Арт-объекты занимают все шесть этажей дома коллекционеров в Дакке

Robb ReportКультура

Дом-музей

Арт-объекты различных культур из внушительного собрания коллекционеров Нади и Раджиба Самдани занимают все шесть этажей их дома в Дакке

Текст Osman Can Yerebakan. Фото Asif Salman

Слева направо: картина Бхарти Кхер Mimic, 2007; скульптура Павла Альтхамера «Сафик и Нахид», 2011; в рамках рисунки Рабиндраната Тагора, 1916–1940, под ними «Координаты 1» Хаджры Вахид, 2014; в гостиной картина Франчески Леоне «Неподвижные потоки 19», 2011.

Надя и Раджиб Самдани установили причудливую инсталляцию «Север горы» около окна на предпоследнем этаже своего шестиэтажного дома в Дакке. Стоит прикоснуться к скульптуре южнокорейской художницы Ян Хэгю, как в движение придут сотни позолоченных колокольчиков. «Можете потом попробовать», — улыбнувшись, обещает Раджиб. Это одно из последних крупных приобретений арт-коллекционеров из столицы Бангладеш. А всего в их собрании порядка двух тысяч произведений современного искусства.

Рядом со звуковой инсталляцией ещё один объект на музыкальную тему, заказанный у другой востребованной художницы Алисии Кваде. Выполненная из меди, гранита и угля скульптура состоит из длинных труб с широкими раструбами, как у тромбона. Обе работы отражают сразу несколько принципов, на которых строится коллекция: они созданы восходящими звёздами, с которыми Самдани лично знакомы, куплены как сувениры в поездках и при всей цельности замысла не лишены эксцентричности.

Надя и Раджиб Самдани на фоне картины Вильгельма Сасналя «Без названия (Поцелуй)», 2018. Слева картина Марка Куинна, изображающая мясо, 2013.

Любовь пары к искусству в прямом смысле не знает границ. «Мы можем возвести или снести стену, если того потребует установка новой работы, — поясняет Надя. — Сначала мы обзавелись предметами искусства, а уж потом построили для них подходящее помещение, а не наоборот».

Свой дом в элитном районе Гульшан по соседству с посольствами, отелями и бутиками пара назвала Golpo, что в переводе с бенгальского означает «история» или «сказка». Оба значения оправданны, поскольку этот проект рассказывает о страсти, которая объединяет пару. Здание было спроектировано совместно с Brain Train Studio, дочерней компанией бизнесимперии Golden Harvest, принадлежащей супругам, и закончено в 2012 году. Гибрид дома и музея отвечает желанию семьи жить в постоянном окружении искусства.

В комнате на крыше рядом с террасой и бассейном бронзовая скульптура Джитиша Каллата соседствует с неоновой надписью Трейси Эмин и работами Кристины Куорлс и Лор Пруво;

Светодиодная надпись «Распродано» студии Raqs Media Collective встречает гостей на входе в пространство, практически лишённое мебели и потому больше похожее на галерею. Звуковая инсталляция британской художницы Сил Флойер «Пока у меня не получится» перекликается с яркими абстрактными гобеленами бангладешского модерниста Рашида Чоудхури, похожей на галлюцинацию зеркальной инсталляцией Аниша Капура и роскошным диваном Захи Хадид. «Мы познакомились со звуковой работой Флойер на documenta 13 в 2012 году и были покорены упорством, пронизывающим текст», — поясняет Раджиб, вспоминая выставку, проходящую раз в пять лет в немецком Касселе.

Самдани меняют экспозицию в Гольпо раз в полтора года. «Искусство не должно томиться на складе, — считает Надя, хотя этот процесс и непрост. — На просмотр архивов и установку уходит почти три месяца».

На террасе надпись Шилпы Гупты «Глубоко внизу под нашими ногами течёт небо», 2014;

Взаимодействие семьи Самдани с международными арт-институциями в основном направлено на привлечение внимания западной аудитории к искусству той части света, откуда они родом. Пара состоит в Комитете по южноазиатским приобретениям при Tate, а недавно подарила нью-йоркской галерее и Метрополитен-музею гобелены Чоудхури.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении