Не нагнетайте
Как вести себя с коллегами в трудное для бизнеса время
В периоды растерянности и подавленности из-за неопределенности бизнес делает отчаянные попытки сохранить то, что, как кажется, еще можно сохранить. Как не наломать дров и спасти действительно самое ценное, рассказывает психолог Евгения Носова.
Картина нового мира
Для многих предприятий и целых отраслей на какое-то время (возможно, на годы) уже сейчас потеряна возможность управления традиционными ресурсами для извлечения прибыли: доступ к рынкам капитала с выгодными условиями закрыт, внешние потребители от них отрезаны, поставки комплектующих из-за рубежа прекращены… Финансовые институты один за другим лишаются многочисленных возможностей, которые предоставляла глобальная экономика.
Картина мира полностью поменялась в течение нескольких дней. Она может оставаться такой еще довольно долго. Даже самые осторожные эксперты сегодня прогнозируют стагнацию и упадок в экономике России в ближайшие пять–семь лет. Заглядывать дальше сегодня не берутся самые смелые предсказатели.
В период нестабильности, вызванной максимальными ограничениями со стороны внешнего мира, и паники, разъедающей любую компанию (особенно впервые попавшую под санкции, да еще такие жесткие, как сейчас), руководителям нужно понять главное: единственный ресурс, о котором нужно заботиться сегодня, — это люди, сотрудники.
Никто никого не бросает
Стресс одинаково действует на начальников и подчиненных. Внешняя ситуация, которую человек не может контролировать, воспринимается как угроза. Физиологические гормональные процессы приводят к эмоциональной реакции на опасность. Эти факторы способствуют нарушению когнитивных процессов, что выражается в поведенческой неопределенности: появляется растерянность, в действиях превалирует хаотичность, поведение и реакции в целом становятся неуправляемыми и неадекватными.
При недостатке информации, объясняющей происходящее, сознание берет на себя интуитивное достраивание конструкта — объясняет ежесекундно обновляющуюся реальность, основываясь на личном опыте и страхах. Так появляются домыслы и предположения для заполнения информационного вакуума, рождаются апокалиптические сценарии и сплетни, которые часто передаются дальше, обрастают новыми подробностями и дестабилизируют ситуацию.
Поэтому первый шаг к восстановлению эмоционального баланса — налаживание системы регулярного информирования сотрудников о текущем состоянии дел в компании. Начать, возможно, стоит с мотивирующего письма от лица руководства, в котором следует признать ситуацию беспрецедентной, не имеющей аналогов и ведущей к многочисленным последствиям для бизнеса.
При этом нужно подчеркнуть ценность каждого сотрудника, его функционала, четко сформулировать ожидания руководства от персонала в сложившейся ситуации, дать понять, что никто никого не бросает, что руководство открыто для предложений по переформатированию работы и готовит план действий в изменившейся реальности, который, естественно, будет обнародован, как только будет разработан.
Сохранить эмоциональный климат
В компаниях, напрямую взаимодействующих с клиентами (b2c), помимо выстраивания новой коммуникации с потребителями услуг (особенно это касается финансовых институтов, пострадавших от санкций) на основе открытости, прозрачности, принятия изменений необходимо наладить новую систему внутренних коммуникаций. Открытие горячей линии для сотрудников, подготовка Q&A (Questions and Answers, вопросы и ответы. — РБК) по самым актуальным вопросам деятельности для руководителей среднего звена, организация рабочих встреч топ-менеджмента с персоналом для разъяснения ситуации — вот шаги, которые позволят сгладить первую эмоциональную реакцию на происходящее вокруг.
Параллельно нужно провести трезвую оценку потребностей компании и ее активностей во внешнем мире. Если деятельность связана с предоставлением услуг, во внешней коммуникации нужно уделить максимальное внимание усилиям, которые компания предпринимает для сохранения стабильности во взаимодействии с потребителями, качеству предоставления услуг.
Вероятнее всего, придется сократить количество отраслевых и иных мероприятий с участием руководителей и сотрудников. Демонстрация преимуществ и качественной экспертизы во внешней среде сейчас менее важна, чем сохранение эмоционального климата в коллективе и удержание клиентской базы. Сосредоточьтесь на двух этих направлениях.
Наполнение новыми смыслами
Человек легче переносит стресс, когда есть чем заняться. Задача менеджмента — переформатировать функционал и загруженность подразделений и направлений таким образом, чтобы суть деятельности не изменилась, но наполнилась новыми смыслами.
К примеру, если раньше финансовая служба имела четкое понимание, где, когда и на каких условиях можно воспользоваться кредитными инструментами, то сегодня, когда часть мировой финансовой системы закрылась для российского бизнеса, пришла пора заново открыть ее другую часть — ту, что функционирует в странах Азии, на Ближнем Востоке, других рынках, оставшихся нейтральными к происходящему. Мир капитала предельно прагматичен.
То же самое с производственниками. Им нужно поручить пересобрать цепочку поставок. Маркетинг и экономисты должны заняться формированием новых каналов сбыта.
Во время кризиса работы становится не меньше, а больше. И важно, чтобы остались те, кто смогли бы ее выполнять так же качественно и грамотно, как делали это до начала периода нестабильности. Возможностей достаточно в любой период. Необходимо донести эту мысль до людей всеми способами, дать точку опоры, чтобы они перестроились и занялись поисками этих возможностей.
Выйти из ступора и двигаться дальше
Важно помнить: запреты в условиях информационного вакуума и нагнетания истерии срабатывают плохо. Поэтому в коммуникациях с персоналом (помните, важен каждый сотрудник, именно эти люди могут удержать компанию на плаву, не дать кораблю получить пробоину и затонуть) не стоит вводить слишком жесткие запреты на все и вся. Взрослые люди чаще всего прекрасно осознают последствия постулата «слово не воробей...», не стоит накручивать их сверх меры, уделяя большое внимание цифровой гигиене личных страниц в социальных сетях. Они сами прекрасно понимают, что рынок труда сейчас так же трясет и лихорадит и найти новое место в ближайшие месяцы будет весьма непросто. А ограничения и директивные запреты только усилят давление на и без того расшатанную психику.
Если позволяют ресурсы, неплохо время от времени проводить неформальные встречи, которые позволят сотрудникам из разных подразделений хоть немного выпустить пар, обсудив текущую ситуацию. Так можно растрясти накопившуюся эмоциональную напряженность, частично снять стресс, озвучить свои страхи и сомнения, получить обратную связь от коллег, а возможно, и поменять видение происходящего на более позитивное в результате общения с такими же людьми, которые так же, как и вы, пытаются выстроить в своей голове новую картину мира.
Успокоить сотрудников, занять их делом, принять возникшие изменения — вот три основных фактора, которые помогут руководителям в первое время после возникновения кризиса компенсировать информационный вакуум, вывести коллектив из ступора и двигаться дальше.
Если вы руководитель, возьмите себя в руки. Покажите людям, что они вам нужны. И сегодня, и завтра, и всегда. Именно из людей, и только из них в конечном итоге состоят все корпорации, холдинги, компании, предприятия. И именно их руками строится будущее, даже когда на дворе такое непростое настоящее.
Евгения Носова, практикующий психолог, коуч. В сферу профессионального интереса входят повышение эффективности сотрудников посредством нематериальной мотивации, личностная трансформация, преодоление кризисов через поиск новых смыслов.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl