Образование новой реальности. Итоги 2020 года для российского рынка EdTech
Компания Smart Ranking при поддержке пула участников рынка составила новый рейтинг крупнейших EdTech-компаний России. По итогам 2020 года суммарная выручка топ-60 выросла более чем на 113% относительно предыдущего года, достигнув почти 34 млрд руб.
Таким образом, участники рейтинга превысили ранее прогнозируемые для них 25 млрд руб. и теперь занимают более 60% российского рынка EdTech, который, согласно оценкам экспертов, равен 53– 54 млрд руб.
«EdTech-рынок и до этого рос на 17–25% в год, а сейчас многие компании показали двух- и даже трехкратный рост за счет резкого перехода всего мира на удаленку, оставив, таким образом, позади прогнозные 40 млрд руб. по объему рынка в 2020 году», — отмечает Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор EdTech-акселератора Ed2. Она прогнозирует, что в 2022 году объем рынка достигнет 60 млрд руб.
«Из-за карантина, перехода на удаленную работу и дистанционное образование EdTech привлек внимание множества новых пользователей, — говорит Евгений Лебедев, директор по маркетингу «Яндекс. Практикум». — Если в 2019 году доля тех, кто хоть раз пробовал учиться в онлайне, была около 30%, то сегодня это уже 60%. То есть весь рынок перешел на новую стадию, как было с рынком e-commerce лет десять назад».
Эксперты уверены, что рынок продолжит расти. Во-первых, образование становится старше. То есть если раньше большинство выпускников вузов забывали об учебе сразу после вручения им дипломов, то теперь знания и навыки нужно получать всю жизнь: сегмент взрослого образования — самый объемный и быстрорастущий. Во-вторых, растет спрос на новые знания и профессии, который не удовлетворяется базовым образованием. Например, работодателю уже сегодня нужны специалисты из новых областей, а их пока нигде не учат.
Цифровые приоритеты
Если для одних игроков массовый переход пользователей в онлайн стал стресстестом, то другим позволил вырваться в лидеры. В сумме число студентов школ из топ-10 рейтинга за год выросло в два раза и составило более 14 млн человек. Заметнее всего аудиторию расширили компании, специализирующиеся на цифровых профессиях. Как отмечают в «Нетологии-групп», вошедшей в своем сегменте в тройку лидеров, пик популярности онлайн-курсов пришелся на начало весны: только за март 2020-го аудитория компании выросла на 345%.
«В прошедшем году особенно отметилась потребность в кадрах, которые умеют работать с большими данными, интернетом вещей, дополненной и виртуальной реальностью, — отмечает Марианна Снигирева, исполнительный директор образовательной компании «Нетология». — Цифровая трансформация экономики также стимулирует востребованность бизнес-образования: компаниям нужны цифровые лидеры и управленцы, способные запускать и руководить сложными ИТ-продуктами».
Тем не менее по итогам года лидерство на рынке сохранила школа иностранных языков Skyeng, также возглавлявшая рейтинги 2018–2019 годов. Ей уступил онлайн-университет современных профессий SkillBox, который поднялся с четвертого на второе место. Замыкает тройку лидеров, как и в прошлом году, образовательная платформа «Учи.ру».
В целом ресурсы, обучающие цифровым профессиям, продемонстрировали наибольший рост выручки за год — по сегменту она составила около 30% от общей суммы, которую заработали топ-60 в 2020 году. Этому не помешало даже то, что часть этих компаний замедлила рост к концу года.
Удаленный класс
Разумеется, в 2020 году рост показало и школьное образование, для которого наиболее успешным периодом традиционно стали второй и четвертый кварталы. Переход на полное дистанционное обучение заставил учителей и школьников искать альтернативу очному образованию.
«Мы видим, что интерес к обучению онлайн постоянно растет: в прошлом году аудитория «Фоксфорда» выросла более чем в два раза. Взрывной рост был в сегменте экстерната и домашней школы — в 2020 году к нам пришло в четыре раза больше учеников, чем в 2019-м, — рассказывает Андрей Сизов, исполнительный директор «Фоксфорда» (входит в «Нетологию-групп»). — Кроме того, мы видим большой потенциал роста в сегменте онлайн-обучения дошкольников и учеников начальной школы: мы протестировали некоторые новые продукты и форматы и увидели неподдельный интерес у аудитории».
Старт учебного года осенью 2020-го только подогрел интерес пользователей, а вместе с ним — внимание инвесторов. Самой крупной сделкой в этом сегменте стала покупка платформы «Учи.ру», в которой Mail.ru Group приобрела долю в 25% за 3,75 млрд руб. Также в декабре компания IntellectoKids привлекла $3 млн. По словам ее генерального директора Михаила Котлова, платформа выросла за прошедший год более чем в три раза по выручке и удвоила число пользователей.
Владельцы EdTech-платформ также отмечают интерес к школьному образованию со стороны стартапов. «Может создаться впечатление, что порог вхождения на рынок крайне низок: казалось бы, достаточно записать на камеру несколько лекций — и онлайнкурс готов. Однако в случае со школьным образованием организация дистанционного обучения представляется непростой задачей. Дело не только в технологиях, но и в строгих требованиях ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов. — РБК), а также в понимании, что методы обучения нужно трансформировать под используемые технологии», — говорит Павел Арсеньев, генеральный директор компании InternetUrok.ru.
Бизнес-лидеры
Ведущим игроком в сегменте бизнес-образования по-прежнему остается «Like Центр». С начала 2020 года компания стремительно наращивала выручку и показала максимальный прирост в четвертом квартале, практически в два раза увеличив показатель третьего квартала. Тем не менее в пятерку лидеров рейтинга компания так и не вошла. Аяз Шабутдинов, основатель «Like Центра», уверен, что будущее сегмента бизнес-образования — за гибридным форматом, когда часть программы реализована в онлайне, но при этом обязательно присутствует и офлайн-коммуникация.
При этом самая популярная бизнес-программа в мире — MBA — все активнее теряет позиции. «В этом году мы выявили падение спроса на основные наши продукты из линейки МВА. В сложившейся ситуации длительное обучение уже не так привлекает клиентов, — отмечают в City Business School. — Сейчас увеличился спрос на краткосрочные курсы и микрообучение конкретным навыкам и компетенциям, а также на обучение по модели подписки».
Корпорация знаний
Также рывок под конец года сделал сегмент корпоративного обучения. По словам Дмитрия Зацепина, директора образовательного бизнеса «Актион-МЦФЭР», четвертый квартал стал для компании самым успешным: люди осознали себя в новых реалиях, набрали обороты запущенные в прошлом году продукты по корпоративному образованию для среднего и крупного бизнеса.
Стремительный рост показали программы, позволяющие с нуля освоить новую профессию, отмечает Светлана Кравченко, руководитель «Контур.Школа». В 2020 году компания открыла два новых направления: для специалистов по охране труда и обучение интернет-маркетингу, которое прошли более 9 тыс. новых пользователей.
Заочная ставка
Завершили год с минусом всего три компании — Lingualeo, Modum Lab и Sikorsky Beauty Academy. Последняя, как школа, обучающая офлайн-профессиям в бьюти-сфере, так и не смогла полностью исправить ситуацию после затяжного падения во втором квартале 2020 года. Впрочем, у кризиса оказались и позитивные последствия. Клиенты, которые раньше были готовы получать практические навыки только очно, пересмотрели свои взгляды и начали тестировать новые для себя форматы. По словам генерального директора Sikorsky Beauty Academy Всеволода Бельченко, это позволило расширить аудиторию и активно развивать онлайн-направление.
Курсовая работа
Пандемия оказалась испытанием и для компаний, специализирующихся на разработке онлайн-курсов. Во втором квартале 2020 года многие игроки заявили об оттоке клиентов, которые сокращали бюджеты в условиях глобальной неопределенности.
«Все наши действующие и потенциальные клиенты были затронуты в той или иной степени кризисом, вызванным снижением покупательского спроса и эффектом пандемии, — отмечает Алексей Вагин, генеральный директор «Эквио». — Или бюджеты на закупки ИТ-решений были заморожены, или решение откладывалось ввиду неопределенности и неуверенности в своем будущем. Порядка 70% планируемых закупок в 2020 году были отложены до лучших времен и наступления ясности в вопросе восстановления нормальной экономической активности».
И тем не менее в четвертом квартале разработчикам удалось не только выровнять ситуацию, но и показать рост. В основном это связано с закрытием бюджетов в конце года. Также некоторые заказчики смогли адаптироваться в ситуации с пандемией, наладить работу и отказаться от очного обучения в пользу онлайна.
Прогнозы на 2021 год
Увеличится влияние государства
Большинство участников рейтинга поделились позитивными ожиданиями от 2021 года. Тем не менее рынок может существенно измениться с появлением законопроекта о просветительской деятельности.
«Дальше все будет зависеть от конкретных мер: мы можем столкнуться как с мягким регулированием, когда образовательным компаниям нужно будет только информировать власть о своей деятельности, так и с жестким, если это информирование превратится в согласование», — отмечает Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета SkillBox.
Потребитель станет требовательнее
Еще одним ожидаемым фактором станет увеличение требований к качеству образовательных услуг. Пользователь будет все строже оценивать сервис и требовать гарантий результата.
«Клиенты все больше рассматривают онлайн-образование как одну из ключевых инвестиций в своей жизни. Это серьезная профессиональная трансформация, которая затронет многие жизненные аспекты клиента», — говорят в SkillFactory.
«Ученики стали выбирать обучение не только по программе и преподавателям: большую роль теперь играет формат, удобство, экосистема и возможность построить собственную траекторию обучения, — отмечает Светлана Кравченко, руководитель «Контур.Школа».
По мнению Евгения Лебедева, теперь рынок сосредоточится на решении таких проблем, как удержание пользователей, коллаборативное обучение и техническая стабильность. «Пользователи уже не будут удивляться просто возможности «учиться откуда угодно». Это уже норма, — говорит директор по маркетингу «Яндекс.Практикум». — И вопросами, которые начнут задавать сервисам на рынке, станут: а где, собственно, сам сервис? как оценить качество обучения? какие гарантии результата я получаю? «Яндекс.Практикум» работает в том числе в США, где пользователи уже несколько лет задают эти вопросы, так как рынок более «взрослый». Мы уверены, что российский рынок онлайн-образования в 2021 году имеет все шансы прийти к этой взрослости».
Усилятся позиции крупнейших игроков
Крупные компании продолжат активно наращивать долю рынка, а маленьким участникам будет еще сложнее закрепиться.
«Монополизация рынка EdTech со стороны «стратегов» в русскоязычном сегменте будет активно продолжаться и в 2021-м, и в 2022 годах, что приведет к уходу со сцены тех, кто не успеет занять 50% и более доли рынка в своем сегменте или своей нише», — считают в онлайн-школе Puzzle English.
Рейтинг составлен при поддержке «Яндекс.Практикум», «Нетология-групп», SkillFactory, Puzzle English, «Контур.Школа», «Актион-МЦФЭР».
Топ-60. EdTech-компаний РФ в разных сегментах онлайн-образования
Общая выручка и рост: 33 598млн ₽ (+ 113%)
Цифровые профессии
Общая выручка в сегменте: 9 667 млн
2. SkillBox (с 2016 г.): 3 900 млн* (255%)
4. GeekBrains (с 2010 г.): 2 200 млн (144%)
5. «Нетология-групп» (с 2014 г): «Нетология» — 1 000 млн. Общая выручка — 2 100 млн (91%)
9. «Яндекс.Практикум» (с 2019 г.): 1 370 млн* (813%)
14. SkillFactory (с 2016 г.): 638 млн (245%)
26: «OTUS Онлайн образование» (с 2017 г.): 260 млн (68%)
29. HTML-Academy (с 2013 г.): 240 млн (47%)
52. Elbrus Bootcamp (с 2018 г.): 59 млн (203%)
Иностранные языки
Общая выручка в сегменте: 3 331 млн
1. SkyEng (с 2012 г.): 2 700 млн*. Общая выручка — 4 100 млн* (141%)
23. EnglishDom (с 2010 г.): 294 млн (84%)
32. Группа компаний Puzzle English (с 2015 г.): 217 млн (42%)
36. Lingualeo (с 2010 г.): 120 млн* (-20%)
Школьное образование
Общая выручка в сегменте: 8 510 млн
3. «Учи.ру» (с 2012 г.): 2 500 млн* (150%)
1. SkyEng (с 2012 г.): SkySmart — 1 400 млн*. Общая выручка — 4 100 млн* (141%)
5. «Нетология-групп» (с 2014 г.): «Фоксфорд» — 1 100 млн. Общая выручка — 2 100 млн (91%)
11. MAXIMUM Education (с 2013 г.): 1 000 млн (20%)
16. InternetUrok.ru (с 2009 г.): 522 млн (79%)
17. «ЯКласс» (с 2014 г.): 460 млн (142%)
24. «Алгоритмика» (с 2016 г.): 292 млн (41%)
27. IntellectoKids (с 2017 г.): 253 млн (278%)
30. «Тетрика» (с 2018 г.): 234 млн (800%)
37. «Вебиум» (с 2019 г.): 148 млн (1 595%)
39. «Турбоподготовка» (с 2018 г.): 141 млн (139%)
42. Kodland (с 2018 г.): 118 млн (1 080%)
45. Hello world, детская онлайн школа программирования (с 2018 г.): 100 млн (913%)
46. «Государство детей» (с 2014 г.): 96 млн (51%)
47. «Открытая школа» (с 2019 г.): 95 млн (90%)
53. «Кодиум» (с 2018 г.): 52 млн (1 565%)
Разработка образовательных курсов и ПО
Общая выручка в сегменте: 6 044 млн
7. GetCourse (с 2014 г.): 1 500 млн (103%)
8. iSpring (с 2001 г.): 1 399 млн (65%)
12. «Дневник.ру» (с 2007 г.): 730 млн* (33%)
13. Webinar Group (с 2008 г.): 716 млн (118%)
22. WebSoft (с 1999 г.): 300 млн* (7%)
28. Mirapolis (сегмент EdTech) (с 2005 г.): 245 млн (46%)
31. «Эквио» (с 2014 г.): 218 млн (24%)
33. Pulsar Production (с 2018 г.): 206 млн (222%)
35. SkillCup (с 2016 г.): 153 млн* (53%)
40. Teachbase (с 2013 г.): 140 млн (65%)
41. Uniweb (с 2010 г.): 125 млн (205%)
49. Examus (с 2013 г.): 83 млн (349%)
50. Modum Lab (с 2017 г.): 67 млн (-5%)
54. ProctorEdu (с 2016 г.): 51 млн (292%)
55. «АнтиТренинги» (с 2013 г.): 46 млн (65%)
58. CORE (с 2018 г.): 35 млн* (35%)
59. Unicraft (с 2016 г.): 30 млн* (311%)
Бизнес-образование
Общая выручка в сегменте: 3 415 млн
6. «Like Центр» (с 2015 г.): 1 884 млн (102%)
15. Московская школа управления «Сколково» (с 2006 г.): 558 млн (24 700%)
19. «Школа бизнеса «Синергия» (Synergy Online и онлайн МБА) (с 1995 г.): 357 млн (163%)
21. City Business School (с 2008 г.): 325 млн (20%)
25. «Деловая среда» (с 2012 г.): 292 млн (69%)
Специализированные онлайн-школы
Общая выручка в сегменте: 2 274 млн
10. «Актион-МЦФЭР» (с 1994 г.): 1 127 млн (51%)
18. «Инфоурок» (с 2013 г.): 379 млн (0%)
20. «Контур.Школа» (с 2010 г.): 336 млн (48%)
38. Sikorsky Beauty Academy (с 1989 г.): 142 млн (-21%)
43. Bang Bang Education (с 2016 г.): 112 млн (160%)
48. Eduson (с 2014 г.): 90 млн* (50%)
51. SF Education (с 2015 г.): 62 млн (96%)
60. «Красный циркуль» (с 2016 г.): 27 млн (76%)
Прикладные навыки
Общая выручка в сегменте: 357 млн
34. «Викиум» (с 2013 г.): 171 млн (16%)
44. Bonnie&Slide (с 2015 г.): 103 млн (88%)
56. «Антифишинг» (с 2016 г.): 43 млн (56%)
57. Cerevrum (с 2016 г.): 41 млн (37%)
Для каждой компании указано место в рейтинге, год основания, выручка за 2020 год (в рублях) и изменение выручки (%) по сравнению с 2019 годом. Данные округлены до целых значений.
*Компания данные не предоставила, выручка рассчитана по оценкам экспертов.
Источник: Рейтинг 60 крупнейших EdTech-компаний России. Smart Ranking /РБК, 2021
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl