Инцидент в Думе: расследование
Как был разоблачен фейк о химической атаке в Сирии
В июле 2019 года Фондом исследования проблем демократии в городе Дума был проведен опрос более чем 300 жителей микрорайона, в котором, как утверждалось, в результате химической атаки погибли десятки людей. Свидетели и объективные факты однозначно говорят о том, что атака была инсценировкой «Белых касок». Почему же Организация по запрещению химического оружия выпустила доклад, в котором утверждалось, что химическая атака была, оправдывая тем самым авиаудары по Сирии?
— 7 апреля 2018 года поступило около 15 человек с симптомами удушья, это были дети и женщины, — рассказывает доктор Хасан, врач госпиталя в городе Дума, непосредственный свидетель сцен, которые были на видеозаписях «Белых касок». — После медицинского осмотра мы поставили им диагноз «бронхиальная астма». А те, кто привез к нам этих людей, сказали, что у них химическое отравление. Однако после медицинского осмотра не было выявлено признаков химического отравления. Мы оказали этим людям простую медицинскую помощь и отпустили домой.
Его слова подтвердил и врач из того же госпиталя Сэйф ад-Дин Хубия:
— Я увидел семью, которую привезли сотрудники «Белых касок», сказав, что это пострадавшие в результате химической атаки. У этих людей не было никаких признаков химического отравления.
14 апреля 2018 года Соединенные Штаты Америки, Франция и Великобритания нанесли ракетный удар по Сирии. Было заявлено, что поводом для удара послужила атака сирийских войск в городе Дума с применением химического оружия, о которой ранее заявила организация «Белые каски» (см. расследование об этой организации в РР № 3 (467) от 25 февраля 2019 года, «“Белые каски” без Голливуда»).
Организация по запрещению химического оружия (ОХЗО) почти через год после ракетного удара выпустила доклад своей «Миссии по установлению фактов инцидента предполагаемого использования токсичных химикатов в качестве оружия в Думе 7 апреля 2018 года», в котором обвинила сирийские вооруженные силы в проведении химической атаки. Однако на основе фактов и свидетельств, собранных Фондом исследования проблем демократии, можно однозначно утверждать, что химическая атака в Думе была полностью сфальсифицирована «Белыми касками», а доклад ОЗХО основан на ложных экспертизах и удивляет своей противоречивостью.
23 февраля 2019 года продюсер BBC Риам Далати написал в своем Твиттере: «После почти шести месяцев расследования я могу доказать без всяких сомнений, что сцена в госпитале в Думе была постановочной. В госпитале не было погибших… все остальное по поводу атаки было создано специально для максимального эффекта. В действительности один из трех или четырех людей, снятых в сцене, был грубый и изворотливый доктор Абу Бакр Ханан, который связан с “Джейш аль-Ислам”». Спустя несколько часов Далати пришлось, вероятно под давлением, удалить эту запись, но она уже стала достоянием общественности.
Постоянным представительством Российской Федерации при ОЗХО в Гааге была организована пресс-конференция с непосредственными участниками тиражировавшейся «Белыми касками» сцены в госпитале, в частности с 11-летним Хассаном Диабом. Участники съемки рассказали, что никакого применения химического оружия не было и что их использовали в постановке. Надо ли говорить, что, несмотря на легкость организации интервью с непосредственными свидетелями фальсификации, западные СМИ продолжали публиковать лишь материалы и высказывания боевиков и связанных с ними организаций, обвиняющих сирийскую армию и указывающих мифическое количество жертв в разбросе от 70 до 500 (!) человек?
После разоблаченной фальсификации с якобы пострадавшими от химической атаки в госпитале в Думе основным мотивом для обвинений стали два баллона со следами хлора, которые были обнаружены на крыше одного из домов и в одной из квартир другого дома в городе. Продвигавшаяся в западных СМИ версия состояла в том, что баллоны были сброшены сирийской авиацией и стали причиной гибели нескольких десятков людей, которые проживали в подъезде первого дома. Видеозаписи, на которых видны тела погибших как в квартирах, так и на лестнице, демонстрировались западными телеканалами и распространялись в социальных сетях.
Как мы разоблачили фейк
В июле 2019 года Фондом исследования проблем демократии в городе Дума был проведен опрос. Ни один из более чем 300 опрошенных не смог узнать по фотографиям тех, кто якобы стал жертвой химической атаки. С учетом того что в арабских городах соседи очень активно общаются друг с другом, это практически однозначно подтверждает, что убитые не являются жителями этого микрорайона — их тела были привезены на место съемки.
Мы встретились и с теми, кто проживает в подъезде дома, на крыше которого находился «желтый цилиндр», по версии ОЗХО ставший причиной гибели людей. Сведения, полученные от жильцов, без каких-либо сомнений доказывают, что химическая атака и расследование ОЗХО представляют собой фальсификацию. Приведем интервью лишь с несколькими жителями дома, которых мы опросили:
— Сколько лет вы живете в этом доме?
— Пять лет, — отвечает жительница дома Сехам Хайти.
— За все это время вы никуда не выезжали?
— Да.
— То есть каждый день вы со своей семьей ночевали в квартире?
— Да.
— С кем вместе вы живете? С мужем и детьми? Сколько лет детям?
— С мужем и детьми. Пятеро детей. 19 лет, 18, 12, 21 и 7.
— И они тоже ночевали здесь, никуда не уезжали?
— Да.
— Скажите, 7 апреля прошлого года вы тоже находились дома?
— Да. Мы были здесь.
— В интернете появились видеозаписи, где показаны трупы людей в этом доме. Утверждалось, что причиной их гибели послужил цилиндр с хлором. Скажите, если бы это было так, он должен был убить и вашу семью?
— Да.
— А что с вами происходило?
— Да ничего.
— Может быть, вы или ваши дети плохо себя чувствовали?
— Ничего не было.
— Я вам покажу видеозапись. Посмотрите внимательно. Это ваша лестница?
— Да.
— Кого-то из этих людей узнаете? Они когда-то жили здесь? Вы абсолютно уверены, что эти люди никогда не жили здесь?
— Да. Никого не знаю. Их принесли сюда из медпункта. Привезли тела и провели съемку.
57-летний Махмуд Мехбаль, который живет в этом доме пять лет с женой и четырьмя детьми, был свидетелем инсценировки.
— В прошлом году в интернете появились видеозаписи, где показаны тела мертвых людей в этом доме. Утверждается, что они погибли от химической атаки в вашем подъезде. Как вы можете объяснить, что вы никак не пострадали?
— Не было никакой химической атаки.
— Ни вы, ни ваша жена или дети, которые находились здесь все время, не почувствовали никакого ущерба для здоровья?
— Нет.
— Я вам сейчас покажу фотографии погибших, находившихся в этом подъезде. Посмотрите, пожалуйста, внимательно. Узнаете ли вы кого-нибудь? Жил ли кто-то из этих людей в этом доме? Посмотрите внимательно. Вы кого-то узнали?
— Нет, никого из них не узнаю. Они не из этого дома.
Сам факт того, что постоянные жители, включая детей и людей старшего возраста, в день инцидента находились в доме и не пострадали, притом что в подъезде обнаружились тела других людей, якобы погибших от применения химических веществ, однозначно доказывает фальсификацию. Жители подъезда и дома не только полностью отрицают факт применения химических веществ, но и вместе с другими очевидцами подробно рассказывают, что произошло в действительности.
40-летний житель того же дома, водитель Мухамед Шхадер Абдулькадер, так описывает события 7 апреля прошлого года:
— Боевики стреляли по окнам, запретили нам смотреть… Я подсмотрел… Боевики привозили трупы на машинах. Две колонны, много машин.
— Посмотрите внимательно на фотографии. Знаете ли вы кого-то из погибших?
— Никого не знаю. Я знаю всех жителей моего района. Мы все вместе здесь жили… Этих — не знаю. Я с детства живу здесь.
— Что было потом?
— Я видел 10–15 трупов на этой улице. Незнакомые трупы. «Белые каски» были с боевиками и снимали на камеру.
Сосед Мухамеда, 45-летний Фаез Омар Фатум, всю жизнь прожил в этом доме и тоже видел, как подвозили трупы:
— Мы жили на втором этаже. У боевиков были закрыты лица, они стреляли в воздух. Нас заставили выйти… «Белые каски» тоже были… Боевики привозили трупы на машинах.
— Откуда появились тела?
— Боевики привезли тела людей из тюрьмы Аль-Тоба.
Свидетели уверены не только в том, что трупы были подброшены в подъезд, но и в том, что большинство этих людей убили специально, чтобы впоследствии обвинить сирийское правительство.
Мы нашли важного свидетеля — 24-летнего пекаря Камаля Али Фустуки. Она опознала тело своего родного брата, которое боевики положили на улицу для инсценировки химатаки.
— Мой брат погиб от артиллерийского обстрела… Они привезли тело сюда из больницы, сфотографировали и сказали, что он погиб в результате химической атаки. После съемки забрали тело.
— Покажите, пожалуйста, где лежало тело вашего брата?
— Вон там.
— Что было дальше?
— Мы пришли к боевикам, чтобы забрать тело, но нам его не отдали. Все тела забрали и похоронили не знаю где.
Как ОЗХО доказывала атаку
Это небольшая часть массы собранных нами свидетельств фальсификации химических атак. Они могли быть без большого труда собраны как западными журналистами, так и экспертами ОЗХО. Но вместо этого организация выпустила отчет своей миссии, где утверждалось, что в Думе имело место применение хлора, и обвинила в этом сирийские вооруженные силы, оправдывая тем самым авиаудар по Сирии. На чем основаны эти утверждения?
После осмотра места происшествия руководитель инжиниринговой подгруппы миссии ОЗХО Ян Хендерсон подготовил доклад, где, основываясь на анализе повреждений цилиндров (баллонов), сделал заключение: по всей вероятности, цилиндры с хлором не были сброшены с воздуха — их просто положили на место происшествия. Однако ОЗХО не только не включила эти выводы в свой отчет, но и предпочла привести ссылки на анонимных экспертов (притом что Хендерсон сотрудничал с ОЗХО более 20 лет). Со своей стороны «независимые эксперты в машиностроении, баллистики и металлургии, которые использовали специальные компьютерные техники» (как обозначено в отчете организации) пришли к выводу, что разрушения на месте обнаружения цилиндров образовались в результате их сброса сирийской авиацией. Интересно отметить, что ОЗХО скрывает не только список и квалификацию экспертов, но и поставленные им задачи и начальные условия моделирования.
Вообще, в современных информационных войнах часто фигурируют неназванные эксперты и их выкладки, которые сложно проверить, поэтому публике приходится верить в то, во что она верить привыкла. Но в данном случае авторы доклада даже не очень стремились замаскировывать абсурдность вывода.
Высота полета сирийских ВВС из-за риска применения противником переносных зенитных ракетных комплексов составляет не менее 2000 метров. При таких условиях конечная скорость падения цилиндров составляла бы больше, чем указанные со ссылкой на анонимных экспертов 60 метров в секунду, что привело бы к значительно большим повреждениям как самих цилиндров, так и зданий, в которые они якобы попали. В реальности ничего подобного не наблюдалось. Например, в одном из зданий был обнаружен практически неповрежденный цилиндр, который лежал на неповрежденной же кровати. Тем не менее предполагается, что он упал с двухкилометровой высоты!
В самом отчете ОЗХО содержатся факты, которые противоречат выводам доклада. Так, в нем есть фотография, сделанная с крыши соседнего здания, на которой видно отверстие от артиллерийского снаряда в соседнем знании — точно такое же, как и в доме, где якобы произошел инцидент. Логично предположить, что в обоих случаях разрушения нанесла обычная артиллерия.
В начале своего доклада ОЗХО подтверждает отсутствие следов хлора в госпитале в Думе. Из этого определенно следует, что ролик «Белых касок» из госпиталя сфальсифицирован. Однако в дальнейшем ОЗХО не только не отказывается от других свидетельств со стороны «Белых касок», но и практически полностью строит на них вторую часть своего доклада, причем «Каски» упомянуты в докладе более 20 раз.
Еще до приезда миссии ОЗХО «Белые каски» вывезли и частично уничтожили тела тех, кого представили в качестве жертв химической атаки. Если бы химическая атака имела место, осмотр тел мог бы в значительно большей степени подтвердить версию о хлоре; отказаться от таких свидетельств можно только в случае, если осмотр тел не подтвердил отравление хлором. Миссия ОЗХО, несмотря на то что ее мандат предполагал проведение исследования тел, этим пренебрегла.
Согласно отчету ОЗХО, изученные ее миссией источники сообщили, что количество тел убитых составляло от 70 до 500 человек. В другой части отчета указано, что свидетели говорили о 43 телах. Очевидно, что заслуживающий доверия анализ требовал бы сопоставить эти версии и исключить противоречия — например, не принимать во внимание очевидно лживые заверения о 500 погибших. Между тем миссия ОЗХО систематически полагается на недобросовестных свидетелей.
Для того чтобы включить в доклад свидетелей, прямо связанных с террористической группой «Джейш аль-Ислам» и организацией «Белые каски», ОЗХО придает им статус анонимных и отказывается их назвать и опросить повторно. Интересно отметить, что, несмотря на наличие множества очевидцев в самом городе Дума, ОЗХО даже не скрывает того факта, что прибегала к опросу лиц, прямо заинтересованных в предоставлении дезинформации — тех, кто вместе с вооруженными группами выехал в Идлиб. В отчете указано, что были опрошены 39 свидетелей, из которых только 13 находились в Дамаске.
Можно уверенно предположить, что большая часть респондентов предоставила заведомо ложные данные о «погибших от химической атаки». Одним из таких лжесвидетелей, вероятно, стал доктор Абу Бакр Ханан, о котором продюсер BBC Риам Далати писал, что он связан с террористической группой «Джейш Аль-Ислам». Не поэтому ли ОЗХО предпочла скрыть список своих свидетелей?
Очевидно, что мало-мальски серьезная попытка расследовать ситуацию с неопознанными трупами требует установления списка погибших. Раз предполагалось, что это жильцы дома, на крыше которого был обнаружен цилиндр с хлором, прежде всего надлежало провести опрос местных жителей, показать им фотографии погибших. Подготовка итогового доклада заняла у миссии ОЗХО почти год. За год миссия ОЗХО никого из жителей дома не опросила.
Однако такой опрос и сбор показаний был проведен автором статьи и другими специалистами Фонда исследования проблем демократии. Мы установили свидетелей произошедшего и доказали, что ни одна из «жертв химатаки» на роликах «Белых касок» не относится к числу жителей дома или ближайшего микрорайона. Это полностью опровергает версию, изложенную в докладе ОЗХО. К тому же в докладе отмечены явные нестыковки. Например, отмечено, что «жертвы не пытались как-либо избежать поражения или защитить себя. Это свидетельствует об очень быстрой, возможно мгновенной атаке». Но отравление хлором не влечет мгновенное поражение и гибель людей — скорее так могло бы подействовать нервно-паралитическое отравляющее вещество. Специалистам известно, что при распространении хлора большинству пострадавших удается эвакуироваться. Это очевидное противоречие также не помешало ОЗХО обвинить сирийские вооруженные силы в организации атаки хлором.
Учитывая вышеизложенное, доклад миссии ОЗХО, расследовавшей инцидент, можно считать показательным образцом пропаганды, демонстрирующим замалчивание показаний очевидцев, использование источников, не заслуживающих доверия, отказ от проведения невыгодных организации расследований, использование некорректных описательных моделей, предоставленных анонимными экспертами, а также критически высокий уровень противоречивых данных в различных частях доклада.
Ложь, даже если в ней расписалась уважаемая международная организация, от этого не становится правдой. Мы понимаем, что живем в мире, где пропаганда, чаще всего в интересах США, достигла невиданной дерзости — невозможно верить даже некогда осторожным правительственным и международным источникам. Но теперь читатель сам может сравнить фейки «Белых касок» и дезинформацию миссии ОЗХО с той работой, которую проделал Фонд исследования проблем демократии на месте событий в Думе.
Максим Григорьев, директор Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты РФ
Фотографии: Youtube.com/скриншот; из личного архива Максима Григорьева
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl