Как платформенная занятость влияет на российский рынок труда
Цифровые платформы стали драйвером роста занятости и предпринимательской активности в регионах. Дальнейший рост сектора требует сбалансированного регулирования, считают эксперты

Российская платформенная экономика растет, трансформируя традиционные рынки труда и способствуя развитию региональных экономик, отмечают эксперты.
В конце июля в ходе выступления в Госдуме глава Минэкономразвития России Максим Решетников сообщал, что платформенная экономика сегодня формирует до 5% ВВП страны и стимулирует развитие традиционных отраслей. Например, по подсчетам Агентства трансформации и развития экономики (АТРЭ), в 2024 году Ozon и Wildberries обеспечили 60% всех российских инвестиций в складскую недвижимость.
В июле 2025 года в России приняли федеральный закон «О платформенной экономике», который вступит в силу с 1 октября следующего года. Закон определил, что такое цифровая платформа и как должны регулироваться отношения между участниками платформенной экономики — самими платформами, предпринимателями и исполнителями.
Цифровая платформа — это информационный посредник между заказчиком и исполнителем услуг, где встречаются продавец и покупатель, водитель и пассажир и т.д. На платформе можно обмениваться информацией, продавать товары, выполнять разные виды работ и оказывать услуги. Под это определение подходят маркетплейсы (Wildberries, Ozon и другие), транспортные сервисы (например, «Яндекс Такси»), классифайды, шеринговые платформы и др.
Как прогнозируют в АТРЭ, к 2027 году объем платформенной экономики может достичь 14,8 трлн руб. По прогнозам Минтруда, к 2030 году на платформах будут заняты 15 млн человек (25% трудоспособного населения).
Как будет регулироваться платформенная экономика
По новому закону исполнители не являются сотрудниками платформ. Они сотрудничают в формате гражданско-правовых отношений, это дает возможность исполнителю самостоятельно выбирать график, заказчика, вид услуги и т.д. Несмотря на это, у платформ и исполнителей есть обязанности. Платформа должна давать исполнителю всю необходимую информацию о том, как к ней подключиться и как выполнять разные виды услуг. Также платформа не должна нести ответственность за то, на что она физически не может влиять (например, если пользователь или исполнитель передал некорректную или ложную информацию о себе), так как только у государства есть полный доступ к данным и документам физических и юридических лиц, говорится в тексте нормативного акта.
Документ разрабатывался совместно с бизнесом, что позволило учесть отраслевую специфику и интересы всех участников платформенной экономики, подчеркивает председатель наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ (АЦП) Андрей Шаронов.
Основным механизмом контроля цифровых платформ, как указано в тексте закона, станет Реестр цифровых платформ. В него войдут только добросовестные операторы. Минэкономразвития разрабатывает требования к реестру и критерии к цифровым платформам для попадания в него. Реестр заработает к моменту вступления закона в силу.
По словам Андрея Шаронова, в него должны попасть платформы, которые соответствуют определенным критериям, не ограничиваясь при этом только крупными игроками: «Малые сервисы часто остаются без внимания, что повышает риски нарушений».
Платформы, не включенные в реестр или исключенные из него, лишатся возможности работать с исполнителями по гражданско-правовым договорам. Ожидается, что такой инструмент поможет поддержать регулирование платформенной экономики и будет способствовать снижению уровня теневой занятости.
В «Яндекс Такси» уже начали реализовывать многие требования закона «О платформенной экономике» до его вступления в силу, говорит вице-президент по корпоративным отношениям Антон Петраков: «Компания контролирует и ограничивает время работы водителей на линии, а также создала удобную систему рассмотрения спорных ситуаций — каждый водитель-партнер может обратиться с индивидуальным вопросом для пересмотра конкретного случая». Кроме того, платформа запустила проект по автоматизации перевода налогов: компания автоматически удерживает и перечисляет в государственный бюджет налоги на профессиональный доход от самозанятых водителей, добавляет эксперт.