Символы и коды легендарной школы Баухаус навсегда вписаны в историю искусства

Robb ReportКультура

Гранд-тур по модернизму

Квадрат, треугольник и круг. Красный, жёлтый, синий и белый. Символы и коды легендарной школы Баухаус, столетие которой в этом году отметила Германия и весь мир, навсегда вписаны в историю искусства.

Евгения Гершкович

Дом Баухауса в Дессау — декларация принципов рационализма и апофеоз новых строительных материалов: армированного бетона, стали и стекла.

Учебному заведению, созданному мыслью зодчего Вальтера Гропиуса, судьбой было отпущено всего 14 лет, но за это время оно подарило архитектуре свою версию модернизма. Его методы и идеи ученики школы распространили по всей планете, от Москвы до Сан-Паулу, от Тель-Авива до Биробиджана. Предметы, придуманные дизайнерами Баухауса, доныне наполняют жилые и общественные интерьеры. Идеи школы оставили неизгладимый след в истории всех областей культуры, а само слово «баухаус» превратилось в синоним стиля.

Кресло WASSILY. В 1925 году молодому дизайнеру Марселю Брёйеру приглянулись бесшовный сгиб металлического руля велосипеда и грубая парусина. Так «устройство для сидения» стало манифестом функциональных идей Баухауса. Имя предмету было присвоено в память о Василии Кандинском, которому Брёйер подарил одну из моделей кресла.

Веймар

Университет Баухауса Geschwister-Scholl-Strasse 8, uni-weimar.de

В бывшей Высшей школе искусств — здании, спроектированном Хенри ван де Велде, — офицер Вальтер Гропиус, вернувшийся с полей Первой мировой войны в город Гёте и Шиллера, получил место директора. В 1919 году архитектор приступил к реформам, опубликовал «Манифест Баухауса», призванный пошатнуть уютный мирок беспечных буржуа, и собрал мощнейший преподавательский коллектив. С немецкого само слово bauhaus переводится как «дом строительства». Художников директор решительно призвал «отказаться от салонного искусства и вернуться к ремеслу». Сам Гропиус, кстати, происходил из обеспеченного семейства и женат был на знаменитой венской красавице Альме Малер.

Модель образования в Баухаусе сильно отличалась от классической. Cегодня в уникальном здании не музей, а живое учебное заведение, куда тем не менее водят экскур- сии. В Bauhaus-Universität Weimar открыты факультеты архитектуры и урбанизма, гражданского строительства, искусства дизайна. В сердце здания — знаменитый кабинет директора. «Гимн квадрату», от ковра по рисунку Пауля Клее до письменного стола, спроектированного самим Гропиусом, обставлен дизайнерскими предметами.

Люлька Bauhaus. Дизайнерская колыбель — для будущих ценителей строгой геометрии. В 1923 году Питер Келер назвал своё творение в честь знаменитой школы, где учился. Для кроватки (она может служить и газетницей) дизайнер выбрал простые формы: треугольник, квадрат и круг — а белый, жёлтый, красный и голубой лак позаимствовал в картинах Василия Кандинского.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении