Японский стартап ALE хочет ввести моду на запуск искусственных метеоров

РБКБизнес

Звездопад по заказу

Японский стартап ALE хочет ввести моду на запуск искусственных метеоров из космоса

Текст Анастасия Дергачева

«Мы называем себя первой в мире развлекательной космической компанией. Хотим, чтобы люди видели падающие звезды и задумывались: как же им это удалось?» — рассказывает Джош Роденбо, координатор спутниковых программ японской Astro Live Experiences (ALE). В 2020 году компания обещает «пролить» первый в мире искусственный метеорный поток в небе над Хиросимой. Как будет технически устроено уникальное шоу и во сколько оно обойдется?

Искусственные метеоры — это частицы диаметром 1 см. Из каких материалов они состоят, ALE не раскрывает: «Конкретный состав запатентован, мы можем лишь сказать, что это металлические сплавы», — говорит Роденбо. Уже в декабре 2018-го в космос отправится ракета Epsilon Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA). Она выведет на орбиту два спутника с частицами на борту — по 400 «звезд» в каждом. Специалисты ALE с Земли за два года введут спутники в эксплуатацию и организуют выброс частиц: сгорая в атмосфере, они сформируют желаемый эффект метеорного потока. «Как только мы используем все частицы, спутники будут отправлены вниз и [тоже] сгорят в атмосфере, — говорит Роденбо в интервью журналу РБК. — Они отслужат три-четыре года и поучаствуют за это время в 20–30 шоу».

Компания планирует запускать не большие телекоммуникационные спутники «размером с автомобиль», а компактные микроспутники 60х90 см и массой около 70 кг. Каждый состоит из двух частей: внешнего корпуса и контейнера с частицами. Группировку спутников ALE будет наращивать, «пока не будет довольна», подчеркивает Роденбо: «Наш флот может быть очень большим — до 30, 36 или 42 спутников». Поскольку ALE пока не научилась «перезаправлять» спутники частицами, наращивать группировку нужно будет тем быстрее, чем больше будет заказов на новое шоу и чем быстрее будут сгорать старые спутники. «Наша цель — к 2025 году запускать по пять-шесть спутников в год, а к 2030-му — по 10–12», — уточняет координатор ALE.

Первые два спутника ALE запустит в декабре 2018-го, со временем их группировка может вырасти до 42

Запуски в «игноросферу»

Спутники для компании собирают специалисты Университета Тохоку, а производство контейнеров и «звезд» происходит прямо в офисе ALE в Токио. Масштабы производства пока скромные (одновременно производится один контейнер с частицами) и ALE хватает собственной лаборатории. Со временем компания рассчитывает запустить производство на отдельном предприятии.

Тестируют «искусственные звезды» тоже в лаборатории, используя для этого специальную аэродинамическую трубу, которая создает горячий поток газа — в нем частицы оказываются примерно в тех же условиях, что при входе в атмосферу. В производстве ALE экспериментирует с разными материалами — от этого зависят цвет и яркость «звезд».

ALE планирует заниматься и научными исследованиями. «Мы можем исследовать ту часть атмосферы, которую очень сложно исследовать, — мезосферу, или, как ее в шутку называют ученые, «игноросферу». Ее и правда нередко «игнорируют»: мезосфера слишком высока для метеозондов и слишком низка для спутников», — объясняет Роденбо. ALE планирует вставлять внутрь «звезд» сенсоры, чтобы передавать информацию о мезосфере на Землю. Все данные компания планирует выложить в открытый доступ.

Высота орбиты спутника ALE — 350 км, а частицы входят в атмосферу и сгорают между 80 и 60 км. «В космосе сейчас около 1,8 тыс. спутников, — говорит Роденбо. — Но там, где находимся мы, их всего 300–400, большинство гораздо выше». Тем не менее, чтобы избежать опасных сближений, за две недели до запусков ALE будет сверяться с данными Центра совместных космических операций (JSpOC) обо всех спутниках. Компания также планирует координировать свою работу со SpaceX Илона Маска, который намерен запустить почти 4,5 тыс. спутников до середине 2020-х, и с операторами «секретных» спутников.

«Что касается частиц, мы не будем их выпускать, если есть вероятность сближения [с другими объектами] на расстоянии 100 км. Мы следим за тем, чтобы все чувствовали себя в безопасности», — заверяет координатор ALE.

Астроном из Goldman Sachs

Основательница и
CEO ALE Лина Окадзима

Идея об искусственных звездопадах пришла в голову основательнице и CEO ALE Лине Окадзиме еще в 2001 году во время ее учебы в Университете Токио. Она готовилась стать астрономом и наблюдала за метеорным потоком Леониды. «Я подумала: было бы потрясающе, если бы мы могли создать что-то подобное, — цитировал Окадзиму Forbes. — Я рассказала об идее друзьям. Они тоже были восхищены, но и представить не могли, что я правда это сделаю».

Частный космос в то время только зарождался: Blue Origin Джеффа Безоса всего год как вела свои разработки в секретном режиме, а SpaceX даже не была основана. Окадзима тоже не сразу пришла в эту считающуюся теперь перспективной индустрию. Во время учебы в университете она основала разработчика мобильных игр Reveal Laboratory и параллельно занималась исследованиями в открытой лаборатории JAXA. В 2008-м Лина получила степень кандидата наук по астрономии, но карьеру продолжила в финансах — год проработала в Goldman Sachs. В 2009-м Окадзима ушла из инвестиционного банка и основала консалтинговую компанию LS-Partners, которой владела до 2012 года.

Все эти годы она в свободное время занималась «звездным» проектом: разрабатывала технико-экономическое обоснование, подбирала команду. В 2011 году компания ALE была зарегистрирована юридически, а первые инвестиции от бизнес-ангелов в размере около $7 млн привлекла в 2015–2016 годах. Сейчас в компании работают около 20 человек. «Полтора года назад нас было десять, так что растем довольно быстро», — отмечает Роденбо. На сайте ALE и сегодня размещены посты о поиске новых сотрудников.

Космические фейерверки

По расчетам ALE, искусственный метеорный поток будет видно с Земли на определенных участках диаметром примерно 200 км. То есть «звезды» увидит огромное количество людей, гораздо большее, чем наблюдают за фейерверками. «Так же, как и естественные метеоры, искусственные очень недолговечны. Но если представить себе диаметр 200 км — внутрь поместится весь Токио или Нью-Йорк. Увидеть наши «звезды» сможет разом целый город такого масштаба», — рассказывает Роденбо.

Монетизировать звездопады компания надеется за счет крупных корпоративных клиентов. «Компании масштаба, например, Coca-Cola или Nike могли бы объявить: сегодня вечером вы увидите звездопад, который для вас организовала наша компания», — считает координатор ALE. Подобные проекты также могут реализовываться на концертах, спортивных играх и других массовых мероприятиях. О частных клиентах в ALE, по словам Роденбо, не думают, хотя и не станут отказывать заказчикам из списка Forbes.

Опасения разработчиков связаны скорее с тем, что развлечение будет доступно лишь жителям мегаполисов. «А мы хотим, чтобы нашими метеорными потоками наслаждались все», — объясняет специалист. Для расширения охвата компания сама будет проводить мероприятия с привлечением спонсоров. Первым станет шоу Shooting Star Challenge в Хиросиме в 2020-м. Спонсорами выступят Japan Airlines и FamilyMart. Представитель ALE заверяет, что шоу не связано с Олимпиадой в Токио, которая пройдет примерно в тот же период.

Рассчитать рыночную стоимость технологии пока невозможно: искусственные звездопады проходят стадию лабораторных исследований и готовятся к демонстрационным запускам, оптимальные параметры спутников и частиц и их цена будут определены позднее, говорит Роденбо. В 2016 году журнал Forbes со ссылкой на свои источники писал, что один метеор обойдется заказчику в $8 тыс.; представитель ALE конкретные цифры не комментирует.

Фото: из архива пресс-службы компании ALE

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Человек, который слишком много знал: 9 мифов об Альфреде Хичкоке Человек, который слишком много знал: 9 мифов об Альфреде Хичкоке

Правда и мифы о мастере саспенса

Вокруг света
Что носили мужчины на этой неделе Что носили мужчины на этой неделе

Много прекрасного для тех, кто успел соскучиться по смокингам

GQ
Эффект Франклина Эффект Франклина

Человек со стодолларовой купюры был гением лайф-менеджмента

Вокруг света
Приложения, которые сделают ваши селфи лучше Приложения, которые сделают ваши селфи лучше

Раскрываем все фильтры и настройки

Vogue
«Чубайса в шахту, чтобы черным вылез!» К юбилею Виктора Черномырдина «Чубайса в шахту, чтобы черным вылез!» К юбилею Виктора Черномырдина

Александр Гамов — о своем многолетнем собеседнике и главном герое

СНОБ
Чем денисовский человек отличается от Homo sapiens? Чем денисовский человек отличается от Homo sapiens?

Выявление ранее неизвестных альтернативных ветвей человечества

Популярная механика
Тарелка профессора Роя: бескрылый летательный аппарат Тарелка профессора Роя: бескрылый летательный аппарат

В США получен патент на «летающую тарелку»

Популярная механика
Главные по мусору: переработкой отходов в Подмосковье займутся структура «Ростеха» и сын генпрокурора Главные по мусору: переработкой отходов в Подмосковье займутся структура «Ростеха» и сын генпрокурора

За раздельный сбор и переработку мусора в Московской области заплатят власти

Forbes
Безопасный город. Почему жители надежнее видеокамер во дворах Безопасный город. Почему жители надежнее видеокамер во дворах

Влюбить человека в место обходится дешевле, чем убирать мусор

Forbes
Стивен Содерберг: “Кино — это мой спорт” Стивен Содерберг: “Кино — это мой спорт”

В прокате “Не в себе” — триллер Стивена Содерберга

Esquire
«Синдром предков»: когда прошлое семьи вредит вашему настоящему «Синдром предков»: когда прошлое семьи вредит вашему настоящему

Синдроме предков — влияние на жизнь бессознательных семейных сценариев

Psychologies
Май в Таиланде Май в Таиланде

Таиланд прекрасен в любое время года

Домашний Очаг
Ударный вертолет Ми-28Н: охотник в засаде Ударный вертолет Ми-28Н: охотник в засаде

Машина взмывает вверх, становясь почти вертикально

Популярная механика
Давайте полегче Давайте полегче

Да­ко­та Фэн­нинг за­ду­мы­ва­ет­ся о ма­те­рин­стве

Vogue
Как выжить при ядерной атаке: 9 советов Как выжить при ядерной атаке: 9 советов

Последнее время СМИ все чаще пишут об угрозе ядерной войны

Популярная механика
Голливудский финал Голливудский финал

Ради чего главный человек в кинематографе бросил миллиардное состояние

СНОБ
Мир в нокауте. Федор Емельяненко может стать чемпионом в 42 года Мир в нокауте. Федор Емельяненко может стать чемпионом в 42 года

Почему бой Емельяненко вызвал интерес даже у ФБР

Forbes
Я люблю фас Я люблю фас

Писатель Алексей Сальников — о том, почему ротвейлеры лучше людей

GQ
Каравайчук online: в четверг и больше никогда Каравайчук online: в четверг и больше никогда

На snob.ru состоялась премьера – онлайн-трансляция спектакля «Каравайчук»

СНОБ
Вылечить женский алкоголизм. How to Вылечить женский алкоголизм. How to

Психолог Юрий Сорокин написал честную книгу, посвященную женскому алкоголизму

СНОБ
«Мария Магдалина»: евангельский фильм с женщиной в главной роли «Мария Магдалина»: евангельский фильм с женщиной в главной роли

Рецензия на фильм "Мария Магдалина"

Esquire
Джо Демпси из “Игры престолов”: “Гребля — это совсем не мое” Джо Демпси из “Игры престолов”: “Гребля — это совсем не мое”

У Джо Демпси новый большой проект: шпионский триллер

Esquire
«Кококо» в «Северянах»: гастрольный ужин Игоря Гришечкина «Кококо» в «Северянах»: гастрольный ужин Игоря Гришечкина

19 апреля в ресторане «Северяне» состоится специальный ужин с Игорем Гришечкиным

Cosmopolitan
Обмани свой мозг: как побороть лень и начать работать Обмани свой мозг: как побороть лень и начать работать

Последние достижения в области нейропсихологии

Forbes
Деньги для всех. Почему люди обращаются за краткосрочными займами Деньги для всех. Почему люди обращаются за краткосрочными займами

Микрофинансовые организации выдают деньги всем подряд. Так ли это на самом деле?

Forbes
Молодая кровь: зачем российский бренд сшил одежду с логотипами KFC Молодая кровь: зачем российский бренд сшил одежду с логотипами KFC

Фастфуд KFC выпустил лимитированную коллекцию одежды

Forbes
Атомный могильник: как хранят радиоактивные отходы Атомный могильник: как хранят радиоактивные отходы

За захоронение высокоактивных отходов многие страны готовы платить уже сейчас

Популярная механика
Школа без родителей Школа без родителей

Как дети представляют себе школу будущего и какого предмета им не хватает

СНОБ
Гормон мне  друг?  Как связаны внешность и гормоны Гормон мне  друг?  Как связаны внешность и гормоны

Поговорим о гормонах, которые влияют на внешность и настроение

Cosmopolitan
Ты просто космос... Ты просто космос...

Актер Антон Филипенко

OK!
Открыть в приложении