Олег Логвинов — о перспективах производства культивируемых грибов в России

РБКРепортаж

«Меняется темп жизни — не каждый пойдет в лес за грибами»

О перспективах производства культивируемых грибов в России РБК+ рассказал учредитель ООО «Грибная радуга» Олег Логвинов.

Последние несколько лет рынок свежих культивируемых грибов стремительно рос. Что влияло на рынок, какую долю сегодня занимают российские производители?

До 2014 года рынок культивируемых шампиньонов в России на 90% был импортным — преобладали европейские производители. Внутреннее производство составляло 10%. Хотя в целом потребление росло, 75 тыс. т свежих шампиньонов съели россияне в 2013 году — это был пик по объемам потребления. После введения в 2014 году санкций и девальвации рубля цена на гриб выросла почти в три раза, потребление упало до 44 тыс. т. Это создало благоприятные условия для развития внутреннего производства.

2017 год стал переломным для рынка. Доля шампиньонов импортного производства сократилась до 22 тыс. т, а внутреннее, наоборот, выросло до тех же 22 тыс. т. Развитие новых высокотехнологичных предприятий позволило сократить дефицит и вывести потребление практически на докризисный уровень, а долю внутреннего производства — до 64%.

2018-й стал рекордным по объемам потребления культивируемых шампиньонов в России после кризиса, рынок вырос на 42% и достиг 63,7 тыс. т грибов. Но самое главное — импорт сохранился на прежнем уровне, тогда как собственное производство выросло в четыре раза по сравнению с докризисным периодом, превысив 40 тыс. т. По нашим прогнозам, в 2020–2021 годах российский рынок свежих грибов вырастет до 100–110 тыс. т с долей импортного гриба не более 7–8%. Наша отрасль — один из самых ярких примеров импортозамещения.

По объему производства ваша компания в числе крупнейших российских производителей. Как вы оцениваете конкуренцию, будет ли снижаться стоимость грибов?

Мы вышли на рынок в 2017 году и были одними из первых, кто зашел на рынок в начальной стадии. Мы понимали, что действовать нужно быстро и агрессивно, развиваться гораздо динамичнее потенциальных конкурентов и давать максимальное предложение продукта самого высокого качества.

В апреле 2017 года был запущен первый этап производства со среднемесячным объемом 350 т в месяц. В первый год запуска мы вошли в тройку лидеров. В 2018-м второй этап позволил увеличить объем производства до 750 т в месяц, или 6,6 тыс. т в год, и занять на рынке РФ долю 10%. Сегодня «Грибная радуга» с учетом запуска третьей очереди может дать рынку 1,5 тыс. т свежих шампиньонов в месяц, или 17 тыс. т в год, что вывело нас в лидеры отрасли и позволяет занять до 25% рынка.

Рынок культивируемых шампиньонов растет на 20–40% ежегодно. В России культура потребления культивируемых грибов только формируется. Для сравнения: в Европе на душу населения приходится от 2,5 до 4 кг культивируемых грибов в год. Россияне при этом едят больше дикорастущих грибов: по некоторым оценкам, средний россиянин потребляет до 4 кг грибов в год и только 10% культивируемых (до 0,5 кг на человека).

Однако меняется темп жизни — не каждый пойдет в лес за грибами. Технологии позволяют поставлять свежие грибы вне зависимости от сезона и под ответственность производителя, а развитие торговых сетей делает продукт доступным для большего числа потребителей. Если взять за основу потребление шампиньонов в близлежащей Украине — один килограмм на человека в год, то потенциал российского рынка — 140–150 тыс. т. Поэтому мы прогнозируем, что жесткая конкуренция, возможно со снижением цены, начнется с 2021 года, когда рынок пройдет период насыщения. Кроме того, польские производители приучили российского потребителя к качественному шампиньону — белому, плотному, тяжелому. Пока мало кто из российских производителей может дать такое качество продукции. Поэтому многие вынуждены конкурировать ценой, а не качеством. Но это не наш путь.

За два года объем вашей продукции вырос почти в четыре раза. Как вы выбрали эту нишу, у вас был опыт в агробизнесе?

Это специфический бизнес с большим количеством нюансов. Главное в нем — команда профессионалов. Наша команда за четыре года строительства и развития предприятия на Украине, в Донецке, получила колоссальный опыт. Изучив технологии основных европейских стран, в 2010 году мы запустили свое производство и постепенно выстроили всю технологическую цепочку. К 2013 году наше предприятие объемом 750 т грибов в месяц стало одним из крупнейших в Восточной Европе.

Мы видели перспективу российского рынка, его потенциал и открытость для новых производителей. В 2014 году порядка 60% наших шампиньонов экспортировалось в Россию. Предприятие в Донецке в связи с военными действиями сохранить не удалось. А введение в 2014 году продуктового эмбарго только утвердило желание развивать бизнес в России.

Четкое понимание производства от развития собственной сырьевой базы до систематизации и автоматизации всех процессов позволило нам стремительно вывести наше предприятие в лидеры по объемам производства шампиньонов в стране.

Насколько выращивание грибов — затратный бизнес, как удалось привлечь инвестиции?

Производство грибов привлекательно с точки зрения себестоимости и маржи: для производства не нужны десятки видов сырья. Основу производства составляют солома, куриный помет, энергоресурсы и рабочая сила. Мицелий — единственный импортный компонент — составляет лишь 2% себестоимости.

Самым затратным в грибном бизнесе является производство компоста. Выращивать гриб на покупном компосте вообще экономически невыгодно. Кроме того, это не позволяет контролировать качество продукта. Наш опыт в этом бизнесе показал необходимость выстраивания вертикально интегрированного предприятия.

Привлечь инвестиции в новый для рынка сегмент при практически нулевых собственных вложениях было очень непросто. Поиск будущих партнеров занял более двух лет и не был ограничен территорией России. Проект «Грибная радуга» реализован благодаря вхождению в него Александра Удодова, который поверил в наш уникальный стартап. Грибной бизнес для него был непрофильным, и вообще это его первый опыт в сельском хозяйстве. Он рискнул инвестировать в чистое поле. Это позволило начать строительство, и именно этот шаг привлек внимание других инвесторов. В январе 2017 года нам удалось привлечь средства Альфа-банка. Александр Евгеньевич — инвестор с уникальным чутьем, он поверил лично мне, в наш проект и в опыт команды. Наш тандем — пример доверительных партнерских отношений: каждый выполняет свои обязательства в полном объеме, и бизнес-план выполняется с опережением.

За два года объем инвестиций в производство составил 5,1 млрд руб. Мы выполняем инвестиционное соглашение, которое заключили с Курской областью: создано порядка тысячи рабочих мест, стоимость одного рабочего места на нашем предприятии составляет 5 млн руб., ВВП одного сотрудника в среднем — более 2,2 млн руб. в год. Это очень высокие показатели.

Есть ли интерес к расширению линейки продукции? Какую роль в этом играют предпочтения потребителей?

85% мирового рынка культивируемых грибов — шампиньоны. Остальные 15% — вешенка и экзотические грибы: эринги, шиитаке и т.п. Наша задача сегодня — наполнить рынок свежих шампиньонов.

При сроке годности нашего шампиньона 14 дней мы имеем возможность доставлять свежие грибы от Санкт-Петербурга до Иркутска. Максимальное плечо доставки составляет более 5 тыс. км, а динамика рынка показывает, что культивируемый гриб пользуется все большим спросом в разных регионах страны.

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мозговой штурм Мозговой штурм

Становятся ли автомобили все более уязвимыми для хакеров

Популярная механика
Путь к себе Путь к себе

Сати Казанова о том, как выглядит идеальный летний день

Grazia
Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018» Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018»

Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018»

Playboy
Олимпийцы, за которыми мы будем следить в соцсетях Олимпийцы, за которыми мы будем следить в соцсетях

Десять фаворитов, за которыми стоит следить и на соревнованиях, и в соцсетях

Playboy
Глеб Калюжный – о своем первом альбоме JUN1OR Глеб Калюжный – о своем первом альбоме JUN1OR

Начало музыкального пути с отсылкой к хип-хоп культуре начала 2000-х

GQ
Последняя поп-икона нулевых: как Эми Уайнхаус меняла музыку и погубила себя Последняя поп-икона нулевых: как Эми Уайнхаус меняла музыку и погубила себя

Как смерть певицы Эми Уайнхаус и ее наследие воспринимаются сейчас

Esquire
Странный тренд: уничтожать суперкары идиотскими способами Странный тренд: уничтожать суперкары идиотскими способами

Русские видеоблогеры ввели новую моду в соцсетях — портить супердорогие машины

Maxim
Срезал разметку при повороте одним колесом. Как за это накажут Срезал разметку при повороте одним колесом. Как за это накажут

Что ждет водителей, которые срезают углы при поворотах?

РБК
Мечтать (не) вредно. Как сделать фантазии реальностью? Мечтать (не) вредно. Как сделать фантазии реальностью?

Техника WOOP: от пустых грез — к достижению цели

Reminder
Спецслужбы устроили массовую слежку за журналистами по всему миру с помощью шпионского ПО израильской NSO Group. Главное Спецслужбы устроили массовую слежку за журналистами по всему миру с помощью шпионского ПО израильской NSO Group. Главное

В прессу попали 50 тысяч номеров, за которыми следили спецслужбы

TJ
Гусеницы на плодах томатов вызвали электрическую активность в плодоножках Гусеницы на плодах томатов вызвали электрическую активность в плодоножках

Растения томатов отреагировали на появление травоядных гусениц на плодах

N+1
Тайное убежище: мужчины — о том, что помогает им в трудных ситуациях Тайное убежище: мужчины — о том, что помогает им в трудных ситуациях

Как в непростой период жизни обрести опору и душевное равновесие

Psychologies
Мой веселый, звонкий мяч Мой веселый, звонкий мяч

У тенниса появился серьезный конкурент

Tatler
Водка, лихие 90-е и «мой парень Ирина». Как фильм-путешествие по России «Купе №6» покорил Канны Водка, лихие 90-е и «мой парень Ирина». Как фильм-путешествие по России «Купе №6» покорил Канны

Одним из триумфаторов Каннского кинофестиваля стал фильм «Купе №6»

СНОБ
Игры со временем: фильмы, где всё идет не своим чередом Игры со временем: фильмы, где всё идет не своим чередом

Отличные фильмы о временных парадоксах. Взрыв мозга гарантирован!

Cosmopolitan
Площади — наши палитры Площади — наши палитры

Нижний Новгород уже стал модной точкой на туристической карте России

Vogue
Не только Безос и Брэнсон: какие компании хотят отправлять в космос туристов Не только Безос и Брэнсон: какие компании хотят отправлять в космос туристов

В космотуризме есть место для 20 проектов, считает основатель Virgin Galactic

VC.RU
Волжский гедонизм: почему стоит отправиться в Самару на выходные Волжский гедонизм: почему стоит отправиться в Самару на выходные

Что такое волжский гедонизм

Forbes
Дмитрий Астрахан: «Не иди на компромиссы, отстаивай свою точку зрения» Дмитрий Астрахан: «Не иди на компромиссы, отстаивай свою точку зрения»

Дмитрий Астрахан — о своей новой постановке и о вечных недоброжелателях

Эксперт
Сандра О: «Почему бы вам не?..» Сандра О: «Почему бы вам не?..»

Актриса Сандра О рассказала, как разнообразить свою жизнь

Harper's Bazaar
Уложила и забыла Уложила и забыла

Топ-5 средств, которые меньше всего портят свежесть укладки

Лиза
История провала: как я открыл пекарню и закрыл ее через два месяца История провала: как я открыл пекарню и закрыл ее через два месяца

Открыть пекарню и закрыть ее через два месяца

Inc.
Путеводитель по Новой Третьяковке Путеводитель по Новой Третьяковке

Гид по Новой Третьяковке, где хранятся работы художников ХХ века

Культура.РФ
Высокие чувства Высокие чувства

Врач-косметолог рассказывает, как восхождения омолаживают организм

Tatler
Физики заявили, что нашли способ решить парадокс кота Шрёдингера Физики заявили, что нашли способ решить парадокс кота Шрёдингера

Судьба самого знаменитого в мире кота в коробке наконец прояснится!

Maxim
«Проще быть избитым, чем рассказать, что тебя бьют». Разговор с создателями первого в России сериала о детской травме «Проще быть избитым, чем рассказать, что тебя бьют». Разговор с создателями первого в России сериала о детской травме

Интервью с авторами сериала «Хрустальный»

СНОБ
Лучше, чем у Кары: как быстро отрастить красивые брови Лучше, чем у Кары: как быстро отрастить красивые брови

Какие брови сегодня в моде и как их заполучить?

Cosmopolitan
Спасти «Северный поток». Почему Байден пожалел любимый проект Путина Спасти «Северный поток». Почему Байден пожалел любимый проект Путина

«Северный поток — 2 достроят, но Украина не пострадает»

СНОБ
Искусство нахлыста. Кто умеет, тот ловит Искусство нахлыста. Кто умеет, тот ловит

В России нахлыст считается уделом тех, кто устал от обычной рыбалки

4x4 Club
О чём думают предприниматели, когда остаются наедине с собой в душе О чём думают предприниматели, когда остаются наедине с собой в душе

Руководители компаний — об идеях во время водных процедур

VC.RU
Открыть в приложении