Релокация менеджера: как эмигрировать и не навредить карьере
В 2022 году многие руководители российских компаний задумались о переезде, а кто-то уже в спешке уехал из страны и столкнулся с проблемами. Управляющий партнер Odgers Berndtson Russia Роман Тышковский и старший проектный менеджер Odgers Berndtson Russia Ольга Пономарева предлагают несколько советов, которые помогут избежать ошибок
Не принимайте решение на эмоциях
Весной 2022-го из России уехали многие профессионалы, в том числе руководители. По разным данным, это десятки тысяч человек, большинство из которых ― IT-специалисты (по оценкам Российской ассоциации электронных коммуникаций, от 50 000 до 70 000).
Точно оценить число уехавших невозможно, но желающих не остановил даже рост цен на авиабилеты из Москвы в Ереван в пять раз. Все это лишь подтверждает отсутствие у большинства четкого плана и тем более стратегии развития карьеры за рубежом. К тому же многие не успели просчитать риски вроде отказа международных платежных систем обслуживать карты, выпущенные в России. Не все помнят и о налогах за 2022 год, которые придется платить, если становишься налоговым нерезидентом. Многие уехали, но продолжают получать доход в России: через 183 дня вне страны они обязаны будут доплатить подоходный налог по ставке 30%, что может стать неприятным сюрпризом.
В мае многие из уехавших начали возвращаться. Если вам сейчас некомфортно находиться в России (это противоречит вашим ценностям или личной безопасности), не торопитесь с решением. Возьмите отпуск на две-три недели и отнеситесь к поездке как к внеплановому отдыху. К эмиграции нужно готовиться, решение должно быть осознанным и очень рациональным ― как покупка недвижимости.
Подготовьте команду, прежде чем уезжать
Топ-менеджер ― в первую очередь управленец, который взаимодействует с командой и стейкхолдерами. Если вы решили уйти, подготовьте коллег. Постарайтесь завершить проекты и предложите компетентного кандидата вместо себя.
Учитывая непростую ситуацию, неожиданным уходом руководитель ставит команду под удар, оставляя один на один с трудностями. В таком случае отношения с подчиненными, акционерами и партнерами неизбежно будут испорчены.
Некоторые топ-менеджеры уехали и бросили свои команды, не подготовили их к изменениям. Подобные отъезды оказывают травматичный эффект на сотрудников в целом: травма бывает у человека, но бывает и у коллектива, и резкий отъезд управленца ― это травма команды. Решив уехать, постарайтесь свести такой стресс к минимуму.
Не принимайте первое предложение
Опасаясь, что второго шанса может не быть и стремясь сохранить международную карьеру, профессионалы нередко готовы занизить свою стоимость на рынке труда и согласиться на менее выгодные условия, чем были у них в России. С одной стороны, управленец может выиграть при релокации, если в Европе и США его стоимость окажется выше, чем на российском рынке труда. С другой ― на кандидатов из России сегодня наблюдается некий «эмоциональный» дисконт. Как только снизится информационный шум, станет ясно, где были идеологические причины, а где ― нет. В США, где бизнес-процессы более рациональны и нейтральны, этот эффект, вероятно, уйдет быстро, где-то (например, в более политизированной Великобритании) продержится дольше.