3D-редактор, созданный художником, а не программистом

РБКHi-Tech

Как программа от московского 3D-художника стала популярна во всем мире

Текст Павел Карасев

«Написание кода меня разрушает», — признается 24-летний автор программы Polybrush Арсений Кораблев. Свой продукт он описывает как 3D-редактор, созданный «художником, а не программистом». К построению 3D-моделей Polybrush подходит как к процессу рисования: пользователь делает «мазки» собственными кистями — на выходе получаются нужные линии и объекты. Аудитория программы — 2Dи 3D-художники: первые могут создать в редакторе эскиз для обрисовки, вторые — собрать из деталей «пейзажи и персонажей», рассказывает Кораблев. Себя он тоже считает в первую очередь художником, хотя профильное образование у 24-летнего разработчика программистское: он учится в аспирантуре Высшей школы печати и медиаиндустрии МПУ.

Набор художника

3D-моделированием Кораблев увлекся в 12 лет, когда дома появился достаточно мощный ПК. Его работы получали призы на конкурсах и собирали позитивные отклики профессионалов на сайтах вроде CG Society. К 17 годам он собрал хорошую прессу — о нем написали профильные СМИ из США, Японии, Индии и Украины.

На третьем курсе учебы в университете Кораблев взялся за создание собственного редактора. «Решил использовать приобретенные навыки [программирования] не для разработки игр, а для чего-то более серьезного. Хотел сделать новый инструмент, который упростил бы жизнь таким же художникам», — вспоминает он. Проект не задумывался как «большая программа», но постепенно поглотил все свободное время Кораблева.

На разработку бета-версии ушел год. «Когда я ее выпустил, у меня повалился сервер с сайтом: программу скачали десятки тысяч раз», — заверяет Кораблев. Название созвучно плагину популярного американского графического движка Unity, но автор российского Polybrush настаивает, что, «когда придумывал [название], загуглил этот вариант — и ничего не появилось». Unity на появление конкурирующего продукта под аналогичным брендом никак не реагировала. На вопросы журнала РБК представители компании не ответили.

В разработке Кораблев использовал язык C++, который освоил самостоятельно: все — по состоянию на ноябрь 2018-го — 100 тыс. строк кода написал сам, это «дело принципа». Интерфейс редактора получился схож с Photoshop. Пользователи с самого начала получили возможность создавать свои инструменты — «кисти» — и обмениваться ими. Эта опция в разы увеличила размер программы: если в первой версии она «весила» всего 2 Мб, то в текущей — более 500 Мб.

Polybrush не поддерживает сторонние плагины, но допускает экспорт в более популярные редакторы-аналоги. При экспорте 3D-модель сохраняет параметры и координаты текстур, так что с ней «с ходу» можно продолжать работать в других программах. «Polybrush работает как промежуточная стадия в создании цифрового рисунка или модели, как маленький вспомогательный инструмент», — уточняет Кораблев.

По его признанию, весь путь создания продукта разработчик прошел по наитию и «наступил на все возможные грабли». «Я до сих не знаю, как в теории должен выглядеть и работать 3D-редактор, но методом проб и ошибок реализовал наброски на бумаге в полноценную программу», — рассказывает он.

Программа Кораблева доступна в трех основных конфигурациях: бесплатная пробная версия на 90 дней, подписка по $25 в месяц и «вечная лицензия» стоимостью $150. В новых версиях редактора разработчик обещает новые модели монетизации. Например, в Polybrush может появиться система поощрения: чем дольше пользователь работает в программе, тем больше инструментов ему доступно.

Разработка в режиме соло

Кораблев практически не вкладывал деньги в разработку Polybrush. Система защиты от незаконного копирования обошлась примерно в 15 тыс. руб., еще по несколько тысяч в месяц уходит на поддержание инфраструктуры — сайта и сервера, перечисляет автор редактора.

В 2018 году он привлек первые инвестиции — 500 тыс. руб. в проект вложил государственный Фонд содействия инновациям. Продажи программы могли принести разработчику еще около $40 тыс. Всего у Polybrush более 250 покупателей, большинство — художники из США, Великобритании, Японии, Германии и Франции. Продажи Кораблев ведет через сервис Gumroad: им пользуются многие независимые художники и артисты. О глобальной популярности программы свидетельствует и тот факт, что интерес к ее разработчику проявляла сама Apple — рекрутер производителя iPhone выходил на Кораблева через LinkedIn, но предложений о поглощении или покупке Polybrush американская корпорация так и не сделала.

В России клиентов у редактора всего полтора десятка, сетует разработчик: для популяризации программы у него в планах сделать Polybrush полностью бесплатным на местном рынке.

Polybrush остается компанией одного человека: Кораблев курирует не только разработку, но и продвижение, и продажи. «Плюсы очевидны: меньше времени уходит на разговоры, больше — на работу», — рассказывает он. Продукт, правда, уже достиг масштаба, при котором автор не всегда помнит собственные действия: «Иногда открываю код и не помню, как работал над отдельными кусками. Возникает ощущение, будто вместе со мной писал кто-то еще». Помимо развития основных направлений бизнеса Кораблев не забывает и о вспомогательных — он записывает видеоуроки, поддерживает сайт и ведет соцсети проекта.

Нанимать подчиненных разработчик пока не планирует. Причина в разнице мировоззрений: другие программисты, по мнению Кораблева, «стреляют из пушки по воробьям». «Они говорят: Давай развернем сервер, сделаем базу данных. Приходится останавливать — мне нужно всего лишь вывести пару строчек текста», — описывает он логику оппонентов. Однако вероятность увеличения команды Кораблев не исключает: для этого нужно наладить продажи.

Расширение штата пошатнет и другую скрепу Polybrush — простоту работы для художников, убежден Кораблев: «Программист может не увидеть какие-то варианты использования программы». С этим мнением согласен основатель школы компьютерной графики RealTime, организатор профильной конференции CGEvent Сергей Цыпцын: «Главное преимущество Polybrush — в разговоре программы и художника на одном языке».

Однако сольная работа над проектом имеет свои недостатки. Например, около года назад обнаружилась проблема с драйверами Nvidia, из-за этого программа работала очень медленно с некоторыми видеокартами. «Все решалось несколькими строками кода, но я этого не знал, и некоторым пользователям редактор показался переполненным ошибками», — сокрушается Кораблев.

₽500 тыс. привлек создатель программы Polybrush Арсений Кораблев от Фонда содействия инновациям

Зимний ребрендинг

Главное конкурентное преимущество Polybrush — в простоте освоения, рассказывает Сергей Цыпцын. «Если взять аналог — 3D-редактор ZBrush, то при первом знакомстве у пользователя случается приступ паники и ужаса, там параноидальный интерфейс. А в Polybrush все на своих местах: кривая освоения очень плавная», — рассуждает эксперт.

ZBrush вообще самая частая аналогия с продуктом Кораблева. Сам автор Polybrush вспоминает, что разработчик ZBrush, компания Pixologic, даже выходила на него сразу после выпуска первой версии редактора. Но никаких конкретных предложений не последовало. Представители Pixologic на вопросы журнала РБК не ответили.

Так или иначе, чтобы избежать путаницы с конкурентом, в третьей версии Polybrush будет переименован. Бета-версия программы носит название Teya. Официально ребрендинг Кораблев хочет объявить на презентации в ходе конференции CGEvent в декабре 2018 года.

В новой конфигурации продукта он обещает интегрированные уроки (курсор будет сам скользить по панели инструментов и показывать примеры того, как можно работать с программой) и долгожданную версию для компьютеров Mac. Создание последней у Кораблева занимает особенно много времени — раньше у него не было опыта программирования для продукции Apple. Но потребность была очевидна: разработчик рассылал студиям 3D-моделирования «холодные письма», из которых выяснилось, что именно в сегменте пользователей Mac позиции Polybrush особенно слабы. Тем же методом слепого исследования рынка Кораблев ведет статистику проектов, в которых художники используют Polybrush. Из необычных вариантов ему запомнилась разработка видеоряда для концертов и вечеринок.

Опрошенные журналом РБК художники рассказали, что слышали о Polybrush, но подтвердили низкую востребованность программы в российской 3D-индустрии. «Все наши художники слышали о плагине для Unity, а о программе — единицы. В работе ее не используют»,— рассказал директор по стратегии Pixonic Никита Гук. C ним согласен дизайнер Данил Криворучко: «Не знаю никого, кто бы работал в Polybrush. Все [в России] используют стандартный пакет: 3DMax, Maya, Modo». По мнению Криворучко, для успеха Polybrush необходимо предложить пользователям «что-то существенно отличающееся от конкурентов, но востребованное в индустрии».

Кораблев не боится критики — он считает, что «если бы каждый раз слушал критику и переделывал программу, то так бы ее и не выпустил». Разработчик также не исключает, что Polybrush в будущем получит финальную версию и потребует только технической поддержки. «Разработка интереснее [чем просто рисовать], да и в дизайн я могу вернуться в любой момент», — заключает он.

Фото: Polybrush, из личного архива Арсения Кораблева

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Профессия — стример Профессия — стример

Профессия — стример. Как зарабатывать на трансляциях игр

РБК
Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги

О том, как записывались эти альбомы и об историческом контексте их появления

СНОБ
Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов

Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов

РБК
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
«Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки» «Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки»

Герман Греф о строительстве экосистемы, покупках IT-компаний и утечках

Forbes
Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов

Хорроры-антологии, которые не позволят вам от себя оторваться

Правила жизни
Как петербургский стартап «Партия еды» вырос и продался «Яндексу» Как петербургский стартап «Партия еды» вырос и продался «Яндексу»

Как «Яндекс» купил компанию «Партия еды»

РБК
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Александр Соболев: «Даже один масштабируемый пилот полностью окупает двухлетнюю работу со стартапами» Александр Соболев: «Даже один масштабируемый пилот полностью окупает двухлетнюю работу со стартапами»

Как гибкость стартапов помогает корпоративному миру внедрять новые решения

РБК
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Анатолий Белый: “Напороться на страсть любимой к другому – это страшно” Анатолий Белый: “Напороться на страсть любимой к другому – это страшно”

Встреча с приметным артистом, который ценит личную неприметность

Psychologies
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Роскошь передвижения Роскошь передвижения

Автомобиль как объект коллекционирования и инвестиционный актив

Forbes
Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете

Ледниковый шельф Уилкинса в Антарктиде демонстрирует признаки нестабильности

Inc.
Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли

Астероид Камоалева мог быть выбит с поверхности Луны в прошлом

N+1
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
Правильный вояж: Азамат Мусагалиев рассказывает, как приготовить астраханскую уху и почему Камызяк похож на кадр из фильма Кустурицы Правильный вояж: Азамат Мусагалиев рассказывает, как приготовить астраханскую уху и почему Камызяк похож на кадр из фильма Кустурицы

Больше всего Астрахань похожа на старинную резную шкатулку красного дерева

Правила жизни
Женское предпринимательство в арабских странах: как женщинам в России общаться с деловыми партнерами в Дубае Женское предпринимательство в арабских странах: как женщинам в России общаться с деловыми партнерами в Дубае

Как женщинам, особенно иностранкам, открыть свой бизнес в арабских странах

Inc.
Общество нового чипа: почему так важен технологический суверенитет в области ИИ Общество нового чипа: почему так важен технологический суверенитет в области ИИ

Почему возможность производить процессоры и микрочипы — не только преимущество

Forbes
Из центра на периферию: почему молодежь уезжает из мегаполисов Из центра на периферию: почему молодежь уезжает из мегаполисов

Почему молодежь все чаще связывает свое будущее с городами на периферии

ФедералПресс
Почему мы все усложняем: 6 внутренних причин Почему мы все усложняем: 6 внутренних причин

Откуда привычка видеть мир в черном цвете? Как изменить отношение к жизни?

Psychologies
Локальное потепление. Как в СССР пришла оттепель и что она изменила Локальное потепление. Как в СССР пришла оттепель и что она изменила

Каким урокам нас научила оттепель?

СНОБ
Как 20 минут ежедневной ходьбы изменят вашу жизнь: 9 результатов Как 20 минут ежедневной ходьбы изменят вашу жизнь: 9 результатов

Как начать больше двигаться, не меняя кардинально свой образ жизни?

Psychologies
Химики синтезировали голден Химики синтезировали голден

Шведские химики получили голден — одиночные слои золота толщиной в один атом

N+1
Александр Рогов Александр Рогов

Арт + фэшн у Рогова дома: музей редких вещей Гвасалии и Прада

Собака.ru
Бизнес вышел на охоту за инвесторами Бизнес вышел на охоту за инвесторами

О планах провести IPO заявляют компании, которые хотят усилить свой бренд

Монокль
Не только для уборки: как использовать соду для стирки и почему стоит это сделать Не только для уборки: как использовать соду для стирки и почему стоит это сделать

С какими проблемами в стирке справится сода?

VOICE
Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака

Разбираемся, как перестать нищебродствовать и начать жить

Maxim
Приложения для похудения: какое лучше, отзывы экспертов Приложения для похудения: какое лучше, отзывы экспертов

Как подсчитать калории и выбрать нужные упражнения с помощью смартфона

РБК
Как избавиться от запаха готовки в доме: 10+ надежных способов Как избавиться от запаха готовки в доме: 10+ надежных способов

Избавиться от запаха готовящейся еды может быть непросто. Несколько лайфхаков

VOICE
Открыть в приложении