3D-редактор, созданный художником, а не программистом

РБКHi-Tech

Как программа от московского 3D-художника стала популярна во всем мире

Текст Павел Карасев

«Написание кода меня разрушает», — признается 24-летний автор программы Polybrush Арсений Кораблев. Свой продукт он описывает как 3D-редактор, созданный «художником, а не программистом». К построению 3D-моделей Polybrush подходит как к процессу рисования: пользователь делает «мазки» собственными кистями — на выходе получаются нужные линии и объекты. Аудитория программы — 2Dи 3D-художники: первые могут создать в редакторе эскиз для обрисовки, вторые — собрать из деталей «пейзажи и персонажей», рассказывает Кораблев. Себя он тоже считает в первую очередь художником, хотя профильное образование у 24-летнего разработчика программистское: он учится в аспирантуре Высшей школы печати и медиаиндустрии МПУ.

Набор художника

3D-моделированием Кораблев увлекся в 12 лет, когда дома появился достаточно мощный ПК. Его работы получали призы на конкурсах и собирали позитивные отклики профессионалов на сайтах вроде CG Society. К 17 годам он собрал хорошую прессу — о нем написали профильные СМИ из США, Японии, Индии и Украины.

На третьем курсе учебы в университете Кораблев взялся за создание собственного редактора. «Решил использовать приобретенные навыки [программирования] не для разработки игр, а для чего-то более серьезного. Хотел сделать новый инструмент, который упростил бы жизнь таким же художникам», — вспоминает он. Проект не задумывался как «большая программа», но постепенно поглотил все свободное время Кораблева.

На разработку бета-версии ушел год. «Когда я ее выпустил, у меня повалился сервер с сайтом: программу скачали десятки тысяч раз», — заверяет Кораблев. Название созвучно плагину популярного американского графического движка Unity, но автор российского Polybrush настаивает, что, «когда придумывал [название], загуглил этот вариант — и ничего не появилось». Unity на появление конкурирующего продукта под аналогичным брендом никак не реагировала. На вопросы журнала РБК представители компании не ответили.

В разработке Кораблев использовал язык C++, который освоил самостоятельно: все — по состоянию на ноябрь 2018-го — 100 тыс. строк кода написал сам, это «дело принципа». Интерфейс редактора получился схож с Photoshop. Пользователи с самого начала получили возможность создавать свои инструменты — «кисти» — и обмениваться ими. Эта опция в разы увеличила размер программы: если в первой версии она «весила» всего 2 Мб, то в текущей — более 500 Мб.

Polybrush не поддерживает сторонние плагины, но допускает экспорт в более популярные редакторы-аналоги. При экспорте 3D-модель сохраняет параметры и координаты текстур, так что с ней «с ходу» можно продолжать работать в других программах. «Polybrush работает как промежуточная стадия в создании цифрового рисунка или модели, как маленький вспомогательный инструмент», — уточняет Кораблев.

По его признанию, весь путь создания продукта разработчик прошел по наитию и «наступил на все возможные грабли». «Я до сих не знаю, как в теории должен выглядеть и работать 3D-редактор, но методом проб и ошибок реализовал наброски на бумаге в полноценную программу», — рассказывает он.

Программа Кораблева доступна в трех основных конфигурациях: бесплатная пробная версия на 90 дней, подписка по $25 в месяц и «вечная лицензия» стоимостью $150. В новых версиях редактора разработчик обещает новые модели монетизации. Например, в Polybrush может появиться система поощрения: чем дольше пользователь работает в программе, тем больше инструментов ему доступно.

Разработка в режиме соло

Кораблев практически не вкладывал деньги в разработку Polybrush. Система защиты от незаконного копирования обошлась примерно в 15 тыс. руб., еще по несколько тысяч в месяц уходит на поддержание инфраструктуры — сайта и сервера, перечисляет автор редактора.

В 2018 году он привлек первые инвестиции — 500 тыс. руб. в проект вложил государственный Фонд содействия инновациям. Продажи программы могли принести разработчику еще около $40 тыс. Всего у Polybrush более 250 покупателей, большинство — художники из США, Великобритании, Японии, Германии и Франции. Продажи Кораблев ведет через сервис Gumroad: им пользуются многие независимые художники и артисты. О глобальной популярности программы свидетельствует и тот факт, что интерес к ее разработчику проявляла сама Apple — рекрутер производителя iPhone выходил на Кораблева через LinkedIn, но предложений о поглощении или покупке Polybrush американская корпорация так и не сделала.

В России клиентов у редактора всего полтора десятка, сетует разработчик: для популяризации программы у него в планах сделать Polybrush полностью бесплатным на местном рынке.

Polybrush остается компанией одного человека: Кораблев курирует не только разработку, но и продвижение, и продажи. «Плюсы очевидны: меньше времени уходит на разговоры, больше — на работу», — рассказывает он. Продукт, правда, уже достиг масштаба, при котором автор не всегда помнит собственные действия: «Иногда открываю код и не помню, как работал над отдельными кусками. Возникает ощущение, будто вместе со мной писал кто-то еще». Помимо развития основных направлений бизнеса Кораблев не забывает и о вспомогательных — он записывает видеоуроки, поддерживает сайт и ведет соцсети проекта.

Нанимать подчиненных разработчик пока не планирует. Причина в разнице мировоззрений: другие программисты, по мнению Кораблева, «стреляют из пушки по воробьям». «Они говорят: Давай развернем сервер, сделаем базу данных. Приходится останавливать — мне нужно всего лишь вывести пару строчек текста», — описывает он логику оппонентов. Однако вероятность увеличения команды Кораблев не исключает: для этого нужно наладить продажи.

Расширение штата пошатнет и другую скрепу Polybrush — простоту работы для художников, убежден Кораблев: «Программист может не увидеть какие-то варианты использования программы». С этим мнением согласен основатель школы компьютерной графики RealTime, организатор профильной конференции CGEvent Сергей Цыпцын: «Главное преимущество Polybrush — в разговоре программы и художника на одном языке».

Однако сольная работа над проектом имеет свои недостатки. Например, около года назад обнаружилась проблема с драйверами Nvidia, из-за этого программа работала очень медленно с некоторыми видеокартами. «Все решалось несколькими строками кода, но я этого не знал, и некоторым пользователям редактор показался переполненным ошибками», — сокрушается Кораблев.

₽500 тыс. привлек создатель программы Polybrush Арсений Кораблев от Фонда содействия инновациям

Зимний ребрендинг

Главное конкурентное преимущество Polybrush — в простоте освоения, рассказывает Сергей Цыпцын. «Если взять аналог — 3D-редактор ZBrush, то при первом знакомстве у пользователя случается приступ паники и ужаса, там параноидальный интерфейс. А в Polybrush все на своих местах: кривая освоения очень плавная», — рассуждает эксперт.

ZBrush вообще самая частая аналогия с продуктом Кораблева. Сам автор Polybrush вспоминает, что разработчик ZBrush, компания Pixologic, даже выходила на него сразу после выпуска первой версии редактора. Но никаких конкретных предложений не последовало. Представители Pixologic на вопросы журнала РБК не ответили.

Так или иначе, чтобы избежать путаницы с конкурентом, в третьей версии Polybrush будет переименован. Бета-версия программы носит название Teya. Официально ребрендинг Кораблев хочет объявить на презентации в ходе конференции CGEvent в декабре 2018 года.

В новой конфигурации продукта он обещает интегрированные уроки (курсор будет сам скользить по панели инструментов и показывать примеры того, как можно работать с программой) и долгожданную версию для компьютеров Mac. Создание последней у Кораблева занимает особенно много времени — раньше у него не было опыта программирования для продукции Apple. Но потребность была очевидна: разработчик рассылал студиям 3D-моделирования «холодные письма», из которых выяснилось, что именно в сегменте пользователей Mac позиции Polybrush особенно слабы. Тем же методом слепого исследования рынка Кораблев ведет статистику проектов, в которых художники используют Polybrush. Из необычных вариантов ему запомнилась разработка видеоряда для концертов и вечеринок.

Опрошенные журналом РБК художники рассказали, что слышали о Polybrush, но подтвердили низкую востребованность программы в российской 3D-индустрии. «Все наши художники слышали о плагине для Unity, а о программе — единицы. В работе ее не используют»,— рассказал директор по стратегии Pixonic Никита Гук. C ним согласен дизайнер Данил Криворучко: «Не знаю никого, кто бы работал в Polybrush. Все [в России] используют стандартный пакет: 3DMax, Maya, Modo». По мнению Криворучко, для успеха Polybrush необходимо предложить пользователям «что-то существенно отличающееся от конкурентов, но востребованное в индустрии».

Кораблев не боится критики — он считает, что «если бы каждый раз слушал критику и переделывал программу, то так бы ее и не выпустил». Разработчик также не исключает, что Polybrush в будущем получит финальную версию и потребует только технической поддержки. «Разработка интереснее [чем просто рисовать], да и в дизайн я могу вернуться в любой момент», — заключает он.

Фото: Polybrush, из личного архива Арсения Кораблева

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Защита в жизни и на рынке Защита в жизни и на рынке

Чем страховые компании интересны инвесторам в период высоких ставок

РБК
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Степени сна Степени сна

Тест-драйв кубика для улучшения качества сна

ТехИнсайдер
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Город Геркулеса Город Геркулеса

Геркуланум уничтожило – и сохранило для нас – то же извержение Везувия

Вокруг света
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
«Всякая теория — это хорошо организованный бред» «Всякая теория — это хорошо организованный бред»

Почему Жак Лакан такой сложный и при чем тут любовь

Weekend
В чем горе В чем горе

«Вечная зима»: драма о бессмысленности силы

Weekend
Любовь и виноград Любовь и виноград

Когда сыну поставили диагноз, его мама думала, что о работе можно забыть. И зря!

Новый очаг
Дальнобойщики 2:0 Дальнобойщики 2:0

Страшно ли ехать в кабине беспилотного грузовика?

ТехИнсайдер
Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака? Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака?

Успевают ли семейные отношения за стремительно меняющимся миром?

Правила жизни
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Этот голубь по кличке Шер Ами спас 200 человек во время Первой мировой и стал героем США! Этот голубь по кличке Шер Ами спас 200 человек во время Первой мировой и стал героем США!

История геройских подвигов птицы ​​​​​​​Шер Ами во время Первой мировой

ТехИнсайдер
15 витаминов и добавок, о которых не зря все говорят 15 витаминов и добавок, о которых не зря все говорят

Азбука красоты от А (аминокислоты) до Я (янтарная кислота)

VOICE
Мое тело: совершенствование VS принятие Мое тело: совершенствование VS принятие

Можно ли найти гармонию с собственным телом, если мы им недовольны?

Psychologies
Улыбайтесь! Это раздражает Улыбайтесь! Это раздражает

Попросили стоматологов-ортопедов объяснить, как получить ослепительную улыбку

Собака.ru
Цвет и его имя Цвет и его имя

В каком порядке народы приобретали чувствительность к цветам спектра?

Знание – сила
На кону Трамп На кону Трамп

«Ученик. Восхождение Трампа»: рассказ о молодых годах Дональда Трампа

Weekend
Вспомним Энтони Бурдена Вспомним Энтони Бурдена

Гастроэксперт Иван Глушков — о том, что и где есть и пить в Японии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Город солнца Город солнца

Самые яркие локации столицы солнечной Мордовии — Саранска

Лиза
Открыть в приложении