Рука для Терминатора: как создаются манипуляторы для российских андроидов

В 2019 году на робототехническом форуме в Сколково компания «Промобот» представила своего первого робота-компаньона Алекса. Этот робототехнический комплекс новой серии Robo-C обладал красноречивой внешностью, которая наглядно демонстрировала как его достоинства, так и недостатки. В числе последних, несомненно, первое место занимали руки.
Терминатор срезает кожу с руки, демонстрируя металлический скелет. Эту запоминающуюся сцену из популярного фильма помнят даже те, кто не смотрел сам фильм. За зрелищностью момента не видно главного: механическая рука мало приспособлена для реальных действий и, скорее всего, весьма недолговечна. Впрочем, заметно это только специалистам, вроде промышленного дизайнера компании «Промобот» Андрея Васькова. В статье он рассказал, как происходит разработка рук для российских андроидов.
Откуда руки растут
Robo-C представляет собой антропоморфный торс, способный взаимодействовать с человеком. Вербальное взаимодействие представить не сложно: робот может говорить самостоятельно и реагировать на реплики собеседника. Но в живом общении значительную роль играют и невербальные способы взаимодействия, жесты и прикосновения. Чтобы повысить антропоморфизм и улучшить восприятие образа робота в качестве живого собеседника, мы должны были оснастить конструкцию функциональными манипуляторами. Проще говоря, стояла задача сделать роботу человеческие руки.

Постоянно имея перед глазами пример, команда инженеров «Промобота» сформулировала для манипулятора перечень функций, параметров и ограничений. Мы решили создавать руку как самонесущую активную конструкцию в корпусе из алюминия, полимерных материалов, АБС и АБС-подобных пластмасс, силикона и полиуретана. Будущую разработку разделили на 5 блоков: плечо, предплечье, локоть, запястье и кисть. Каждая часть должна удовлетворять собственным требованиям к кинематике, например, плечо должно поворачиваться с углом до 90 градусов относительно нормали.