«Отрасль испытывает дефицит качественного сырья и оборудования»
За последние два года изменилась структура рынка керамогранита и сантехники. Как отрасль справляется с санкциями и импортозамещением, рассказал генеральный директор ООО «Керамик Солюшнс Рус» Юрий Ковтун.
Спустя два года санкций как вы можете охарактеризовать рынок? Какие проблемы актуальны сегодня?
Несмотря на общий рост объемов строительства и ввода в эксплуатацию жилья (2023 год снова стал рекордным, было введено более 110,4 млн кв. м), в нашем сегменте ситуация остается напряженной начиная со второй половины 2023-го. Трафик в сетях снижается, сдачу некоторых новых объектов переносят на более поздний срок, при этом рынок заполнен дешевой низкокачественной, но привлекательно выглядящей сантехникой. Если раньше мы конкурировали с добротными и дорогими продуктами из Испании, Италии или Германии, то сейчас — с дешевым продуктом из Индии, Китая, Ирана. Импорт из этих стран каждый год кратно растет. По данным Росстата и ФТС, доля импорта достигла уже 25–30% (в предыдущие годы было не более 15%) и продолжает расти. Все это происходит на фоне вынужденного снижения производства среди российских керамистов (-11% в плитке и керамограните; -1,5 и -3,6% в сантехнике по итогам 2022 и 2023 годов соответственно), обусловленного дефицитом качественного сырья, оборудования и запчастей, что теперь усугубляется катастрофической нехваткой рабочих рук, ростом зарплат и себестоимости продукции.
Что вам пришлось менять в бизнес-процессах? Как вы справляетесь без западных партнеров?
Мы продолжаем закупать запчасти и комплектующие из Европы, пользуясь параллельным импортом через дружественные страны: заменить их или найти альтернативных поставщиков практически невозможно. Естественно, это привело к 50–100-процентному росту цен (растет также и EXW-цена в евро ввиду инфляции и рисков для поставщика), но самое плохое — это огромная дополнительная потребность в оборотном капитале. Вместо 90 дней отсрочки мы теперь имеем 90–120 дней предоплаты плюс вынужденный рост запасов ввиду увеличившегося срока поставки. При текущих ставках рефинансирования это очень неэффективное использование денежных средств.