На прежние рельсы
Модернизированные и переоборудованные мягкие вагоны доставляют пассажиров в другую эпоху
Для современного путешественника поездка на поезде — часто крайняя мера. Большинство предпочтёт руль или кресло самолёта металлической коробке, в которой ехать и дорого, и долго. Однако всё больше богатых туристов выбирают железнодорожный транспорт именно по этим причинам: медленный темп, атмосфера старины и роскошная обстановка ставят поезд в один ряд с другими элитарными развлечениями. В мире ж/д круизов класса люкс ночь в спальном вагоне 100-летней давности обойдётся более чем в $15 000, но билеты часто распроданы на несколько месяцев вперёд. Старый добрый поезд не конкурирует с джет-сетами. Скорость — не самоцель. Железнодорожные альтернативы стремятся обойти пятизвёздочные (стационарные) отели по части впечатлений. Среди лидеров экспансии в Европе — оператор элитных туров Belmond, принадлежащий LVMH, и французская гостиничная группа Accor, и обе компании, как ни странно, используют торговую марку Orient Express.
Ностальгия по знаменитому маршруту из Парижа в Стамбул, увековеченному в бестселлере Агаты Кристи 1934 года «Убийство в “Восточном экспрессе”», играет важную роль в необычайном долголетии бренда. Кристи была частым пассажиром поезда, сопровождая мужа-археолога в Сирию и Ирак, и сегодняшние компании пытаются воссоздать золотой век путешествий с помощью маркетри, лака и хрусталя.
Директор британского турагентства Luxury Train Club Саймон Пилоу объясняет всплеск интереса к медленным путешествиям желанием найти «весёлую компанию, вернуть в жизнь романтику и красиво нарядиться» и отмечает: «Мы никогда не были так востребованы».
Чтобы удовлетворить спрос, Belmond добавляет новые вагоны к VSOE, который уже 40 лет доминирует на европейском рынке поездов класса люкс. В 1982 году Джеймс Шервуд, король морских перевозок и владелец отеля Cipriani в Венеции, решил возродить «Восточный экспресс» для доставки клиентов из Парижа. А самый первый поезд запустил в 1883 году Жорж Нагельмакерс, бельгийский предприниматель, который привёз в Европу американский спальный вагон Pullman. В 1970-е годы компания была расформирована, пав жертвой дешёвых авиаперелётов.
«Шервуд приобрёл несколько оригинальных вагонов и восстановил их», — говорит Гэри Франклин, вице-президент VSOE. Сегодня в этих отреставрированных артефактах, самые старые из которых датируются 1926 годом, размещены 72 Historic Cabins с сиденьями, которые превращаются в койки, и общими ванными комнатами в коридоре. Цены стартуют от $4100 с человека за ночь. С 2018 по 2021 год несколько оригинальных вагонов были переоборудованы в 6 роскошных купе Grand Suites с ванными комнатами, ночь в которых стоит более $12 200 с человека. Летом была запущена новая промежуточная категория люксов по цене от $8072 с человека. Большинство маршрутов рассчитаны на одну ночь и связывают постоянно расширяющийся список европейских городов. Самые протяжённые из них начинаются и заканчиваются в Париже. Одноимённое путешествие из Парижа в Стамбул VSOE совершает лишь раз в год, чтобы сохранить его уникальность.
Роскошный декор, по-видимому, — важная часть успеха. «Я, вероятно, предвзят, — говорит Франклин, — но думаю, что поезда VSOE похожи на произведения искусства». В новых люксах ванные комнаты, отделанные мрамором, и гостиная, которая трансформируется в двуспальную или две односпальные кровати. Орнамент в стиле ар-деко, например с «яркой бархатной зеленью и сложной цветочной инкрустацией» в вагоне La Campagne, раскрывает тему природы.
В Grand Suites, оформленных в стиле европейских столиц, полы с подогревом, бесплатное шампанское и икра по прибытии и трансфер на поезд и обратно. Мастера парижских ателье продумали каждую деталь: от мозаики до лакированной мебели и стекла Lalique. И Belmond планирует увеличить число люксов.