей в комментариях. «Неужели люди бывают такими красивыми?», «А как эти парики на ощупь?», «С такой внешностью нужно кучу булавок носить, чтоб не сглазили», «Бродский чудесен. Тоже сходила бы на лекцию».

Однажды @septembrenell дала интервью небольшому сетевому изданию, и в нем ее представили писательницей. Графическая новелла @septembrenell еще не издана и не закончена, но автор уже поделилась с аудиторией первыми главами своей книги. — «Зачем люди пьют алкоголь, курят и принимают наркотики, если есть любовь? — так начинается книга. — Она сделает чувства острее, ты больше не сможешь сфокусировать взгляд на остальных людях, тебя бросает в жар… Все, что ты хочешь, это быть ближе, еще ближе, стать его кожей, оказаться в его теле… Любить не за то, что он хорош, а за то, что его ненавидят другие. Ты часто дышишь и пытаешься запомнить каждую мелочь этого момента… Именно поэтому, что бы ты ни делал — делаешь лучшим образом… Твои зрачки похожи на черные дыры… коллапс нежности тел, и мы навсегда останемся застывшими звездами… Остаются звучать только дерзкие наречия между стоической архитектурой города».

Аудитория щедро ответила множеством рецензий на первые главы: «Просто шикарно!», «Все чаще перечитываю!», «Вы очень талантливы», «Прям в сердце», «Но неужели человек может быть так идеально красив?»

Между философскими высказываниями и эпистолярным творчеством @septembrenell рекламирует новинки косметики, рестораны, в которых можно отдохнуть компанией в Москве, и заграничные отели.

Блогеры с большой аудиторией могут зарабатывать в этой сети на рекламе брендов от 1 до 4 миллионов рублей. Блогеры-середняки — 150–400 тысяч. Кроме рекламы у блогеров Инстаграма есть еще один способ заработать на своей аудитории — проводить вебинары, онлайн-курсы и консультации. Для этого блогер должен доказать своей аудитории, что он профессионал своего дела. Наибольший спрос в Инстаграме на астрологов, диетологов, психологов, специалистов по женскому счастью и личностному росту.

Маяковская энергия

@malena_m — Малена Маяковская. В ее профиле написано: «Вдохновляю мир. Спорт. Много спорта. Мой магазин чудесных платьев — RUSdesigners.ru». У нее 56 тысяч подписчиков. Среднее количество лайков — 2 или 3 тысячи. Несколько раз в неделю она — нарядно одетая блондинка, часто меняющая шляпы — желает своим подписчикам доброго утра. «Если в жизни происходит не так, как ты хочешь, — пишет она в одном из последних постов, — возможно, у тебя просто для этого НЕТ нужного уровня энергии. Перестань долбиться в закрытую дверь головой, разбивая ее в кровь, зарядись в другом месте. Найди свой источник в природе, людях, работе, солнце и светлом будущем. Доброе утро!»

— Красивый — это не когда у тебя определенный разрез глаз и высокие скулы. — @malena_m наливает в чашку из чайника: в желтом соке горячего манго плавают ядовито-розовые четвертинки маракуйи. — Красивый — это когда у тебя светятся глаза, и другому от этого хорошо. Есть у нас параметры красоты Анжелины Джоли и золотое сечение. А у меня есть друзья-хирурги, которые занимаются гармонизацией внешности. Они делят лицо и смотрят, чтобы оно было симметричным. Максимально симметричное лицо — это как раз красивое лицо. Но, к сожалению или к счастью, в природе не существует симметричных лиц. Кто для меня красивый? Я не могу, посмотрев только на картинку в Инстаграме, определить, красив ли человек. Я могу это сделать, только пообщавшись с ним.

— Значит, вы думаете, что через картинку в Инстаграме нельзя показать ум и энергию?

— Я была одной из первых, кого начали называть инстаблогерами. Никто тогда не писал в Инстаграме тексты. А я так любила писать, что начала писать тексты. Картинки мои не были чем-то примечательным. Когда мне нравится какая-нибудь знаменитость, я подписываюсь на нее, а она несет такую чушь, говорит такие бездарные вещи, что разрушает весь свой образ! Дальше мне неинтересно за этим человеком следить — то, что он пишет, не соответствует моему представлению о прекрасном. Я хочу за интересным человеком следить. Текст рассказывает о человеке гораздо больше, чем картинка. Я вижу девочку, красивую невероятно — глаза, губы, грудь, платье... Начинаю за ней следить, а потом отписываюсь, потому что она несет чушь или весь ее аккаунт — подтверждение статуса ее мужа. «Посмотрите, какая я красивая! Посмотрите, какая у меня сумка! Какая собачка!» Даже когда у них рождаются дети, они детей тоже выставляют как что-то, чем можно похвастаться. А меня спрашивают: «Почему у тебя так мало подписчиков?». Да, у меня пятьдесят тысяч, а не четыреста. Потому что я не выкладываю голую попу, у меня хорошая репутация, я мать двоих детей, и мне не надо выкладывать попу, чтобы увеличить количество лайков. Поэтому со мной любят работать бренды. Звонят из Estee Lauder, например, и говорят: «Представляешь, вчера в “Цветном” снесли маску, про которую ты написала. Прямо приходили, показывали твой аккаунт и говорили — “Дайте нам это”». А я не скрываю того, что у меня есть платная реклама. И это нормально. Я тестирую продукт на своем лице, трачу свое время, но я никогда не буду писать неправду.

— Значит, энергию вы соотносите с умом?

— С ресурсом, которым является человек. Общаясь, я, например, начинаю человека чувствовать и всегда знаю, что он обо мне думает.

— Давайте проверим. Что я о вас думаю?

— Нет, мы не будем проверять, — говорит @malena_m стальным голосом человека, умеющим отказывать быстро. — Потому что это не тема нашего разговора. Но я чувствую, когда люди тебе не доверяют, в тебе сомневаются или смотрят на тебя и чего-то ждут.

— Может, вы путаете ощущения с мельчайшими изменениями мимики?

— Нет, я чувствую.

— И вам не кажется?

— Я могу даже отвернуться и не смотреть, но все равно буду понимать, что обо мне думают.

— И как показать энергию в Инстаграме?

— Но вы же читаете некоторые тексты и чувствуете в них эмоции человека. Эмоции — это не восклицательный знак. Какие-то тексты тебя зажигают, а какие-то — просто буквы, которые не несут в себе ничего.

— Это дар слова.

— Почему в Инстаграме моменты из жизни набирают так много лайков и комментариев? Потому что это эмоции, на которые люди реагируют. Это не заказной пост: «Я пошла в магазин и купила классное платье, посмотрите». Это — «Вау! Я нашла платье мечты!». А на фото — глаза светятся. Тогда пост зажигает, и читатель остается с тобой.

— Кажется, именно в Инстаграм молодежь наиболее уязвима перед лайками, которые мерилом успеха делают накачанные попы.

— Это беда, — неожиданно соглашается Малена. — И она меня очень пугает. Сейчас вылезло столько звезд разных, в том числе на экраны телевизора, которые несут с собой совсем не радостную информацию о том, какой надо быть, как выглядеть, как жить. Эти люди везде, у них популярные инстаграмы. Они ориентируют детей, а дети думают — на этих звезд подписаны шесть-семь миллионов человек, это целый большой город, значит, надо как они. Меня это реально пугает. Большие попы — это один из псевдоидеалов.

— Итак мы приходим к выводу… Если я — неактивный пользователь Инстаграма — вообще могу приходить к каким-то выводам об этой сети…

— Удивительно! Почему вы не пользуетесь активно Инстаграмом?! Нет времени?

— У меня нет такой красивой жизни.

— Но есть перо!

— Но Инстаграм — визуальная соцсеть.

— Когда я опрашивала своих подписчиков, что они хотели бы у меня видеть — больше текстов или больше фото, больше обзоров косметики, больше путешествий или советов о воспитании детей — они ответили: нам интересно все, что делаешь ты, потому что это делаешь именно ты, а не потому, что ты делаешь это для нас. Вот когда я сейчас была на Крите, у меня была очень красивая фотосессия, очень… И я поняла, что обеспечена контентом на ближайшие несколько дней, и это меня очень радует!

— Я думала, вы скажете, на несколько недель.

— Ха-ха-ха! Не-е-ет, только на несколько дней. Но почему вы говорите, что у вас не такая интересная жизнь? Вы же понимаете, что сами выбираете жизнь, которой живете?

— Она интересна мне. Но она не обязательно должна быть интересна всем. Чаще я бываю не в самых красивых местах.

— Но их же можно совершенно по-другому преподнести!

— Зачем?

— Мир такой большой. Если вы пишете про животных, можно рассказывать про приюты. Если про войну, можно преподнести как помощь ветеранам... Столько всего можно сделать! У меня сразу в голове очень много всего! Мы же не говорим о том, что приносит вам радость, а об эмоциях. Можно описать какие-то эмоции свои, и необязательно писать, что кого-то убили. Мир такой большой. Всегда можно о чем-то рассказать, если у тебя подвешен язык.

— Наверное, для этого нужно иметь какой-то такой позитив внутри себя, чтобы так относиться к миру.

— У вас нет позитива?

— Есть. Но он другой.

— Все зависит от вашего желания выразить мысли. В какой-то момент я поняла, что публичность меня радует, потому что я ее хорошо монетизирую, я по всему миру могу встретить своих подписчиков. Дорогие бренды находят меня сами. Если вы хотите заработать на Инстаграме, нужно развивать личный бренд, Инстаграм — работа, нужно наполнять контент. Кроме магазина одежды, я делаю проекты по личностному росту. Мы помогаем достичь того, что хочешь, очень быстро и очень легко, при помощи других людей. Мы никого не зовем бесплатно, все покупают билеты. Мы приглашаем лучших коучей. Я сама приходила к коучам и говорила: «Знаете, я хочу сделать мир лучше. И у меня есть пятьсот человек, которые хотят стать лучше». И мне не отказывал ни один из них.

— А что нужно изменить в мире, чтобы он стал лучше?

— Мир… В какие-то моменты мы понимаем, что можем расти, только тогда, когда начнем больше отдавать и помогать другим. Вы знаете про законы Кармического менеджмента?

— Кармического менеджмента — нет…

— Ой, это такая классная штука! Это прямо открытие! Обязательно почитайте. Если у тебя есть какая-то неустроенность в жизни, просто находишь человека с такой же неустроенностью и помогаешь ему решить эту проблему — тогда твой вопрос тоже решается.

— А зачем ты ему помогаешь? Чтобы решился твой вопрос?

— Ты помогаешь искренне, а твой вопрос решается сам. Вселенная так работает. Закон Кармического менеджмента уже доказан. Это не я придумала, а Майкл Роуч. Я была на его тренингах. Чем больше ты отдаешь, тем лучше становишься.

— А если тебе за помощь ничего не светит?

— С чего вы взяли?

— Ну допустим. Предположим. Возьмем как данность.

— Я помогаю бескорыстно. Любовь и благодарность — единственно правильный подход. Когда ты несешь себя с позитивом, несмотря на то, что в мире происходит.

— И где же вы свой позитив берете?

— Есть более двухсот способов. Начиная с правильного питания и заканчивая тем, что ты исключаешь из круга общения токсичных людей... Когда ты удивляешься, получаешь новые знания, общаешься с новыми людьми.

— Самое тяжелое событие в вашей жизни?

— Вы знаете, кто такой Тони Роббинс? Погуглите. Погуглите всех, о ком я вам говорила. Он — потрясающий американский коуч, он не ломает людей, а просто рассказывает, как ты можешь стать еще лучше относительно самого себя. В детстве он плохо жил, они с семьей не доедали, и в какой-то момент к ним в дверь постучался курьер с продуктами, это была помощь малоимущим семьям. Но отец Тони его не впустил, сказал, что им ничего не нужно, хотя им есть было нечего. И Тони, когда вырос, организовал фонд, который каждый год кормит миллиард человек. Он говорит: «Я так благодарен тому дню, он был самый страшный в моей жизни, я умирал от голода, а отец из-за какой-то гордости не взял еду. Зато теперь я делаю сытыми миллиард человек».

— А у вас был такой день?

— У меня был и, возможно, не один. Но не такой глобальный, как у Тони.

— То есть самое страшное — это когда нет еды?

— Я свой пример приводить не буду. Почему вы не улыбаетесь?

— Я все время улыбаюсь.

— Я не видела. Мы уже целый час сидим, и вы ни разу не улыбнулись.

— Я внимательно вас слушаю. Я серьезно отношусь к тому, что вы говорите, и мой мозг напряженно работает.

— Расслабьтесь. Есть офигенная медитация на расслабление, могу посоветовать... А что, это будет серьезная статья? О Боже мой! Во-первых, я сама могу вам написать репортаж.

— Мне будет очень интересно прочесть. Но скажите, попа — это для вас совсем не главное?

— Не самое главное.

— Но если бы вы ее показывали, у вас было бы больше подписчиков.

— Голая попа — это лишь один из вариантов раскручивания Инстаграма. На попы хорошо реагируют арабские страны и Кавказ. Но это другая аудитория. Тем девушкам важно количество, а не качество.

— Вы показываете на фото красивое лицо, пишете эмоциональный текст. Но при этом, допустим, у вас — плохая попа. Вы не обязаны ее показывать. Но вы-то знаете, что у вас плохая попа. Это отразится на вашем позитивном мироощущении?

— Если у меня есть мозги, то мои мозги приведут меня в спортзал, где я улучшу эту часть тела.

— Предположим, вы все время ходили в спортзал. Но однажды утром проснулись, а...

— А с попой что-то пошло не так? Тогда надеваем красивое платье и показываем себя спереди. Выкладываем кошечек, собачек, на них всегда хорошо реагируют. Хорошая попа — много лайков? Да ради Бога. Просто я выбираю другое.

Малена Маяковская только что побывала на Крите. Там у нее была фотосессия, которая обеспечила ее контентом на ближайшие несколько дней

Голожопые философы

В Твиттере и ВКонтакте существует движение «Голожопые философы». Пользователи находят в сети Инстаграм фотографии задней части тела, которые девушки, выкладывая, сопровождают многозначительными высказываниями о смысле жизни, о предательстве, о любви, о предназначении, о глобальных целях в жизни. Они звучат, например, так: «Трудности — это не наказание за прошлое, а испытание ради будущего. Горе тому, кто любил только тела, формы, видимость! Смерть отнимет у него все. Учитесь вновь любить души, и вы найдете их вновь». Или так: «Мыслите глобальнее, ведь все, что вы захотите, все, что вы придумаете, все, что вы подумаете, будет вашей жизнью. Думайте о том, что могло бы сделать вас счастливым». И так: «Любовь — это потребность человека творить добро».

Десятый принцип Кармического менеджмента из списка, широко гуляющего по сети, вторит вышеприведенным высказываниям. Что и не удивительно, ведь любое высказывание не совсем одетый блогер-философ черпает не из литературы, не из лекций, прочитанных профессорами в университетах, не из академических учебников, а из книг современных гуру-коучей, которые написаны так просто и ясно, что вполне понятны практически всем. И для тех людей, которые совсем не знакомы с великими книгами прошлого и настоящего, не знакомы, например, с Библией, эти принципы и постулаты звучат как откровение, как прозрение, как нечто первородное автору, то есть родившееся у него конкретно в результате его личных душевных переживаний, открытий и глубокой мыслительной деятельности.

Десятый принцип Кармического менеджмента гласит: «Поддерживайте правильное мировоззрение. Поймите, что все хорошие вещи происходят из помощи другим людям, а все плохие — из соблюдения только личных интересов. Деньги, финансовая обеспеченность, друзья, отношения, еда, молочные коктейли — происходят из служения другим людям. Причина того, что у вас есть привилегия дышать сегодня, происходит из того, что вы когда-то кому-то помогли».

Первый постулат Менеджмента взывает к малым добрым делам. Советует, например, поднимать карандаши, упавшие на ступени лестницы, чтобы на них никто не поскользнулся. Ведь не каждый день человеку выпадает шанс спасти другого человека из-под колес такси или изобрести вакцину от смертельной болезни. Так не лучше ли убрать карандаш с лестницы и предложить коллеге аспирин, когда у того болит голова? Вот за это карма направит в тело помогающего свет, силу и здоровье.

Эти принципы, в той или иной степени преломленные собственным восприятием, массированно гуляют по сети Инстаграм, проиллюстрированные ягодицами разной формы, оттопыренности и упругости.

Пользователь @septembrenell в подписях к фотографиям тоже практикует лаконичность и осознанность. «Я с самого детства знаю, чем именно должна заниматься, прекрасно понимая, что дар этого знания есть не у каждого, и многие люди ищут его на протяжении всей жизни. ...Я живу в моменте творчества, когда рисунок становится продолжением руки, и ты перестаешь понимать, что из этого реальность. Мне бы хотелось соединить всех людей в одного, чтобы понять, как мы похожи и как отличаемся. И этот человек был бы совершенно удивительным».

@septembrenell — веган, ведущий осознанный образ. Она идеально вписывается не только в стандарты внешности, не так давно оформившиеся в российском сегменте Инстаграм — она вписывается в него и нехитрым внутренним наполнением. Все чаще на картинках в ее профиле проявляются прорисованные детали, и пользователю, пришедшему в этот блог впервые, неясно — таким тонким скальпелем поработал над этим лицом хирург, «гармонизатор внешности» или графический редактор.

— С какой ты планеты? — пишут в комментариях подписчик. — Сахарная принцесса, я не понимаю, это фотка или нарисованный персонаж?

— Прям как нарисованная!

— Боже! Какая же ты красивая! Неужели люди бывают идеальны!

В профиле @septembrenell написано — Creator Kseniya Rain. И даже не самый внимательный подписчик, заглянув на данные в профиле, мог бы получить ответ на много раз заданный вопрос — «Настоящая ли ты?» Google по запросу «Ксения Реин» в разделе «картинки» выдает очень худую девушку с простым лицом, бровями — тонкими кляксами и редкими тусклыми волосами, какие чаще всего и бывают у сыроедов. На этих фото @septembrenell — до фотошопа. Поиск приводит в ее старый профиль в сети Вконтакте, там немного постов — все тех же картинок. Профиль давно заброшен и никогда не был популярен. Один из комментаторов пишет ей о том, что помнит ее по творческому кружку в Харькове. Поиск по этому пользователю приводит в его профиль в «Одноклассниках», и там среди прочих фотографий отыскивается групповое фото, на котором Ксения — обычная девушка с горбинкой на носу и тонкими губами. Тут @septembrenell — до хирургической пластики. Ее фамилия Шаломицкая. На поиск уходит не более пяти минут, и он дает ответ: @septembrenell — прооперированый, отфотошопленный, отрисованный персонаж, который сочетает в себе масс-маркетинговые представления о красоте. Поиск дает ответ тем, кто хочет знать. А тот, кто хочет знать, и тот, кто вопрошает, — совсем не одно и то же.

Сколько стоит позитив

@kdukalis — Ксения Дукалис, соосновательница SMM-агентства Belong. В агентство обращаются те, кто хочет раскрутить свой Инстаграм. Мы встречаемся в художественной студии Draw&Go, проекты и страницы которой Ксения курирует. На стене висит маленький, написанный красками портрет Анжелины Джоли. В зале девушки рисуют, стоя перед мольбертами. На холстах — женские лица.

— Скажите, а меня можно узнать? Я на себя похожа? — задает вопрос Ксения, когда я появляюсь в студии.

— Да, я узнала.

— Бывает, встречаешь блогера, и думаешь: «Подождите… а кто это?» Тебе говорят никнейм, и ты понимаешь, кто это. Есть блогеры, которые шалят с Инстаграмом, а есть те, кто говорит: «Я создаю свой образ». Для меня второе — более честная история. Есть инфлюенсеры (влиятельные блогеры, задающие тон. — «РР») — полностью выдуманные. @lilmiquela (1,1 миллиона подписчиков. — «РР») — топовый инфлюенсер, ее фишка в том, что она полностью отрисованный персонаж. Почему она столь популярна? Да, она — ложь, симулякр, но... ведь все, что мы видим в Инстаграме, — это ложь.

— Почему ложь и зачем людям ложь?

— Вообще соцсети ведут к открытости, к излишней открытости. Я, находясь в Москве, вижу в информационном потоке, что происходит у подружки на Бали или если в Лондоне, не дай Бог, теракт какой-нибудь. Мы живем в огромном потоке информации, и если у тебя не какая-нибудь суперклевая работа, позволяющая тебе отвлечься от интернета, ты в этот поток будешь попадать. Это сейчас такая данность. Я не представляю человека без соцсетей. У меня нет четкого ответа на вопрос: «Зачем людям нужна ложь». А зачем нужны реалити-шоу? Они — развлекаловка. Нам нужна красивая картинка, за которой мы будем следить. Поэтому эти девочки фотошопят себя. Есть блогеры, которые этого не скрывают, и люди все равно подписываются на их красивую картинку.

Мы склоняемся над экраном компьютера, разглядывая @septembrenell. Со стены с безыскусственной болью смотрит Анжелина Джоли.

Ксения Дукалис — высокая девушка. На ее лице нет косметики или косметика нанесена так, что ее не заметно. С первого взгляда видно: Ксения не пренебрегает своей внешностью, она отрабатывает шик, противоположный гламуру средних городов России. Такой пренебрежительный шик, как у нее, выходит, как правило, из кругов высших учебных заведений, и в чем-то он противопоставляет себя шику финансовой элиты, как будто говоря: скоро ваши деньги станут ничем, а наш интеллект — всем.

— Видно, что фотошопчик неплохой, — говорит Дукалис, изучая аккаунт @septembrenell. — Губы очень очерчены. Чем хороши stories (функция в Instagram, позволяющая показывать видео и фото с наложением текста; они живут в ленте 24 часа, а потом исчезают. — «РР»)? Это зеркало того, что происходит в Инстаграме. Когда они появились, стало понятно, кто из блогеров умеет разговаривать, а кто — нет. И что вот эти «голожопые философы», пишущие псевдотексты — совсем не семи пядей во лбу. В stories они и двух слов не могут связать, и образ этих девочек разваливается просто. В stories нет фотошопа, поэтому они популярней, чем лента. Stories — это более реалистичный контент.

— Что-то настоящее в потоке заведомо ненастоящего?

— Вот именно! Такой глоток свежего воздуха.

— И как же быть со stories блогерам, которые создали свой образ, и в реальности их никто не узнает?

— Тут подвох только для рекламодателей. Если они хотят снять с ним видео, потому что он — инфлюенсер с большим охватом и у него миллион подписчиков — то его могут не узнать. Но по контракту он обязан выложить видео. И это уже на его совести — узнают его подписчики или нет. Он знает, на что идет, это его риск, и он понимает, что его ждет.

— А вас не пугает то, что отфотошопленные, отрисованные персонажи в Инстаграме начинают быть популярнее реальных людей?

— Но это же не в Инстаграме проблема, а в том, что у нас в последние лет двадцать был всего лишь один идеал красоты — супермодели из девяностых. А в нулевых эта зацикленность на них начала проходить, и в десятых годах вообще заговорили про боди-позитив. К нам же все веяния с Запада идут, а там сказали: «Целлюлит? Ой, да это же классно!» Сейчас на Западе сильно продвигается движение боди-позитива и ЛГБТ. А мы в России еще плывем на старой волне. Но и в российском Инстаграме уже вырастают инфлюенсеры, которые говорят: «Ты красивая потому, что ты такая есть». Вот Рианна запустила недавно новую линейку белья. У нее в показе девочки-модели разного размера, и некоторые из них явно не голодают. Но до России все это дойдет позже. У нас часто слышишь разговоры о том, что русские девушки — самые красивые. Просто у нас в культуре есть соревновательность за мужчин.

— Потому что мужчин в России меньше, чем женщин.

— Да, и на Западе не понимают этот наш struggle. Поэтому российские женщины стремятся показать себя красивыми, а в Инстаграме это выходит на новый уровень. Инстаграм — самая депрессивная соцсеть, и притом самая позитивная. Позитивная потому, что все выкладывают туда только самое классное из происходящего в их жизни, но когда ты смотришь, как у всех все классно, а у тебя проблемы — ты реально впадаешь в депрессию. Я очень не люблю блогеров, которые постоянно счастливы и на позитиве! Я понимаю, что у них раздрай дикий, и им надо уже пойти к психоаналитику. Но это мое мнение, не думаю, что к нему кто-то прислушается. Мое самое любимое самоопределение в Инстаграме — самая любимая жена, счастливая мама. Но у меня есть много подруг, которые не пишут текстов вообще. У них просто инстаграмная внешность.

— Опишите эту внешность.

— Мне легче показать фотографии. Но если вы хотите, чтобы я ее описала, то это такой тип внешности — мяу-мяу. Небольшой нос, пухлые губы, большие глазки, желательно маленькое личико, длинные волосы. Это — база. Но еще может быть какая-нибудь фишка. Сейчас девочку покажу, у нее все лицо в веснушках, — Ксения показывает на экране блогера-инфлюенсера, обсыпанную веснушками так, будто ей в лицо выплеснули ржавые чернила. — У нее и без веснушек внешность подходит под этот идеал, но они ей помогают. Но я как рекламодатель предпочту не просто красивую девочку с миллионом подписчиков, которая ничего не пишет. Я предпочту девочку с пятьюдесятью тысячами, которая пишет тексты. Потому что на первую аудитория просто смотрит, и им неинтересно, что она делает в своей жизни.

— А раньше, когда женщины вместо Инстаграма разглядывали глянцевые журналы с фотографиями звезд, они редко сравнивали себя с ними. Маша из соседнего подъезда — близко, а Анжелина Джоли в Голливуде — далеко. Как вам кажется, ведь поэтому женщины тогда меньше хотели подражать?

— Проблема еще в том, что у нас пока не сформировался единый новый идеал красоты, и пока в наших головах нет ощущения — ты такой красивый потому, что ты такой, какой есть. Я росла с картинками худых моделей — Наоми Кэмпбелл и так далее. Единственным примером, похожим на меня фигурой, была Дженнифер Лоппес. И, глядя на нее, я думала: значит, я тоже красивая. Хотя мои одноклассницы были худыми, а я — в теле. А у девочек, которые растут сейчас, уже не будет такой дикой загонки о том, что они не худые. Потому что есть другие, похожие на них. В Америке появилась черная Барби. Это нужно для того, чтобы девочкам было с кем себя ассоциировать. Потому что когда стандарт один, то ты будешь хотеть другие губы, другие глаза, нос, как у Анжелины Джоли. На Западе это уже не так. А у нас пока так. Я не осуждаю людей, которые изменили себе внешность, но всегда думаю: «Блин... зачем?». Для меня женственность и переделанная красота — разные вещи. В моей системе ценностей переделанный нос не сделает мою жизнь лучше.

— А что сформировало вашу систему ценностей?

— Книги, наблюдения, воспитание, критический склад ума. И вот когда я встречаю людей, которые всегда на позитиве, у меня скептический вопрос: «Интересно, а как ты на самом деле живешь?».

— Вы хотите сказать, что этот позитив — поверхностный?

— Да. Но он очень ясный. Он очень понятный многим. Самые массовые аккаунты — это те, которые не несут обучающей и развивающей нагрузки. Ты их понимаешь без дополнительной подготовки. Они — для масс. Они должны быть искренними или казаться искренними. Но когда ты приобретаешь жизненный опыт, тебе уже так писать не хочется.

— А аудитория? Она ведь будет уходить? Или она повзрослеет вслед за инфлюенсером?

— Она привыкает к старым текстам и может просто захотеть остаться на том же уровне развития.

Ксения Дукалис — выпускница журфака МГУ, владеет агентством, в котором обучают специалистов по SMM

Мишель и фотошоп

@septembrenell написала: «Я часто вижу вопросы в комментариях по поводу реалистичности своих картинок. Давайте я отвечу на них сегодня. Однажды, будучи еще пятнадцатилетней девочкой (а с тех пор прошло уже двенадцать лет), я создала альтерэго — Мишель. С развитием моего таланта, навыков, трендов, вкусов и осознанности Мишель приобрела новые формы. Итогом стал персонаж, за жизнью которого вы наблюдаете. Это моя жизнь, мои мысли, но каждое фото я рисую. @septembrenell — арт-объект. Она реальна и нереальна одновременно, она — плод моего мира. Она — образ, олицетворяющей все хорошее во мне, в том числе способность видеть красоту».

Из комментариев к этой записи:

— Значит, это фейк?

— Это не фейк, — ответила @septembrenell, — это персонаж.

— Не заметно, что это — выдумка.

— Спасибо, что написали, а то реально был взрыв мозга, ну не может человек быть таким идеальным.

— Многие воспринимают этот образ как реальность, тянутся к «идеалу», которого на самом деле не существует. Ксения, а я помню тебя настоящую — по драмтеатру. Всегда была добрая и отзывчивая. Зачем ты закрылась от людей?

— Зачем вы разрушили волшебство? Я не хочу видеть Алису из Страны Чудес сидящей на унитазе!

— Ты так красива! Ты божественно красива. А ты настоящая?

— Везет же некоторым людям! Ты такая офигенно красивая!

@septembrenell постит еще и еще Мишель, изрекающую банальности, за которыми между строк можно прочесть: Мишель за двенадцать лет, прошедших со времени ее рождения в голове художницы в ипостаси «альтер эго», не повзрослела, осталась на интеллектуальном уровне пятнадцатилетней школьницы. На одной картинке Мишель появляется разноглазой — один ее глаз становится вдруг сочно-карим.

— Не замечала, что у тебя разные глаза! — пишет ей пользователь.

— Может быть, у меня гетерохромия! — отвечает @septembrenell.

Ее аудитория читает ее признания, которые она оставляет в комментариях, о том, что Мишель — рисунок и фотошоп. Но у Мишель — тело Ксении Шаломицкой, у нее нарисована только голова. Мишель — качественное раздвоение между реальностью и нереальностью. Настолько качественное, что не только аудитория сразу же после прочтения поста забывает о том, что Мишель ненастоящая, но и, не исключено, сама Ксения Шаломицкая, неуверенный в себе социопат, обманывается своим же обманом. Можно долго спорить, в чем причины непонимания — в аудитории, которой невыносимо отказаться от мысли, что идеала не существует, или в самой Ксении, которая в своих полудетских текстах забывает о том, что она — не Мишель. Может быть, и это не так. Мне бы хотелось расспросить @septembrenell о ее мотивах и принципах; написала ей письмо, но не получила ответа.

Ксения считает, что разнообразие моделей несет женщине свободу, избавляет ее от зацикленности на одном идеале красоты

Нельзя сострадать всем

@malena_m смотрится в салонное зеркало. Над ее головой — топ-стилист с фенами и расческами в руках. Рядом на столике — розовая шляпка и круглая розовая сумочка. На @malena_m розовое платье, расписанное цветами. В соседних креслах — актриса Любовь Толкалина, актриса Юлия Пересильд и еще с десяток инфлюенсеров из Инстаграма. Лица последних не знакомы тем, кто смотрит телевизор. Но в этом салоне, где проходит презентация новой линейки продукции Wella Professional, не делают разницы между известными актрисами и блогерами Инстаграма.

— Блогеры создали совершенно новое информационное пространство, — говорит Екатерина Ставенкова, директор по коммуникациям российского представительства Wella. — Вы знаете, что в последнее время появились такие инфлюенсеры? Ими могут быть и актрисы, которые ведут популярный инстаграм. А могут быть бьюти-блогеры, которые усиленно инвестируют в свой контент. То есть не просто показывают какие-то моменты из своей жизни, а думают о своем аккаунте, ведут его, как журнал. Думают о рубрикаторе, манере подачи, о тексте, о хештегах, о связках. Каждый уважающий себя салон ведет аккаунт в Инстаграме — так он привлекает посетителей.

— То есть от десяти блогеров отдачи больше, чем от одной звезды? Или просто выгодней пригласить десять блогеров, чем одну звезду?

— Я бы не стала так замерять, — осторожно отвечает Екатерина. Она стоит спиной к большому портрету Мэрилин Монро, наклеенному на стену. На Екатерине строгого кроя платье. — Когда мы говорим о блогерах, мы больше имеем в виду их аудиторию. Мы смотрим ее, тестируем. Есть блогеры, которые имеют очень размытую аудиторию. Например, пять миллионов подписчиков, но конверсия от них будет такая же, как от аудитории блогера с пятьюдесятью тысячами подписчиков, контент которого сосредоточен на информации о красоте. Мы работаем сбалансированно со всеми.

— А что если вы приглашаете блогера, он приходит и выглядит совсем не так красиво, как у себя в Инстаграме?

— Вся индустрия красоты работает на красивую картинку. Но особой деформации личности у наших блогеров я не вижу.

— А есть какие-то параметры внешности блогера, которые вам как заказчику не подойдут?

— Нет. Мы приглашаем тех, кто убедителен, кто влияет на аудиторию. Не красивую картинку, а личность, инфлюенсера.

Екатерина отходит от стены, уступая место накрашенной и уложенной @malena_m. Ее светлые кудри блестят в свете вспышек. @malena_m окружена фотографами и позирует со знанием дела. Мэрилин Монро, приоткрыв рот и приподняв совсем не инстаграмные тонкие брови, смотри в другую сторону, как будто не может поверить в то, что пришли времена, когда уже не надо пробивать в кинематограф двери, дружить с режиссерами, выходить за них замуж, не нужно сняться в нескольких фильмах, которые понравятся публике, чтобы только после этого войти в круг звездной элиты. Вспышки фотоаппаратов. Еще вспышки. Когда @malena_m отходит от Мэрилин, ее место занимает актриса Толкалина.

— Розовое платье в цветах — это дресс-код такой, — говорит Малена, выходя на крыльцо и надевая на голову розовую шляпку. — А на днях я была на одной свадьбе очень красивый, там был дресс-код — нежно-розовый цвет. И так красиво, когда заходишь в зал, а все-все в розовых оттенках.

— А шляпку вы где взяли?

— Вчера гуляла по центру, в странном настроении. А лучший способ поднять себе настроение — что-нибудь купить. Я купила себе розовую шляпку.

— Кто вы?

— Я? Как я себя позиционирую перед подписчиками?

— Нет. Вы кто?

— Я счастливый человек, который может рассказать другим людям, как стать счастливыми.

— Что такое счастье?

— Это когда ты настолько гармоничен сам с собой и с миром, что у тебя больше нет вопросов о том, что такое счастье.

— И не бывает моментов, когда вы чувствуете себя несчастной?

— Чуть менее счастливой, но не несчастной. Мы же сами выбираем — быть счастливыми или нет. Зачем страдать, если во внешнем мире происходит то, чего ты не можешь исправить? Зачем принимать это близко к сердцу? Это что, ваше предназначение — сострадать?

— Да, при наличии серьезного повода.

— Мы не можем сострадать семи миллиардам человек каждый день. Некоторым людям вообще нельзя сострадать. Это убивает в них желание бороться. Никто никому ничего не должен... Но почему вы никогда не улыбаетесь?

Но как же с бровями

@septembrenell выкладывает картинку, на которой Мишель в черной футболке с надписью «FAKE». На этой картинке гетерохромия четче, боль Анжелины Джоли усилена яркой помадой, размазанной по губам, как кровь после удара. Но главный акцент в ее лице на бровях — жирных, коричневых, стильных. «Это моя вечеринка, моя жизнь, мое творчество, — написала она. — Девочка в сети будет такой, какой я захочу, потому что я могу это сделать, даже если останется только один человек, который скажет: “Мне нравится”».

В комментариях к картинке пользователи написали:

— А каким средством вы ухаживаете за бровями?

— Скажите, а это настоящий человек?

— Да ее внешность и была сделана для того, чтобы нравиться мейнстриму.

— Один человек всегда будет здесь, это — я!

— Просто вживую гораздо хуже себя кроить, чем на рисунке.

— Просто так хочется найти идеальное средство для бровей!

@septembrenell возмущается, отвечая аудитории: «Я не понимаю, почему люди пытаются разобрать меня на винтики, угадать, что из этого настоящего, а что нет. Может, у меня гетерохромия, и на остальных картинках я крашу глаза в одинаковый цвет?». Она быстро переключается и становится Мишель, живущей в мире, с которого содран культурный слой человечества — куда не приходил Христос, где не писали Шекспир и Хемингуэй, а все ценное, что есть в этом поверхностном мире, было сказано третьесортными коучами и гуру. Отрицая иллюзию гетерохромного идеала, она одновременно поддерживает ее, и завтра, возможно, одна из ее многочисленных подписчиц пойдет к специалисту по гармонизации внешности с ее фотографией в руках. Покажет ему фото, на котором большими буквами написано «FAKE», и вступит в борьбу за идеал, который срисовал себя с Анжелины Джоли, которая, в свою очередь, гармонизировала свою внешность у пластического хирурга для того, чтобы к идеалу приблизиться.

«Агонь!» — пишут подписчики. «Ты такая красивая!», «Ты идеал», «Ты божественна», «Лайк!», «Лайк!», «Лайк!»

Топ-10 российских блогеров «Инстраграма»

1. @anastasiya_kvitko Анастасия Квитко, 8,3 млн подписчиков. Модель

2. @kateclapp Екатерина Трофимова, 6,7 млн подписчиков. Видеоблогер 

3. @svetabily Светлана Билялова, 6,1 млн подписчиков. Модель

4. @maria_way Мария Керимова, 5 млн подписчиков. Бьюти-блогер, актриса 

5. @sashaspilberg Александра Болковская, 4,6 млн подписчиков. Видеоблогер, певица, актриса 

6. @sheidlina Елена Шейдлина, 4 млн подписчиков. Модель, художник

7. @anyuta_rai Анна Харахашева, 2,5 млн подписчиков. Модель 

8. @pusshman Юлия Гогитидзе, 2,2 млн подписчиков. Видеоблогер, актриса

9. @mariaviskunova Мария Вискунова, 1,3 млн подписчиков. Визажист

10. @elenakrygina Елена Крыгина, 628 тыс. подписчиков. Визажист, основательница Krygina Studio

Фотография: из личного архива Малены Маяковской, из личного архива Ксении Дукалис

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Музыка их связала Музыка их связала

Кто и как зарабатывал на любви России к красивой мелодии

Forbes
Способ из девяностых. Как заставить бензин подешеветь Способ из девяностых. Как заставить бензин подешеветь

Нефть дорожает — бензин дорожает, нефть дешевеет — бензин дорожает

Forbes
Глубина свободы Глубина свободы

Корреспондент «Вокруг света» спустился на самое дно французской столицы

Вокруг света
Посмотрите на футбольную коллекцию Nike x Off-White Посмотрите на футбольную коллекцию Nike x Off-White

Коллекция кроссовок и футбольных джерси «Football, Mon Amour» от Вирджила Абло

GQ
Ген победы. Для чего существует человек? Ответ на этот вопрос тебе может не понравиться Ген победы. Для чего существует человек? Ответ на этот вопрос тебе может не понравиться

О британского ученого-эволюциониста Ричарда Докинза

Maxim
Высокая должность требует жертв: правила жизни Валентины Матвиенко Высокая должность требует жертв: правила жизни Валентины Матвиенко

Спикер Совета Федерации о воспитании, гендерных вопросах и цифровом будущем

Forbes
Великие и смешные Великие и смешные

Самый странный фотоальбом в истории

Maxim
Как принять участие в соревнованиях диджеев Как принять участие в соревнованиях диджеев

Диджеинг — не только легитимный способ приходить домой под утро

Maxim
20 интересных фактов о фильме «Лето» Кирилла Серебренникова 20 интересных фактов о фильме «Лето» Кирилла Серебренникова

В широкий прокат вышел фильм режиссера Кирилла Серебренникова «Лето»

Esquire
Хореограф Хореограф

Борис Эйфман в ожидании появления хореографического гения

Эксперт
Тревожный звоночек Тревожный звоночек

Как Google Duplex ведёт нас в киберпанк-будущее

Мир Фантастики
США и КНДР помирились: реакция сети на встречу Трампа и Ким Чен Ына США и КНДР помирились: реакция сети на встречу Трампа и Ким Чен Ына

Состоялась первая встреча Дональда Трампа и лидера КНДР Ким Чен Ына

Playboy
Самые крутые саундтреки, под которые выходят в октагон бойцы UFC Самые крутые саундтреки, под которые выходят в октагон бойцы UFC

В конце мая UFC объявила о своем первом мероприятии в России

Maxim
Непридуманная история велосипедных войск Непридуманная история велосипедных войск

Велосипед не только средство передвижения, но и страшное оружие

Maxim
Пластик: проклятье мирового океана Пластик: проклятье мирового океана

Пластик превращает океан в минное поле

National Geographic
Митя Савелов: “Большинство людей воспринимают Change.org как место, где можно пожаловаться” Митя Савелов: “Большинство людей воспринимают Change.org как место, где можно пожаловаться”

Интервью с директором Change.org по Восточной Европе и Центральной Азии

Esquire
15 мыслей Дмитрия Озеркова 15 мыслей Дмитрия Озеркова

О плохом искусстве, российском менталитете и конце света

GQ
Разбор полетов: стилист комментирует наряды звезд на премии МУЗ-TВ 2018 Разбор полетов: стилист комментирует наряды звезд на премии МУЗ-TВ 2018

Кто приятно удивил публику, а чей стиль поклонники разнесли в пух и прах?

Cosmopolitan
Лучшие предприниматели России соберутся в Москве 20-21 июня Лучшие предприниматели России соберутся в Москве 20-21 июня

Как руководить крупной корпорацией – и с чего начать свое дело

National Geographic
10 первых работ великих советских авиаконструкторов 10 первых работ великих советских авиаконструкторов

10 первых самолётов великих советских конструкторов

Популярная механика
Существуют ли расы в биологическом смысле? Существуют ли расы в биологическом смысле?

Все ныне живущие на Земле люди – потомки очень небольшой популяции

Популярная механика
Отдых порознь: спасение или тревожный сигнал? Отдых порознь: спасение или тревожный сигнал?

Нужно ли паре проводить отпуск вместе или отдыхать отдельно друг от друга?

Psychologies
Современные дети глазами учителей Современные дети глазами учителей

Отличается ли новое поколение школьников от прежнего, и если да, то чем

Psychologies
Лучшие шутки дня и кадр из нового Тарантино! Лучшие шутки дня и кадр из нового Тарантино!

Безопасный дайджест авторского юмора с авторской орфографией

Maxim
Кубок по стилю: как футбол и другие виды спорта повлияли на моду Кубок по стилю: как футбол и другие виды спорта повлияли на моду

Когда хочется добавить в свой образ что-то спортивное и модное

Cosmopolitan
Почему у вас в офисе должна быть перьевая ручка? Почему у вас в офисе должна быть перьевая ручка?

Три причины и девять ручек S.T. Dupont

GQ
Красота отравленного мира и другие фото недели Красота отравленного мира и другие фото недели

Фотограф Валерий Мороз представляет подборку лучших фотографий недели

National Geographic
Соколиная охота Соколиная охота

В центре Москвы заработали камеры панорамного обзора системы «Стрит Фалькон»

АвтоМир
Обнаженные и беременные: культовые фото Беллуччи, Спирс, Кардашьян и других Обнаженные и беременные: культовые фото Беллуччи, Спирс, Кардашьян и других

Звезды остаются звездами даже во время беременности

Cosmopolitan
Сверх человек: бета-версия Сверх человек: бета-версия

Биохакеры пытаются редактировать гены при помощи собственных изобретений

Esquire
Открыть в приложении