Искусство
В новой реальности галереи и коллекционеры назначают встречи на виртуальных ярмарках и покупают картины за цифровые деньги. В музеях — стабильность: больше всего внимания достаётся старым мастерам и классикам ХХ века
MoMA Нью-Йорк
Новый музей под старой крышей
Нью-йоркский МoМА отметил 90-летие расширением: 21 октября 2019 года закончилась масштабная реконструкция (стоившая $450 млн) и открылось новое пространство, спроектированное совместно архитектурными бюро Diller Scofi dio + Renfro и Gensler. Результатом стал по сути новый музей и полностью переосмысленная основная экспозиция. Выставочные площади увеличили на треть, старые залы и лестницы расширили, нижние этажи недавно достроенного жилого небоскрёба Жана Нувеля превратили в галереи, стало просторнее и в зонах отдыха для посетителей. Сама коллекция с жемчужинами модернизма выставлена теперь иначе. Музей сознательно отказался от прежнего показа истории искусства как череды живописных «измов». Теперь картины и скульптуры перемешаны с кино и фотографией, и каждая эпоха показана более пёстрой — какой она и была на самом деле. По замыслу кураторов, экспозиция должна меняться каждые полгода. Также из новшеств — Мастерская перформанса и Творческая лаборатория.
newmuseum.org
Леонардо да Винчи
Выставка-блокбастер в Лувре
Выставка, посвящённая 500-летию со дня смерти титана Возрождения, стала одной из самых удачных в сезоне. Открывшись в октябре, она прошла до локдауна, и увидеть её успели 1,1 млн счастливчиков. Во Франции Леонардо провёл последние три года своей жизни. Король Франциск I пригласил его ко двору на должность «первого королевского художника, инженера и архитектора», стараниями монарха коллекция да Винчи в Лувре лучшая в мире — 5 эталонных картин и 22 рисунка. По сути, они и составили ядро выставки, с небольшими дополнениями. Привозных шедевров было не так много — «Мадонна Бенуа» из Эрмитажа, «Святой Иероним» из Ватикана, «Портрет музыканта» из миланской Пинакотеки Амброзиана и волшебная графическая La Scapigliata («Голова женщины») из Национальной галереи Пармы. Впрочем, в случае с Леонардо даже рядом с подготовительными штудиями можно провести не один час, пытаясь разгадать секрет совершенства.
Rokbox
Экологичная упаковка картин
Многочисленные ярмарки, биеннале, выставки и другие значимые события арт-мира требуют перемещения художественных шедевров по всему свету. Обычно для этого используются деревянные ящики, которые разбираются и выбрасываются после одной поездки, что плохо с точки зрения использования ресурсов и защиты окружающей среды. Прорывом обещает стать представленная британцами в 2019 году «многоразовая» упаковка Rokbox. Ящики Rokbox делаются из переработанных или пригодных для последующей переработки материалов, имеют «углеродную нейтральность» (то есть компания обещает компенсировать неизбежные во время производства вредные выбросы в атмосферу) и, разумеется, защищают от воды, вибрации и ударов. Но главное — за счёт оригинальных креплений, легко меняющих конфигурацию, каждый ящик можно использовать много раз для работ разного формата и размера.
rok-box.com
Ярмарки онлайн
Все галереи на экране смартфона
Пандемия критически повлияла на многие арт-события, чьи даты проведения оставались неизменными на протяжении десятилетий. Отменили выпуск 2020 Венецианская биеннале, лондонская Frieze и парижская Биеннале антикваров. Более отважные пошли в интернет. Пионером нового формата стал Art Basel, причём дважды — Online Viewing Rooms заменили гонконгский выпуск ярмарки в марте и базельский в июне. В июле инициативу подхватила London Art Week. Изначальный настрой был скептическим (лучше, чем ничего), но результат оказался приятным — участники говорят и о продажах, и о новых клиентах. Так, галерея David Zwirner в «виртуальном Базеле» продала «Венеру» Джеффа Кунса за $8 млн, а лондонская Colnaghi почти целиком распродала онлайн-выставку испанских модернистов, включая работу Рамона Касаса за €190 тыс.