Если в России говорят «кустодиевская женщина», в Европе скажут «рубенсовская»

Вокруг светаКультура

Роскошные формы: 6 деталей картины Рубенса «Венера перед зеркалом»

Быть красивой — дорогое удовольствие. Сейчас во всем мире тратятся немалые деньги на стройность и подтянутость. А в эпоху Рубенса физические показатели достатка и успешности были противоположными

Семен Мартынов

Питер Пауэл Рубенс «Венера перед зеркалом». Фото FineArt / Alamy via Legion Media

Если в России говорят «кустодиевская женщина», в Европе скажут «рубенсовская». Плодовитый фламандец остался в памяти потомков во многом благодаря дамам с его полотен — Венерам, Дианам и Грациям «плюс сайз». Рубенс писал их в таком количестве не столько из-за личных предпочтений, сколько ориентируясь на вкусы богатого окружения — потенциальных покупателей.

Картина «Венера перед зеркалом»

Дерево, масло. 123 х 98 см
1614–1615
Хранится в Музее Лихтенштейн в Вене

Главный город Фландрии Антверпен, где художник обосновался и провел большую часть жизни, в XVI веке был столицей мировой торговли. Гражданская война, отделение от Испанской империи Северных Нидерландов и блокада выхода к морю подорвали могущество Антверпена, однако в начале XVII столетия город понемногу восстанавливался.

Дворянство и богатые буржуа привыкли жить на широкую ногу. И в первую очередь это касалось еды. В 1630-е годы наместник Испанских Нидерландов Фердинанд, шокированный размахом застолий, которые устраивали по праздникам антверпенцы, назвал их дикими зверями. Типичный фламандский обед был очень калорийным: масло, мясо и сыры, разнообразная выпечка, пиво; готовили на животном жире и сливочном масле. Из колоний в больших количествах стали привозить сахар, и этот недешевый продукт завоевал фламандскую кухню.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении