Памятник архитектуре
Итальянский мэтр Ренцо Пьяно превратил ГЭС-2, заурядное промышленное здание в центре Москвы, в архитектурный аттракцион невиданного масштаба. Теперь дело за малым – наполнить эту эффектную оболочку интересным содержимым
Что снаружи?
Если бы Дома культуры ГЭС-2 не существовало, его следовало бы выдумать... В двух шагах от Кремля, на задворках мрачного Дома на набережной, напротив храма Христа Спасителя возникает гигантский храм современного искусства, в медийной раскрутке которого вольно или невольно участвуют Максим Галкин и Владимир Путин, — согласитесь, завязка сюжета достойна Пелевина и Сорокина, вместе взятых! Дальше — больше. В этом проекте всё сложнее, чем кажется на первый взгляд, — даже название.
ГЭС-2 не гидроэлектростанция, как можно подумать, а Городская электростанция. Построили её в 1904–1908 годах по проекту архитектора Василия Башкирова. Когда-то она снабжала электричеством первые линии московского трамвая. Станция проработала почти сто лет, успев за это время перейти с угля на газ, и была закрыта в 2006-м. Здание выставили на продажу, но покупатель нашёлся лишь восемь лет спустя — это был миллиардер Леонид Михельсон, в ту пору искавший помещение для своего фонда V-A-C. Эта затейливая аббревиатура означает Victoria — the Art of being Contemporary («Виктория — искусство быть современным»). Под Викторией подразумевается не древнеримская богиня победы, а 29-летняя дочь Михельсона, искусствовед по профессии. Она, разумеется, работает в фонде. Но официально у руля там до недавнего времени стояла не наследница миллиардов, а генеральный директор Тереза Иароччи Мавика, итальянка, живущая в России уже 30 лет. С самого начала фонд прикладывал массу усилий для того, чтобы вписать российское современное искусство в мировой контекст. Даже первая его площадка открылась не в Москве, а в Венеции — городе, где проходит старейшая в мире биеннале современного искусства. V-A-C устраивает там выставки, в которых молодые российские художники участвуют наравне с иностранными звёздами. Кстати, с 2019 года Михельсон финансирует ещё и национальный павильон России в Венеции.
Реконструкцию старой электростанции бизнесмен поручил знаменитому итальянцу Ренцо Пьяно, тому самому, который вместе с британцем Ричардом Роджерсом полвека назад построил Центр Помпиду. (В первое время центр ругали за уродство. Но потом парижане к нему привыкли и признали одним из символов города.) На реконструкцию Михельсон, по собственному признанию, потратил вдвое больше денег, чем планировал изначально. Сроки её завершения не раз переносились — из-за пандемии открытие задержалось почти на два года.