Как инновационный принцип готовит потребителя к понятному ему будущему

РБКHi-Tech

На языке MAYA

Как инновационный принцип готовит потребителя к понятному ему будущему

Автор: Андрей Абрамов

Ключ к будущему — баланс между футуризмом и настоящим. Это основа принципа разработки инноваций MAYA, придуманного в 1960-х, но актуального до сих пор. Разбираемся, как принцип MAYA помогает строить карьеру и создавать инновационные продукты.

Принцип MAYA

MAYA — это аббревиатура принципа Most Advanced Yet Acceptable (самый продвинутый, но еще приемлемый). Согласно этому принципу, новое не должно быть более совершенно, чем то, что потребитель сможет понять и принять.

Принцип MAYA придумал французский дизайнер Раймонд Лоуи в середине ХХ века. Лоуи считал, что люди не покупают то, что не понимают и не любят. Чтобы продать новый продукт, нужно заложить в него качества хорошо знакомого старого. Создавая свои продукты, Лоуи стремился соблюдать баланс между уже известным и инновационным.

Раймонд Лоуи: «Взрослые не всегда принимают новое, если это удовлетворяет их потребности, но слишком сильно отличается от привычной нормы».

Раймонда Лоуи считают отцом промышленного дизайна. Он разрабатывал дизайн автомобилей, холодильников, локомотивов с учетом потребностей покупателя, постепенно расширяя границы дизайна и технологий за пределы ожидания. Это он придумал дизайн бутылки Coca-Cola и логотипы Air Force One, Shell Oil и почтовой службы США.

Ранний iPod — наглядный пример использования MAYA. Apple меняла дизайн продукта по мере того, как iPod становился привычной вещью в обиходе пользователя. Дизайнеры гаджета постепенно убирали лишние кнопки, создавали оригинальный интерфейс и форму, использовали новые материалы. Так, технологию мультитач придумали в конце 1960-х, а в 1980-х уже активно разрабатывали по всему миру. Мультитач — способ управления устройством с использованием сразу нескольких пальцев. Apple могла добавить сенсорный экран в первый iPod уже в 2001 году, но реализовала технологию в первом iPhone в 2007 году. Шесть лет компания постепенно готовила пользователя к новой технологии, поэтому он ее и принял.

Почему принцип работает

Принцип MAYA относится не только к дизайну. Это основа того, как люди осваивают новые навыки и принимают идеи. Датский философ Сёрен Кьеркегор считал, что сначала нужно определить, что человек уже умеет и чему готов учиться.

Если не узнать текущий уровень развития навыков, освоить новые не получится. Например, нельзя научить ребенка писать слово «просветительский», если он не знает алфавит и не понимает букв. Поэтому первым делом нужно выяснить, что будет приемлемым для учащегося или пользователя.

Чтобы определить набор навыков, которые ребенок еще не освоил, но которым может научиться, советский психолог Лев Выготский разработал термин «зона ближайшего развития» (ЗБР). Выготский утверждал, что сначала ребенок следует примеру взрослого. Со временем развивает умения и навыки, чтобы решать задачи без посторонней помощи. То, что ребенок делал под руководством взрослых, становится его собственным достоянием.

Лев Выготский: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся еще в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает».

Согласно Выготскому, развитие следует за обучением. То есть, поощряя опыт ребенка в зоне ближайшего развития, мы продвигаем его индивидуальное обучение. Здесь важно обратить внимание на верхний и нижний пределы зоны ближайшего развития.

  • НИЖНИЙ ПРЕДЕЛ ЗБР РЕБЕНКА — максимальный уровень навыков, которые ребенок может приобрести самостоятельно. Это фактический уровень развития.
  • ВЕРХНИЙ ПРЕДЕЛ ЗБР РЕБЕНКА — максимальный уровень навыков, который ребенок может последовательно развить с помощью преподавателя. При этом нельзя научить ребенка сложным словам сразу после изучения букв.

То же самое с пользователем. Понимая зону ближайшего развития человека, можно предложить ему подходящий продукт.

  • НИЖНИЙ ПРЕДЕЛ ЗБР ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ — то, что он легко может освоить самостоятельно, без помощи руководства или преподавателя. Это небольшие изменения в текущем продукте или новый продукт, но похожий на уже существующие.
  • ВЕРХНИЙ ПРЕДЕЛ ЗБР ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ — то, чему он может научиться с помощью инструкции или наставника. Это совершенно новый продукт. Чтобы пользоваться им, нужно прочитать руководство или посмотреть видеоинструкцию.

Чаще всего люди не будут тратить время и деньги, чтобы разобраться в новом продукте, если смогут найти более простой с похожими функциями. Поэтому, если вы хотите, чтобы вашим продуктом пользовались без инструкций, учитывайте при разработке нижний предел ЗБР по принципу MAYA.

Работа MAYA в жизни

Чтобы продать что-то знакомое, сделайте это удивительным. Чтобы продать что-то удивительное, сделайте это знакомым. Баланс знакомого и инновационного присутствует во всех сферах нашей жизни. Именно поэтому так хорошо работают плейлисты музыкальных сервисов. Они знакомят нас с новой музыкой, но по большей части состоят из любимых композиций.

Треки Let It Be, Don't Stop Believin’, Can You Feel The Love Tonight и No Woman, No Cry состоят из одной и той же последовательности аккордов, но звучат по-разному. В этих песнях много новаторства, но это новшество с ограничениями.

Инновации — это не нестандартное мышление, а переосмысление рамок.

Принцип MAYA работает и в коммуникации. В 2014 году дизайнеры компании Marks & Spencer провели редизайн сайта, но с треском провалились. Сайт работал на новой платформе, поэтому все сохраненные данные пользователей пропали. Людям пришлось регистрироваться снова. При этом для тех, кто привык к старому дизайну, изменения были слишком кардинальными — они заново учились пользоваться сайтом. Из-за нового дизайна акции компании подешевели, а продажи упали на 8%.

Чтобы не допускать таких ошибок, крупные компании исследуют пользовательские привычки, предлагают инновации частями и только потом вводят обновления. Психологический феномен «эффекта простого действия» доказывает, что люди предпочитают знакомые вещи, просто потому что с ними знакомы.

В профессии и личной жизни принцип помогает постепенно меняться в глазах других людей. Например, избавиться от ярлыка «молчаливый работник» или привлечь к себе внимание руководства. Если раньше вы всегда отмалчивались, а теперь «проталкиваете свои идеи на каждой планерке» и подлавливаете коллег у кулера, вряд ли они хорошо отреагируют на такие изменения. А вот постепенные изменения примут за естественное развитие. При этом вам будет легче придерживаться новых привычек в долгосрочной перспективе.

Пять правил принципа MAYA

Секрет популярности продукта среди массовой аудитории в поиске баланса — добавить немного опасности, но при этом сохранить чувство безопасности. Вот как найти баланс между инновационным и привычным.

Лоуи предлагает разрабатывать продукты будущего, опираясь на текущие потребности пользователей. Чтобы люди пользовались вашими продуктами, спешить не следует. Предоставьте потребителю инновационный продукт, но не более сложный, чем тот, который он может понять и принять.

1. Вводите инновации постепенно. Так сделали дизайнеры Apple, когда разрабатывали первый iPod. Не делайте слишком много серьезных изменений разом, чтобы не потерять доверие человека.

2. Опирайтесь на нижний порог зоны ближайшего развития. Изучите текущие навыки пользователя. Представьте, как изменится его жизнь с несколькими нововведениями.

3. Используйте знакомые шаблоны и паттерны. Так пользователю будет удобнее ориентироваться в новом. Apple постепенно меняла дизайн iPod в сторону будущего смартфона, что помогло выпустить совершенно другой продукт — iPhone.

4. Добавьте инструкции, если ваш продукт слишком сложный. Не бросайте пользователя один на один с новым. Напишите инструкции, гайды, руководства, помогите человеку разобраться с непонятным быстро и удобно.

5. Изучайте реакцию разных людей на одни и те же слова. Люди по-разному интерпретируют ваше сообщение. Проверьте, насколько вас понимает аудитория: что вы имеете в виду, что хотите получить, что предлагаете.

Фото: Peter Stackpole / The LIFE Picture Collection via Getty Image; Apple; M&S

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Е-коммерческий банк Е-коммерческий банк

Лев Хасис строит партнерства ради торговых и платежных сервисов «Сбера»

Forbes
Удлиняй ноги, вытягивай шею — 7 приемов стилистов, которые ты должна освоить Удлиняй ноги, вытягивай шею — 7 приемов стилистов, которые ты должна освоить

Эти советы от стилистов помогут всегда отлично выглядеть

Cosmopolitan
Коробка без рака Коробка без рака

Стартап молодого ученого из Москвы получил гранты на диагностику онкологии

Forbes
«Ты ведешь себя как ребенок»: кто такие кидалты «Ты ведешь себя как ребенок»: кто такие кидалты

Почему среди кидалтов так мало женщин?

Psychologies
Максим Михеенко: «Россия будет оазисом игровой индустрии» Максим Михеенко: «Россия будет оазисом игровой индустрии»

Что ждет стремительно развивающуюся игровую индустрию в ближайшие годы?

РБК
7 лучших сборников современных переводных рассказов — от авторов, которые вас не разочаруют 7 лучших сборников современных переводных рассказов — от авторов, которые вас не разочаруют

Екатерина Баева собрала список большой литературы в малых формах

Esquire
«Дорожная карта» стремительного развития «Дорожная карта» стремительного развития

Что такое подрывные технологии и чего от них ждать

РБК
Эпидемия «вампиризма» в начале XIX века в США: что это было? Эпидемия «вампиризма» в начале XIX века в США: что это было?

Двести лет назад Род-Айленд считался вампирской столицей Америки

Maxim
Евгений Лапшин: Три горизонта инноваций: как не проспать технологическую революцию Евгений Лапшин: Три горизонта инноваций: как не проспать технологическую революцию

Как не примкнуть к отстающим во время очередного прорыва?

РБК
Древнейшую британскую солеварню соорудили неолитические переселенцы с континента Древнейшую британскую солеварню соорудили неолитические переселенцы с континента

Соляной промысел в Северном Йоркшире возник в начале IV тысячелетия до нашей эры

N+1
Клио на баррикадах Клио на баррикадах

Дискуссию о преподавании истории продолжает Леонид Кацва

Дилетант
Обзор умных часов ZTE Watch Live: бюджетные долгожители Обзор умных часов ZTE Watch Live: бюджетные долгожители

Новые смарт-часы ZTE Watch Live подойдут тем, кто ограничен в бюджете

CHIP
Эрудиция против поисковиков Эрудиция против поисковиков

Зачем много знать и помнить в эпоху интернета

РБК
«Живу с абьюзером, который употребляет наркотики, и не могу уйти» «Живу с абьюзером, который употребляет наркотики, и не могу уйти»

Я была виновата даже в том, что на меня кто-то из мужчин смотрит

Psychologies
Потеплело! Как одеваться сейчас, чтобы быть самой модной, — 9 советов для тебя Потеплело! Как одеваться сейчас, чтобы быть самой модной, — 9 советов для тебя

Как одеться в теплую погоду, чтобы выглядеть на все сто?

Cosmopolitan
Астрономы отыскали кандидата в самую близкую к Земле черную дыру Астрономы отыскали кандидата в самую близкую к Земле черную дыру

Астрономы открыли одну из самых маломассивных черных дыр

N+1
«Корея — это не Ким Чен Ын»: как северокорейская беженка Джихён Пак стала британским политиком «Корея — это не Ким Чен Ын»: как северокорейская беженка Джихён Пак стала британским политиком

Джихён Пак бежала из Северной Кореи. Сейчас она начинающий британский политик

Forbes
Медики впервые зафиксировали возникновение тройного пениса у человека Медики впервые зафиксировали возникновение тройного пениса у человека

Врачи впервые задокументировали у человека случай трифаллии

N+1
Влюбленность и любовь: в чем отличие между этими чувствами Влюбленность и любовь: в чем отличие между этими чувствами

Определение влюбленности и любви и разница между этими двумя чувствами

Playboy
С силиконом и без: звезды, которые избавились от грудных имплантов С силиконом и без: звезды, которые избавились от грудных имплантов

Неужели эра силикона, захватившая нас в 90-х, вот-вот канет в Лету?

Cosmopolitan
«Такой выставки еще не было»: зачем в питерском «Манеже» собрали скульптуры, которые скрывали 200 лет «Такой выставки еще не было»: зачем в питерском «Манеже» собрали скульптуры, которые скрывали 200 лет

Почему питерском «Манеж» ориентируется на аудиторию и ищет с ней диалога?

Forbes
Контроль, переработки и секретность: сотрудники рассказали о жёсткой атмосфере в стартапе CloudKitchens Трэвиса Каланика Контроль, переработки и секретность: сотрудники рассказали о жёсткой атмосфере в стартапе CloudKitchens Трэвиса Каланика

Переработки, непрозрачность и нездоровая атмосфера в коллективе CloudKitchens

VC.RU
Сохраняйте самообладание в семейных бурях: 9 способов успокоиться Сохраняйте самообладание в семейных бурях: 9 способов успокоиться

Как вернуть себе спокойствие и не срываться на домашних?

Psychologies
Nitto Trail Grappler M/T. На дороге и в грязи Nitto Trail Grappler M/T. На дороге и в грязи

Обзор резины Nitto Trail Grappler M/T

4x4 Club
Что случилось с Zaycev.Net: история популярного музыкального сайта 2000-х, который теперь спасается от блокировок Что случилось с Zaycev.Net: история популярного музыкального сайта 2000-х, который теперь спасается от блокировок

Zaycev.Net. Как попытки работать легально закончились закрытием главной фишки

VC.RU
Роман Курцын: «Надо любить профессию и дорожить ею...» Роман Курцын: «Надо любить профессию и дорожить ею...»

Роман Курцын рассказал о съёмках романтической комедии «Любовь и монстры»

Cosmopolitan
Артем Карасев: «Романтика нас обогащает» Артем Карасев: «Романтика нас обогащает»

В новой мелодраме «Красота небесная» Артему Карасеву досталась роль пилота

Лиза
Почему «Хаббл» видит Плутон, но не видит «Аполлон»? Почему «Хаббл» видит Плутон, но не видит «Аполлон»?

Что именно видит телескоп Hubble?

Популярная механика
Черный фосфор может стать идеальным средством борьбы с бактериями, устойчивыми к любым антибиотикам Черный фосфор может стать идеальным средством борьбы с бактериями, устойчивыми к любым антибиотикам

Покрытие, которое быстро убивает микробы. Черный фосфор против бактерий

Популярная механика
Заработала на квартиру, копирует даже духи: как живут двойники Кейт Миддлтон Заработала на квартиру, копирует даже духи: как живут двойники Кейт Миддлтон

Как живут самые популярные двойники Кейт Миддлтон

Cosmopolitan
Открыть в приложении