Франция делает ставку на технологическую независимость

РБКБизнес

Коронакризис перезагрузит французскую экономику

Страна делает ставку на технологическую независимость, цифровые технологии и инновации в здравоохранении и образовании.

Текст: Софья Павлова

По прогнозам ЦБ Франции, в 2023 году динамика национальной экономики сможет вернуться к докризисному уровню

Согласно прогнозам Международного валютного фонда (МВФ), в этом году ВВП Франции может вырасти на 5,8%. Даже с учетом второй волны распространения коронавируса и нового локдауна в марте и апреле 2021-го Минфин Франции рассчитывает на рост ВВП по итогам года в пределах 5%, приводят СМИ слова главы ведомства Брюно Ле Мэра. Как заявил в марте в эфире радио France Info глава Центробанка страны Франсуа Виллеруа де Гало, это будет самый сильный подъем французской экономики за последние почти 50 лет с 1973 года: «В прошлом году была беспрецедентная рецессия, а в этом году — исторический подъем». Восстановление экономики продолжится и в 2022 году, прогнозируют в ЦБ страны: рост составит 4%, в 2023 году динамика экономики вернется к докризисному уровню.

Франция вошла в число стран, наиболее пострадавших от глобальной пандемии как с точки зрения здоровья населения, так и по глубине воздействия коронакризиса на экономику. По данным МВФ, на фоне среднего по зоне евро падения экономики в 2020 году (минус 6,6%) ВВП Франции снизился на 8,2%. В крупнейших экономиках Евросоюза ситуация обстояла хуже только в Италии (минус 8,9%) и Испании (минус 11%).

При этом замедление темпов экономического развития в стране наблюдалось еще до пандемии. После экономического кризиса 2014–2015 годов Франция смогла увеличить темпы роста ВВП только к 2017-му, на 2,3%. Однако на протяжении двух следующих лет на фоне общемирового снижения темпов экономики динамика промышленного производства Франции и рост ВВП замедлились, и в 2019 году их прирост составил 0,4 и 1,5% соответственно.

Высокий уровень безработицы (в 2019 году при минимальном для Франции за пять лет уровне безработицы 8,5% трудоспособного населения этот показатель оставался выше среднего среди стран Евросоюза), высокие налоги и госдолг (уже в 2019 году достигал 98% ВВП и продолжает расти) аналитики ОЭСР относят к основным системным проблемам страны.

Основу экономики Франции (более 70% ВВП) составляет сфера услуг. В 2008–2018 годах доля промышленного производства в ВВП Франции неуклонно сокращалась с 18,81 до 16,9%, доля сельского хозяйства не превышала 1,65%, отмечают аналитики Счетной палаты РФ в страновом обзоре. Однако 68% экспорта обеспечивают промышленные предприятия, на страну приходится 3,5% мирового экспорта продукции обрабатывающих производств, в основном средней и повышенной технологичности.

Причем 60% промышленного экспорта направлено в Европу («Экономика Франции в Европе будущего». Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018).

Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности Франции — машиностроение, в том числе авиационная и космическая индустрия, автомобилестроение, электротехническое и электронное машиностроение, судостроение. Страна также является одним из крупнейших в мире производителей химической и нефтехимической продукции, черных и цветных металлов (алюминий, свинец и цинк); в Западной Европе — крупнейшим производителем электроэнергии на АЭС.

Релокализация производств

Коронакризис усугубил существовавшие до него хозяйственные противоречия, в частности обострилась проблема делокализации производств в результате переноса части предприятий в Азию и на восток ЕС, отмечает автор научной статьи «Государство в экономике Франции: тест на коронавирус» («Современная Европа», 2020) доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра европейских исследований Национального исследовательского Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова (ИМЭМО) РАН Марина Клинова.

Возросло значение импортозамещения в национальной и европейской промышленности, даже несмотря на то, что себестоимость производства в азиатских странах ниже, отмечает Марина Клинова.

Например, развитое европейское автомобилестроение оказалось практически в полной зависимости от иностранных поставок аккумуляторов для электромобилей. Как писала Financial Times, до недавнего времени на Европу приходилось только 3% производства данных компонентов, да и те принадлежат азиатским компаниям. Лидеры на рынке — японские, южнокорейские и китайские производители.

Коронакризис нарушил цепочки поставок и показал уязвимость отрасли, отмечает научный сотрудник сектора исследований Евросоюза ИМЭМО РАН Юлия Баронина. Спад производства легковых автомобилей в 2020 году составил 44%, а снижение продаж — 25%. Восстановление французского автопрома будет проходить в контексте экологизации экономики, развития климатически нейтральных технологий и отказа от автомобилей на бензине и дизельном топливе. Французское правительство направило на поддержку отрасли €8 млрд.

Поддержка технологических компаний в целом — важный вектор достижения суверенитета страны, отмечает Юлия Баронина. В частности, летом прошлого года правительство создало фонд поддержки стартапов общим объемом €500 млн.

Чтобы снизить зависимость автопрома от импорта, Франция и Германия еще в 2019 году объявили о запуске совместного производства «Airbus аккумуляторы», которое должно быть реализовано во Франции на основе частно-государственного партнерства. Инвестиции в проект оцениваются в пределах €6 млрд.

Похожая зависимость наблюдается и в фармацевтике, отмечает Марина Клинова: 80% субстанций для производства лекарственных компонентов поступают из Азии. Например, во время пандемии резко сократились поставки из Китая продукции фармацевтики и парафармацевтики первой необходимости. Летом 2020 года президент Франции Эмманюэль Макрон инициировал организацию в стране критически важных фармацевтических и медицинских производств, пообещав местному бизнесу €200 млн на финансирование инфраструктуры и научных изысканий.

Релокализация производств может дать импульс развитию отраслей и посткризисному восстановлению экономики, уверены эксперты.

Дух реформ

В целом доля французского экспорта на рынке ЕС сокращается, отмечает завсектором региональных проблем и конфликтов, сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев. В 2000 году она составляла около 12%, а к 2018-му снизилась до 9%. Основная задача французской экономики, по его словам, сохранить конкурентоспособность на рынке Евросоюза, что требует снижения издержек производства, затрат на оплату труда, налоговой нагрузки и средств на обеспечение этих условий бизнесу.

По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), практически все шансы у Франции для этого есть. Согласно докладу ВЭФ о глобальной конкурентоспособности (2020), страна замыкает десятку экономик, наиболее готовых к трансформации. Рейтинг из 37 стран, лидерами которого стали Финляндия, Швеция и Дания, основан на анализе 11 основных критериев, в том числе наличия инфраструктуры для цифровизации и энергетического перехода.

Примечательно, что ряд реформ трудового и налогового законодательства, призванных поддержать бизнес и оживить национальную экономику, Эмманюэль Макрон запустил практически с начала своего президентства. Например, повышение единого социального налога, которое затрагивало 60% французских пенсионеров, должно было освободить от налога на безработицу работников частного сектора, а отмена налога на крупные состояния — стимулировать крупных предпринимателей.

Однако эти и другие непопулярные меры вызвали в 2018 году волну протестов, получившую название «Желтые жилеты» (первыми против увеличения цен на топливо и ограничения скорости начали бастовать водители). В результате чрезвычайного экономического и социального положения правительство пошло на попятную, отменило ряд противоречивых мер, например повышение единого соцналога, и наложило мораторий на повышение цен на топливо.

Впрочем, сейчас дополнительные расходы госбюджета на погашение долгов, вызванных пандемией, а также частично — на восстановление экономики ляжет на общие плечи государств Евросоюза и Европейский центральный банк, отмечает Павел Тимофеев.

Так, в июле прошлого года саммит ЕС одобрил семилетний план восстановления сообщества с суммарным бюджетом €1,824 трлн: он включает, собственно, бюджет на 2021–2027 годы в €1074,3 млрд и фонд восстановления экономики после пандемии коронавируса объемом €750 млрд.

Ключевое решение в рамках создания фонда восстановления, как подчеркивал Эмманюэль Макрон, в том, что лидеры ЕС впервые в истории договорились размещать общие долговые обязательства Евросоюза, то есть деньги в долг возьмет весь ЕС, а не отдельные его страны, как было ранее. Для возврата долга ЕС намерен ввести «инновационные налоги», в частности налог на непереработанный пластик, налог на цифровые транзакции (Франция одной из первых ввела цифровой налог, затрагивающий интересы прежде всего трансграничных цифровых гигантов США), особый режим таможенных пошлин на товары из не входящих в ЕС стран с климатическими стандартами ниже, чем в Евросоюзе.

Как следует из пояснительной записки к национальному плану восстановления до 2023 года France Relance объемом €100 млрд, ЕС профинансирует 40% перезапуска французской экономики. Около трети средств (€34 млрд) Франция планирует инвестировать в повышение конкурентоспособности страны: в том числе €6,9 млрд — в поддержание технологической независимости, из которых €2,6 млрд направят на поддержку развития цифровых технологий (облачных и квантовых технологий, искусственного интеллекта и др.), около €2 млрд — на развитие инновационных проектов, в том числе в здравоохранении и образовании.

Основой экономики Франции является сфера услуг. Она обеспечивает более 70% ВВП страны

Франция в рейтингах

Франция входит в первую пятерку производителей вина, по оценке Международной организации виноградарства и виноделия (OIV) по итогам 2019 года. По данным международной Deloitte, крупнейшие производители товаров роскоши находятся во Франции и на долю французских компаний в 2019 году пришелся самый высокий показатель в совокупном объеме продаж 100 ведущих производителей товаров класса люкс. Согласно рейтингу Всемирной туристической организации (UNWTO), в 2019 году Франция была признана лидером мирового туризма — по итогам 2018 года ее посетили 89,4 млн человек.

Фото: Getty Images Russia

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От полицейских собак до «умных» хирургов От полицейских собак до «умных» хирургов

Как устроена мировая робототехника и какие модели стали хитами отрасли

РБК
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Вьетнамский вклад в импортозамещение Вьетнамский вклад в импортозамещение

Концерн TH Group открыл завод по переработке молока в Калужской области

Агроинвестор
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Антигон Одноглазый Антигон Одноглазый

Антигон Одноглазый: великий полководец и дипломат, которого погубила алчность

Дилетант
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж» Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж»

Как развиваются связи РФ и КНР и чего ждать в будущем

РБК
Счастье для всех недаром Счастье для всех недаром

Писатель Шамиль Идиатуллин — о роли Аркадия Стругацкого в его жизни

Weekend
Изнанка малого бизнеса: как структурировать процессы с первого дня Изнанка малого бизнеса: как структурировать процессы с первого дня

Истории малого бизнеса, который на ощупь выстраивал управление задачами

Inc.
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы

Астрономы подтвердили статус Cloud-9 как кандидата в объекты типа RELHIC

N+1
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Недообход Хабаровска Недообход Хабаровска

Почему трасса обхода Хабаровска не привела и улучшению автодорожной ситуации

Монокль
Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель

Дорастет ли доля отечественного оборудования в нефтегазовой отрасли до 80%?

Монокль
«Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному» «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному»

Как еда вызывает эмоции

N+1
Перспективы белого водорода: «За ним гоняются Гейтс и Безос» Перспективы белого водорода: «За ним гоняются Гейтс и Безос»

Белый водород — в чем его уникальность и насколько обоснованы ожидания от него?

ФедералПресс
Ядерная медицина и нанотехнологии: как в Ульяновской области развивают инновации Ядерная медицина и нанотехнологии: как в Ульяновской области развивают инновации

Ульяновская область: ядерные инновации для будущего России

ФедералПресс
Корабль с игрушками Корабль с игрушками

Чем заняться в чартере? Вопрос на первый взгляд кажется риторическим

Y Magazine
Простор для творчества Простор для творчества

Верфь Bilgin Yachts продолжает успешную серию 50‑метровых яхт Bilgin 163

Y Magazine
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно

Если неправильно приготовить эти блюда, последствия могут быть серьезными!

ТехИнсайдер
День, когда родился новый мир День, когда родился новый мир

2 сентября – день, когда победа не завершила войну, а изменила ее форму

Знание – сила
И снова в Канны И снова в Канны

Эту модель верфь выпустила в пару к уже строящейся As8 — более крупной яхте

Y Magazine
Рим триумвиров Рим триумвиров

Враги Цезаря, Помпея и Красса простецки звали эту троицу «трехглавым чудовищем»

Знание – сила
Упрощать без последствий Упрощать без последствий

Как доказать налоговой, что дробления не было: примеры реальных судебных дел

Монокль
Колледж учит жизни Колледж учит жизни

Куда идут работать после выпуска из учебного заведения выпускники колледжей

Ведомости
«Малые дела» для «малой родины» «Малые дела» для «малой родины»

Земские школы как образовательный проект

Знание – сила
Открыть в приложении