Душеполезное и душегубительное

Как Андрей Котов «присвоил себе» древнерусскую духовную песню

Русский репортерКультура

Душеполезное и душегубительное

Как Андрей Котов «присвоил себе» древнерусскую духовную песню

Текст: Анна Рыжкова

Андрей Котов аккомпанирует себе на колесной лире

Андрей Котов — музыкант-фольклорист и хормейстер, благодаря которому древнерусская духовная музыка в начале 90-х зазвучала без советского концертного пафоса. Его ансамбль «Сирин» уже 30 лет исполняет духовную лирику, которую Котов вместе с медиевистами собирал в многочисленных архивах. Расшифровывал их, чтобы сохранить подлинность песни, а потом «присвоить» ее себе и запеть от первого лица. «Русский репортер» поговорил с музыкантом о «молитве» Григория Остера, о ельцинских банкетах и о «Душеполезных песнях на каждый день».

Где «мудрость народная»

Что вы делали до того, как появился «Сирин»? Как вы пришли к древнерусской музыке?

Я работал в ансамбле Дмитрия Покровского, если это кому-то о чем-то говорит: я понял, что уже выросло целое поколение людей, которые не знают, что это за ансамбль. Это была бомба для своего времени, потому что Покровский впервые вынес на сцену аутентичную песню и стал исполнять народные песни в том виде, в котором они сохранились. Это настолько противостояло официальной национальной культуре, что вызвало, с одной стороны, волну возмущения, с другой стороны — дикую популярность, потому что вся интеллигенция страны ходила на наши концерты. У Покровского была такая идея: каждый в ансамбле занимается каким-то своим направлением. А я был молодой и горячий, мне все было интересно. Он спросил меня: «Хочешь заниматься старообрядцами, духовными стихами, древнерусской музыкой?» А я вообще не имел представления, что это такое, не был крещен, но мне было интересно. За 10 лет работы я накапливал знания: знакомишься с филологами, с медиевистами — специалистами по истории Средних веков, со священниками. Во-первых, так я крестился. Во-вторых, я понял, что это гигантский культурный пласт, который в советское время втаптывали — аккуратно и очень профессионально — и который оказался зарытым в земле. В 1989 году я очень много работал у Покровского, вел репетиции, вел концерты. «Когда ты уйдешь? Ты уже накопил столько материала. Теперь тебе нужно сделать свой ансамбль», — как-то сказал он мне. И я ушел. На какое-то время притормозил, а потом собрал маленький состав, девять человек. Так появился «Сирин».

Вы ездили в экспедиции, чтобы материал найти?

Нет. Вы знаете, это общее заблуждение, что люди едут в деревни и там всю «мудрость народную» собирают. Духовные стихи очень мало сохранились, потому что их не записывали в советское время. При Хрущеве шла борьба с церковью. Люди сжигали тетрадки с духовными стихами, уничтожали колесные лиры. Конечно, были и религиозные люди, которые прятали иконы, записи духовных стихов, но в основном это утрачивалось. Большинство материалов сохранилось в рукописях — у меня в ансамбле есть хорошие специалисты-медиевисты и специалисты по древнерусской музыке, по духовным стихам. Каждый забирает себе часть нагрузки. Очень много работы проходит в архивах, сейчас найти все гораздо проще, чем 30 лет назад. Многие песнопения сегодня заново открывают.

Духовные стихи собирали русские интеллигенты, дворяне, еще в середине XIX века — и Пушкин, и братья Киреевские, и филолог Петр Бессонов. Люди ездили в экспедиции, записывали тексты, создавали сборники. Большая волна возрождения духовной культуры была после отмены крепостного права, когда интеллигенция пошла в народ, — стали открывать церковно-приходские школы, библиотеки. В 90-е годы у нас вышло несколько сборников «русской духовной лирики» XVIII и XIX веков, а сейчас вообще ничего не выходит.

То есть песню можно отыскать в рукописи? Как именно это происходит?

В отделе рукописей Исторического музея потрясающие материалы, очень интересная ранняя русская полифония, в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге тоже много материалов. Например, за неделю я заказывал десяток рукописей XVII века в архиве, не зная совершенно, что в них найду. Потом брал Ладу Кондрашкину — специалиста, которая умеет читать по крюкам, — приводил ее, и так мы перерывали рукописи. В первые годы мне помогла также Татьяна Феодосьевна Владышевская, заведующая кафедрой древнерусской музыки Московской консерватории. Она нам давала материалы, объясняла, как с ними работать. Потом София Евгеньевна Никитина, филолог, ведущий специалист по духовным стихам, нам просто отдала свои записи с экспедиций — мы до сих пор это поем.

Андрей Котов и солист группы «АукцЫон» Леонид Федоров на концерте «Душеполезные песни на каждый день»

Свои песни

Духовная лирика — это какая?

Это поэзия, которая обращена к Богу и подразумевает Его присутствие в этом мире. Когда читаешь духовные тексты, начинаешь задумываться, о чем они написаны, и проникать в мир человека, который это писал и который так жил. В 25 лет я крестился. Вера — это же не просто ритуалы, это определенная картина мира. Для кого-то она вдруг вспыхивает и становится ясной, а для кого-то она выстраивается. У меня она именно выстроилась. Духовные тексты — это тексты невероятной силы, мощнейшие.

Когда вы были ребенком и подростком, вы были близки к этому?

Нет, нимало. Простая рабочая семья, дедушка и бабушка из уральской деревни, отец из деревни в Тамбовской области. Бабушка единственная ходила в церковь, за что ее все ругали: не принято было. У нас не было никакого церковного воспитания, мы жили как обычная советская семья — с телевизором, с «Огоньками», с пением частушек во дворе, с игрой в домино, с выпиванием…

А почему вы начали петь?

Я пою, сколько себя помню, потому что мама была певунья. Ей было 18 лет, когда она меня родила. Она пела в оперном кружке, в эстрадном кружке — звезда района. А поскольку ребенка девать было некуда, она везде таскала меня с собой. Я в шесть лет наизусть знал «Евгения Онегина», «Пиковую даму», все современные песни, которые были тогда популярны. Мне было сложно в детских хорах, потому что мне давали песни из трех звуков, а я мог спеть арию Татьяны. В 13 лет началась мутация, мальчишек отдавали в оркестр — ансамбль Дома детей железнодорожников. Мне дали играть на домбре, через две недели я научился играть на гитаре, а через месяц создал рок-группу. Но это было нормально для пацана 14 лет. Естественно, я познакомился со всей советской эстрадой, всю ее переиграл, перешел на западную музыку, познакомился с КСП-репертуаром, ходил в походы. Но я не помышлял стать профессиональным музыкантом. У нас был один путь — на завод, где работал твой отец… А потом вдруг в 9-м классе я закончил музыкальную школу, поступил в Гнесинское училище, не с первого раза. О фольклоре ничего не знал, хотя у нас во дворе бабки пели только так! Но их никто всерьез не воспринимал, это была полугородская песня.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 вопросов Михаилу Дмитриеву, экономисту 7 вопросов Михаилу Дмитриеву, экономисту

О том, что принесет 2020 год российской экономике и рядовому кошельку

Русский репортер
Режиссер в законе. Какой мы запомним Галину Волчек Режиссер в законе. Какой мы запомним Галину Волчек

Умерла Галина Волчек, одна из основательниц московского театра «Современник»

СНОБ
Глобальный импичмент Глобальный импичмент

Период перемен станет тестом на выживание для всех без исключения

Огонёк
Все без ума от Кэри Гранта: впечатляющие любовные похождения актера 50-х Все без ума от Кэри Гранта: впечатляющие любовные похождения актера 50-х

Актер Кэри Грант – один из самых знаменитых ловеласов Голливуда всех времен

Cosmopolitan
Окна Анны Окна Анны

Мы готовы запустить сорокаметровую фигуру актрисы Анны Михайловской в космос

Maxim
Итоги десятилетия: как изменился мир искусства — и при чем тут Instagram, унитаз из чистого золота и фальшивая выставка на биеннале Итоги десятилетия: как изменился мир искусства — и при чем тут Instagram, унитаз из чистого золота и фальшивая выставка на биеннале

Как понять современное искусство: 9 главных событий 2010-х

Esquire
Семь легендарных кораблей-призраков Семь легендарных кораблей-призраков

Корабли-призраки, от которых бегут мурашки по коже

Maxim
В чем сила, брат? В чем сила, брат?

Рустам Набиев из Уфы, лишившийся обеих ног, рассказал о борьбе с фобиями

StarHit
На пути к капсульному жилью На пути к капсульному жилью

На российском рынке жилья формируется новый сегмент малогабаритных квартир

Эксперт
«Бизнес с шестью нулями»: сын миллиардера Фридмана занялся жвачкой Love Is и постпохмельным напитком «Бизнес с шестью нулями»: сын миллиардера Фридмана занялся жвачкой Love Is и постпохмельным напитком

Единственный сын миллиардера Михаила Фридмана занялся поставками жвачки

Forbes
Чистое дело Чистое дело

Германия справилась с мусором и вышла на экологически безопасный рост экономики

РБК
Александр Бренер: Ева-пенетратор, или Оживители и умертвители Александр Бренер: Ева-пенетратор, или Оживители и умертвители

Отрывок из новой книги художника и писателя Александра Бренера

СНОБ
Адам Кристофер: Очень странные дела. Тьма на окраинах города. Отрывок из книги Адам Кристофер: Очень странные дела. Тьма на окраинах города. Отрывок из книги

Хоппер находит коробку со старыми делами, о которых не хочется вспоминать

СНОБ
Алия Григ: Алия Григ:

Алия Григ (Прокофьева) — о "космическом будущем" и о проектах в США

Cosmopolitan
В ядре нашей планеты может идти В ядре нашей планеты может идти

Ядро нашей планеты может быть покрыто толстым слоем металлической пыли

Популярная механика
Самые дорогие произведения русского искусства, проданные на торгах Christie’s за 50 лет Самые дорогие произведения русского искусства, проданные на торгах Christie’s за 50 лет

Итоги продаж русского искусства: исторические рекорды торгов Christie's

Forbes
Обрести покой Обрести покой

Для многих лучшее лекарство от боли и стресса – древняя практика йога

National Geographic
Зин-ликбез от Александры Генераловой Зин-ликбез от Александры Генераловой

#маргнинальныйдизайн

Собака.ru
Топ-9 важных видеоигр десятилетия, перевернувших индустрию (и даже мир) Топ-9 важных видеоигр десятилетия, перевернувших индустрию (и даже мир)

За последнее десятилетие игры и отношение к ним изменились навсегда

Playboy
«Модные магазины в России диктуют условия брендам». Суровые будни российского производителя «Модные магазины в России диктуют условия брендам». Суровые будни российского производителя

Ирина Батькова дает советы начинающим дизайнерам

Forbes
Еда для настроения Еда для настроения

Плохое настроение может быть связано с неправильным питанием

Здоровье
Правильные права для российских людей. Как мы можем помочь президенту истолковать Конституцию Правильные права для российских людей. Как мы можем помочь президенту истолковать Конституцию

Настоящая неделя прав человека случилась в России

СНОБ
Автомобиль для детей и космонавтов: тест Nissan Murano Автомобиль для детей и космонавтов: тест Nissan Murano

Идеальный кандидат на покупку в связи с пополнением в семье – Nissan Murano

Популярная механика
Благое начинание Благое начинание

Как легко принять участие в благотворительности – в материале Grazia

Grazia
«Никогда не умел держать язык за зубами» «Никогда не умел держать язык за зубами»

Ален Делон — о кино, женщинах и ролях, которые никто не хотел играть

Огонёк
Прочитать по рукам Прочитать по рукам

Защитить ручки зимой поможет правильный уход

Здоровье
Лекарства с побочной эффективностью Лекарства с побочной эффективностью

Руководство НМИЦ имени Блохина сообщило о недостатках российских дженериков

РБК
Во власти ужаса: что такое панические атаки и как с ними бороться Во власти ужаса: что такое панические атаки и как с ними бороться

Что делать с паническими атаками, и куда обратиться, чтобы приступы прекратились

Psychologies
Как нелегальный мигрант стал рэпером, который зарабатывает $100 000 за выступление Как нелегальный мигрант стал рэпером, который зарабатывает $100 000 за выступление

Рэпер 21 Savage — один из тех, кто попал в США ребенком и рос без документов

Forbes
Папа дома: как активное отцовство меняет жизнь Папа дома: как активное отцовство меняет жизнь

Отрывок из книги «Nordic Dads»

Psychologies
Открыть в приложении