Логос и пафос
«Если на товар можно нанести буквы, то пусть это будет наш логотип». В этой гонке производители престижных автомобилей стремятся скорее напомнить нам о своём славном прошлом, чем продать своё будущее
В Майами на бульваре Бискейн-Бэй припарковался Aston Martin. Как и все «астоны», он щеголяет дорогой кожей, полированным деревом и сверкающими деталями. Но в отличие от других «астонов», этот способен вместить сотни людей, а его скорость — ноль километров в час. У него аэродинамические характеристики огромного здания, потому что это оно и есть. Башня Aston Martin Residences будет сдана в следующем году, пентхаус-триплекс обойдётся вам в 50 миллионов долларов. Как и в случае с любым другим «астоном», при покупке вы получите комплект ключей.
Небоскрёб высотой 250 метров, Aston Martin Residences породил целую гору лицензионных соглашений, ведь брендированная продукция автопроизводителей появилась в тот самый день, как люди начали торговать автомобилями. Это и часы, и яхты. Более доступный мерч — велосипеды и клюшки для гольфа, кофемашины и кожаные сумки, а дальше уже море товаров на распродажах и прилавках магазинов фикс-прайс: пробки для бутылок и авторучки, зарядки для телефонов и наушники, кольца для салфеток, подсвечники, шкатулки, солнцезащитные очки, одеколоны. Ferrari в июне провёл в своей штаб-квартире в Маранелло показ моды, представив яркую коллекцию бывшего дизайнера Giorgio Armani и Pal Zileri Рокко Ианноне, а в Нью-Йорке два конкурирующих концепт-пространства Lexus и Lamborghini отвечают на вопрос, как напиться в автосалоне, забыв об автомобилях. Трудно сказать, почему легендарные автомарки пристраивают свои логотипы куда ни попадя: то ли видят падение престижа этих символов, то ли, наоборот, не замечают его.
Вины автопроизводителей здесь нет. Скорее, они стали жертвами собственного глобального успеха. Раньше автомобиль неизбежно ассоциировался с местом производства, его географией и традициями, так же как хлеб или вино из определённого региона. Напористый BMW с бесшумным ходом воплощал идею немецкого седана, в отличие от надменного «мерседеса». «Ягуар» не был «лотусом», а «ситроен» — «рено». Каждый поп имел свой приход. На карту была поставлена гордость местного сообщества.