Гранд-тур по модернизму
Квадрат, треугольник и круг. Красный, жёлтый, синий и белый. Символы и коды легендарной школы Баухаус, столетие которой в этом году отметила Германия и весь мир, навсегда вписаны в историю искусства.
Учебному заведению, созданному мыслью зодчего Вальтера Гропиуса, судьбой было отпущено всего 14 лет, но за это время оно подарило архитектуре свою версию модернизма. Его методы и идеи ученики школы распространили по всей планете, от Москвы до Сан-Паулу, от Тель-Авива до Биробиджана. Предметы, придуманные дизайнерами Баухауса, доныне наполняют жилые и общественные интерьеры. Идеи школы оставили неизгладимый след в истории всех областей культуры, а само слово «баухаус» превратилось в синоним стиля.
Веймар
Университет Баухауса Geschwister-Scholl-Strasse 8, uni-weimar.de
В бывшей Высшей школе искусств — здании, спроектированном Хенри ван де Велде, — офицер Вальтер Гропиус, вернувшийся с полей Первой мировой войны в город Гёте и Шиллера, получил место директора. В 1919 году архитектор приступил к реформам, опубликовал «Манифест Баухауса», призванный пошатнуть уютный мирок беспечных буржуа, и собрал мощнейший преподавательский коллектив. С немецкого само слово bauhaus переводится как «дом строительства». Художников директор решительно призвал «отказаться от салонного искусства и вернуться к ремеслу». Сам Гропиус, кстати, происходил из обеспеченного семейства и женат был на знаменитой венской красавице Альме Малер.
Модель образования в Баухаусе сильно отличалась от классической. Cегодня в уникальном здании не музей, а живое учебное заведение, куда тем не менее водят экскур- сии. В Bauhaus-Universität Weimar открыты факультеты архитектуры и урбанизма, гражданского строительства, искусства дизайна. В сердце здания — знаменитый кабинет директора. «Гимн квадрату», от ковра по рисунку Пауля Клее до письменного стола, спроектированного самим Гропиусом, обставлен дизайнерскими предметами.