Как будет меняться система образования и что такое концепция life-work learning

РБКОбщество

Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет»

Как будет меняться система образования в будущем, что такое концепция life-work learning, на что делать ставку в обучении — разбираемся вместе с экспертом ЦаревскаяДякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет»

Автор: Наталья Царевская-Дякина, директор направления EdTech-кластера информационных технологий фонда «Сколково». Ментор и частный инвестор технологичных проектов. Частная консультационная практика: «Прообраз», «Нетология», Сбербанк, Mail.ru, «Северсталь» и др. Экс-директор направления образовательных технологий TalentTech, «СеверГрупп ТТ» (2018). Соавтор исследований и рейтингов «Стартап-Барометр», «РБК —рейтинг EdTech», EdMarket. Член грантового комитета фонда «Сколково»

Как сложилась современная система образования

Скорость изменения нашей жизни феноменальная. Современный человек за год пропускает через свое сознание такой же объем информации, который наши предки в XVII веке осваивали всю жизнь. При этом свойства мозга за 300 лет не поменялись: его объем, пропускная способность, операционная память у людей XXI века не сильно отличаются от этих параметров у наших предшественников, хотя сегодня мир требует от нас огромного количества интеллектуальных усилий, высокой скорости обработки и запоминания информации.

Казалось бы, образование должно подстраиваться под бурные изменения, но его суть остается неизменной. Система образования была создана более 200 лет назад в эпоху второй промышленной революции для подготовки кадров под мануфактурные производства. Вот тогда и возникли традиционные классы и знакомая нам годичная структура: 1 сентября открываем учебники, 31 мая — закрываем. Еще поколение назад было принято учиться десять лет в школе, пять лет — в институте, после этого учеба прекращалась. Только немногие, работавшие в НИИ, продолжали исследования и «двигали» науку. Остальные получали профессию и работали в ней всю жизнь. Были профессиональные династии, когда ребенок вырастал в одной профессиональной среде и оставался в ней навсегда.

В XXI веке мы живем в концепции lifelong learning, когда образование стало пролонгированным на всю жизнь, хотя мне ближе концепция life-work learning, то есть обучение в течение всей профессиональной деятельности. Но в любом случае учеба до сих пор остается процессом, хронологическим и линейным (мы осваиваем предмет за предметом, но без связи между ними, в строгих рамках и без учета особенностей и интересов учеников) — это, конечно, одна из проблем.

Другая проблема — монополизация образования. Базисные учебные планы спускаются «сверху» от чиновников, большая часть которых не знает иной альтернативы, кроме советского образования, хорошо подходящего под плановую экономику, а не под текущую рыночную. Наши учебные программы предполагают освоение множества фундаментальных знаний без изучения «мягких навыков» (soft skills). А смыслом и целью обучения становится сдача ЕГЭ.

Оставляет желать лучшего и система оценок. Она как бы пятибалльная, но де-факто учителя ставят обычно удовлетворительно («3»), хорошо («4») и отлично («5»). В итоге трехбалльная система совсем не отражает реальных знаний и не оценивает прогресс учащегося, а именно оценка прогресса и поощрение — залог мотивации в обучении.

Так получилось, что в современной школе не учат принимать решения, критически анализировать информацию, нести ответственность, быть счастливым. В отличие от скандинавской и китайской систем, не учат также быть гражданином, встроенным в систему, а учат сдавать экзамен на высокий балл. Причем более 50% родителей пользуются услугами репетиторов, то есть школа создала систему требований в виде ЕГЭ, к которой в итоге еще и не может должным образом подготовить.

Чем закончится борьба вузов и ДПО

Казалось бы, не школа, так вуз должен дать те самые навыки, которые выпускник сможет применить в жизни. Но работодатели жалуются, что высшие учебные заведения не учат студентов тому, что действительно нужно в работе и в профессии. История показывает, что при появлении новых профессий вузы «просыпаются» позже всех. Сначала появляется широкий спектр деятельности, потом конкретный функционал и название профессии, наконец, вырастают специалисты, под них рынок предлагает курсы, и самыми последними формируются вузовские дисциплины.

Например, как появилась профессия PR-менеджера? Сначала возникла свободная пресса. Корпорации поняли, что с ней необходимо как-то общаться, — появились менеджеры, они писали пресс-релизы, готовили комментарии, то есть появились очертания конкретных должностных обязанностей и само название. Потом — описание профессии, и только потом на журфаке МГУ создали отдельное направление, а еще через несколько лет выпустили дипломированных специалистов в области пиара.

За это время профессия PR-менеджера успела поменяться до неузнаваемости: нейросети могут создавать пресс-релизы, а специальные сервисы рассылать их по купленным базам СМИ. Но внедрить изменения в вузовскую программу достаточно трудно — пока она корректируется в течение трех лет, успевают поднакопиться новые изменения. Так и получается, что вуз не успевает за технологиями и профессиями.

Там, где формальное образование не справилось с запросами рынка, возникли EdTech и онлайн-обучение, совокупный объем рынка которых составляет более ₽200 млрд. Они предлагают нелинейное, модульное, синхронное и асинхронное и какое угодно еще образование под пожелания конкретного ученика. Помимо удовлетворения потребностей учащихся, EdTech дает то, что просит рынок.

В нынешней российской экономике нехватка IT-специалистов порядка 1 млн человек. Ежегодно в системе формального образования выпускаются около 700 тыс. человек, из них по IT-специальностям примерно 60 тыс. Skillbox и «Нетология» совокупно обучают больше IT-специалистов, чем формальная система образования. При этом у них тесная связка с будущими работодателями. Да и сами работодатели сегодня запускают собственные учебные площадки: STEM-университет «Тинькофф», проект «МТС.Тета», в рамках которого осуществлялся набор IT-специалистов по прохождению образовательных курсов от оператора.

Вместо того чтобы конкурировать, игроки рынка образования могут стать союзниками для достижения единой цели — того самого адаптивного образования в течение всей жизни, а через него — ускорения экономического развития страны и самореализации учащихся. EdTech и школы, дополнительное профессиональное образование (ДПО) и высшие учебные учреждения могут подружиться. Есть методологии и интертеймент-технологии, которые вовлекут школьника в профессию, науку или прикладную деятельность, вузы дадут общие и фундаментальные знания, структурируют запрос ученика. EdTech дополнит это курсами с самыми актуальными навыками и реальной экспертизой, а работодатель — стажировками и проектами.

Здесь не нужна конкуренция, здесь нужно партнерство всех систем. А они уже сейчас прекрасно дополняют друг друга.

Почему «про запас» не научишься

В условиях, когда технологии развиваются быстрее, чем создаются образовательные программы, а многим прикладным навыкам можно научиться самостоятельно, отыскав ролик на YouTube или актуальный курс и консультацию либо практику у специалиста, учиться «про запас» явно бессмысленно. Поэтому одни из самых важных сегодня навыков — это гибкость и умение эффективно учиться. Вот им стоит обучать, начиная с начальной школы, конечно, параллельно закладывая фундаментальную базу и продолжая пополнять знания всю жизнь. В «Новой школе» есть отдельный курс: «Научиться учиться», это набор практик и подходов, которые учат школьников осознанности и самостоятельности в процессе обучения.

Современные условия позволяют успеть реализовать себя в нескольких профессиональных направлениях за всю трудовую деятельность. И абитуриент, поступая в вуз, практически не знает, в каком направлении он выстроит карьеру через пять лет. Значит, к первому выходу на работу ему больше всего нужны набор теоретических (неизменяемых) знаний и soft skills, которые позволят осваивать необходимые актуальные навыки. Получается, что в современном мире нельзя научить профессии за пять лет, но можно ее осваивать и в ней совершенствоваться всю свою карьеру.

К тому же у нас увеличился срок жизни и пенсионный возраст, а рождаемость снижается, молодых специалистов становится меньше. 40-летний человек уже не воспринимает собственный возраст как предпенсионный. У него впереди еще 20 лет для продолжения развития карьеры. Уже накоплен опыт, контакты. Это уникальный специалист! Предрекаю, что очень скоро тренд «не брать на работу 40-летних» совсем уйдет в прошлое и сменится на ажиотаж вокруг них: начнут появляться EdTech-проекты с фокусом на обучении «возрастных» студентов.

Какими будут учителя XXI века

Учитель сегодня на вес золота. Мы постоянно читаем новости о дефиците педагогов. На 30 учеников—один преподаватель, а в старших классах биологию могут преподавать математики, так как не хватает предметников. И тут на помощь могли бы прийти технологии. Теоретические знания с легкостью осваиваются в онлайн-формате даже в таких сложных сферах, как, например, медицина. Интерактивный учебник по анатомии явно больше заинтересует учащегося, чем запылившиеся книжки с черно-белыми картинками скелетов. А искусственный интеллект дает возможность адаптировать обучение под каждого ученика.

Но технологии ни в коем случае не заменят педагога, и обучение не будет реализовываться исключительно онлайн. Идеальный формат — совмещение онлайна и офлайна, при котором практика реализуется в «живом» формате. Кстати, так и получается: образовательные учреждения запускают свои онлайн-курсы, а EdTech-проекты открывают офлайн-кампусы и организуют там командные занятия.

Частные общеобразовательные школы берут курс на практические выездные занятия, например, на производства или IT-компании, сшивая обучение с реальной жизнью. При таких условиях учителя смогут становиться экспертами в своем предмете и на рынке образования и работать как наставники, сопровождающие ученика в его траектории обучения, предлагающие ему профориентацию и психологическую поддержку для смены образовательного трека в случае ошибки.

На что делать ставку в образовании

Образование борется за внимание с кино и ТВ, компьютерными играми и соцсетями. Раньше считалось, что люди остаются необразованными из-за недостатка доступа к информации. Но сейчас у нас безграничный доступ к любым знаниям, а в топе рейтингов все равно трэш-контент и «упоротые» блогеры. Поэтому я поощряю развитие технологий, которые позволяют осваивать знания быстрее и глубже в увлекательной форме: микролернинг, VR/AR, интерактивные системы…

А чему именно учить? Быть счастливыми — понимать, чего хочешь от жизни и как этого достичь, что нравится делать и в каких сферах. Ведь основная задача любого образования — помочь личности раскрыть потенциал и самореализоваться.

Что ждет нас в будущем

Обучение технологией прямого вкладывания знаний, как в трилогии «Матрица», когда шунт в мозг — и ты через 15 минут знаешь джиу-джитсу, не будет работать, даже если реализуется. Для жизни нам нужны не просто сами знания, а умение их использовать на практике. Поэтому нас ждет плавная, эволюционная интеграция учебных программ в реальную жизнь. Если раньше система пыталась поместить все знания в 15 лет учебы в школе и вузе, то сейчас необходимости в этом нет, «вся жизнь впереди» и «учиться никогда не поздно».

Действительно, базовые знания стоит давать в раннем возрасте, когда мозг наиболее пластичен, а затем обучение увести в сторону самостоятельных действий и практики с так необходимыми знаниями в области IT, soft skills и управления проектами. Кстати, встречный тренд уже появился. Корпорации запускают в рынок собственные образовательные программы и даже открывают университеты.

Что касается EdTech. Все технологии, которые можно применить в образовании, будут использоваться. Образовательные метавселенные, микролернинг, ИИ, геймификация и другие инновации позволяют внедрять в обучение триггеры восприятия и тем самым делать запоминание знаний и их использование более продуктивным. Стремительное развитие и требования к «цифровым» навыкам — сначала был Excel, потом программирование, а в ближайшее время, возможно, и промты для ChatGPT, и применение технологий непосредственно в процессе обучения — приведут к трансформации самого института формального образования. Возможно, школ, СПО, вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет. Будет некий трек развития, который можно менять, результаты фиксировать, а опыт подтверждать.

Мне кажется, что должна еще поменяться и воспитательная функция образования. Не умаляю величия классической литературы, но у нынешнего поколения должны быть свои герои, примеры, к которым хочется стремиться, — ученые, предприниматели, разработчики, даже менеджеры успешных корпораций.

Фото: Андрей Любимов для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека» Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека»

Минувший год имеет шансы войти в историю как время взрывного роста нейросетей

РБК
ЦБ предупреждает ЦБ предупреждает

Частные инвесторы становятся активнее, но чаще пытаются манипулировать рынком

Монокль
Александр Крайнов: «Нейросеть не заменит людей в общении, размышлении и умении договариваться» Александр Крайнов: «Нейросеть не заменит людей в общении, размышлении и умении договариваться»

Как нейросети повлияют на профессии и когда они станут привычным инструментом

РБК
Курьера-инвалида уволили после жалобы клиентки: почему люди так боятся тех, кто на них не похож Курьера-инвалида уволили после жалобы клиентки: почему люди так боятся тех, кто на них не похож

Почему иногда мы так сильно хотим избавиться от тех, кто не похож на нас?

Psychologies
Евгений Колбин: «Мы построили бизнес-процессы вокруг клиента» Евгений Колбин: «Мы построили бизнес-процессы вокруг клиента»

Евгений Колбин рассказал о том, как развиваются облака в России

РБК
«Коты полезны для здоровья?»: как работает фелинотерапия «Коты полезны для здоровья?»: как работает фелинотерапия

Как повседневное общение с кошками приводит к исцелению тела и души?

Psychologies
Измениться и выиграть Измениться и выиграть

Мир меняется — какие стратегии выбрать, а что лучше оставить в прошлом?

Psychologies
5 фильмов о материнской любви 5 фильмов о материнской любви

Нет на свете большей силы, чем сила материнской любви

Psychologies
Классика для молодёжи Классика для молодёжи

Комфортный современный интерьер на классической основе для молодых людей

SALON-Interior
Сколько волков человеку надо Сколько волков человеку надо

Волк — прекрасный приспособленец и космополит

Наука
Замедление Европы Замедление Европы

Как страны Старого Света растеряли свои экономические преимущества

Деньги
Кино Кино

Маршал советской комедии: путь Леонида Гайдая к эталону юмористического фильма

Правила жизни
Жизнь других Жизнь других

Почему мы невольно начинаем подстраиваться и как найти «настоящего себя»?

Grazia
4 совета, которые помогут вам пережить семейный ужин 4 совета, которые помогут вам пережить семейный ужин

Немного подготовки, и вам будут не страшны даже самые токсичные члены семьи!

Psychologies
Федор Елютин: гвоздь программы Федор Елютин: гвоздь программы

История-терпение от человека, который уверен, что умеет видеть мир со стороны

Maxim
Это что такое? Это что такое?

5 причин, почему мужчины дарят не те подарки

Лиза
Федерико Арнальди: «Я не могу без любви» Федерико Арнальди: «Я не могу без любви»

Федерико Арнальди – о вкусной еде, русских девушках и любви

Добрые советы
Российская память о Первой мировой войне: от раскола к консенсусу? Российская память о Первой мировой войне: от раскола к консенсусу?

Долгие десятилетия память о Первой мировой войне была на задворках истории

Знание – сила
На ошибках учатся: что случилось с первым в мире реактивным самолетом «Комета» с квадратными окнами На ошибках учатся: что случилось с первым в мире реактивным самолетом «Комета» с квадратными окнами

Почему иллюминаторы самолетов имеют округлую форму

ТехИнсайдер
По центру. Что такое центральная точка в интерьере и как ее создать По центру. Что такое центральная точка в интерьере и как ее создать

Центральная точка – элемент интерьера, в первую очередь притягивающий взгляд

Лиза
Почему не стоит судить о размере смартфона по диагонали его экрана Почему не стоит судить о размере смартфона по диагонали его экрана

Диагональ экрана смартфона ничего не говорит о его реальных размерах

CHIP
Когда проснется искусственный интеллект Когда проснется искусственный интеллект

Приведет ли создание «разумной» машины к радикальному изменению миропорядка

Монокль
Дайте лыжню! Дайте лыжню!

История российского биатлона

Men Today
Умный дом: как российские технологии преображают жилище Умный дом: как российские технологии преображают жилище

Чем хороши умные дома по-русски

ФедералПресс
Бывшие единороги Бывшие единороги

Компании шеринговой экономики столкнулись с серьезными трудностями

Монокль
9 манипуляций, которые используют токсичные родители: как защититься 9 манипуляций, которые используют токсичные родители: как защититься

Бойкот, газлайтинг, двойные послания: как ведут себя токсичные родители

Psychologies
Аппаратное будущее: как искусственный интеллект меняет индустрию косметологии Аппаратное будущее: как искусственный интеллект меняет индустрию косметологии

Как выглядит косметология будущего?

Forbes
Игорь Миркурбанов: «Любое пение должно быть актерским» Игорь Миркурбанов: «Любое пение должно быть актерским»

Игорь Миркурбанов о своем новом спектакле-концерте и песнях Сергея Наговицына

Монокль
Чем заменить куриные яйца в разных блюдах? Чем заменить куриные яйца в разных блюдах?

Если дома нет куриных яиц — это не повод отказываться от выпечки или сырников

Maxim
Роковая пощечина Берии: почему советская актриса Евгения Гаркуша ушла из жизни в 33 года Роковая пощечина Берии: почему советская актриса Евгения Гаркуша ушла из жизни в 33 года

Смерть актрисы Евгении Гаркуши загадочна

VOICE
Открыть в приложении