Зеленые воротнички

Как корпорации заботятся об окружающей среде

РБКБизнес

Зеленые воротнички

Как корпорации заботятся об окружающей среде

Текст: Валерия Житкова

Пионерами зеленой экономики в России, как правило, выступают представители малого и среднего бизнеса. Крупным компаниям сложнее перейти на экологический лад и настроить внутренние процессы так, чтобы забота об окружающей среде становилась стратегическим приоритетом. Пример подают иностранные корпорации.

Комплексный утилизатор

IKEA — белая ворона среди крупного бизнеса, работающего в России: шведская компания сильно опередила конкурентов во внедрении «зеленых» практик, говорит руководитель токсической программы «Greenpeace Россия» Алексей Киселев. «Мы стремимся, чтобы как можно меньше отходов отправлялось на полигон. В первую очередь стараемся сокращать объем — например, используем многоразовые палеты. Мусор, который неизбежно образуется, сортируем и сдаем в переработку», — подтверждает Наталья Бенеславская, руководитель отдела по устойчивому развитию и защите окружающей среды «IKEA Россия».

Российский офис IKEA в совокупности сдает в переработку 69% своих отходов (в среднем по стране показатель не превышает 5%). За вывоз и захоронение на полигонах остального (31%) приходится платить, но итог все равно положительный: за 2018 год продажа вторичного сырья принесла российской сети 27,7 млн руб. прибыли.

Самый рентабельный мусор — картон: его не просто сдают в переработку, а отправляют обратно поставщику и возвращают в магазины в виде коробок, которые продают покупателям. По подсчетам компании, за три года по системе замкнутого цикла переработано 2,2 млн т картона. Это сэкономило бизнесу уже около 30 млн руб.

В переработку IKEA сдает и картонные уголки для упаковки палет (поддонов). Этот вид отходов долгое время отправлялся на полигоны — в уголках содержится до 30% клея, из-за чего предприятия отказывались от работы с таким мусором. Но компания договорилась с Солнечногорским опытно-механическим заводом — теперь сырье поставляется на производство по сниженной ставке, что позволяет рентабельно его перерабатывать и возвращать в магазины в виде пульпер-картона (как, например, в упаковках для яиц). Это вторсырье IKEA использует для наполнения посылок.

Компания помогает развивать осознанное потребление и своим покупателям. С 2015 года в магазинах IKEA открываются пункты раздельного сбора мусора с контейнерами для пластика, стекла, металла, бумаги и упаковок Tetra Pak. Эту инфраструктуру компания запустила, чтобы поддержать энтузиастов, готовых сортировать бытовые отходы. Пункты уже работают в подмосковных Химках и Котельниках, а также в Казани, Самаре и рядом с Краснодаром. На оснащение каждой контейнерной площадки компания тратит от 1 млн до 8 млн руб. Собранное сырье продается профильным переработчикам.

Многие покупатели едут в магазины специально для сдачи отсортированного дома мусора, так что иногда перед площадками выстраиваются очереди, отмечает Бенеславская. В 2018-м компания накопила в контейнерах 30 т отходов. Правда, прибыль «съедают» логистика и затраты на обслуживание инфраструктуры, признает менеджер.

Тем не менее бытовые отходы населения хотя бы не приносят IKEA убытков в отличие от сбора батареек и лампочек, еще одной важной «зеленой» инициативы. Опасные отходы компания помогает покупателям утилизировать с 2014 года. Бюджет проекта достиг 7,5 млн руб. и продолжает расти. Батарейки и лампочки IKEA собирает в специальные контейнеры и затем платит за их вывоз и утилизацию. За батарейки отвечает крупнейший в России «профильный» завод «Мегаполисресурс» из Челябинска, за лампочки — несколько компаний-посредников.

С июня прошлого года IKEA принимает в переработку постельное белье. Сначала за сырье компания давала скидку 15% на аналогичную товарную категорию, теперь принимает его без дисконта. Результат впечатляет: за восемь месяцев покупатели принесли 57 т белья. Из этого объема 9 т отправили малоимущим, остальное ушло на переработку. Эта акция IKEA дохода не приносит, а для партнера сети, благотворительного фонда «Второе дыхание», и вовсе убыточна.

Менеджер подчеркивает: IKEA уверена в судьбе отходов, за которые взяла на себя ответственность. Всех подрядчиков и партнеров IKEA проверяет с помощью специального отдела по аудиту. Первая проверка проводится на этапе заключения договора — IKEA запрашивает необходимые документы, после чего аудитор выезжает на производство или в офис контрагента.

После того как договор заключен, проверки повторяются каждые год-два. «Проверки тщательные, занимают обычно один-два дня. Если встречаются несоответствия, мы даем партнерам три месяца на устранение. Если повторный контроль выявляет проблемы, разрываем отношения», — рассказывает Бенеславская.

По ее словам, в целом «зеленый» курс выгоден компании — доходы превышают расходы, пусть и незначительно. У проектов есть и социальная миссия, добавляет она: «Люди хотят жить экологично, но инициатива часто затухает на корню: народ или не знает, что делать, или не имеет доступа к инфраструктуре. Мы решаем эти проблемы и популяризируем осознанное потребление. Надеюсь, не мы одни».

Жир для Европы

Продуктовые сети — лидеры по образованию отходов среди ретейлеров: в магазинах накапливается упаковка от поставщиков, в торговом зале фрукты и овощи взвешиваются в отдельных пакетах, сплошь в пластике и вся готовая продукция. Самый распространенный ответ продавцов на «зеленые» вызовы — отказ от полиэтиленовых пакетов или хотя бы от их бесплатной раздачи.

Чуть глубже в реализации экологической политики пошло российское подразделение немецкой сети гипермаркетов Globus. Компания работает в стране с 2006 года, управляет четырнадцатью магазинами в Подмосковье и крупных городах центральной части страны.

«У нас существует единая корпоративная культура. Представитель семьи Брух, пять поколений которой владеют Globus, приезжает в Россию раз в два месяца и много говорит о социальной миссии и заботе об окружающей среде. Но никаких директив сверху нет — представительство в каждой отдельной стране само решает, как строить работу в части экологических инициатив», — рассказывает Анастасия Григорьева, руководитель экологических проектов российского офиса Globus.

«Зеленую» работу начали с отладки внутренних процессов: сортировали мусор, отправляли отходы на переработку, оснащали помещения датчиками для экономии электричества и обучали осознанному потреблению сотрудников. «Мы сразу определились, что не будем спасать китов в Арктике, а сосредоточимся на себе», — поясняет Григорьева. Такой подход на 25% повысил энергоэффективность сети в сравнении со средним показателем для аналогичных магазинов, утверждает менеджер.

С 2013 года Globus также принимает у населения батарейки и лампочки. Баки для сбора установлены во входных порталах магазинов — между первыми и вторыми дверьми. По правилам безопасности контейнеры не должны контактировать с продуктами питания, а магазин обязан периодически проводить замеры уровня ртутных паров на площадках. Утилизация опасных отходов — дело затратное, подтверждает Григорьева: за каждую лампочку сеть платит по 20 руб., за 1 кг батареек — 150 руб. Расходы — порядка 300 тыс. руб. в квартал. На каждом этапе составляются договоры и акты утилизации — Globus остается уверенным, что подрядчики утилизируют отходы, а не сгружают нелегально.

Внутри магазинов также появились урны для приема макулатуры и перерабатываемого пластика. Если батарейки и лампочки принимают на постоянной основе, то бумагу и пластик — в рамках специальных акций несколько раз в год. «Мы пробовали урны для раздельного сбора мусора, но люди еще не совсем понимают, что такое вторсырье, и приносят из дома несортированные отходы», — констатирует Григорьева.

Собранное вторсырье и собственные отходы сортируются и прессуются в специальных цехах на прилегающей территории. Каждый магазин заключает договоры с несколькими подрядчиками, которые вывозят получившиеся кипы на заводы по переработке. За тонну макулатуры сеть получает 9,1 тыс. руб., за тонну пластика — 8 тыс. руб., за тонну пленки — 25 тыс. руб.

Во всех гипермаркетах работают отделы кулинарии. В месяц каждый производит от 0,5 т до 1,2 т фритюрного жира — смеси растительных масел, образующихся в процессе жарки. Обычно эти отходы сливают в канализацию, засоряя сточные воды. Globus научился их перерабатывать: через российских посредников сеть продает жир в Европу, где тот превращается в биогаз или используется в лакокрасочном производстве. За тонну отходов гипермаркеты получают 20 тыс. руб. «Но основная выгода в том, что мы не наносим вреда водоканалам и водным объектам», — говорит инженерэколог Globus.

По ее словам, если сложить доходы и расходы от всех экологических инициатив, «получается положительная величина». Объем прибыли сеть не раскрывает. Григорьева обращает внимание и на другой коммерческий аспект — в случае новых «зеленых» законов компании не придется перестраивать работу и наращивать инвестиции.

Куда уходит техника

Заботиться об окружающей среде учатся и российские ретейлеры. Среди них — крупнейший в стране продавец бытовой и оргтехники группа «М.Видео-Эльдорадо» (слияние компаний произошло в апреле 2018 года). Как и продуктовые сети, компания начала внедрять «зеленые» стандарты с отказа от бесплатных пакетов еще в 2007 году. «Когда есть возможность взять бесплатно, люди берут два, три, пять пакетов — вред окружающей среде очевиден», — говорит президент и основатель компании Александр Тынкован.

Позднее сеть перешла на бумажные пакеты. Пакеты стоят от 10 до 20 руб., на их закупку сеть тратит около 30 млн руб. в год, а продает на 36 млн руб. Оставшиеся после реализации средства компания перечисляет на проекты по поддержке лесов в России. «Мы закупаем FSC-сертифицированные пакеты, то есть для их производства используются не дикие, а культивированные леса. Сейчас лес стал как картошка, это возобновляемая культура. Более того, покупая наш пакет, вы помогаете посадить дерево, Часть выручки от продажи мы направляем как раз на восстановление лесов», — уточняет Тынкован.

Впрочем, пакеты для «электронного» ретейла не основная болевая точка. Гораздо больше вреда природе наносит техника, которую люди выбрасывают вместе с бытовым мусором — так токсичные отходы попадают на полигоны и свалки. Компании не первый год пробуют помогать покупателям с утилизацией опасного мусора. Первой сбор старой техники в обмен на скидку еще восемь лет назад запустила «Эльдорадо». «М.Видео» опыт быстро скопировала — и с тех пор ретейлеры развивают проект в рамках специальных акций. Собранная в магазинах и вывезенная по заявкам покупателей техника отправляется сначала на склады, затем партнерам-утилизаторам. Группа «М.Видео-Эльдорадо» работает с тремя такими компаниями — «РусУтилит», «Вторсинтез» и «ЭкоУтилизация».

Тынкован признает, что сеть не отслеживает дальнейшую судьбу техники: «Сказать честно, мы не знаем, насколько корректно партнеры дальше поступают с техникой, но доверяем им. Мы технически не были готовы проводить регулярный аудит, но с ростом популярности акции хотим его наладить».

Журнал РБК поговорил с компаниями, которые утилизируют технику из «М.Видео», и убедился, что она действительно идет на переработку. «РусУтилит», например, выступает посредником в производственной цепочке. Компания перевозит технику с московского склада «М.Видео» на собственную площадку в Екатеринбурге, где разбирает сырье на составляющие. Сначала вручную, с помощью отвертки (извлекаются электронные платы), затем через аппарат-дробилку (отделяются цветные и черные металлы, перерабатываемый пластик, остатки перемалываются в крошку). Вторсырье прессуется в кубы и отправляется на мусороперерабатывающие и аффинажные заводы, где из плат извлекают элементы золота. Посредникам вроде «РусУтилита» бизнес на утилизации не приносит большой прибыли. «Все, что связано с драгметаллами, кажется людям Клондайком. Но утилизация не высокорентабельный бизнес, недаром на Западе он часто дотируется государством», — объясняет Вячеслав Бондаренко, руководитель отдела утилизации «РусУтилита». У конкурентов, которые совмещают функции агента и утилизатора, ситуация получше — рентабельность доходит до 170%, сообщил журналу РБК представитель «ЭкоУтилизации».

По словам Тынкована, покупателям нравится менять старую технику на скидки — в периоды акций продажи подскакивают в среднем в два-три раза: «Накладываются два фактора — желание выгоды и помощь экологии». Для сети проект — «абсолютно коммерческая история», пусть очевидной выгоды утилизация и не приносит: прибыль съедает логистика и аренда боксов на складах.

Акция по сбору старой техники пока проходит раз в год. Но в планах — ее перевод на постоянный режим, уже в рамках «социальной миссии» бизнеса, говорит Тынкован. «С одной стороны, мы вызываем положительные эмоции у покупателя, с другой — лояльность у сотрудников. Текучка розничного персонала у нас в итоге на уровне 30% при средних для ретейла 60–70%. Это ни за какие деньги не купишь», — заключает бизнесмен.

IKEA в цифрах*

  • 69% внутренних отходов магазины IKEA сдают в переработку
  • 30 млн руб. за три года сэкономила корпорация благодаря переработке картона
  • 27,7 млн руб. заработала на продаже вторсырья в 2018 году
  • До 8 млн руб. тратит IKEA на каждый пункт раздельного сбора мусора
  • 7,5 млн руб. составили расходы корпорации на утилизацию батареек с 2014 года
  • 57 т б/у постельного белья собрала IKEA у покупателей с 2018 года

* Данные российского подразделения компании

Глобальный подход

Стратегия устойчивого развития People & Planet Positive принята на уровне глобального офиса IKEA, в ней описаны экологические цели и шаги для их достижения. Документ действует с 2012 года, актуальные задачи рассчитаны до 2030-го. Первая часть стратегии регулирует внутреннюю зеленую экономику компании: раздельный сбор и переработку мусора, сокращение энергопотребления, отказ от одноразовой упаковки. Вторая часть посвящена созданию инфраструктуры для приема отходов от покупателей.

Globus в цифрах

  • 0,5–1,2 т фритюрного жира ежемесячно образуется в магазинах Globus
  • 10–25 тыс. руб. прибыли в месяц приносит компании продажа жира в Европу
  • 9,1 тыс. руб. получает компания за 1 т сданной макулатуры
  • 8 тыс. руб. получает компания за 1 т сданного пластика
  • 25 тыс. руб. получает компания за 1 т сданной пленки
  • До 300 тыс. руб. в квартал тратит Globus на утилизацию опасных отходов
  • 20 руб. стоит для компании утилизация одной лампочки
  • 150 руб. стоит для компании утилизация 1 кг батареек

Фото: Ирина Белоносова для РБК

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шестой элемент Шестой элемент

Для кого миллиардер Виктор Вексельберг строит инновационный центр

Forbes
Берегитесь женщин Берегитесь женщин

Андрей Подшибякин объясняет, почему #MeeToo — не сумасшествие, а норма

GQ
Прощание с пакетом Прощание с пакетом

Чем торгуют магазины без упаковки

РБК
20 богатейших российских бизнесменов. Рейтинг Forbes 20 богатейших российских бизнесменов. Рейтинг Forbes

В России появились бизнесмены, чье состояние превышает $20 млрд

Forbes
Повелители мусора Повелители мусора

Как устроен бизнес региональных операторов

РБК
Леа Сейду, Скарлетт Йоханссон и другие актрисы о творчестве без границ Леа Сейду, Скарлетт Йоханссон и другие актрисы о творчестве без границ

14 талантливых девушек из разных стран в очень красивой съемке Vogue

Vogue
Подход к отходам Подход к отходам

Как оренбургский бизнес научился зарабатывать на раздельном сборе мусора

РБК
Идеальное увольнение: как покинуть компанию, чтобы все остались довольны Идеальное увольнение: как покинуть компанию, чтобы все остались довольны

Решение сотрудника покинуть компанию порой оборачивается головной болью

Forbes
Хорошо забытое старое Хорошо забытое старое

Для чего во Франкфурте-на-Майне восстановили средневековый облик центра города

Forbes
Удачно вышла: как выглядят первые жены Плющенко, Баскова и других звезд Удачно вышла: как выглядят первые жены Плющенко, Баскова и других звезд

О тех, кто был рядом со знаменитыми мужчинами до того, как они прославились

Cosmopolitan
Джулиан Барнс Шум времени Джулиан Барнс Шум времени

Один из самых ярких писателей современной Великобритании, лауреат Букеровской премии описывает истории из жизни и размышления Дмитрия Шостаковича – выдуманные, не имевшие места в действительности, во всяком случае, в том виде, в котором вы найдете их в книге, – но делает это так уверенно, что кажется, будто англичанин был советскому композитору близким другом. Роман выходит в издательстве «Азбука»

Playboy
Александр Ионов Александр Ионов

Создатель андеграундного клуба «Ионотека»

Собака.ru
Норма крепости Норма крепости

Forbes впервые оценил надежность российских застройщиков

Forbes
Восточная мудрость: зачем учиться в Китае и ждут ли там иностранцев Восточная мудрость: зачем учиться в Китае и ждут ли там иностранцев

Чем Китай привлекает студентов из-за рубежа и легко ли там найти работу

Forbes
Как понять, что на вашей рубашке расстегнуто слишком много пуговиц? Как понять, что на вашей рубашке расстегнуто слишком много пуговиц?

Сколько пуговиц можно расстегнуть в рубашке и при этом не рисковать репутацией

GQ
Угомонить непоседу Угомонить непоседу

Действительно ли все дети гиперактивные

Лиза
Hyundai Elantra: Интерес к геометрии Hyundai Elantra: Интерес к геометрии

Что принес рестайлинг седану Hyundai Elantra?

АвтоМир
Наше будущее Наше будущее

Представляем самых модных актеров как минимум нынешнего года

Tatler
Не по протоколу: неформальный стиль герцогинь и первых леди Не по протоколу: неформальный стиль герцогинь и первых леди

Аристократок редко увидишь в столь привычном casual

Cosmopolitan
Инвестор без сапог: как обувной гигант Zenden похоронил 100 млн рублей в Крыму Инвестор без сапог: как обувной гигант Zenden похоронил 100 млн рублей в Крыму

Андрей Павлов — один из самых ярых патриотов в российском бизнесе

Forbes
Отстрел хромых уток. Путин подбирает губернаторов для своего преемника Отстрел хромых уток. Путин подбирает губернаторов для своего преемника

С какого момента Кремль рассматривает губернаторов как актив

Forbes
«Смешалось все»: Рубен Варданян ответил на обвинения в адрес «Тройки Диалог» «Смешалось все»: Рубен Варданян ответил на обвинения в адрес «Тройки Диалог»

Предприниматель попросил не оценивать деятельность инвестбанка

Forbes
Мицеллярная вода: что мы о ней знаем и какую выбрать Мицеллярная вода: что мы о ней знаем и какую выбрать

Какая мицеллярная вода подойдет тебе

Cosmopolitan
Как проверить монитор на битые пиксели и все починить Как проверить монитор на битые пиксели и все починить

Как проверить монитор на битые пиксели программным способом

CHIP
Прожигатели жизни Прожигатели жизни

Жители Валенсии ежегодно 19 марта сжигают в ритуальных кострах миллионы евро

Вокруг света
«Думала, в 55 все интересное в жизни кончилось» «Думала, в 55 все интересное в жизни кончилось»

На практике отважиться на перемены в зрелом возрасте получается не у всех

Psychologies
Доля деловых мероприятий за рубежом достигла 30% Доля деловых мероприятий за рубежом достигла 30%

Оживление рынка MICE

National Geographic
Золотошвейный покров с ликом святого Зосимы: неожиданная находка антропологов Золотошвейный покров с ликом святого Зосимы: неожиданная находка антропологов

Группой учёных было сделано удивительное открытие

National Geographic
Почему показ H&M Studio переместился из Парижа в Аризону Почему показ H&M Studio переместился из Парижа в Аризону

Рассказываем о новой концепции масс-маркет-гиганта

Vogue
Вегетарианцы поневоле: люди меняют диету домашних питомцев Вегетарианцы поневоле: люди меняют диету домашних питомцев

Гуманно ли насильно менять рацион кошек и собак

National Geographic
Открыть в приложении