Статистика постановок Чехова в кино по десятилетиям невероятна

ПолкаКультура

Русская классика: история экранизаций

Андрей Плахов

Экранизация классической книги — всегда риск. И рабское следование за текстом, и смелый эксперимент, и трактовка классики в угоду идеологии — на всё это у режиссёров находится резон, а у критиков и зрителей некомплиментарный ответ. В силу российской литературоцентричности к кинопостановкам русской классики всегда был особый счёт, а в фильмах отражалось не только содержание оригинала, но и время их создания. И, несмотря на все «но», киноварианты произведений Пушкина и Чехова, Толстого и Гоголя, Тургенева и Гончарова появляются постоянно, а роли Онегина, Мышкина или Карениной остаются желанными для новых актёрских поколений. По просьбе «Полки» кинокритик Андрей Плахов написал историю экранизаций главных русских книг XIX века — от зарождения кино в России до современности.

VIII. Мотив и импровизация

Чехов

В отличие от театра, кинематограф долго робел перед главными пьесами Чехова. Продуктивнее на первых порах оказался роман кинематографа с чеховской прозой, а также с театральными опытами в жанре водевиля и одноактной комедии.

Статистика постановок Чехова в кино по десятилетиям невероятна. В 1909 году появился фильм «Хирургия». На протяжении 1910–40-х — около 30 экранизаций, в 1950-е — уже 70, и ещё почти 500 — с 1960-х по сей день. Геометрическая прогрессия!

Самыми популярными на заре истории кино, помимо упомянутой «Хирургии», были «Медведь», «Юбилей», «Свадьба», «Предложение», хотя где-то уже мелькает «Драма на охоте» и даже «Вишнёвый сад». Но рубежом на пути освоения Чехова стал не переход от немого кино к звуковому и далее к цветному, а появление телевидения. Именно оно сблизило театр с экраном, и уже в 1950 году в Великобритании на Би-би-си выходит «Чайка», а в США — «Дядя Ваня». Это — нечто среднее между театром и кино, именно в этом пространстве Чехов находит свою нишу.

Из ранних экранизаций советского периода стоит отметить «Шведскую спичку» Леся Курбаса, снятую в 1922 году в Украине, и «Каштанку» Ольги Преображенской (1926). Вал кинематографической чеховианы разражается сразу после смерти Сталина — причём во всём мире, от Польши и Югославии до Бразилии, но сосредоточимся пока на СССР. В 1954 году выходят «Анна на шее» Исидора Анненского, новая «Шведская спичка» (режиссёр Константин Юдин) и «Переполох» Василия Ордынского и Якова Сегеля, в 1955-м — «Попрыгунья» Самсона Самсонова, в 1960-м — «Дама с собачкой» Иосифа Хейфица.

Алла Ларионова в фильме «Анна на шее». Режиссёр Исидор Анненский. СССР, 1954 год
Людмила Целиковская в фильме «Попрыгунья». Режиссёр Самсон Самсонов. СССР, 1955 год

В 1954-м отмечается полвека со дня смерти Чехова, в 1960-м — столетие его рождения, но интерес к писателю (за эти годы поставлены даже два анимационных фильма — «На даче» Григория Ломидзе и «Пересолил» Владимира Дегтярёва) явно не только юбилейный. Он отвечает тем же запросам общества, что и зреющая в кинематографе оттепельная новая волна, отметающая пафосный сталинский монументализм и заново открывающая «маленького человека» в богатстве его личностных нюансов. И здесь лучшим другом молодого советского кинематографиста — будь то Марлен Хуциев, Лев Кулиджанов, Эльдар Рязанов, Михаил Швейцер, Григорий Чухрай — становится Чехов. Даже если они не экранизируют его напрямую.

Раньше Чехов был прерогативой достаточно консервативного «актёрского» кинематографа. В фильмах по его сюжетам играли лучшие исполнители театра и кино — Иван Москвин, Михаил Тарханов, Николай Хмелёв, Екатерина Корчагина-Александровская, Алексей Грибов, Игорь Ильинский, Эраст Гарин, Фаина Раневская, Виктор Станицын, Ольга Андровская, Михаил Жаров, Зоя Фёдорова, Вера Марецкая, Анастасия Зуева, Василий Топорков. Это были чаще всего водевили или рассказы в духе Чехонте, где увлекательно игрался сюжет, но редко искрились тонкая чеховская ирония и лирика.

Специалистом по таким экранизациям считался режиссёр Исидор Анненский: он начал в 1938 году с «Медведя», который считался образцовым дебютным фильмом, позднее поставил «Человека в футляре», «Свадьбу» и «Анну на шее». Если в контексте сталинского тоталитарного кино его фильмы выглядели милой отдушиной, в атмосфере наступающей оттепели возникла другая оптика. И киноверсия «Анны на шее», с томной красавицей Аллой Ларионовой в главной роли и Александром Вертинским в эпизоде, была воспринята как апофеоз мещанства, пошлости, ложной красивости — всего, что так ненавидел и презирал Чехов. На Анненского набросились такие авторитеты, как Михаил Ромм и Виктор Шкловский, писали, что фильм оправдывает «лёгкое поведение» героини. Но время опять поменяло оптику: фильм, хоть «истинно чеховским» его не назовёшь, с удовольствием смотрится телезрителями как образец костюмной актёрской мелодрамы.

«Попрыгунью», дебютную ленту Самсона Самсонова, напротив, признали сразу — и за рубежом, на фестивале в Венеции, и на родине. Критики ставили картину в пример другим постановщикам, хвалили актёров Людмилу Целиковскую и Сергея Бондарчука за правильную чеховскую интонацию, формулировали актуальный урок фильма. «Не делайте ошибки в поисках «великого человека» наподобие той, какую сделала героиня «Попрыгуньи», и вы увидите живущих рядом с вами подлинно великих людей — доктора Кириллова, доктора Астрова, доктора Дымова... Не лгите, не унижайтесь перед сытыми и толстыми, не опошляйте, берегите чувство — этот чудесный дар, способный озарить жизнь, придать ей новый смысл, как это случилось с героями «Дамы с собачкой», — писала главный редактор журнала «Искусство кино» Людмила Погожева.

«Дама с собачкой» Иосифа Хейфица — классический фильм оттепели, один из её моральных манифестов. Картина участвовала в конкурсе Каннского фестиваля, вместе с «Балладой о солдате», обе были награждены специальным призом, а советская программа отмечена как лучшая. И хотя герои Чухрая проходят испытание экстремальным опытом войны, а персонажи Чехова и Хейфица — всего лишь рутиной обыденной жизни, их объединяет искренность порывов, неприятие фальши и корысти, имеющих разные обличья в разные времена. Важны и лица этих персонажей. Гурова играет Алексей Баталов, которого зрители знают по знаковому фильму «Летят журавли», а вскоре увидят в «Девяти днях одного года»: это новый тип героя и актёра. Ия Саввина открывает в своей «даме» скрытую эмоциональность на грани нервного срыва: это тоже новое для советского экрана качество. Полноправным героем фильма становится город — даже три: Саратов, Москва и Ялта, которые оказываются неожиданно схожими. Бесконечный унылый забор, показушные приёмы с игрой на фортепьяно, бутылка, плавающая в море, выброшенная отдыхающим оболтусом, — всё это лики «серости», которую режиссёр ухитряется показать на экране предельно выразительно. И вот в этой серости вызревает чудесное, волшебное чувство, так созвучное короткой эпохе возродившихся надежд.

«Дама с собачкой». Режиссёр Иосиф Хейфиц. СССР, 1960 год
«В городе С.». Режиссёр Иосиф Хейфиц. СССР, 1966 год

Уже позднее, когда эта эпоха кончилась, Хейфиц ещё дважды обращался к прозе Чехова, в чём-то и споря с ним. Не слишком убедителен оказался на экране «Ионыч» (фильм получил название «В городе С.», 1966). Более интересен «Плохой хороший человек» (1973), сильно смещающий акценты повести «Дуэль». Лаевский в исполнении Олега Даля представлен как страдающий «лишний человек», характерный для кино эпохи застоя. Его антагонист фон Корен (Владимир Высоцкий) выведен опасной, но харизматичной «сильной личностью». Надежда Фёдоровна (Людмила Максакова) — чувственной красавицей, готовой на любые авантюры. Однако попытки Хейфица, мастера старой школы, привязать Чехова к современности были отодвинуты на второй план появлением двух революционных фильмов, открывших совсем новые перспективы.

Олег Даль и Людмила Максакова в фильме «Плохой хороший человек». Режиссёр Иосиф Хейфиц. СССР, 1973 год
Анатолий Папанов в фильме «Плохой хороший человек». Режиссёр Иосиф Хейфиц. СССР, 1973 год
Марина Влади и Николай Гринько в фильме «Сюжет для небольшого рассказа». Режиссёр Сергей Юткевич. СССР, Франция, 1969 год

В промежутке был ещё «Сюжет для небольшого рассказа» (1969) Сергея Юткевича, другого советского классика, — опыт амбициозной широкоформатной советско-французской постановки. Марина Влади, звезда русского происхождения, сыграла Лику Мизинову, Николай Гринько — Чехова, в сюжете отыгрывались события жизни писателя в период написания «Чайки». Это было культурное, профессионально срежиссированное кино, удостоверявшее присутствие Чехова в духовном обиходе современников. Но открытия в нём не было.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

При каких болезнях помогает коньяк? При каких болезнях помогает коньяк?

Коньяк невероятно полезен, нет никаких сомнений

Maxim
Как говорить с партнером о проблемах в отношениях: 4 простых совета Как говорить с партнером о проблемах в отношениях: 4 простых совета

Как понять, какой партнер подходит для отношений, а какой нет?

Psychologies
Как воспитывать ребенка, чтобы он не захотел уйти из дома: 4 совета Как воспитывать ребенка, чтобы он не захотел уйти из дома: 4 совета

Что, помимо слов и ссор, подталкивает ребенка к уходу из дома?

Psychologies
Фэн-шуй кухни для богатства и удачи: что делать, чтобы привлечь изобилие Фэн-шуй кухни для богатства и удачи: что делать, чтобы привлечь изобилие

Что нужно сделать, чтобы сердце твоего дома билось ритмичнее

VOICE
«Кино должно быть неудобным — как камешек в ботинке»: в каком порядке смотреть фильмы Ларса фон Триера «Кино должно быть неудобным — как камешек в ботинке»: в каком порядке смотреть фильмы Ларса фон Триера

Вместе с кинокритиками разбираемся, как начать смотреть фильмы Ларса фон Триера

Правила жизни
«Я начала карьеру заново в 45 лет»: личный опыт — 5 советов коуча «Я начала карьеру заново в 45 лет»: личный опыт — 5 советов коуча

Как искать работу после большого перерыва?

Psychologies
ТОП-5 упражнений для похудения ТОП-5 упражнений для похудения

Упражнения для похудения всего тела лучше выполнять в рамках комплекса

Лиза
Дом — полная чаша: как образ домохозяйки менялся в кино и в итоге пришел в TikTok Дом — полная чаша: как образ домохозяйки менялся в кино и в итоге пришел в TikTok

Как образ домохозяйки менялся на экране и почему не выдержал проверку временем

Forbes
Почему британские компании переходят на четырехдневную рабочую неделю Почему британские компании переходят на четырехдневную рабочую неделю

Британские компании решили сохранить четырехдневную рабочую неделю

СНОБ
Отпустите меня! Отпустите меня!

Что делать, когда партнер хочет провести отдельно выходные или отпуск?

Добрые советы
О чем говорит ChatGPT О чем говорит ChatGPT

ChatGPT не может действовать: он не умеет играть в игру «Покажи и назови»

Эксперт
Страшное бессилие Страшное бессилие

«Раневская»: попытка биографии

Weekend
Флегматик — кто он на самом деле: миролюбивый аналитик или бесячий лентяй? Флегматик — кто он на самом деле: миролюбивый аналитик или бесячий лентяй?

Какие же флегматики на самом деле и почему именно такие?

ТехИнсайдер
Надо ли разговаривать с рассадой? Надо ли разговаривать с рассадой?

Кто же поверит, что цветы будут расти лучше, если с ними разговаривать?

Наука и жизнь
Зашифрованный корабль: как киберпреступники превратились в портовых пиратов Зашифрованный корабль: как киберпреступники превратились в портовых пиратов

Это не первый случай, когда судоходные компании становятся жертвами кибератак

ТехИнсайдер
Ученые случайно обнаружили окаменелый мозг в останках рыбы возрастом свыше 300 миллионов лет — это редчайшая находка Ученые случайно обнаружили окаменелый мозг в останках рыбы возрастом свыше 300 миллионов лет — это редчайшая находка

Каким был мозг древней рыбы?

ТехИнсайдер
«Я к вам пишу»: как возникло китайское женское письмо нюйшу «Я к вам пишу»: как возникло китайское женское письмо нюйшу

Как желание поддерживать переписку привело к изобретению отдельной письменности

Forbes
Почему мы продуктивно работаем в кофейнях: 4 совета работникам на удаленке Почему мы продуктивно работаем в кофейнях: 4 совета работникам на удаленке

Неужели наша работа в кофейнях продуктивна только из-за бодрящего кофе?

Psychologies
Влюбленность или любовь? 7 стадий глубокого чувства Влюбленность или любовь? 7 стадий глубокого чувства

Не всегда чувства, которые мы принимаем за любовь, оказываются прочными

Psychologies
С паяльником и напильником: как беларусы сами себе компьютеры собирали С паяльником и напильником: как беларусы сами себе компьютеры собирали

Энтузиасты, которые самостоятельно паяли компьютеры во времена позднего СССР

VC.RU
Астрономы сфотографировали след дрейфующей сверхмассивной черной дыры Астрономы сфотографировали след дрейфующей сверхмассивной черной дыры

Могут ли сверхмассивные черные дыры дрейфовать вне своей галактики?

ТехИнсайдер
Идиот на службе Идиот на службе

Краткая история бравого солдата Швейка в 25 пунктах

Weekend
Триумф геронтологии. Как восстанавливают старые японские внедорожники Триумф геронтологии. Как восстанавливают старые японские внедорожники

Настоящие внедорожники, несущие в себе дух «старой школы»

4x4 Club
Минутка ностальгии: как выглядели забытые первые жены голливудских красавчиков Минутка ностальгии: как выглядели забытые первые жены голливудских красавчиков

Кто они, первые жены голливудских звезд?

VOICE
Сериал «Раневская»: как Фаина Фельдман стала великой актрисой вопреки всем преградам Сериал «Раневская»: как Фаина Фельдман стала великой актрисой вопреки всем преградам

Какой сложный путь к славе проделала Фаина Раневская

Forbes
Как подключить тюльпаны к телевизору Как подключить тюльпаны к телевизору

Многие пользователи теряются, когда нужно подключить к телевизору тюльпаны

CHIP
Почему погибла империя хеттов? Вот что ответил археологам можжевельник из Турции Почему погибла империя хеттов? Вот что ответил археологам можжевельник из Турции

Великая цивилизация оказалась бессильна перед катастрофой

Вокруг света
Повернуть время вспять Повернуть время вспять

Как подольше продлить молодость и сохранить красоту тела?

Добрые советы
Впереди «Большая перемена» | Big Break Ahead Впереди «Большая перемена» | Big Break Ahead

Векторы развития нового движения детей и молодежи

Позитивные изменения
Не могу сказать «прости» Не могу сказать «прости»

Как правильно просить прощения?

Лиза
Открыть в приложении