Инициатива не наказуема: кто и как генерирует идеи
На определенном этапе развития компании понимают, что для дальнейшего движения вперед им нужны свежие идеи. Причем необязательно изобретать Tesla — иногда достаточно усовершенствовать уже существующие процессы, чтобы сделать рывок. И тогда на помощь приходят свои же сотрудники, которые как никто другой знают, как все устроено внутри
1Сколько инновационных компаний в России?
Ответ на этот вопрос дает свежее исследование Высшей школы экономики. Авторы работы Алена Нефедова и Марина Чернышева провели масштабный опрос* и выяснили, что генерируют новые идеи лишь креативное меньшинство:
- всего 9% отечественных предприятий** отличаются инновационным настроем
- лишь 6,3% россиян за последние три года выступали на своей работе с инновационными предложениями
* Опрос проводился в 2019 году среди 4,1 тыс. жителей России в возрасте 18–65 лет, занятых по найму на предприятиях и в организациях.
** По данным исследования ВШЭ «Индикаторы инновационной деятельности: 2019».
2Какими бывают инноваторы?
- Институциональные инноваторы — специалисты, которым думать о ноу-хау положено по должности.
- Добровольцы — те, кто предлагает идеи по личной инициативе.
Институциональных инноваторов больше в таких сферах, как наука, культура, тяжелая промышленность и услуги. Меньше всего — среди аграриев и силовиков.
Добровольцами сравнительно богаты наука и культура, легкая промышленность, транспорт и связь. На последних местах — образование и сельское хозяйство.
В целом среди инноваторов у добровольцев численное преимущество — 60%. То есть рождение и воплощение новшеств — это скорее личное творчество сотрудников, а не целенаправленная управленческая деятельность в компаниях.
3Чьи идеи чаще реализуются?
В 2019 году собственные предложения воплотили в жизнь почти 60% инициативных сотрудников, в первую очередь институциональные инноваторы. У добровольцев шансы в два раза ниже, подсчитали авторы исследования.
4Какие идеи предлагают инициативные сотрудники?
В основном (в 77% случаев) сотрудники желают усовершенствовать внутренние процессы в компании. Это могут быть проекты по снижению производственных затрат, улучшению дистрибуции, управления, систем мотивации и вознаграждения персонала. Реже прочего (18%) они задумываются над созданием новых товаров и услуг.
5Кто он, инноватор?
Склонность к инновационной активности зависит от характера человека, его ценностей, мышления, самооценки, способности создавать социальные связи, то есть искать союзников в лице коллег или руководителей. В российских реалиях собирательному портрету генератора идей (независимо от пола) присущи следующие черты:
- это молодой человек или среднего возраста (62% новаторов — от 26 до 45 лет)
- специалист с высшим образованием (56%)
- средний стаж работы на предприятии — более 15 лет (институциональные инноваторы) или до пяти лет (добровольцы)
- житель города, чаще областного центра (58%)
- не слишком удовлетворен своим материальным положением (79%)
6Что способствует инновационному мышлению?
Один из самых важных факторов вовлеченности сотрудников в инновационный процесс — наличие на предприятии управленческих практик, ориентированных на появление креативных проектов. Как показало исследование, в России далеко не во всех организациях действуют специальные механизмы для сбора идей, а руководство не всегда приветствует «самоорганизацию работников для решения нестандартных задач».
Только каждый пятый участник опроса сообщил, что на предприятии есть ответственные за инновации, и лишь каждый шестой — что новаторство поощряется, в том числе финансово. При этом 55% респондентов отметили, что могут свободно высказывать предложения, в том числе руководству компании (47%).
7Что мешает развитию инноваций?
- Недостаток денежных средств у компании
- Высокая стоимость нововведений
- Высокий экономический риск
- Недостаток финансовой поддержки со стороны государства
- Низкий инновационный потенциал организации
- Недостаток квалифицированного персонала
- Низкий спрос на новые товары и услуги
О том, как рождаются и реализуются инновационные идеи в ведущих компаниях страны, РБК узнал на примере РЖД, НЛМК и Unilever
РЖД
О компании
ОАО «РЖД» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Эксплуатационная длина железных дорог составляет 85,6 тыс. км, протяженность электрифицированных линий — 43,8 тыс. км. В компании работают 740 тыс. человек.
- Число сотрудников: 740 000
- Идей рационализаторов в среднем за год: ок. 40 000
- Внедренных идей: 80–85%
Как все начиналось
В настоящее время в РЖД существуют три основных направления работы с предложениями сотрудников компании — бережливое производство, рационализаторская деятельность и краудсорсинг в области управления перевозочным процессом. Каждое направление имеет собственную нормативную базу и цифровые решения для удобства подачи и рассмотрения предложений.
Кроме того, начиная с 2008 года в рамках целевой программы «Молодежь ОАО «РЖД» проводится ежегодный конкурс проектов «Новое звено». Цель конкурса — развитие инженерно-технической мысли у молодых сотрудников РЖД и повышение инициативности в работе.
Как это работает
Каждое предложение рассматривается специальными рабочими группами или проектными офисами, в состав которых входят сотрудники производственных и финансово-экономических подразделений, а также структур, ответственных за вопросы безопасности.
Как стимулируются сотрудники
Наличие или отсутствие KPI по количеству заявленных и реализованных идей зависит от конкретных направлений деятельности различных подразделений РЖД. К примеру, есть рейтинги инженерной деятельности полигонов железных дорог и дирекций, где применяются как жестко установленные показатели по количеству внедренных предложений, так и элемент соревнования.
В РЖД предусмотрены меры поощрения авторов предложений как материального, так и нематериального характера. К числу таких мер относятся выплаты поощрительного вознаграждения за создание и использование предложений по улучшению, а также награждение памятными знаками, грамотами, дипломами, ценными подарками и пр. За достижение значительных успехов в области технического творчества работникам РЖД присваиваются почетные звания «Новатор ОАО «РЖД» и «Лучший изобретатель ОАО «РЖД».
Количество поданных и реализованных идей
В рамках краудсорсинговой платформы каждый год формируются сотни инновационных предложений, в бережливом производстве их счет идет на тысячи, а рационализаторами компании ежегодно подаются порядка 30–40 тыс. предложений, из которых внедряется 80–85%.
За 12 лет проведения конкурса «Новое звено» в нем приняли участие более 16 тыс. молодых работников РЖД, студентов, преподавателей и аспирантов вузов железнодорожного транспорта, зарегистрировано более 32 тыс. проектов. Реализовано более 1 тыс. проектов, которые принесли экономические и качественные эффекты. В 2020 году для участия в конкурсе «Новое звено» подан 1951 проект (на 14,5% больше, чем в 2019 году), в составе проектных команд в конкурсе участвуют 4115 человек.
Примеры лучших идей
1. Усовершенствованная схема питания обогрева стрелочных переводов. 2. Модернизированная тележка эвакуатора для вывода подвижной единицы с изломанной осью колесной пары. 3. Система контроля отрыва опор грузоподъемного крана на железнодорожном ходу ЕДК 1000/2 при подъеме и перемещении груза. 4. Система возврата конденсата от отработанного пара в тепловую сеть.
НЛМК
О компании
Группа НЛМК — крупнейший производитель стали в России. Основная производственная площадка расположена в Липецке, другие предприятия — в Белгородской, Калужской, Свердловской областях и Алтайском крае. Помимо этого у компании есть активы в Европе, США и Индии. На предприятиях группы НЛМК занято около 53 тыс. человек.
- Число сотрудников: 53 000
- Поданных идей в 2019 году: 24 000
- Внедренных идей: 82%
Как все начиналось
До 2018 года в компании существовало множество способов подачи идей сотрудниками, но все они имели непростую процедуру оформления и реализации. В 2019 году была запущена информационная система «Банк идей НЛМК». Она упростила систему подачи предложений — зарегистрировать идею теперь можно через интернет в любом месте и с любого устройства. Есть и мобильная версия.
Как это работает
Когда у сотрудника появляется идея, он регистрирует ее в «Банке идей». К своему предложению можно приложить чертежи, схемы, рисунки. После регистрации предложение поступает на первичную экспертизу непосредственному руководителю автора. Если идея актуальна и ее описание содержательно, руководитель отправляет ее на техсовет — это совещание экспертов цеха во главе с его начальником. Они подробно рассматривают все предложения и принимают решение: реализовать или отклонить. Техсовет также принимает и организационные решения по воплощению идеи: определяет сроки реализации, руководителя проекта, источники финансирования.
Как стимулируются сотрудники
Прямых KPI по количеству поданных идей нет. Но в каждом цехе на досках визуализации в качестве амбициозных целей записаны цели по количеству поданных инициатив и инициатив с эффектом. Есть и заочное соперничество между участками и цехами, которое специально никто не организовывал и призов не устанавливал, — соревновательный дух сложился исторически.
Количество поданных и реализованных идей
В 2019 году доля вовлечения сотрудников группы НЛМК в процесс подачи инициатив составила 42%, то есть почти каждый второй сотрудник либо сам подал идею, либо стал соавтором. С 2017 по 2019 год количество инициатив увеличилось более чем в четыре раза, с 5,5 тыс. до 24 тыс. идей в год. А экономический эффект от реализованных инициатив вырос приблизительно в два раза. Всего с 2018 года принято к реализации более 36 тыс. идей, более 80% уже реализовано. Средний срок реализации идей не превышает трех месяцев, а большая часть реализуется в течение всего 30 дней.
Примеры лучших идей
1. Изменения в оборудовании и другие улучшения позволяют использовать в доменном производстве (выплавке чугуна) мелкие фракции кокса, которые ранее не использовались из-за технологических ограничений. Результат — экономия более 4 млрд руб. 2. Более точное дозирование ферросплавов позволит сэкономить около 900 млн руб. 3. Технологические улучшения на печах высокотемпературного отжига, нагревательных печах цеха горячей прокатки, агрегата отжига в цехе динамной стали, колпаковых печах цеха холодного проката позволит снизить расход электроэнергии и природного газа и получить экономический эффект почти на 400 млн руб.
UNILEVER
О компании
В России Unilever работает с 1992 года. Общий объем инвестиций в российскую экономику превысил 215 млрд руб., численность сотрудников — 4 тыс. человек. Unilever имеет производства в Тульской области (пищевая продукция и мороженое), Санкт-Петербурге (чай, косметическая продукция и бытовая химия), Екатеринбурге (косметическая продукция) и Омске (мороженое).
- Число сотрудников: 4 000
- Поданных идей в 2019 году: 2 300
- Внедренных идей: 30%
Как все начиналось
Система подачи и реализации идей внедряется на предприятиях Unilever в России с 2009 года и является частью глобальной программы «Производство мирового уровня», которая корнями уходит в японскую модель kaizen (непрерывное улучшение). На российских предприятиях система внедрялась поэтапно, последней к ней присоединилась фабрика по производству косметической продукции в Екатеринбурге — концерн «Калина», который Unilever приобрела в 2011 году.
Как это работает
До недавнего времени сотрудники фабрик писали идеи на бумажных бланках, которые опускали в специальный ящик. Еженедельно все идеи рассматривались на комитете по улучшениям. В 2019 году было разработано приложение на базе PowerApps, и сотрудники смогли подавать идеи в электронном виде. С 2020 года идеи по улучшению принимаются только в электронном виде, что исключило бумажный оборот и дало возможность сотрудникам в режиме онлайн видеть статус своих идей, комментарии к ним и дорабатывать их при необходимости. Это также ускорило процесс рассмотрения идей: теперь не нужно ждать комитета по улучшениям — ответственный за обратную связь видит предложение в момент его подачи и может сразу принять по нему решение. После согласования идеи она направляется в соответствующий отдел на реализацию.
Как стимулируются сотрудники
Ранее KPI по количеству одобренных идей и реализованных кайдзенов среди сотрудников смены выставлялись начальникам смен на производстве или руководителям подразделений. Сейчас целевые показатели по количеству поданных идей не закреплены.
За определенное количество одобренных, а впоследствии и реализованных идей можно получить денежное поощрение. При этом оценивается не столько количество предложений, сколько их качество. Кроме того, благодаря построенной системе идей и кайдзенов сотрудники чувствуют свое вовлечение в бизнес-процессы.
Количество поданных и реализованных идей
На каждом предприятии компании ведется самостоятельный учет идей. Всего на предприятиях Unilever в России за 2019 год было подано около 2300 идей, порядка 30% из них были реализованы.
Примеры лучших идей
1. Проект автоматизации вакуумной станции позволил автоматизировать процесс работы станции, исключить наличие человеческих ошибок и получить финансовую экономию. 2. На линии фасования не было никаких препятствий для прохода по транспортеру банок, перевернутых вверх дном. В результате, когда перевернутая банка доходила до машины налива, происходил облив транспортной линии массой. В результате реализации одной из идей был установлен ограничитель, который препятствует прохождению по транспортеру перевернутой банки. Как следствие — отсутствие обливов и остановок на чистку машины. 3. Установка камеры по считыванию штрих-кодов на линии фасования позволила избежать риска перепутывания этикеток на упаковке.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl