Преодолев последствия кризиса, Латвия ищет свой путь развития экономики

РБКБизнес

Своя дорога в дюнах

Преодолев последствия экономического кризиса, Латвия ищет свой путь развития экономики.

Текст Алексей Лоссан

В докризисный период, с 2003 по 2007 год, ежегодный рост ВВП Латвии составлял порядка 10%, что для небольшой экономики было очень хорошим результатом, говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова. Однако во время глобального кризиса 2008–2009 годов он сменился глубочайшим спадом в экономике. По мнению Новиковой, причиной в числе прочих стала и изменившаяся за последние 20 лет структура экономики страны.

Латвии пришлось предпринять серьезные меры, чтобы изменить ситуацию. И уже с 2012 года ВВП страны начал понемногу прибавлять. По прогнозам Европейской комиссии, рост ВВП Латвии в 2017 году (4,2%) значительно превысит средний уровень роста ВВП в ЕС (2,3%). По данным Банка Латвии, в 2016 году экспорт увеличился на 2% по сравнению с предыдущим годом, в свою очередь, объем импорта снизился на 0,5%. «Активизация глобального рынка, повышение цен на международном рынке и стабильный рост в странах — важнейших торговых партнерах Латвии продолжают способствовать росту экспорта Латвии. В первом полугодии 2017 года объем экспорта вырос на 8% по сравнению с тем же периодом 2016-го», — говорит глава Латвийского агентства инвестиций и развития (LIAA) Андрис Озолс.

Новые вызовы

Новые экономические реалии потребовали пересмотра рынков сбыта и диверсификации рисков на будущее. Так, российские контрсанкции, запретившие ввоз определенных продовольственных товаров из Евросоюза, нанесли удар по пищевой промышленности Латвии. «Утрата рынка сбыта и любимых продуктов была неприятным моментом как для наших предпринимателей, так и для потребителей в России. С тех пор произведенный в Латвии сыр стал популярным угощением, которое путешествующие из России везут с собой, возвращаясь домой», — делится Андрис Озолс.

Новые рынки предпринимателям помогало искать и агентство, организовывая открытие национальных стендов на важных международных выставках. Еще одним инструментом стали торговые миссии предпринимателей и визиты иностранных покупателей в Латвию. На данный момент поддержкой предпринимателей за рубежом занимаются 20 представительств LIAA на стратегически важных для Латвии рынках экспорта, в том числе в России и Китае. В последнем представительства расположены в трех городах — Пекине, Шанхае и Нингбо.

Именно в поставках в Китай латвийские предприниматели видят возможные точки роста. «Мы изучили желания китайского потребителя, сегментировали круг своих клиентов и активно работаем над тем, чтобы повысить объемы экспорта произведенных в Латвии молочных продуктов в Китай», — говорит Андрис Озолс. В настоящее время, по данным LIAA, Китай с точки зрения сбыта молочной продукции занимает 31-е место, а 42% от общего объема молочки экспортируется в Литву.

Меры поддержки на страновом уровне предпринимаются и для других отраслей. Так, в конце февраля будущего года в Елгаве пройдет форум производителей машиностроения и металлообработки в Латвии. Во время форума запланирована контактная биржа иностранных покупателей с латвийскими предприятиями.

По итогам 2016 года лидером латвийского экспорта стала как раз продукция машиностроения и электроприборы, включая электрическое оборудование — на эту категорию, по данным LIAA, пришлось 17% экспорта Латвии. В основном продукция латвийских предприятий поставлялась в Литву (18,3%), Эстонию (12,0%) и Россию (7,7%). Металлургия и машиностроение исторически были развитыми отраслями латвийской экономики. За последние годы металлообработка в стране выросла в несколько раз, а в 2016 году компании из этой отрасли получили €1,32 млрд выручки. Примечательно, что для экономики Латвии характерна похожая структура импорта: около 21,5% приходится на продукцию машиностроения, 10,5% — на химическую продукцию, 9,8% — на транспортные средства, 9,0% — на минеральную продукцию. То есть товарооборот диверсифицирован, страна не является ярко выраженным импортером продукции с высокой добавленной стоимостью, как, например, Россия.

Ориентация на новые рынки сбыта дала свои результаты — Латвия вернулась к экономическому росту. В 2016 году ВВП на душу населения вырос на 2,1%, до €12 760, на 2017-й запланирован рост на уровне 4,2%. 74,9% ВВП в прошлом году было сформировано за счет сферы услуг.

Среди потенциальных точек роста — финансовый сектор, ИТ-услуги и транспортная инфраструктура, медицинский туризм.

Бизнес на проводах

В развитии ИТ-технологий Латвия последние годы уступала соседней Эстонии, прославившейся такими проектами, как Skype и TransferWise. Изменить ситуацию и помочь развитию ИТ-инфраструктуры должен специальный новый закон, регулирующий привлечение средств в стартапы. Он был разработан в рекордно короткие сроки и вступил в силу 1 января 2017 года, рассказывают в LIAA. Документ, в частности, предполагает налоговые льготы для работодателя по социальному налогу, софинансирование государством высококвалифицированной рабочей силы и нулевую ставку на прибыль предприятия.

Сегодня Латвия позиционирует себя как удобную площадку для дата-центров благодаря своему удачному территориальному расположению. Здесь уже работает дата-центр Dattum по стандартам Tier III, в настоящий момент он считается самым защищенным в Северной Европе.

В свою очередь, местные компании активно развивают ИТ-решения для различных секторов экономики, а в числе потенциальных клиентов видят и компании из России. Российское законодательство, которое в последнее время претерпело значительные изменения, не запрещает хранить за пределами страны определенную информацию, говорит Владиславс Гурманс, член правления Latnet Serviss (компания предлагает площадки дата-центров в Латвии, старейший интернет-провайдер страны, работает на рынке с 1992 года). Хотя, по его словам, последнее время количество запросов от российских клиентов о переносе баз данных на территорию Латвии сократилось, в основном из-за санкций и экономического кризиса 2014 года. «Можно по-прежнему говорить о переносе за границу определенных ресурсов в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Например, торговые сети могут хранить за пределами России каталоги своей продукции, результаты анализа big data и другие данные», — говорит эксперт. По его словам, особенно это актуально для компаний, которые работают в Европе или собираются выходить на европейский рынок и должны быть максимально близки к потребителю и партнерам.

«Электронная связь с каждым годом дает больше возможностей. Поэтому ИТ-отрасль мы очень активно развиваем. До конца 2019 года мы проложим оптический кабель по всей Латвии, что даст ускорение оборотов данных и новые возможности для электронной коммерции», — делится планами курирующий отрасль министр сообщения Латвии Улдис Аугулис.

Транспортный потенциал

На транспортной отрасли Латвии сказались как санкции, наложенные ЕС на Россию, так и экономический кризис внутри самой России. «В период обострения отношений Россия начала предпринимать активные действия по перенаправлению потока грузов, идущих через Балтийское море, с портов прибалтийских республик на собственные порты, которые начали активно строиться еще полтора-два десятилетия назад, в частности через порт Усть-Луги», — говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. При этом, по его словам, доходы от транзита грузов через балтийские порты составляли немалую долю в бюджете всех прибалтийских государств, включая и Латвию.

За первые девять месяцев 2017 года грузооборот в Рижском свободном порту, по данным самого порта, упал на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 25,5 млн т. При этом объем генеральных грузов увеличился на 9,7%. На 16% увеличилась перевалка контейнеров. Здесь, как и в пищевой промышленности, происходит диверсификация бизнеса. «Мы планируем развивать свободные территории в портах. В Рижском порту где-то 450 га, на которых возможно развивать логистику и переработку грузов», — говорит Улдис Аугулис (см. интервью на с. 105).

По данным Латвийского агентства инвестиций и развития, до сих пор более 85% грузовых перевозок в стране по железной дороге составляет транзит из России и Белоруссии в сторону латвийских портов. Однако, столкнувшись с сокращением заказов со стороны российских компаний, латвийские власти стали искать новых партнеров — в первую очередь в Азии. В дальнейшем порты Латвии также рассчитывают на доставку товаров из Китая. Латвийская сторона уже проложила железнодорожный коридор из китайского города Кашгар через территорию Казахстана и России в Ригу и совершила тестовые поездки в оба конца. «В целом ясны тарифы, дело теперь за бизнесом, но мы видим интерес и со стороны Китая, и со стороны Европы в таком коридоре», — говорит министр сообщения. Драйвером роста в транспортно-логистической отрасли должна стать и реализация Rail Baltica — проекта железной дороги с использованием стандартной европейской колеи, которая соединит Прибалтику, Восточную (Польша) и Западную Европу.

В развитии воздушных пассажирских перевозок латвийские компании делают ставку на российских потребителей. За последние семь лет пассажиропоток международного аэропорта Риги увеличился в четыре раза: его доля на рынке стран Балтии достигла 43%, число пассажиров в 2016 году составило 5,4 млн. «В настоящий момент Москва является для нас наиболее важным направлением как по грузовым, так и по пассажирским перевозкам: прямым и транзитным. На Россию приходится около 5–6% пассажиропотока», — говорит директор по развитию бизнеса и авиационных услуг международного аэропорта Риги Лиене Фреивалде. По ее словам, после масштабной реконструкции площадь аэропорта удвоится. «Рижский аэропорт уже сейчас является крупнейшим в странах Балтии, и за счет реконструкции, мы надеемся вырасти еще больше», — добавила она.

Несмотря на то что в аэропорт летают 17 авиакомпаний, основные надежды связывают с флагманским перевозчиком страны — Аir Baltic Corporation. «Российский рынок огромен и очень важен для нас, мы пытаемся постоянно развивать свои транзитные направления. На сегодняшний день у нас 60 маршрутов, и каждый новый маршрут помогает нам развиваться еще больше — это выгодно и нашей компании, и российскому рынку», — заявил вице-президент по обеспечению качества Air Baltic Лаурис Микельсонс. В следующем году компания планирует запустить минимум семь новых рейсов, в том числе два рейса в города чемпионата мира по футболу — Калининград и Сочи (в три российских города компания уже летает). И рассчитывает продать на российском рынке на 15% больше билетов.

Драйвером роста и здесь отчасти станет проект Rail Baltica, в рамках которого к 2022 году будет построен новый железнодорожный вокзал Риги, а с терминалом аэропорта появится высокоскоростное железнодорожное сообщение.

Динамика экспорта и импорта Латвии

€ млрд

Источник: Латвийское агентство инвестиций и развития

Фото: Getty Images Russia

 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Грузия без русских: как запрет полетов повлияет на экономику и политику Грузия без русских: как запрет полетов повлияет на экономику и политику

Исчезновение российских туристов из Грузии не нанесет ущерба ее экономике

Forbes
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Основы мат-анализа Основы мат-анализа

Хорошая статья про нехорошие слова

Maxim
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Почитатели стихий Почитатели стихий

Как «лишний» первоэлемент меняет весь мир

Вокруг света
Образы вкуса и запаха Образы вкуса и запаха

Из чего состоит вкус?

Здоровье
Комплексный обет Комплексный обет

Как помочь любимой справиться с комплексами на пути к наслаждению?

Men Today
Пройдемте в кабинет: как решить проблему с контрафактом на маркетплейсах Пройдемте в кабинет: как решить проблему с контрафактом на маркетплейсах

Как справиться с устойчивым ростом числа споров на почве продажи контрафакта

Forbes
Турция: есть ли жизнь после Эрдогана? Турция: есть ли жизнь после Эрдогана?

Изменится ли политика Анкары после смены многолетнего «раиса»?

Монокль
Наш Юра. Самые интересные факты об актере Юре Борисове Наш Юра. Самые интересные факты об актере Юре Борисове

За что он получил номинацию на «Оскар» и на сколько лет младше своей жены?

Лиза
Меню по сезону Меню по сезону

Зачем менять систему питания в зависимости от времени года?

Лиза
Записки первого гастрокритика Записки первого гастрокритика

Чем следует радовать себя за столом в феврале — из книги «Альманах Гурманов»

Weekend
Дай лапу, друг! Дай лапу, друг!

Самые подходящие питомцы для каждого знака Зодиака

Лиза
Амазонские дельфины помочились в воздух Амазонские дельфины помочились в воздух

Как китообразные используют мочеиспускание для коммуникации

N+1
Кассандра жжет Кассандра жжет

«Мисс Остeн» — юбилейная премьера на BBC One

Weekend
Кабина истребителя Кабина истребителя

Мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7

Вокруг света
Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство

Наталья Мазур рассуждает о магии театра и делится репертуарными планами

Ведомости
Атлантида Донта Атлантида Донта

Эрик Донт — создатель садов с узнаваемым стилем. Его работы будто бесконтрольны

Afternoon Seasons of life
Открыть в приложении