Как инновационный принцип готовит потребителя к понятному ему будущему

РБКHi-Tech

На языке MAYA

Как инновационный принцип готовит потребителя к понятному ему будущему

Автор: Андрей Абрамов

Ключ к будущему — баланс между футуризмом и настоящим. Это основа принципа разработки инноваций MAYA, придуманного в 1960-х, но актуального до сих пор. Разбираемся, как принцип MAYA помогает строить карьеру и создавать инновационные продукты.

Принцип MAYA

MAYA — это аббревиатура принципа Most Advanced Yet Acceptable (самый продвинутый, но еще приемлемый). Согласно этому принципу, новое не должно быть более совершенно, чем то, что потребитель сможет понять и принять.

Принцип MAYA придумал французский дизайнер Раймонд Лоуи в середине ХХ века. Лоуи считал, что люди не покупают то, что не понимают и не любят. Чтобы продать новый продукт, нужно заложить в него качества хорошо знакомого старого. Создавая свои продукты, Лоуи стремился соблюдать баланс между уже известным и инновационным.

Раймонд Лоуи: «Взрослые не всегда принимают новое, если это удовлетворяет их потребности, но слишком сильно отличается от привычной нормы».

Раймонда Лоуи считают отцом промышленного дизайна. Он разрабатывал дизайн автомобилей, холодильников, локомотивов с учетом потребностей покупателя, постепенно расширяя границы дизайна и технологий за пределы ожидания. Это он придумал дизайн бутылки Coca-Cola и логотипы Air Force One, Shell Oil и почтовой службы США.

Ранний iPod — наглядный пример использования MAYA. Apple меняла дизайн продукта по мере того, как iPod становился привычной вещью в обиходе пользователя. Дизайнеры гаджета постепенно убирали лишние кнопки, создавали оригинальный интерфейс и форму, использовали новые материалы. Так, технологию мультитач придумали в конце 1960-х, а в 1980-х уже активно разрабатывали по всему миру. Мультитач — способ управления устройством с использованием сразу нескольких пальцев. Apple могла добавить сенсорный экран в первый iPod уже в 2001 году, но реализовала технологию в первом iPhone в 2007 году. Шесть лет компания постепенно готовила пользователя к новой технологии, поэтому он ее и принял.

Почему принцип работает

Принцип MAYA относится не только к дизайну. Это основа того, как люди осваивают новые навыки и принимают идеи. Датский философ Сёрен Кьеркегор считал, что сначала нужно определить, что человек уже умеет и чему готов учиться.

Если не узнать текущий уровень развития навыков, освоить новые не получится. Например, нельзя научить ребенка писать слово «просветительский», если он не знает алфавит и не понимает букв. Поэтому первым делом нужно выяснить, что будет приемлемым для учащегося или пользователя.

Чтобы определить набор навыков, которые ребенок еще не освоил, но которым может научиться, советский психолог Лев Выготский разработал термин «зона ближайшего развития» (ЗБР). Выготский утверждал, что сначала ребенок следует примеру взрослого. Со временем развивает умения и навыки, чтобы решать задачи без посторонней помощи. То, что ребенок делал под руководством взрослых, становится его собственным достоянием.

Лев Выготский: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся еще в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает».

Согласно Выготскому, развитие следует за обучением. То есть, поощряя опыт ребенка в зоне ближайшего развития, мы продвигаем его индивидуальное обучение. Здесь важно обратить внимание на верхний и нижний пределы зоны ближайшего развития.

  • НИЖНИЙ ПРЕДЕЛ ЗБР РЕБЕНКА — максимальный уровень навыков, которые ребенок может приобрести самостоятельно. Это фактический уровень развития.
  • ВЕРХНИЙ ПРЕДЕЛ ЗБР РЕБЕНКА — максимальный уровень навыков, который ребенок может последовательно развить с помощью преподавателя. При этом нельзя научить ребенка сложным словам сразу после изучения букв.

То же самое с пользователем. Понимая зону ближайшего развития человека, можно предложить ему подходящий продукт.

  • НИЖНИЙ ПРЕДЕЛ ЗБР ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ — то, что он легко может освоить самостоятельно, без помощи руководства или преподавателя. Это небольшие изменения в текущем продукте или новый продукт, но похожий на уже существующие.
  • ВЕРХНИЙ ПРЕДЕЛ ЗБР ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ — то, чему он может научиться с помощью инструкции или наставника. Это совершенно новый продукт. Чтобы пользоваться им, нужно прочитать руководство или посмотреть видеоинструкцию.

Чаще всего люди не будут тратить время и деньги, чтобы разобраться в новом продукте, если смогут найти более простой с похожими функциями. Поэтому, если вы хотите, чтобы вашим продуктом пользовались без инструкций, учитывайте при разработке нижний предел ЗБР по принципу MAYA.

Работа MAYA в жизни

Чтобы продать что-то знакомое, сделайте это удивительным. Чтобы продать что-то удивительное, сделайте это знакомым. Баланс знакомого и инновационного присутствует во всех сферах нашей жизни. Именно поэтому так хорошо работают плейлисты музыкальных сервисов. Они знакомят нас с новой музыкой, но по большей части состоят из любимых композиций.

Треки Let It Be, Don't Stop Believin’, Can You Feel The Love Tonight и No Woman, No Cry состоят из одной и той же последовательности аккордов, но звучат по-разному. В этих песнях много новаторства, но это новшество с ограничениями.

Инновации — это не нестандартное мышление, а переосмысление рамок.

Принцип MAYA работает и в коммуникации. В 2014 году дизайнеры компании Marks & Spencer провели редизайн сайта, но с треском провалились. Сайт работал на новой платформе, поэтому все сохраненные данные пользователей пропали. Людям пришлось регистрироваться снова. При этом для тех, кто привык к старому дизайну, изменения были слишком кардинальными — они заново учились пользоваться сайтом. Из-за нового дизайна акции компании подешевели, а продажи упали на 8%.

Чтобы не допускать таких ошибок, крупные компании исследуют пользовательские привычки, предлагают инновации частями и только потом вводят обновления. Психологический феномен «эффекта простого действия» доказывает, что люди предпочитают знакомые вещи, просто потому что с ними знакомы.

В профессии и личной жизни принцип помогает постепенно меняться в глазах других людей. Например, избавиться от ярлыка «молчаливый работник» или привлечь к себе внимание руководства. Если раньше вы всегда отмалчивались, а теперь «проталкиваете свои идеи на каждой планерке» и подлавливаете коллег у кулера, вряд ли они хорошо отреагируют на такие изменения. А вот постепенные изменения примут за естественное развитие. При этом вам будет легче придерживаться новых привычек в долгосрочной перспективе.

Пять правил принципа MAYA

Секрет популярности продукта среди массовой аудитории в поиске баланса — добавить немного опасности, но при этом сохранить чувство безопасности. Вот как найти баланс между инновационным и привычным.

Лоуи предлагает разрабатывать продукты будущего, опираясь на текущие потребности пользователей. Чтобы люди пользовались вашими продуктами, спешить не следует. Предоставьте потребителю инновационный продукт, но не более сложный, чем тот, который он может понять и принять.

1. Вводите инновации постепенно. Так сделали дизайнеры Apple, когда разрабатывали первый iPod. Не делайте слишком много серьезных изменений разом, чтобы не потерять доверие человека.

2. Опирайтесь на нижний порог зоны ближайшего развития. Изучите текущие навыки пользователя. Представьте, как изменится его жизнь с несколькими нововведениями.

3. Используйте знакомые шаблоны и паттерны. Так пользователю будет удобнее ориентироваться в новом. Apple постепенно меняла дизайн iPod в сторону будущего смартфона, что помогло выпустить совершенно другой продукт — iPhone.

4. Добавьте инструкции, если ваш продукт слишком сложный. Не бросайте пользователя один на один с новым. Напишите инструкции, гайды, руководства, помогите человеку разобраться с непонятным быстро и удобно.

5. Изучайте реакцию разных людей на одни и те же слова. Люди по-разному интерпретируют ваше сообщение. Проверьте, насколько вас понимает аудитория: что вы имеете в виду, что хотите получить, что предлагаете.

Фото: Peter Stackpole / The LIFE Picture Collection via Getty Image; Apple; M&S

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Неизбежный крах Неизбежный крах

Почему автопром не переживет массового распространения электромобилей

Forbes
Чистка зубов и ходьба: 10 неожиданных вещей, которые могут вызвать оргазм Чистка зубов и ходьба: 10 неожиданных вещей, которые могут вызвать оргазм

Знаешь ли ты, что можно испытать удовольствие от вещей, не связанных с сексом?

Cosmopolitan
Константин Фрумкин: «Цифровые валюты приведут к краху коммерческих банков» Константин Фрумкин: «Цифровые валюты приведут к краху коммерческих банков»

Футуролог Константин Фрумкин – об эволюции традиционных финансовых институтов

РБК
Выжили бы ты и твои близкие на «Титанике»? Проверь! Выжили бы ты и твои близкие на «Титанике»? Проверь!

Что стало бы с тобой и твоими близкими, окажись вы в ту ночь на борту Титаника

Cosmopolitan
Шахзад Ансари: «У подрывных инноваций есть и темная сторона» Шахзад Ансари: «У подрывных инноваций есть и темная сторона»

Беседа с ведущим экспертом по внедрению инноваций Шахзадом Ансари

РБК
Девять мужей и 99 лет: удивительная история актрисы Жа Жа Габор Девять мужей и 99 лет: удивительная история актрисы Жа Жа Габор

Актриса Жа Жа Габор вошла в историю не только благодаря кино

Cosmopolitan
«Дорожная карта» стремительного развития «Дорожная карта» стремительного развития

Что такое подрывные технологии и чего от них ждать

РБК
Карта: вторая самая распространенная национальность в странах Европы Карта: вторая самая распространенная национальность в странах Европы

Сейчас ты узнаешь, в какую страну больше всего понаехало любопытных народов

Maxim
Евгений Лапшин: Три горизонта инноваций: как не проспать технологическую революцию Евгений Лапшин: Три горизонта инноваций: как не проспать технологическую революцию

Как не примкнуть к отстающим во время очередного прорыва?

РБК
Дарья Повереннова: «Нам удалось уйти от тоскливой свадебной классики» Дарья Повереннова: «Нам удалось уйти от тоскливой свадебной классики»

Актриса Дарья Повереннова всегда мечтала встретить настоящего мужчину

Караван историй
Франчайзи отвечают сиюминутным запросам потребителей Франчайзи отвечают сиюминутным запросам потребителей

Пандемия стала драйвером роста для отдельных сегментов рынка франчайзинга

РБК
«Мне теперь никто не звонит» «Мне теперь никто не звонит»

Советская власть очень жёстко боролась со всяким инакомыслием

Дилетант
Том Круз Том Круз

Разбираем на запчасти Тома Круза

Maxim
Деревянные выборы Деревянные выборы

Самые интересные деревья мира

Вокруг света
Бытовая магия: какие ароматы привлекают деньги, здоровье и любовь Бытовая магия: какие ароматы привлекают деньги, здоровье и любовь

Ароматы могут помочь тебе получить как что-то отдельное, так всё и сразу

Cosmopolitan
Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику

Архитектура Баухауса и три этапа развития утопии

Weekend
Истребитель дронов Истребитель дронов

За разведывательными дронами начнут охотиться беспилотные истребители

Популярная механика
Иммигрантка из России прожила в американской церкви три года из-за угрозы депортации. За это время она открыла успешный бизнес по лепке вареников Иммигрантка из России прожила в американской церкви три года из-за угрозы депортации. За это время она открыла успешный бизнес по лепке вареников

Ирида живет в США около 20 лет, но продолжает бороться за свой статус в стране

Esquire
Миллионер и официантка: клише из ромкомов, которые портят нам жизнь Миллионер и официантка: клише из ромкомов, которые портят нам жизнь

Из-за всех этих розовых мечт портим свою настоящую, вполне реальную жизнь

Cosmopolitan
Nitto Trail Grappler M/T. На дороге и в грязи Nitto Trail Grappler M/T. На дороге и в грязи

Обзор резины Nitto Trail Grappler M/T

4x4 Club
Лингвисты описали манипулятивные способности эвфемизмов и дисфемизмов Лингвисты описали манипулятивные способности эвфемизмов и дисфемизмов

Используя эвфемизмы или дисфемизмы можно влиять на отношение людей к словам

N+1
Композитор Кирилл Рихтер: «На мой взгляд, нескромно называть себя избранным» Композитор Кирилл Рихтер: «На мой взгляд, нескромно называть себя избранным»

Кирилл Рихтер — 31-летний пианист и композитор со своим оригинальным звучанием

Cosmopolitan
Тайные едаголики: о чем говорят наши пристрастия в еде Тайные едаголики: о чем говорят наши пристрастия в еде

Откуда у нас пристрастие к определенным продуктам

Psychologies
Вращательная сейсмология: от вычислений и рассуждений к измерениям и пониманию Вращательная сейсмология: от вычислений и рассуждений к измерениям и пониманию

Углублённое исследование вращательных движений сейсмической природы

Наука и жизнь
От наивной девочки до знойной дивы в мини: как преображалась Ани Лорак От наивной девочки до знойной дивы в мини: как преображалась Ани Лорак

Ани Лорак начала покорять шоу-бизнес еще в детстве

Cosmopolitan
Глэмпинг, фрирайд и гастротуризм. Какой формат отдыха популярен сегодня среди предпринимателей Глэмпинг, фрирайд и гастротуризм. Какой формат отдыха популярен сегодня среди предпринимателей

О трендах, наметившихся в туризме и отдыхе среди предпринимателей

СНОБ
Мир гармонии Мир гармонии

Эксперт: как вернуть дому природный колорит

Добрые советы
С VHS-кассет на Netflix: зачем стриминговые сервисы закупают аниме и создают собственные тайтлы С VHS-кассет на Netflix: зачем стриминговые сервисы закупают аниме и создают собственные тайтлы

Сегодня главным оружием Netflix и конкурентов стало японское аниме

Forbes
35 лет аварии на Чернобыльской АЭС. Как катастрофа на атомной станции отражена в поп-культуре — кино, сериалах и играх 35 лет аварии на Чернобыльской АЭС. Как катастрофа на атомной станции отражена в поп-культуре — кино, сериалах и играх

Список произведений о чернобыльской трагедии

Esquire
Малярия: симптомы, возбудители, лечение, советы врача Малярия: симптомы, возбудители, лечение, советы врача

Рассказываем, что нужно знать о малярии

РБК
Открыть в приложении