Об инвестиционном потенциале Курской области рассказал Роман Старовойт

РБКРепортаж

«Имея низкую базу, мы можем сделать резкий скачок»

Об инвестиционном потенциале Курской области рассказал врио губернатора Роман Старовойт.

Каким вы нашли регион? Его болевые точки?

Даже если посмотреть по статистике — население, площадь региона, его 46-й номер, — мы в стране где-то посередине. Об этом говорят и темпы роста, и все показатели экономики.

У нас сбалансирован бюджет, одна из самых низких бюджетных задолженностей. Развитое сельское хозяйство, которое за последние годы особенно крепко встало на ноги. Практически нет свободного земельного участка, ни гектара не купить. Только вторичный рынок — 100 тыс. руб. и выше за гектар.

В регионе развита промышленность. Локомотивы — Михайловский ГОК и Курская АЭС. Ряд предприятий работает на территории региона еще с советских времен: «Курскхимволокно», «Курскрезинотехника», «Фармстандарт-Лексредства», Курский электроаппаратный завод, «Электроагрегат» и другие. Сравнительно новое предприятие — «Композит», которое производит ленты для снегоходов и квадроциклов, резиновые трубопроводы для горнодобывающей, горноперерабатывающей промышленности и гидромеханизации; продукция экспортируется.

База неплохая. Но у населения Курской области настроение ниже среднего. То ли от усталости предыдущей власти, то ли — и мы это видим на улице — проблем с комфортной городской средой. Разбитые дороги, засилье вывесок рекламных, отсутствие единого узнаваемого дизайн-кода городов. Конечно, беспокоят относительно невысокий уровень доходов населения области, необеспеченность необходимым количеством и качеством социальной инфраструктуры. В общем, есть над чем работать. Поэтому моей задачей было сформировать команду из тех, кто имеет силы, желание, компетенции выполнять задачи по улучшению жизни курян, по формированию дополнительных источников в бюджет, в том числе для того, чтобы можно было заниматься городской средой, социальным блоком, здравоохранением.

Команда сформирована на данный момент?

Команда переходного периода сформирована: нужно было соблюсти преемственность власти, чтобы вникнуть в ситуацию с экономикой области, реализуемыми проектами. Но, безусловно, без обновления не обошлось. У нас в администрации средний возраст руководителей области был 61 год, сегодня — 47 лет. Обновление прошло без резких движений, скандалов. В этом смысле я действовал аккуратно и до сих пор так работаю, потому что понимаю, что этот корабль большой, тяжелый, и если шарахаться из стороны в сторону, то укачает всю команду.

Очевидно, чтобы сделать рывок, региону нужны дополнительные инвестиции. Как вы планируете их привлекать при наличии таких сильных соседей, как Белгородская и Воронежская области?

С сильными соседями сложнее, с одной стороны. С другой — имея низкую базу по сравнению с ними, мы можем сделать резкий скачок. Я не говорю о том, что у нас тут чистое поле. Инвестиции, безусловно, были: здесь и земля, и климат, и исторически кооперационные связи. И спрос есть, потому что кадры действительно высококлассные. Но, для того чтобы в регионе открылось второе дыхание, работа в инвестиционном блоке, на мой взгляд, велась недостаточно активно. Область плохо продвигалась, инструменты по сопровождению крупных инвестиционных проектов не применялись. Законодательство в части создания режима наибольшего благоприятствования нам пришлось менять с учетом анализа лучших региональных практик. И сегодня, как нам видится, неплохие условия для привлечения дополнительных инвестиций созданы. Предварительная сумма всех реализуемых на данный момент в регионе инвестиционных проектов составляет более 260 млрд руб.

Сейчас мы формируем новую команду Агентства по привлечению инвестиций. Одновременно заполняем промышленные парки. В регионе четыре парка, один уже практически заполнен.

Например, к нам заходит X5 Retail Group: будет строить крупнейший в Черноземье распределительный центр, откуда продукты и товары будут развозиться по регионам вокруг. Мы удобно расположены — Брянск, Орел, Воронеж, Белгород рядом. Кроме того, мы проговариваем с Х5 преференции, хотим продвигать через сеть свою сельхозпродукцию.

Санкции помогли АПК? Какие здесь точки роста?

Еще как. Небо и земля. Конечно, в первую очередь помогла государственная политика, которая развернулась в сторону сельского хозяйства. Ну и второй волной, которая нас подбросила вверх, были санкционные мероприятия. Еще десять лет назад у нас брошенный чернозем был, бурьяном весь порос. Повторю: сейчас не найдете свободного клочка земли — очень высокий спрос.

Доля продукции сельского хозяйства в валовом региональном продукте сегодня составляет 18%. По урожайности, да и многим другим позициям мы лидеры не только в Черноземье, но и с южными регионами конкурируем. Некоторые хозяйства занимаются семеноводством — «Агропромкомплектация», например. Компания «АгроТерра» к нам зашла. Мы уже имеем собственные семена.

Дальше мы смотрим в сторону переработки. Это одна из точек роста: глубокая переработка позволяет формировать добавленную стоимость.

«Агропромкомплектацией» уже введена в эксплуатацию мясохладобойня, где производится мясо свиней. Там 500 человек круглосуточно работают в смене. В этом году «Мираторг» должен закончить строительство крупнейшей в Европе мясохладобойни на 4,5 млн голов. Я сам посещаю объекты — это удивительно: на заводах стерильная чистота, процессы роботизированы.

Строятся комбикормовые заводы. «Мираторг» запустил в эксплуатацию в начале этого года завод по производству кормов для домашних животных. Первая очередь — сухие корма, второй будут консервированные. Отхода на хладобойне будет ноль: костная мука, корма для домашних животных, гепарин планируют получать.

В конце прошлого года мы подписали соглашение с компанией «Содружество», по которому в регионе будет построен крупнейший в европейской части России маслоэкстракционный завод по переработке 1 млн т сои в год. Сейчас заканчивается проектирование, в 2021 году завод должен быть введен в эксплуатацию. Производство соевого масла и шрота — экспортно ориентированное. А наращивание экспортного потенциала — в числе приоритетов региона. Так, мы уже экспортируем свинину в Гонконг, ждем открытия рынка КНР. Если это произойдет, мы на низком старте, готовы увеличивать объемы. Нам понятно, куда двигаться.

Инвестиционная привлекательность неразрывно связана с транспортной доступностью. Как у региона обстоят дела здесь?

Безусловно, мы это понимаем и работаем в этом направлении. Первое — воздушное сообщение. Аэропорт у нас старенький. Работает, но здание аэровокзала не соответствует современным нормам, а также нет стабильного расписания, которое позволило бы бизнесу оперативно решать задачи за пределами региона. Нам удалось договориться с перевозчиками, и в начале сентября у нас появится новое расписание с утренними и вечерними рейсами из Москвы и Курска. Лететь удобно — всего 45 минут. Также рассчитываем построить в 2021 году новый аэровокзальный комплекс на 100 тыс. пассажиров в год. Инвестор есть, сейчас заканчивается проектирование, далее госэкспертиза.

Второе — железная дорога. Мы договорились с РЖД создать на базе Курского железнодорожного вокзала транспортный логистический комплекс. Половину здания РЖД готовы нам передать под автовокзал. Реализация этого проекта сильно облегчит жителям и гостям логистику по региону.

И конечно, активно строим дороги. В этом году «Росавтодор» приступил к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог на четырех объектах в Курской области. Задача — до конца 2024 года довести до четырехполосного исполнения с осевым барьерным ограждением и освещением федеральную автомобильную дорогу М-2 «Крым». В первую очередь эта работа будет вестись на участках, где заканчиваются гарантийные сроки на ранее выполненные работы. Свежие двухполосные пока останутся. Но это федеральная история. Тем не менее в этой части нам тоже удастся транспортную инфраструктуру подтянуть.

По региональным дорогам. Мы активно участвуем в программе сельских дорог, которую финансируют «Росавтодор» и Министерство сельского хозяйства. По ней всем регионам ежегодно предоставляется порядка 6,5–7 млрд руб. на сельские дороги. Только мы забираем 500 млн руб. Это хороший объем, он позволяет нам подтянуть нашу региональную сеть. В целом дороги находятся в состоянии порядка 35% от норматива, это средний показатель по стране. К 2024 году по майскому указу президента мы должны довести состояние региональных дорог до 50% от норматива, а основные магистрали Курской агломерации — до 85%.

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мечта из голубых кирпичиков Мечта из голубых кирпичиков

Модель суперкара Bugatti Chiron, почти целиком построенная из кубиков Lego

Популярная механика
«Важно запасть в душу потребителю» «Важно запасть в душу потребителю»

Как государство поддерживает экспортеров

Эксперт
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
Мозг, память и чтение: как стать умнее и знать больше других Мозг, память и чтение: как стать умнее и знать больше других

Ученые сделали вывод, что объем памяти мозга человека составляет 1 петабайт

Популярная механика
Самые крупные землетрясения в истории СССР и России Самые крупные землетрясения в истории СССР и России

Землетрясения, которые лишили крова тысячи людей в СССР и России

Maxim
Тритий пошел Тритий пошел

Изотоп водорода может подарить нам батарейки, работающие годы без подзарядки

ТехИнсайдер
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
Мудборд: Арнольд Шварценеггер из восьмидесятых как эталонное воплощение стиля культуриста Мудборд: Арнольд Шварценеггер из восьмидесятых как эталонное воплощение стиля культуриста

Как выглядел Арнольд Шварценеггер в восьмидесятых и что влияло на его стиль?

Правила жизни
Ностальгический вайб: какие звезды из 1990-х переживают новую волну популярности Ностальгический вайб: какие звезды из 1990-х переживают новую волну популярности

Почему артисты, дебютировавшие около 30 лет назад, снова становятся хедлайнерами

Forbes
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
Неандертальцы изготовили артефакты из добытого в сотнях километров от стоянок обсидиана Неандертальцы изготовили артефакты из добытого в сотнях километров от стоянок обсидиана

Какой обсидиан использовали неандертальцы для изготовления каменных орудий

N+1
Просто красота Просто красота

Дизайнер Кристиан Гранде — о творческом пути в яхтенном дизайне

Y Magazine
Самовыражение в наклейке Самовыражение в наклейке

Платёжные стикеры популярны, но теряют шансы на рост

Ведомости
Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей

Каких покупателей стараются привлекать торговые центры?

Forbes
Ностальгия на волне Ностальгия на волне

Почему звезды 90-х и 2000-х снова популярны в России?

Ведомости
Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании» Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании»

Об актуальных профессиях и работе с молодыми специалистами

Ведомости
О колокольчиках в саду О колокольчиках в саду

Оказывается, не все колокольчики голубые и не у всех венчики похожи на колокола

Наука и жизнь
Правила порядка Правила порядка

Как научить детей поддерживать порядок в своей комнате, не тратя на это часы

Новый очаг
CAR-T-клетки получили прямо в организме четырех пациентов CAR-T-клетки получили прямо в организме четырех пациентов

Результаты испытаний технологии для получения противоопухолевых Т-лимфоцитов

N+1
Россия переключается на WiFi Россия переключается на WiFi

Почему подключение к домашнему WiFi требует теперь больше времени

Ведомости
Вопрос психологу: как перестать искать у себя болезни Вопрос психологу: как перестать искать у себя болезни

Почему озабоченность здоровьем может перерастать в одержимость?

Правила жизни
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку

Как организовать экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу

Inc.
В сети жалуются на укачивание в электромобилях: вот почему это происходит даже с теми, кто не страдает кинетозом В сети жалуются на укачивание в электромобилях: вот почему это происходит даже с теми, кто не страдает кинетозом

Почему в электромобилях укачивает даже людей с развитым вестибулярным аппаратом?

ТехИнсайдер
«Труды и бессонные ночи»: как женщины добивались права работать адвокатами «Труды и бессонные ночи»: как женщины добивались права работать адвокатами

Как женщины в Российской империи и Советском Союзе меняли законы

Forbes
Защищать нельзя загорать Защищать нельзя загорать

Загорать или нет? Вот в чём вопрос

Здоровье
Если вас взломали Если вас взломали

Киберстрахование – один из ключевых мировых трендов последних лет

Ведомости
Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара

Чем полезно помело и как правильно его есть?

РБК
Сити-брейк Сити-брейк

Идеальные города России для семейного уик-энда

Лиза
Неандертальцы наследили на португальских пляжах Неандертальцы наследили на португальских пляжах

Археологи обнаружили на португальском побережье отпечатки ног неандертальцев

N+1
Открыть в приложении