«Решение проблемы декарбонизации — это вызов для всего мира»

РБКБизнес

Патрик Херхольд

«Решение проблемы декарбонизации — это вызов для всего мира»

Беседовал Владимир Чубаров

Управляющий директор и партнер Центра климатических инициатив BCG Патрик Херхольд в интервью РБК рассказал о том, как компаниям, внедряющим инновации, достигать при этом углеродной нейтральности, какие риски влечет отказ от следования экологическим трендам и почему цена «зеленого» будущего оказалась гораздо ниже, чем предполагали раньше эксперты.

Совместное исследование Всемирного экономического форума (ВЭФ) и компании BCG «Проблема углеродной нейтральности: возможность декарбонизации цепочки поставок» (январь 2021 года) рассматривает восемь производственно-сбытовых цепочек, на которые приходится более 50% мировых выбросов, и анализирует затраты и рычаги для декарбонизации в них: продукты питания / строительство / мода / товары повседневного спроса (FMCG) / электроника / автомобили / профессиональные услуги / грузовые перевозки.

Авторы работы утверждают, что полная декарбонизация поставщиков из наиболее массовых категорий товаров поможет резко улучшить, если не решить, климатическую ситуацию в мире, при этом цены на товары для конечного покупателя вырастут всего на 1–4%.

Доля цепочек поставок в общем объеме выбросов CO2

РБК Накануне Давосского форума-2021, проходившего в конце января, ваша компания опубликовала большой отчет по проблеме углеродной нейтральности. Можете вкратце рассказать о главных выводах этого исследования?

П.Х. Мы создали эту работу совместно с ВЭФ, опросив более 40 бизнес-лидеров, которые помогли сформировать предложения по сокращению выбросов CO2 , а также проведя анализ выбросов 320 компаний и сформировав прогнозные модели по ключевым цепочкам поставок. Так мы получили девять шагов для того, чтобы компании могли правильно декарбонизировать свои цепочки поставок.

Да, пока еще мало кто из бизнеса воспринимает процесс декарбонизации как большое путешествие, которое бы включало не только их прямые выбросы, но и косвенные выбросы, это касается даже тех, кто хорошо подготовлен к тому, чтобы встать на «зеленый путь». Надеемся, что наш доклад поможет бизнесу основательно подготовиться к такому ответственному путешествию.

«Поддерживать ли производителей, разрушающих планету?»

РБК Управляющий директор ВЭФ Доминик Вогрей отметил, что для сокращения выбросов от поставок необходимо обеспечить правильное взаимодействие между правительствами и компаниями. Каким должно быть это взаимодействие?

П.Х. Я думаю, что самым здоровым сценарием станет тот, когда государство будет спрашивать и ставить цели компаниям, а бизнес заявлять, что ему для достижения этих целей нужно. В некоторых сегментах, например в производстве стали или цемента, гораздо сложнее снизить количество вредных выбросов. Для этого нужны крупные инвестиции и серьезные инфраструктурные изменения, поэтому без вмешательства государства тут не обойтись.

Хорошо, что все больше и больше правительств понимают, что вклад в декарбонизацию производств будет иметь позитивный экономический эффект. Я считаю, это отличный кейс, когда правительства объединяются ради общей цели. Например, ряд стран Северной Европы, а именно Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция, входят в Программу сотрудничества Северных стран в области окружающей среды и климата. Программа предполагает, что этот регион станет главным мотиватором, способствующим развитию идей устойчивого развития среди населения, и будет оказывать финансовую поддержку самым разным экологически важным проектам в странах Центральной и Восточной Европы, включая Россию.

РБК Какая из индустрий, по-вашему, наиболее восприимчива к декарбонизации своих цепочек поставок?

П.Х. Около 40% выбросов в рамках восьми основных цепочек поставок, которые мы проанализировали, можно сократить за счет мер, приводящих к снижению затрат или с затратами менее €10 на тонну эквивалента CO2.

Среди тех, кто может уже сегодня начать работать со своими поставщиками, — пищевая промышленность и упаковка. Потребители уже сейчас требуют, чтобы в упаковке товаров было меньше пластика и больше перерабатываемых материалов. А вот цементной, сталелитейной, тяжелой и химической промышленностям, логистике точно придется попотеть: зависимость от ископаемого топлива тут очень высока. Да, это многомиллиардные инвестиции, но они все принесут огромный вклад в наше будущее и, главное, могут в итоге сыграть на руку самим компаниям, которые могут сформировать дополнительное конкурентное преимущество.

РБК Вы предполагаете, что в результате декарбонизации мировой логистики цены на товары вырастут примерно на 1–4%. Что я как потребитель получу помимо повышения цен?

П.Х. Вопрос не только в том, сколько вы будете платить за продукты и товары, но и в том, какие товары вы хотите покупать, хотите ли поддерживать производителей, которые разрушают нашу планету? Я, конечно, утрирую, не стоит все делить на черное и белое. Но вопрос личного выбора действительно ключевой. Повлиять на выбор покупателя можно так, как это делают в Европе: товаропроизводителям диктуют такие условия продаж и маркировки, при которых покупатель при покупке будет всегда предупрежден о возможных рисках и влиянии на экологию и здоровье того или иного товара.

Я согласен с тем, что сегодня повышение цены даже на 1% смогут позволить далеко не все. Но тренд в этом отношении точно движется в позитивном направлении. Люди все чаще готовы заплатить больше, но купить сыр, в котором они уверены, что он был создан в экологичных условиях и с заботой о коровах, чем тот, который был создан непонятно где и непонятно как.

РБК Можем ли мы представить такую ситуацию, когда в магазинах появятся ценники с уточнением уровня CO2, выделенного при производстве продукта?

П.Х. Это можно заметить уже сегодня. Посмотрите на рекламу автомобилей: часто в ней будут написаны не только ее мощность и разгон до сотни, но и сколько выбросов выделяет машина при поездках и количество выбросов при ее производстве.

Я предполагаю, что в долгосрочной перспективе у нас появится некий общий индекс устойчивости. В нем все параметры о выбросах при производстве и используемых «вредных» технологиях будут обозначены на упаковке, этикетке или ценнике. Это поможет сделать покупателю правильный выбор, а бизнесу оставаться конкурентоспособным, следуя новым правилам игры.

«Экологические проблемы станут вопросами конкуренции»

РБК Есть ли сегодня государства, которым нужно в приоритете заняться декарбонизацией цепочек поставок? Какая страна или регион может стать лидером в этом?

П.Х. Сила и одновременно самая серьезная проблема декарбонизации в том, что это вызов для всего мира. В этом процессе европейские страны пока находятся немного впереди за счет принятия политики постепенного отказа от используемого углеводородного топлива и постепенного перехода на возобновляемые источники. Далее места распределяются так: Канада, США, а потом уже азиатские страны.

Я думаю, для отстающих в этом движении стран давление других правительств, развитие регуляторной среды и даже самостоятельные решения отдельных компаний будут иметь мотивационный эффект, под который придется подстраиваться. Допустим, американский автоконцерн декларирует снижение выбросов CO2. Соответственно, он начинает активное производство машин в более легком корпусе и с применением стали, которая производится с низким уровнем выбросов CO2, т. е. при ее выплавке применяется природный газ или атомная энергия вместо угля. Это значит, что производители стали для этих авто, которые могут находиться в Индии или в какой-нибудь другой азиатской стране, будут вынуждены согласиться с такими условиями и изменят уже свои производственные стандарты.

РБК Есть ли компании, которые к декарбонизации еще не готовы или в принципе не будут к ней готовы?

П.Х. Здесь вопрос не в «если», а в «когда». Дело в том, что климатический сдвиг на нашей планете продолжится: пожары и потопы будут учащаться, уровень моря поднимется еще выше. Поэтому для бизнеса глобальные экологические проблемы уже не станут вопросами цены. Они станут вопросами конкуренции и места на рынке.

Когда-нибудь ваша компания получит письмо от партнера, в котором будет написано: «Давайте вместе обсудим наш путь к экологическому производству и декарбонизации. Можем ли мы рассчитывать на вас?» И на такое письмо вам придется отвечать честно.

РБК Отказ будет означать проигрыш?

П.Х. Скорее, поиск возможностей для сотрудничества и диалога, в том числе с привлечением усилий со стороны вашего правительства.

Я был большим скептиком, когда начинал свою работу в климатическом секторе (Херхольд руководил разработкой долгосрочной стратегии нулевых выбросов для промышленности ФРГ, которая после использовалась для разработки европейской и национальной политики. — РБК). Думал, что компании никогда не подпишутся на позитивные экологические изменения и будут сразу протестовать. Теперь же я вижу, как бизнес-интерес к теме превышает даже государственный. Почему так? Потому что компании видят реальные экономические риски.

Я прекрасно понимаю, что для полной декарбонизации цепочек поставок уйдут годы и, например, переделать сектор того же производства стали — это невероятно амбициозная задача, стоящая миллиарды, и которая займет десятки лет.

Возможно, движение по декарбонизации пойдет не совсем так или не в те сроки, как мы с вами того хотим. Но старт ему мы уже дали.

«Нарисовать мир безуглеродного будущего несложно»

РБК Сколько времени может потребоваться на то, чтобы бизнесу реализовать все девять шагов, которые вы рекомендуете сделать? Нужно делать их в комплексе или последовательно?

П.Х. Я думаю, что это может занять достаточно времени, но компании могут начать реформы поступательно. Нужно подходить к каждому шагу постепенно.

Сперва, как мы и говорим, нужно получить ясное представление о количестве углеродных выбросов на основе данных по конкретным поставщикам и сформулировать амбициозные цели по их сокращению. Ну а после уже можно переходить шаг за шагом и к другим процессам.

Важно уделить внимание поиску замен элементам вашего производства. Я думаю, что этот процесс скоро станет более распространенным и систематичным. Хороший пример — Tesla Motors, которая сразу запланировала использовать для своих автомобилей более легкие и экологически дружелюбные сплавы и материалы.

РБК В вашем докладе отмечено, что декарбонизация — это в том числе и технологический вызов. Могут ли нынешние технологии с ним справиться или нам потребуются новые?

П.Х. Я бы сказал, что все технологии у нас уже есть, и посоветовал бы не делать ставку на несуществующие решения. Да, у нас могут случиться прорывные открытия, но от ожиданий новых технологий декарбонизация не зависит. А вот от наших действий — да. Я уверен, что 80% декарбонизации цепочек поставок человечество может достичь существующими средствами.

РБК Каким будет безуглеродный мир?

П.Х. Нарисовать мир безуглеродного будущего несложно: автомобили без выбросов, качественные товары, можно более безопасно растить детей…

Сложнее дать ответ на вопрос, что нам нужно делать, чтобы наши фантазии стали реальностью. Чтобы оказаться в таком мире, мы должны быть очень смелыми и упорно трудиться. Верю, что у человечества на руках все карты, чтобы получилось создать такой мир.

Девять основных шагов,

Рекомендованных руководителям компаний для решения проблемы углеродных выбросов в рамках своей цепочки поставок

Обеспечение прозрачности

1. Определите ваш базовый уровень CO2 и расскажите о нем вашим поставщикам.

2. Сформулируйте амбициозные цели по сокращению CO2 и обязательно отчитывайтесь об их выполнении.

Оптимизация углеродного следа

3. Измените дизайн ваших продуктов согласно принципам устойчивости.

4. Переосмыслите вашу цепочку поставок или подберите поставщиков, которые будут разделять ваши цели в движении к устойчивому развитию.

Вовлечение поставщиков

5. Включите уровни выбросов CO2 в свои стандарты и отслеживайте их строгое соблюдение.

6. Работайте с поставщиками над сокращением их выбросов.

Создание экосистем

7. Участвуйте в инициативах и обменивайтесь опытом.

8. Объединяйтесь с покупателями, чтобы укрепить обязательства на стороне спроса.

Создание возможностей внутри компании

9. Сделайте снижение углеродного следа одной из ваших корпоративных целей, создайте соответствующие управляющие структуры и внедрите корпоративные стимулы, чтобы расширить возможности вашей организации по этому направлению.

Патрик Херхольд, управляющий директор и партнер Центра климатических инициатив BCG, эксперт в вопросах изменения климата. В сферу его профессиональной деятельности входит оказание помощи правительствам в установлении целевых показателей выбросов, разработке нормативных положений и экологической политики, а также консультирование крупных корпораций, производителей оборудования и бизнес-ассоциаций по вопросам декарбонизации.

Источник: CDP, BCG (2019)
Фото: BCG; Dimitry Anikin / Unsplash

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Минный пол Минный пол

20 вещей, которых мы боимся в женщинах

Maxim
Обувь по сезону Обувь по сезону

Что просить у Бога в скверную погоду?

GQ
Бренды образования Бренды образования

Как попасть в престижный университет и стоит ли туда стремиться?

Forbes
Прибрать за Маском: как бывший техдиректор Tesla зарабатывает на старых литий-ионных аккумуляторах Прибрать за Маском: как бывший техдиректор Tesla зарабатывает на старых литий-ионных аккумуляторах

Бывший техдиректор Tesla верит в рынок металлов извлеченных из аккумуляторов

Forbes
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Как начать бегать новичку: 15 советов, как избежать травм и выработать привычку Как начать бегать новичку: 15 советов, как избежать травм и выработать привычку

Рекомендации экспертов для начинающих бегунов

Playboy
Шахзад Ансари: «У подрывных инноваций есть и темная сторона» Шахзад Ансари: «У подрывных инноваций есть и темная сторона»

Беседа с ведущим экспертом по внедрению инноваций Шахзадом Ансари

РБК
Ирина Шихман: «Моя проблема – это я сама» Ирина Шихман: «Моя проблема – это я сама»

«Я Ира, мне 37 лет, и я не хочу детей», – признается автор популярного канала

Psychologies
Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
Стресс связали с забыванием ложной информации Стресс связали с забыванием ложной информации

Человек забывает ложную информацию, воспринятую в состоянии тревоги

N+1
Место под солнцем Место под солнцем

Когда Россия перейдет с угля и газа на возобновляемые источники энергии

РБК
Почему звезды предпочитают готовить сами и какие рецепты можно повторить Почему звезды предпочитают готовить сами и какие рецепты можно повторить

Cамые интересные и простые рецепты блюд, которые звезды готовят на своих кухнях

РБК
Вы свободны! Вы свободны!

От чего зависит независимость российских фрилансеров и их будущее

РБК
Как проверить совместимость процессора и видеокарты Как проверить совместимость процессора и видеокарты

Может ли в принципе процессор не соответствовать видеокарте или наоборот?

CHIP
Бурлеск Самбурской Бурлеск Самбурской

Актриса, певица, дива, Самбурская, Настасья – все это о ней

Maxim
У меня лапки У меня лапки

Девушка, у которой много кошек, — не мем, а образ жизни

Tatler
Путешествуем дома Путешествуем дома

Как государства сопротивляются краху туристической отрасли

Forbes
Безымянная пациентка №360446: как закончилась карьера балерины Ольги Спесивцевой Безымянная пациентка №360446: как закончилась карьера балерины Ольги Спесивцевой

Эта легендарная русская балерина стала одной из самых знаменитых в мире

Cosmopolitan
Итальянский парадокс Итальянский парадокс

Крупнейшим финтехом Европы может стать платежный стартап Nexi из Италии

Forbes
5 признаков людей с высоким эмоциональным интеллектом 5 признаков людей с высоким эмоциональным интеллектом

Как сделать так, чтобы эмоции работали на нас

Psychologies
18 способов укрепить свою психику 18 способов укрепить свою психику

Программа тренировки психологической выносливости, составленная с душой

Men’s Health
Игра на жадности: почему миллионы инвесторов обречены на потери Игра на жадности: почему миллионы инвесторов обречены на потери

Инвестиции не предполагают гарантированный результат

Forbes
Крыло для Boeing Крыло для Boeing

Константин Иванов помогает SpaceX, Tesla и Boeing печатать детали на 3D-принтере

Forbes
Большой Ангкор подтвердил статус одного из самых густонаселенных городов доиндустриальной эпохи Большой Ангкор подтвердил статус одного из самых густонаселенных городов доиндустриальной эпохи

На пике своего развития Большой Ангкор населяло около 700–900 тысяч человек

N+1
Актриса Александра Черкасова-Служитель — об определении «не типаж» Актриса Александра Черкасова-Служитель — об определении «не типаж»

Актриса и модель Александра Черкасова-Служитель

РБК
История бизнеса, который позволяет не сомневаться в себе История бизнеса, который позволяет не сомневаться в себе

Как Юлия Мальгинова открыла онлайн-магазин нижнего белья «Тушé»

Домашний Очаг
10 вроде бы безобидных вещей, которые опасны 10 вроде бы безобидных вещей, которые опасны

Кошачьи укусы, тихие дети и другие опасные явления

Maxim
Белая ворона: что делать, если ты чувствуешь себя не такой, как все Белая ворона: что делать, если ты чувствуешь себя не такой, как все

Мы живем в мире экстравертов, и, если ты не такая, тебе может быть непросто

Cosmopolitan
Как и зачем психологи работают с абьюзерами Как и зачем психологи работают с абьюзерами

Психологи: как психотерапия помогает агрессорам измениться к лучшему

Psychologies
Кто больше: женщина установила новый мировой рекорд, родив сразу 9 детей Кто больше: женщина установила новый мировой рекорд, родив сразу 9 детей

Жительница Мали стала национальной героиней еще во время своей беременности

Cosmopolitan
Открыть в приложении