Олег Логвинов — о перспективах производства культивируемых грибов в России

РБКРепортаж

«Меняется темп жизни — не каждый пойдет в лес за грибами»

О перспективах производства культивируемых грибов в России РБК+ рассказал учредитель ООО «Грибная радуга» Олег Логвинов.

Последние несколько лет рынок свежих культивируемых грибов стремительно рос. Что влияло на рынок, какую долю сегодня занимают российские производители?

До 2014 года рынок культивируемых шампиньонов в России на 90% был импортным — преобладали европейские производители. Внутреннее производство составляло 10%. Хотя в целом потребление росло, 75 тыс. т свежих шампиньонов съели россияне в 2013 году — это был пик по объемам потребления. После введения в 2014 году санкций и девальвации рубля цена на гриб выросла почти в три раза, потребление упало до 44 тыс. т. Это создало благоприятные условия для развития внутреннего производства.

2017 год стал переломным для рынка. Доля шампиньонов импортного производства сократилась до 22 тыс. т, а внутреннее, наоборот, выросло до тех же 22 тыс. т. Развитие новых высокотехнологичных предприятий позволило сократить дефицит и вывести потребление практически на докризисный уровень, а долю внутреннего производства — до 64%.

2018-й стал рекордным по объемам потребления культивируемых шампиньонов в России после кризиса, рынок вырос на 42% и достиг 63,7 тыс. т грибов. Но самое главное — импорт сохранился на прежнем уровне, тогда как собственное производство выросло в четыре раза по сравнению с докризисным периодом, превысив 40 тыс. т. По нашим прогнозам, в 2020–2021 годах российский рынок свежих грибов вырастет до 100–110 тыс. т с долей импортного гриба не более 7–8%. Наша отрасль — один из самых ярких примеров импортозамещения.

По объему производства ваша компания в числе крупнейших российских производителей. Как вы оцениваете конкуренцию, будет ли снижаться стоимость грибов?

Мы вышли на рынок в 2017 году и были одними из первых, кто зашел на рынок в начальной стадии. Мы понимали, что действовать нужно быстро и агрессивно, развиваться гораздо динамичнее потенциальных конкурентов и давать максимальное предложение продукта самого высокого качества.

В апреле 2017 года был запущен первый этап производства со среднемесячным объемом 350 т в месяц. В первый год запуска мы вошли в тройку лидеров. В 2018-м второй этап позволил увеличить объем производства до 750 т в месяц, или 6,6 тыс. т в год, и занять на рынке РФ долю 10%. Сегодня «Грибная радуга» с учетом запуска третьей очереди может дать рынку 1,5 тыс. т свежих шампиньонов в месяц, или 17 тыс. т в год, что вывело нас в лидеры отрасли и позволяет занять до 25% рынка.

Рынок культивируемых шампиньонов растет на 20–40% ежегодно. В России культура потребления культивируемых грибов только формируется. Для сравнения: в Европе на душу населения приходится от 2,5 до 4 кг культивируемых грибов в год. Россияне при этом едят больше дикорастущих грибов: по некоторым оценкам, средний россиянин потребляет до 4 кг грибов в год и только 10% культивируемых (до 0,5 кг на человека).

Однако меняется темп жизни — не каждый пойдет в лес за грибами. Технологии позволяют поставлять свежие грибы вне зависимости от сезона и под ответственность производителя, а развитие торговых сетей делает продукт доступным для большего числа потребителей. Если взять за основу потребление шампиньонов в близлежащей Украине — один килограмм на человека в год, то потенциал российского рынка — 140–150 тыс. т. Поэтому мы прогнозируем, что жесткая конкуренция, возможно со снижением цены, начнется с 2021 года, когда рынок пройдет период насыщения. Кроме того, польские производители приучили российского потребителя к качественному шампиньону — белому, плотному, тяжелому. Пока мало кто из российских производителей может дать такое качество продукции. Поэтому многие вынуждены конкурировать ценой, а не качеством. Но это не наш путь.

За два года объем вашей продукции вырос почти в четыре раза. Как вы выбрали эту нишу, у вас был опыт в агробизнесе?

Это специфический бизнес с большим количеством нюансов. Главное в нем — команда профессионалов. Наша команда за четыре года строительства и развития предприятия на Украине, в Донецке, получила колоссальный опыт. Изучив технологии основных европейских стран, в 2010 году мы запустили свое производство и постепенно выстроили всю технологическую цепочку. К 2013 году наше предприятие объемом 750 т грибов в месяц стало одним из крупнейших в Восточной Европе.

Мы видели перспективу российского рынка, его потенциал и открытость для новых производителей. В 2014 году порядка 60% наших шампиньонов экспортировалось в Россию. Предприятие в Донецке в связи с военными действиями сохранить не удалось. А введение в 2014 году продуктового эмбарго только утвердило желание развивать бизнес в России.

Четкое понимание производства от развития собственной сырьевой базы до систематизации и автоматизации всех процессов позволило нам стремительно вывести наше предприятие в лидеры по объемам производства шампиньонов в стране.

Насколько выращивание грибов — затратный бизнес, как удалось привлечь инвестиции?

Производство грибов привлекательно с точки зрения себестоимости и маржи: для производства не нужны десятки видов сырья. Основу производства составляют солома, куриный помет, энергоресурсы и рабочая сила. Мицелий — единственный импортный компонент — составляет лишь 2% себестоимости.

Самым затратным в грибном бизнесе является производство компоста. Выращивать гриб на покупном компосте вообще экономически невыгодно. Кроме того, это не позволяет контролировать качество продукта. Наш опыт в этом бизнесе показал необходимость выстраивания вертикально интегрированного предприятия.

Привлечь инвестиции в новый для рынка сегмент при практически нулевых собственных вложениях было очень непросто. Поиск будущих партнеров занял более двух лет и не был ограничен территорией России. Проект «Грибная радуга» реализован благодаря вхождению в него Александра Удодова, который поверил в наш уникальный стартап. Грибной бизнес для него был непрофильным, и вообще это его первый опыт в сельском хозяйстве. Он рискнул инвестировать в чистое поле. Это позволило начать строительство, и именно этот шаг привлек внимание других инвесторов. В январе 2017 года нам удалось привлечь средства Альфа-банка. Александр Евгеньевич — инвестор с уникальным чутьем, он поверил лично мне, в наш проект и в опыт команды. Наш тандем — пример доверительных партнерских отношений: каждый выполняет свои обязательства в полном объеме, и бизнес-план выполняется с опережением.

За два года объем инвестиций в производство составил 5,1 млрд руб. Мы выполняем инвестиционное соглашение, которое заключили с Курской областью: создано порядка тысячи рабочих мест, стоимость одного рабочего места на нашем предприятии составляет 5 млн руб., ВВП одного сотрудника в среднем — более 2,2 млн руб. в год. Это очень высокие показатели.

Есть ли интерес к расширению линейки продукции? Какую роль в этом играют предпочтения потребителей?

85% мирового рынка культивируемых грибов — шампиньоны. Остальные 15% — вешенка и экзотические грибы: эринги, шиитаке и т.п. Наша задача сегодня — наполнить рынок свежих шампиньонов.

При сроке годности нашего шампиньона 14 дней мы имеем возможность доставлять свежие грибы от Санкт-Петербурга до Иркутска. Максимальное плечо доставки составляет более 5 тыс. км, а динамика рынка показывает, что культивируемый гриб пользуется все большим спросом в разных регионах страны.

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Перестройка Горбачевой Перестройка Горбачевой

Ирина Горбачева получила «Золотого орла» и сыграла в фильме «Тренер»

Esquire
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
Объемный шоутех Объемный шоутех

Как новые технологии меняют индустрию развлечений

Forbes
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Новая роль университетов Новая роль университетов

Российские университеты становятся площадками для предпринимательства

Ведомости
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Искусное сплетение Искусное сплетение

Квартира с винтажными предметами быта из эпохи социалистического реализма

Идеи Вашего Дома
Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей

Тренер ПХК ЦСКА Игорь Никитин — о подготовке команды к сезону и личной жизни

Ведомости
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Почему мы используем «ушные палочки», хотя все знают, что это вредно и опасно Почему мы используем «ушные палочки», хотя все знают, что это вредно и опасно

Почему нам нравится использовать «ушные палочки»?

ТехИнсайдер
Редкоземельные планы Редкоземельные планы

Проекты по добыче редких металлов должны быть запущены в ближайшие пять лет

Ведомости
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Грибы Грибы

Полны белка и клетчатки: чем полезны грибы и как их готовить?

Здоровье
Гастрономия Гастрономия

Лучшие рестораны — новые и возрождённые

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Алексей Екс Алексей Екс

Алексей Екс: сценарист, участник Высшей лиги КВН

Правила жизни
Нарядный лаконизм Нарядный лаконизм

Автор проекта полностью переосмыслила пространство этой квартиры

Идеи Вашего Дома
Пережить тайфун, пандемию, санкции и заработать на гребешках: история одной морской фермы во Владивостоке Пережить тайфун, пандемию, санкции и заработать на гребешках: история одной морской фермы во Владивостоке

Как владелец морской фермы собрал все форс-мажоры и при этом сохранил бизнес?

Inc.
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Литературное путешествие: 5 книг, где действие разворачивается в необычных локациях Литературное путешествие: 5 книг, где действие разворачивается в необычных локациях

Литературный тур по экзотическим странам: от Османской империи до вечных льдов

ТехИнсайдер
Онлайн-школы повышают шансы на высокие баллы ЕГЭ: исследование Онлайн-школы повышают шансы на высокие баллы ЕГЭ: исследование

Зачем отдавать ребенка в онлайн-школу?

Inc.
Исследование: отличники остаются в найме, а в бизнес обычно идут бывшие троечники Исследование: отличники остаются в найме, а в бизнес обычно идут бывшие троечники

Как связаны оценки в школе и карьерный путь человека?

Inc.
Чертополох в золоте: как заработать на украшениях из листьев и растений Чертополох в золоте: как заработать на украшениях из листьев и растений

Как не просто сохранить, но и масштабировать хендмейд бизнес

Inc.
Пугающая ошибка на Windows: что такое синий экран смерти и как его исправить Пугающая ошибка на Windows: что такое синий экран смерти и как его исправить

Расшифровка кодов ошибок синего экрана Windows и способы их быстрого устранения

ТехИнсайдер
Мария Маркова Мария Маркова

Мария Маркова, актриса театра и кино, стендап-комик

Правила жизни
Открыть в приложении