Преодолев последствия кризиса, Латвия ищет свой путь развития экономики

РБКБизнес

Своя дорога в дюнах

Преодолев последствия экономического кризиса, Латвия ищет свой путь развития экономики.

Текст Алексей Лоссан

В докризисный период, с 2003 по 2007 год, ежегодный рост ВВП Латвии составлял порядка 10%, что для небольшой экономики было очень хорошим результатом, говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова. Однако во время глобального кризиса 2008–2009 годов он сменился глубочайшим спадом в экономике. По мнению Новиковой, причиной в числе прочих стала и изменившаяся за последние 20 лет структура экономики страны.

Латвии пришлось предпринять серьезные меры, чтобы изменить ситуацию. И уже с 2012 года ВВП страны начал понемногу прибавлять. По прогнозам Европейской комиссии, рост ВВП Латвии в 2017 году (4,2%) значительно превысит средний уровень роста ВВП в ЕС (2,3%). По данным Банка Латвии, в 2016 году экспорт увеличился на 2% по сравнению с предыдущим годом, в свою очередь, объем импорта снизился на 0,5%. «Активизация глобального рынка, повышение цен на международном рынке и стабильный рост в странах — важнейших торговых партнерах Латвии продолжают способствовать росту экспорта Латвии. В первом полугодии 2017 года объем экспорта вырос на 8% по сравнению с тем же периодом 2016-го», — говорит глава Латвийского агентства инвестиций и развития (LIAA) Андрис Озолс.

Новые вызовы

Новые экономические реалии потребовали пересмотра рынков сбыта и диверсификации рисков на будущее. Так, российские контрсанкции, запретившие ввоз определенных продовольственных товаров из Евросоюза, нанесли удар по пищевой промышленности Латвии. «Утрата рынка сбыта и любимых продуктов была неприятным моментом как для наших предпринимателей, так и для потребителей в России. С тех пор произведенный в Латвии сыр стал популярным угощением, которое путешествующие из России везут с собой, возвращаясь домой», — делится Андрис Озолс.

Новые рынки предпринимателям помогало искать и агентство, организовывая открытие национальных стендов на важных международных выставках. Еще одним инструментом стали торговые миссии предпринимателей и визиты иностранных покупателей в Латвию. На данный момент поддержкой предпринимателей за рубежом занимаются 20 представительств LIAA на стратегически важных для Латвии рынках экспорта, в том числе в России и Китае. В последнем представительства расположены в трех городах — Пекине, Шанхае и Нингбо.

Именно в поставках в Китай латвийские предприниматели видят возможные точки роста. «Мы изучили желания китайского потребителя, сегментировали круг своих клиентов и активно работаем над тем, чтобы повысить объемы экспорта произведенных в Латвии молочных продуктов в Китай», — говорит Андрис Озолс. В настоящее время, по данным LIAA, Китай с точки зрения сбыта молочной продукции занимает 31-е место, а 42% от общего объема молочки экспортируется в Литву.

Меры поддержки на страновом уровне предпринимаются и для других отраслей. Так, в конце февраля будущего года в Елгаве пройдет форум производителей машиностроения и металлообработки в Латвии. Во время форума запланирована контактная биржа иностранных покупателей с латвийскими предприятиями.

По итогам 2016 года лидером латвийского экспорта стала как раз продукция машиностроения и электроприборы, включая электрическое оборудование — на эту категорию, по данным LIAA, пришлось 17% экспорта Латвии. В основном продукция латвийских предприятий поставлялась в Литву (18,3%), Эстонию (12,0%) и Россию (7,7%). Металлургия и машиностроение исторически были развитыми отраслями латвийской экономики. За последние годы металлообработка в стране выросла в несколько раз, а в 2016 году компании из этой отрасли получили €1,32 млрд выручки. Примечательно, что для экономики Латвии характерна похожая структура импорта: около 21,5% приходится на продукцию машиностроения, 10,5% — на химическую продукцию, 9,8% — на транспортные средства, 9,0% — на минеральную продукцию. То есть товарооборот диверсифицирован, страна не является ярко выраженным импортером продукции с высокой добавленной стоимостью, как, например, Россия.

Ориентация на новые рынки сбыта дала свои результаты — Латвия вернулась к экономическому росту. В 2016 году ВВП на душу населения вырос на 2,1%, до €12 760, на 2017-й запланирован рост на уровне 4,2%. 74,9% ВВП в прошлом году было сформировано за счет сферы услуг.

Среди потенциальных точек роста — финансовый сектор, ИТ-услуги и транспортная инфраструктура, медицинский туризм.

Бизнес на проводах

В развитии ИТ-технологий Латвия последние годы уступала соседней Эстонии, прославившейся такими проектами, как Skype и TransferWise. Изменить ситуацию и помочь развитию ИТ-инфраструктуры должен специальный новый закон, регулирующий привлечение средств в стартапы. Он был разработан в рекордно короткие сроки и вступил в силу 1 января 2017 года, рассказывают в LIAA. Документ, в частности, предполагает налоговые льготы для работодателя по социальному налогу, софинансирование государством высококвалифицированной рабочей силы и нулевую ставку на прибыль предприятия.

Сегодня Латвия позиционирует себя как удобную площадку для дата-центров благодаря своему удачному территориальному расположению. Здесь уже работает дата-центр Dattum по стандартам Tier III, в настоящий момент он считается самым защищенным в Северной Европе.

В свою очередь, местные компании активно развивают ИТ-решения для различных секторов экономики, а в числе потенциальных клиентов видят и компании из России. Российское законодательство, которое в последнее время претерпело значительные изменения, не запрещает хранить за пределами страны определенную информацию, говорит Владиславс Гурманс, член правления Latnet Serviss (компания предлагает площадки дата-центров в Латвии, старейший интернет-провайдер страны, работает на рынке с 1992 года). Хотя, по его словам, последнее время количество запросов от российских клиентов о переносе баз данных на территорию Латвии сократилось, в основном из-за санкций и экономического кризиса 2014 года. «Можно по-прежнему говорить о переносе за границу определенных ресурсов в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Например, торговые сети могут хранить за пределами России каталоги своей продукции, результаты анализа big data и другие данные», — говорит эксперт. По его словам, особенно это актуально для компаний, которые работают в Европе или собираются выходить на европейский рынок и должны быть максимально близки к потребителю и партнерам.

«Электронная связь с каждым годом дает больше возможностей. Поэтому ИТ-отрасль мы очень активно развиваем. До конца 2019 года мы проложим оптический кабель по всей Латвии, что даст ускорение оборотов данных и новые возможности для электронной коммерции», — делится планами курирующий отрасль министр сообщения Латвии Улдис Аугулис.

Транспортный потенциал

На транспортной отрасли Латвии сказались как санкции, наложенные ЕС на Россию, так и экономический кризис внутри самой России. «В период обострения отношений Россия начала предпринимать активные действия по перенаправлению потока грузов, идущих через Балтийское море, с портов прибалтийских республик на собственные порты, которые начали активно строиться еще полтора-два десятилетия назад, в частности через порт Усть-Луги», — говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. При этом, по его словам, доходы от транзита грузов через балтийские порты составляли немалую долю в бюджете всех прибалтийских государств, включая и Латвию.

За первые девять месяцев 2017 года грузооборот в Рижском свободном порту, по данным самого порта, упал на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 25,5 млн т. При этом объем генеральных грузов увеличился на 9,7%. На 16% увеличилась перевалка контейнеров. Здесь, как и в пищевой промышленности, происходит диверсификация бизнеса. «Мы планируем развивать свободные территории в портах. В Рижском порту где-то 450 га, на которых возможно развивать логистику и переработку грузов», — говорит Улдис Аугулис (см. интервью на с. 105).

По данным Латвийского агентства инвестиций и развития, до сих пор более 85% грузовых перевозок в стране по железной дороге составляет транзит из России и Белоруссии в сторону латвийских портов. Однако, столкнувшись с сокращением заказов со стороны российских компаний, латвийские власти стали искать новых партнеров — в первую очередь в Азии. В дальнейшем порты Латвии также рассчитывают на доставку товаров из Китая. Латвийская сторона уже проложила железнодорожный коридор из китайского города Кашгар через территорию Казахстана и России в Ригу и совершила тестовые поездки в оба конца. «В целом ясны тарифы, дело теперь за бизнесом, но мы видим интерес и со стороны Китая, и со стороны Европы в таком коридоре», — говорит министр сообщения. Драйвером роста в транспортно-логистической отрасли должна стать и реализация Rail Baltica — проекта железной дороги с использованием стандартной европейской колеи, которая соединит Прибалтику, Восточную (Польша) и Западную Европу.

В развитии воздушных пассажирских перевозок латвийские компании делают ставку на российских потребителей. За последние семь лет пассажиропоток международного аэропорта Риги увеличился в четыре раза: его доля на рынке стран Балтии достигла 43%, число пассажиров в 2016 году составило 5,4 млн. «В настоящий момент Москва является для нас наиболее важным направлением как по грузовым, так и по пассажирским перевозкам: прямым и транзитным. На Россию приходится около 5–6% пассажиропотока», — говорит директор по развитию бизнеса и авиационных услуг международного аэропорта Риги Лиене Фреивалде. По ее словам, после масштабной реконструкции площадь аэропорта удвоится. «Рижский аэропорт уже сейчас является крупнейшим в странах Балтии, и за счет реконструкции, мы надеемся вырасти еще больше», — добавила она.

Несмотря на то что в аэропорт летают 17 авиакомпаний, основные надежды связывают с флагманским перевозчиком страны — Аir Baltic Corporation. «Российский рынок огромен и очень важен для нас, мы пытаемся постоянно развивать свои транзитные направления. На сегодняшний день у нас 60 маршрутов, и каждый новый маршрут помогает нам развиваться еще больше — это выгодно и нашей компании, и российскому рынку», — заявил вице-президент по обеспечению качества Air Baltic Лаурис Микельсонс. В следующем году компания планирует запустить минимум семь новых рейсов, в том числе два рейса в города чемпионата мира по футболу — Калининград и Сочи (в три российских города компания уже летает). И рассчитывает продать на российском рынке на 15% больше билетов.

Драйвером роста и здесь отчасти станет проект Rail Baltica, в рамках которого к 2022 году будет построен новый железнодорожный вокзал Риги, а с терминалом аэропорта появится высокоскоростное железнодорожное сообщение.

Динамика экспорта и импорта Латвии

€ млрд

Источник: Латвийское агентство инвестиций и развития

Фото: Getty Images Russia

 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

9 мифов об Альберте Эйнштейне 9 мифов об Альберте Эйнштейне

Правда и мифы о создателе теории относительности

Вокруг света
В Белизе обнаружили гробницу майяского правителя В Белизе обнаружили гробницу майяского правителя

Что археологи обнаружили в царском захоронении древних майя

N+1
Они узорят наш район! Они узорят наш район!

Предметы, оказавшись рядом, создают красоту и узоры

Maxim
У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок

Книга про самый дорогогой свечной бутик в Нью-Йорке основана на реальном опыте

Maxim
Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках

Как российская компания может добавить значимых отличий своему ассортименту

Forbes
Погружной или стационарный блендер: какой выбрать Погружной или стационарный блендер: какой выбрать

Сравниваем плюсы и минусы погружного и стационарного блендера

CHIP
Люди, традиции, поговорки и преступления Люди, традиции, поговорки и преступления

Из чего Льюис Кэрролл создал «Алису в Стране чудес»

Weekend
Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах

Работы, которые помогут лучше понять Дэвида Кроненберга

Правила жизни
Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета? Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета?

Почему в итоге ярко-желтый окрас стал «официальным» для теннисного мяча?

ТехИнсайдер
Китайские церемонии и арабская дипломатия. Как незнание культуры другой страны может разрушить бизнес Китайские церемонии и арабская дипломатия. Как незнание культуры другой страны может разрушить бизнес

Как не оказаться на грани банкротства из-за культурных различий и стереотипов

Inc.
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
Камерно и точечно Камерно и точечно

Софья Синицына и ее год положительной трансформации

OK!
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Кабачки Кабачки

Куда девать кабачки летом?

Здоровье
Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов

Гендиректор МАМТа — о миссии театра, лидерстве и ценностях для нового поколения

Ведомости
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов 4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов

Ингредиенты в шампунях, которые могут нанести урон здоровью кожи головы

VOICE
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Стукнул чужое авто на парковке, оставил телефонный номер и уехал: можно ли так поступить Стукнул чужое авто на парковке, оставил телефонный номер и уехал: можно ли так поступить

Можно ли покинуть место ДТП, оставив записку с телефонным номером?

ТехИнсайдер
Шоу продолжается Шоу продолжается

Эра Бернара Тапи в «Марселе»: взлёт, скандал и резкое падение клуба

Ведомости
Несчастные случаи, нарушение техники безопасности и халатность: 7 самых страшных промышленных катастроф в мире Несчастные случаи, нарушение техники безопасности и халатность: 7 самых страшных промышленных катастроф в мире

Когда на фабриках и заводах случались серьезные катастрофы

ТехИнсайдер
Крупным франшизам запрещают быть эксклюзивными Крупным франшизам запрещают быть эксклюзивными

Суд признал права франчайзи продавать не только товары франчайзера

Forbes
Как избежать ошибок на переговорах Как избежать ошибок на переговорах

Распространенные просчеты в оффлайн- и онлайн-переговорах и как их избежать

Inc.
Уйди, нечистая! Уйди, нечистая!

Домовые, кикиморы, лешии: откуда взялись и чему служили

Лиза
Оригами-робота научили прижимать ноги и ходить по-крабьи Оригами-робота научили прижимать ноги и ходить по-крабьи

Инженер из Германии разработал четвероногого оригами-робота Fold Walker

N+1
Почему важно вовремя менять модель управления Почему важно вовремя менять модель управления

Как уметь в нужный момент менять управленческую модель

Forbes
Ученые предсказали точную дату конца Вселенной— и он случится раньше, чем предполагалось Ученые предсказали точную дату конца Вселенной— и он случится раньше, чем предполагалось

Ученые впервые назвали точную дату конца Вселенной

Inc.
Okean в океане Okean в океане

Актуальная модельная линейка Okean интересного бренда Okean Yachts

Y Magazine
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Открыть в приложении