Оправившись от пандемии, арт-мир провозглашает новые ценности

Robb ReportКультура

Искусство

Оправившись от пандемии, арт-мир провозглашает новые ценности. На биеннале в Венеции впервые 90% участников основного проекта – женщины. А фантастические сценарии с участием искусственного интеллекта становятся всё реальнее

Текст: Ирина Осипова

Ай Вэйвэй

Ретроспектива

«В поисках гуманизма» — под таким названием в венском музее Albertina Modern в марте открылась ретроспектива Ай Вэйвэя, самая крупная за всю его карьеру. Объекты, фотографии и видео прослеживают путь художника, который неустанно борется за  человеческие права, критикует политическое лицемерие, цензуру и авторитаризм, но и сам часто подвергается критике — за то, что акционизма в его действиях больше, чем искусства, а его имя звучит громче, чем заявленные проблемы. На выставке есть знаменитые инсталляции с семечками подсолнуха, велосипедами и табуретками, где множество одинаковых предметов служит метафорой безымянных китайских тружеников и напоминает о реди-мейдах Дюшана, а также о ранних работах из 80-х. Последние годы Ая волнует проблема беженцев по всему миру. В новой инсталляции большой стеклянный шар отражает зрителя вместе с горой спасательных жилетов, на  которых он установлен, — намёк на то, как зыбка грань спокойного существования.

Собрания Щукина и Морозова в Париже, Москве и Питере

Блокбастер

Две выставки, открывшиеся в июне, — «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» в Пушкинском музее и  «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» в  Эрмитаже — завершают триумфальное турне легендарных коллекций французского модернизма, начавшееся ещё в 2016 году. Кураторы трёх музеев (ГМИИ и Эрмитажа, между которыми после 1948 года разделены собрания, и Fondation Louis Vuitton в Париже) каждый раз создавали новую версию экспозиции, сохраняя главную идею — показать не только передовое для своего времени искусство, но и путь коллекционеров, имевших смелость его покупать. «Иконостас» Гогена, блистательные подборки Ван Гога, Пикассо и Сезанна, написанные специально для русских собирателей панно Матисса, Боннара и Дени — в Париже посмотреть на них пришли 2,5 млн посетителей. После 30 октября коллекции снова разделятся и окажутся на привычных местах в Москве и Петербурге.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении