Бизнес на обидах
Многие века женщин-художниц не ценили по заслугам, уверяет публику современный арт-мир — и изо всех сил борется за равноправие. Борется отчаянно — но бескорыстно ли?
О дискриминации в мире искусства сейчас не говорит только ленивый. Модное слово diversity проникло в лексикон музейщиков по всему миру и прочно в нём окопалось. Интересно, что дискриминацию профессиональные любители прекрасного понимают чисто количественно. И борьбу с ней, соответственно, тоже. Музей LACMA в Лос-Анджелесе с гордостью объявил, что из шести произведений современного искусства, купленных в коллекцию в прошлом году, пять созданы женщинами! Кураторы говорят, что давно пора выдвинуть их на передний план. Известный аналитик арт-рынка Клэр МакЭндрю утверждает, что произведения, созданные женщинами, на аукционах продаются в среднем на 50% дешевле, чем творчество мужчин. И ладно бы только это... Терпеливо изучив странички трёх тысяч галерей на портале Artsy, МакЭндрю выяснила, что среди представляемых ими художников женщины составляют лишь около 36%. А если изучить половую принадлежность творцов, добившихся международного успеха, то картина получается и вовсе грустная: мужчин среди них более 90%. Из 820 тысяч выставок, прошедших в 2018 году в музеях и галереях, только треть была посвящена женскому творчеству, словно в скобках отмечает МакЭндрю. А мы заметим в скобках, что анализирует рынок искусства она не для собственного удовольствия, а по заказу ведущих мировых ярмарок, основанных сообществом галеристов. Долгое время она выпускала свои ежегодные отчёты под эгидой знаменитой маастрихтской ярмарки антиквариата TEFAF, а пару лет назад её переманила империя Art Basel. Бесстрастно, с цифрами в руках сообщая о диспропорции на рынке, аналитик как бы намекает: сейчас самое время покупать «недооценённых» женщин, ведь в будущем равноправие непременно восторжествует и цены вырастут до небес. И не говорите потом, что вас не предупреждали!