Ближний космос
Миллиардеры Илон Маск, Джефф Безос и Ричард Брэнсон сделали полёты в космос доступными для астронавтов-любителей. Станет ли космический туризм привычным делом уже в ближайшие годы?
В 1968 году легендарная авиакомпания Pan Am начала бронировать места на шаттл, который должен был отвезти космических туристов на Луну. Когда три года спустя программа была прекращена, собралось более 90 000 заявок. Стало ясно, что в обществе есть запрос на массовые коммерческие полёты в космос, но потребовалось 53 года, чтобы они стали реальностью. Месяцем, разделившим историю освоения космоса на до и после, стал июль 2021 года, когда от Земли оторвались космические корабли сэра Ричарда Брэнсона и основателя Amazon Джеффа Безоса. В сентябре на Crew Dragon компании Илона Маска SpaceX стартовала миссия Inspiration4, полностью состоявшая из астронавтов-любителей, которых вполне можно назвать космическими туристами. Возглавил отряд 38-летний миллиардер Джаред Айзекман, основатель Shift4 Payments и опытный пилот. В отличие от полётов Брэнсона и Безоса, Inspiration4 — многодневный проект. Специально для туристов Crew Dragon получил выпуклый иллюминатор для обзора Земли на месте шлюза, через который астронавты-профессионалы попадают на борт Международной космической станции (МКС).
Но даже короткие миссии на кораблях Virgin Galactic Брэнсона и Blue Origin Безоса заставляют туристов выстраиваться в очереди. По словам Джеффа, 10-минутный полёт на корабле New Shepard — аналог первых попыток пионеров авиации оторваться от Земли. Но без них не было бы Boeing 787 Dreamliner, на котором сотни пассажиров могут с комфортом путешествовать на 14 000 км. «Мы делаем первые маленькие шаги к чему-то большому», — сказал Безос. И его слова подтверждены цифрами. Blue Origin утверждает, что космические туристы уже забронировали места в следующих миссиях компании на сумму 100 миллионов долларов. В Virgin Galactic говорят о 600 туристах, готовых потратить 450 000 долларов за 90-минутный суборбитальный полёт. А есть и те, кто не