Туманные горизонты
Компаниям из ведущих отраслей экономики РФ в 2023 году придется продолжить адаптацию к радикально изменившимся условиям — прогноз НКР

Прямые и косвенные санкции, существенное нарушение логистических и платежных связей, уход ряда важных контрагентов, нехватка собственных технологий и рабочей силы, наличие узких мест в транспортной системе — эти и другие факторы продолжают оказывать давление на ведущие отрасли российской экономики (не считая финансового сектора). Тем не менее предприятия ряда отраслей вырабатывают адаптационные стратегии и решения, которые должны помочь им справиться с нынешними вызовами. К подобному выводу пришли эксперты рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР, входит в группу компаний РБК).
Драйверы роста и факторы торможения
В своих оценках НКР берет за предпосылку отсутствие новых макрошоков, сопоставимых с февралем — мартом 2022 года, и сохранение текущих санкционных и иных ограничений.
Базовым прогнозом после снижения российского ВВП на 2,1% в 2022 году остается его рост в 2023 году в пределах 1%.
Основным драйвером такого роста станет расширение инвестиционной активности предприятий, прежде всего в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. Инвестиционная активность будет в значительной степени обусловлена реализацией проектов с госучастием, включая госкомпании, однако непосредственно бюджетные инвестиции ограничиваются необходимостью придерживаться достаточно консервативного плана по расходам в условиях недобора нефтегазовых доходов.
Положительная динамика в секторах, связанных с потреблением, будет обусловлена постепенным, хотя и слабым восстановлением потребительской активности населения, в том числе за счет потребительского кредитования.
Инфляция в 2023 году будет находиться в диапазоне 5–7%, прогноз НКР по ключевой ставке остается на уровне 7–7,5%.
Основными факторами, сдерживающими восстановление отечественной экономики, являются:
- падение экспорта и в целом ухудшение внешнеторговых условий с учетом проблем с конвертируемостью дружественных валют;
- технологические, санкционные и иные ограничения;
- слабая инвестиционная динамика в частном секторе;
- сокращение численности рабочей силы, особенно ощутимое в строительстве и машиностроении.
Автомобилестроение и авиапром
В существенной степени восстановление экономики и реализацию долгосрочных проектов технологического суверенитета тормозит ограниченность возможностей импорта отсутствующих в России технологий, например для автомобилестроения и авиационной промышленности. Вероятнее всего, именно в этих отраслях будет наиболее востребована господдержка при реализации программ технологического суверенитета.
В настоящее время основным поставщиком технологий становится Китай, также продолжается ввоз по параллельному импорту, однако масштабный импорт в целях создания в России собственных современных производств затруднен.
Все новые российские модели автомобилей, появившиеся в 2022 году, имеют китайские корни, и в большинстве случаев речь идет о крупноузловой сборке. В сегменте электронных компонентов разработаны все комплектующие первого уровня, но среди них нет даже электронных блоков управления ABS. Ключевые для импортозамещения компоненты второго и третьего уровней в нашей стране практически не производятся.
В апреле 2023 года авторынок России вернулся к росту и в сегменте новых, и в сегменте подержанных автомобилей, при этом за первые четыре месяца года продажи новых машин снизились на 12%, а автомобилей с пробегом — выросли на 17%.
Телекоммуникации
В телекоммуникационном секторе наиболее существенными ограничителями выступают исчерпанность возможностей экстенсивного развития и необходимость среднесрочного инвестирования в модернизацию оборудования для поддержания высоких стандартов связи в условиях технологических санкций и ухода из России значительной части западных партнеров.