Российские мастера стрит-арта: 5 перспективных уличных художников
Рассказываем, за кем андерграунд стоит.
Далеко не в каждом виде искусства есть парадокс – где-то все довольно понятно, закономерно и не вызывает вопросов. Тем временем стрит-арт – парадоксален. Это публичное творчество, его видят тысячи людей, но авторам самих работ зачастую приходится скрывать свои лица в надежде остаться анонимными.
Когда стрит-арт еще не был искусством, в общественном сознании он считался обычным правонарушением. Художников называли вандалами, их могли задержать, оштрафовать или вовсе посадить. Оттуда у многих артистов остался рефлекс прикрывать лицо рукой при виде камеры.
Впоследствии нравы стали мягче, общественность углядела в этом искусство и теперь стрит-арт наполовину легитимизировался, став уважаемой творческой деятельностью. Для согласованных работ даже имеется отдельный термин – паблик-арт. Так называют любое городское искусство, которое было одобрено властями или другими ответственными лицами.
Как бы то ни было, романтика бунтарского стрит-арта никуда не делась. Даже самые опытные художники, которых приглашают на фестивали и выставки, могут позволить себе выйти с баллоном краски на улицу и пойти самовольно украшать городские стены.
Мы пообщались с пятью перспективными российскими деятелями стрит-арта, которые годами оттачивали свой стиль и сделали многое для индустрии. Пусть их имена будут некоторым незнакомы, но, как уже было сказано, стрит-арт – это не всегда история про демонстрацию себя. На первый план здесь выходит творчество.
Рома Мураткин
Рома уже не первый год в игре, и он очень хорошо знает, каким должен быть зрелищный визуал. В свое время он получил художественное образование по специальности «декоративно-прикладное искусство», а рисовать на стенах начал еще до совершеннолетия. Его работы могут напомнить фундаментальные фрески, которые любили разворачивать советские градостроители на жилых домах. Однако сводить все к одной ассоциации в его случае неправильно – он умеет делать по-разному.
Насколько, по твоему мнению, Россия пригодна для стрит-арта?
В России много интересных и самобытных мест, где могли бы появляться работы уличных художников, но все так устроено, что несогласованная работа не может существовать долго на улице. Коммунальные службы быстро и без сожаления удаляют этот «нарыв» из городского пространства, лишая среду уникального творческого высказывания, не давая возможности изображениям стать культурным кодом города.
Какую эмоцию ты хочешь вызвать у людей, которые видят твои работы?
Целенаправленно такую задачу никогда не ставлю. Есть стиль, который соответствует моему внутреннему миру, позволяющий создавать композиции на разные темы. Он может нравиться людям или нет. Все субъективно и индивидуально.
Каким ты видишь идеальное городское пространство?
Выделю несколько городов Италии: Флоренция, Рим и Венеция.
Nootk
Вова Nootk считается довольно опытным художником – он участник творческих объединений Москвы, которые стояли у истоков уличной культуры. На его счету множество фестивалей, международных биеннале и выставок.
Кроме того, у художника были коллаборации с Nike, adidas, Aizel и другими брендами. При этом, несмотря на коммерческие предложения и согласованные истории, он продолжает делать свой стиль на улице и вносить вклад в культуру и урбанистическую среду.