Сразу несколько розничных сетей в рейтинге потеряли свои позиции

РБКБизнес

Какая вам розница

Сразу несколько розничных сетей в рейтинге РБК 500 потеряли свои позиции, у части упала выручка за 2020 год. Но опрошенные РБК эксперты считают такую динамику невероятной удачей: все должно было упасть еще сильнее

Автор: Алиса Курманаева

Минувший год стал для физического ретейла испытанием. «Пандемия значительно повлияла на многие сферы бизнеса, но заметнее других пострадал рынок розничной торговли», — говорит старший вице-президент по коммерческой и операционной деятельности компании «Связной» Алексей Вуколов. Особенно сильно пандемия и связанные с ней ограничительные меры отразились в 2020 году на компаниях из сфер модного и парфюмерно-косметического ретейла. Впрочем, динамика снижения выручки все равно оказалась не столь сильной, учитывая прошлогодние события.

Финишная лента

Главными проблемами продуктового ретейла были ограничения работы в торговых центрах и режим самоизоляции. «Но часть крупных федеральных сетей получила позитивный эффект: в марте 2020‑го, когда потребители закупали продукты впрок, многие пришли именно в федеральные сети, — рассказывает генеральный директор информационно-консалтингового агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. — 2020-й оказался для регионального ретейла более сложным, чем для федерального. Общероссийские сети извлекли выгоду: потребители внимательнее следили за ценами и были готовы поменять выбор магазинов».

Сеть гипер- и супермаркетов «Лента» (минус одна позиция в рейтинге, 34-е место) прошла кризис удачно: в 2020 году выручка компании выросла на 6,7%, до 445,5 млрд руб. Розничные продажи увеличились на 7,3% год к году, до 438 млрд руб. «Основным драйвером роста стало увеличение среднего чека на 11,6% в форматах «гипермаркеты» и «супермаркеты», при этом рост продаж был частично сдержан снижением количества чеков на 3,9%», — пояснили РБК в пресс-службе «Ленты». В компании показатель оценили как «очень хороший».

«Основной формат магазинов у «Ленты» — гипермаркет, — комментирует Бурмистров. — В 2020 году формату пришлось сложно: многие объекты находились в ТЦ, которые во время локдауна закрылись. Если принять это во внимание, у компании достаточно хорошие показатели выручки».

Пандемия способствовала активному развитию каналов онлайн-продаж компании. Еще до введения ограничительных мер, в декабре 2019-го, «Лента» запустила в тестовом режиме собственный сервис доставки товаров и готовой еды «Ленточка».

В апреле 2020-го компания, до этого не имевшая собственного онлайн-магазина, открыла по модели white label интернет-магазины shop.lenta.com в партнерстве с iGooods и online.lenta.com в партнерстве со «СберМаркетом». «Сильно развитых онлайн-каналов на момент начала пандемии у «Ленты» не было, и работа по модели white label со «СберМаркетом» и iGooods дала компании возможность эффективно продавать онлайн, не имея собственных ресурсов», — комментирует Михаил Бурмистров. В начале июня 2020-го компания ввела услугу click & collect — заказ продуктов на сайте lenta.com с последующим самовывозом из магазинов. К концу года онлайн-сервисы компании были доступны в 88 городах России по сравнению с 27 в 2019-м. Онлайн-выручка по результатам года увеличилась на 566%, до 6,3 млрд руб., количество онлайн-заказов — на 716%, до 3,2 млн. Несмотря на пандемию, «Лента» открыла 13 новых физических магазинов: на конец прошлого года их стало 393.

Новые связи

У другого участника рейтинга РБК 500, ретейлера в сегменте высоких технологий «Связной» (минус 18 позиций в рейтинге, 146-е место), итоги года были не столь обнадеживающими: его выручка снизилась на 11,4%. В прошлом году компания закрыла около 1 тыс. нерентабельных магазинов, оставляя только точки с высоким потенциалом продаж. «В начале 2020 года мы приняли стратегию интенсивного повышения эффективности работы нашей сети, — поясняет старший вице-президент компании Алексей Вуколов. — После ранее произошедшего объединения (в 2019 году «Связной» завершил слияние с «Евросетью». — РБК) мы детально рассмотрели каждый объект и сформировали подробный план по оптимизации. Его реализация совпала со стартом ограничений в пандемию».

В то же время компании повезло: «Связной» попал в перечень предприятий розничной торговли, продающих товары и услуги первой необходимости. «Помимо этого, у нас два формата розницы: стрит и ТЦ, — напоминает Вуколов. — Когда все ТЦ были закрыты — а это целый ряд наших конкурентов, — мы по максимуму компенсировали потери через стрит-форматы. Онлайн также был очевидным фактором решения проблемы локдауна. Наша логистическая модель оказалась более гибкой в новых реалиях, и уже в апреле 2020-го количество заказов увеличилось в пять раз».

Компания адаптировалась к пандемии: запустила собственную доставку в постаматы и по адресам клиентов с помощью курьеров Delivery Club, экспресс-доставку совместно с «Ситимобил» и впервые разместилась на маркетплейсе, открыв магазин на AliExpress. В феврале 2021‑го «Связной» и AliExpress начали открывать совместные пункты выдачи заказов — сейчас их более 60. «Стратегическое партнерство между нашими компаниями покажет рынку новый уровень сервиса по заказу и выдаче посылок», — обещает Вуколов. Компания расширила спектр услуг, например запустила на своем сайте сервис платежей и переводов, продажи ОСАГО. Также ОСАГО стали продавать в торговых точках. По итогам третьего квартала 2021-го на финансовые сервисы пришлось чуть менее 20% в общей структуре выручки.

По словам Михаила Бурмистрова, в 2020 году на рынке бытовой техники и мобильных устройств царила жесткая конкуренция: сети салонов мобильных устройств вытеснялись более крупными игроками вроде «М.Видео — Эльдорадо» и DNS и маркетплейсами. «Бизнес-модель маленьких салонов, по сути, умерла, — поясняет он. — Многие объекты стали нерентабельными». Падение выручки «Связного» на 11,4% на фоне закрытия 1 тыс. точек эксперт оценивает как позитивный результат.

По словам Вуколова, в 2021 году планов по оптимизации сети у «Связного» нет. С начала 2021-го компания открыла более 60 новых объектов — сейчас их количество превышает 2,6 тыс. почти во всех городах России. 25% продаж сейчас приходится на онлайн.

Тени сомнений

Пандемия ударила и по ретейлерам косметики и парфюмерии. По оценке аналитической компании Tebiz Group, объем рынка косметики в России в 2020 году по сравнению с 2019-м в натуральном выражении уменьшился на 6%, в денежном — на $1,4 млрд, до $7 млрд. Выручка сети по продаже косметики и парфюмерии «Л'Этуаль» снизилась на 7,8%, в рейтинге РБК 500 компания опустилась на 21 позицию (189-е место). Во время локдауна сеть закрыла 1 тыс. магазинов, а интернет-продажи обеспечивали только около 5% оборота сети. «Полностью сеть была закрыта до третьей декады мая, — рассказали РБК в компании. — Открытие магазинов также происходило не одномоментно, некоторые регионы были недоступны до середины сентября».

Во время пандемии «Л'Этуаль» переориентировала производственные мощности и выпустила антисептики по доступной цене. Каждый второй заказ собственного интернет-магазина сети содержал санитайзеры, отмечают в компании. Также сеть снизила цены на большое количество товаров. Многие магазины временно переориентировали на продажи по схеме дарксторов. Средний чек в пандемию вырос в первую очередь за счет роста количества косметических средств, потребляемых клиентами, говорят в «Л'Этуаль». После снятия ограничительных мер компания открыла все точки во всех городах, где присутствовала и до пандемии, сейчас работает 1 тыс. магазинов в 250 городах. На онлайн-продажи, по данным «Л'Этуаль», сейчас приходится более 15%.

У парфюмерно-косметической сети «Рив Гош» (минус 84 позиции, 413-е место) выручка снизилась на 19,2%. Одной из причин президент группы компаний «Рив Гош» Эдгар Шабанов называет снижение доходов населения, что привело к оттоку клиентов, покупавших преимущественно массмаркет-бренды. «Когда офлайн-магазины были закрыты, мы сделали основной акцент на развитие онлайн-торговли», — говорит Шабанов. Доля собственного онлайн-магазина сети за весь 2020 год удвоилась по сравнению с 2019-м. Несмотря на значительное падение продаж, компания закрыла навсегда только четыре магазина. Сейчас у «Рив Гош» почти 250 офлайн-магазинов.

Средний чек вырос примерно на 30% год к году. Шабанов объясняет это уходом более молодой и менее платежеспособной аудитории, снижением доли декоративной косметики — наиболее дешевой товарной категории — и ограничением выезда за границу, из-за чего у людей нет возможности покупать в дьюти-фри, и они тратят больше денег в России.

Гендиректор Reed Exhibitions Russia Анна Дычева-Смирнова называет еще несколько факторов снижения выручки сетей, помимо карантина. «В частности, потребление снизилось в связи с ношением масок. Также Роспотребнадзор не рекомендовал проводить мастер-классы по макияжу в сетях, люди боялись пользоваться тестерами из страха заразиться, а покупать многие категории косметики, не протестировав их, довольно сложно», — отмечает эксперт.

Модный приговор

Модные ретейлеры также пострадали от пандемии. По оценкам консалтингового агентства в сфере моды Fashion Consulting Group, рынок в рублевом эквиваленте сократился на 17%, до 1,9 трлн руб. По итогам 2020 года сразу у нескольких участников рейтинга РБК 500 из этой сферы снизилась выручка. Например, у сети женской, мужской и детской одежды и аксессуаров O'Stin (минус 57 позиций, 347-е место) она упала на 15,4%. По данным исследования «Одежный ретейл 2021», проведенного «РБК Исследования рынков», с февраля 2020-го по март 2021-го количество торговых точек сети сократилось на 4%, до 569. «Снижение выручки связано с тем, что 2,5 месяца магазины были закрыты из-за локдауна. Мы довольны результатами O’Stin», — прокомментировали РБК в компании. Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс оценивает такой показатель падения выручки скорее как успешный в контексте прошлогодней ситуации. «Он гораздо ниже среднего по рынку, составляющего минус 17%», — отмечает она.

У off-price-сети Familia (минус 52 позиции в рейтинге, 473-е место) выручка снизилась на 7,7%. «Наши магазины были закрыты в 2020 году на 75 дней, что составляет порядка 20% от календарного года, — говорит генеральный директор Familia Светлана Можаева. — Но мы потеряли в выручке менее 8% и считаем это своего рода победой. Все магазины Familia открылись к концу августа. Сеть не только ничего не потеряла, но и расширилась: за прошлый год мы открыли 32 новых магазина, среди которых первый зарубежный магазин в Минске».

Сейчас у сети более 370 точек в 111 городах. Анна Лебсак-Клейманс считает показатель выручки Familia очень успешным результатом с учетом того, что у компании нет онлайн-канала сбыта и она потеряла три-четыре месяца «простоя сети» в период локдауна. «В 2021-м сеть успешно растет, — говорит Лебсак-Клейманс. — По итогам первого полугодия 2021 года оборот увеличился на 32%, составив 18,8 млрд руб.». Светлана Можаева объясняет, что посткризисный период — это всегда время для роста такого сегмента, как off-price. «Покупатель в такое время больше ориентирован на получение выгоды и рациональные траты — именно эти принципы лежат в основе нашего формата», — говорит она.

Обувной ретейлер Kari (минус 13 позиций в рейтинге, 247-е место), по данным исследования «Обувной ретейл 2021», проведенного «РБК Исследования рынков», с апреля 2020-го по март 2021-го сократил розничную сеть на 14,4%, до 873 точек (исключая 70 магазинов Kari Kids). Тем не менее сеть потеряла в выручке лишь 1,1%, увеличив свою долю рынка с 6,7 до 7,2% на фоне более глубокого падения продаж конкурентов. «Показатель падения выручки говорит о том, что компания работает очень успешно, — комментирует Анна Лебсак-Клейманс. — Сеть оказалась устойчива к кризису, в частности, за счет низких цен, мультиформатных продаж офлайн: собственной сети с широкой региональной представленностью, оптовых продаж, франчайзинга».

У группы компаний Zenden (минус 72 позиции в рейтинге, 498-е место), включающей сети Zenden, Mascotte и Thomas Münz, выручка снизилась на 11,1%. Доля компании на рынке уменьшилась с 3 до 2,3%. С апреля 2020-го по март 2021-го сеть Zenden сократилась на 13,8%, до 238 точек, Thomas Münz — на 6,3%, до 59 точек, у Mascotte наблюдался прирост на 1,9%, до 53 магазинов. «Для нас 2020-й был годом испытаний: пандемия коронавируса, локдаун, уголовное преследование компании, в начале 2020 года мы заплатили более 800 млн руб. налогов, которые доначислила нам ФНС, — говорит основатель Zenden Group Андрей Павлов. — Из-за логистического кризиса с Китаем нарушились все производственные связи. Учитывая все эти обстоятельства, для нас результаты 2020 года фантастические. Слабая компания бы просто погибла». Выручка компании упала на 11,1%, когда средний показатель падения выручки по рынку составил минус 17%, обращает внимание Анна Лебсак-Клейманс.

Нынешний год для физической розницы будет однозначно удачнее прошлого. И все же прогнозировать грядущие успехи большинство наших героев не взялись — многое зависит от того, ждет ли Россию новый полноценный локдаун. Впрочем, на этот раз ретейлеры успели гораздо лучше к нему подготовиться.

Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС; Андрей Любимов для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зелёный свет Зелёный свет

Как «Светофор» положил начало гонке дискаунтеров

РБК
Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить

Самые популярные облачные хранилища: у каких условия самые лучшие?

CHIP
Гипотезы потребления Гипотезы потребления

Венчурный фонд, запущенный основателем «Вкусвилла», должен сделать мир лучше

Forbes
Не дай себе замерзнуть! Не дай себе замерзнуть!

7 рабочих лайфхаков, которые помогут согреться в холода

Лиза
Прилежный ученик Прилежный ученик

Иван Стрешинский стал первым в России менеджером-миллиардером

Forbes
Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино

Откуда появились истории о вервольфах в кинематографе?

Правила жизни
Перевал Перевал

С момента гибели туристов из группы Игоря Дятлова прошло больше полувека

Популярная механика
«85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer «85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer

Рекрутеры и HR-специалисты — о приёме на работу за один день

VC.RU
Несломленная свобода Несломленная свобода

Как паркур в Газе нашел свой собственный мир среди войны

Men’s Health
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности

Как думаешь, что общего у образа идеальной суперженщины с реальностью?

VOICE
Как живет Ребекка Шаррок — человек с «идеальной автобиографической памятью» Как живет Ребекка Шаррок — человек с «идеальной автобиографической памятью»

Ребекка Шаррок — одна из немногих в мире, кто обладает гипертимезией

ТехИнсайдер
«Я слишком ленив, чтобы измениться»: упражнение, которое поможет взять ответственность за свои чувства «Я слишком ленив, чтобы измениться»: упражнение, которое поможет взять ответственность за свои чувства

Как вы ощущаете свои эмоции — как хозяин или как гость?

Psychologies
Стесняюсь спросить: почему важно развивать навыки работы с искусственным интеллектом здесь и сейчас? Стесняюсь спросить: почему важно развивать навыки работы с искусственным интеллектом здесь и сейчас?

Почему развитие навыков работы с ИИ — обязательный шаг, который нельзя отложить

Правила жизни
Old but gold: как и почему растет рынок технологий для пожилых людей Old but gold: как и почему растет рынок технологий для пожилых людей

Продукты и услуги для старшего поколения — глобальный тренд

Forbes
Февральская революция: как искусственный интеллект может повысить производительность труда Февральская революция: как искусственный интеллект может повысить производительность труда

Русские ученые устроили шестую промышленную революцию!

ТехИнсайдер
Сериалы про космос от хороших до самых лучших Сериалы про космос от хороших до самых лучших

Расставляем самые интересные космические оперы в порядке нарастания класса

Maxim
«Я художник, я так вижу» «Я художник, я так вижу»

Зачем первопроходцы брали на борт профессиональных художников?

Вокруг света
Остановить мигрень Остановить мигрень

Приступы повторяются в самый неподходящий момент? Попробуем победить мигрень

Лиза
12 привычек, которые стоит в себе воспитать, чтобы нравиться людям 12 привычек, которые стоит в себе воспитать, чтобы нравиться людям

Привычки, которые подойдут вам, если вы хотите слыть приятным человеком

Maxim
Елена Муравьева: «Клоунский нос тебя защищает, дает силы и возможность быть собой» Елена Муравьева: «Клоунский нос тебя защищает, дает силы и возможность быть собой»

Больничная клоунада не про актерские амбиции, а про понимание ситуации

Коллекция. Караван историй
«Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым «Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым

Режиссер Евгений Писарев — о своих спектаклях «Плохие хорошие» и «Тартюф»

СНОБ
Вредные советы Вредные советы

Какие ошибки способны превратить романтический вечер в кошмар?

Лиза
Границы адаптации Границы адаптации

Как повысить работоспособность космонавтов

Санкт-Петербургский университет
Что такое тинт для губ и чем он отличается от помады Что такое тинт для губ и чем он отличается от помады

Что такое тинт, как его правильно выбрать, наносить, а также смыть

РБК
7 ошибок, мешающих вам стать увереннее в себе 7 ошибок, мешающих вам стать увереннее в себе

Как поднять самооценку? Отказаться от вредного или отжившего себя старого

Psychologies
Sarissa морская Sarissa морская

Я не припомню, чтобы на одну лодку обрушился такой ливень из десяти наград

Y Magazine
Редевелопмент и жизнь Редевелопмент и жизнь

Где ставить запятую во фразе «консервировать нельзя реконструировать»?

Собака.ru
После праздника После праздника

Как избавиться от последствий праздника?

Лиза
Открыть в приложении