Об инвестиционном потенциале Курской области рассказал Роман Старовойт

РБКРепортаж

«Имея низкую базу, мы можем сделать резкий скачок»

Об инвестиционном потенциале Курской области рассказал врио губернатора Роман Старовойт.

Каким вы нашли регион? Его болевые точки?

Даже если посмотреть по статистике — население, площадь региона, его 46-й номер, — мы в стране где-то посередине. Об этом говорят и темпы роста, и все показатели экономики.

У нас сбалансирован бюджет, одна из самых низких бюджетных задолженностей. Развитое сельское хозяйство, которое за последние годы особенно крепко встало на ноги. Практически нет свободного земельного участка, ни гектара не купить. Только вторичный рынок — 100 тыс. руб. и выше за гектар.

В регионе развита промышленность. Локомотивы — Михайловский ГОК и Курская АЭС. Ряд предприятий работает на территории региона еще с советских времен: «Курскхимволокно», «Курскрезинотехника», «Фармстандарт-Лексредства», Курский электроаппаратный завод, «Электроагрегат» и другие. Сравнительно новое предприятие — «Композит», которое производит ленты для снегоходов и квадроциклов, резиновые трубопроводы для горнодобывающей, горноперерабатывающей промышленности и гидромеханизации; продукция экспортируется.

База неплохая. Но у населения Курской области настроение ниже среднего. То ли от усталости предыдущей власти, то ли — и мы это видим на улице — проблем с комфортной городской средой. Разбитые дороги, засилье вывесок рекламных, отсутствие единого узнаваемого дизайн-кода городов. Конечно, беспокоят относительно невысокий уровень доходов населения области, необеспеченность необходимым количеством и качеством социальной инфраструктуры. В общем, есть над чем работать. Поэтому моей задачей было сформировать команду из тех, кто имеет силы, желание, компетенции выполнять задачи по улучшению жизни курян, по формированию дополнительных источников в бюджет, в том числе для того, чтобы можно было заниматься городской средой, социальным блоком, здравоохранением.

Команда сформирована на данный момент?

Команда переходного периода сформирована: нужно было соблюсти преемственность власти, чтобы вникнуть в ситуацию с экономикой области, реализуемыми проектами. Но, безусловно, без обновления не обошлось. У нас в администрации средний возраст руководителей области был 61 год, сегодня — 47 лет. Обновление прошло без резких движений, скандалов. В этом смысле я действовал аккуратно и до сих пор так работаю, потому что понимаю, что этот корабль большой, тяжелый, и если шарахаться из стороны в сторону, то укачает всю команду.

Очевидно, чтобы сделать рывок, региону нужны дополнительные инвестиции. Как вы планируете их привлекать при наличии таких сильных соседей, как Белгородская и Воронежская области?

С сильными соседями сложнее, с одной стороны. С другой — имея низкую базу по сравнению с ними, мы можем сделать резкий скачок. Я не говорю о том, что у нас тут чистое поле. Инвестиции, безусловно, были: здесь и земля, и климат, и исторически кооперационные связи. И спрос есть, потому что кадры действительно высококлассные. Но, для того чтобы в регионе открылось второе дыхание, работа в инвестиционном блоке, на мой взгляд, велась недостаточно активно. Область плохо продвигалась, инструменты по сопровождению крупных инвестиционных проектов не применялись. Законодательство в части создания режима наибольшего благоприятствования нам пришлось менять с учетом анализа лучших региональных практик. И сегодня, как нам видится, неплохие условия для привлечения дополнительных инвестиций созданы. Предварительная сумма всех реализуемых на данный момент в регионе инвестиционных проектов составляет более 260 млрд руб.

Сейчас мы формируем новую команду Агентства по привлечению инвестиций. Одновременно заполняем промышленные парки. В регионе четыре парка, один уже практически заполнен.

Например, к нам заходит X5 Retail Group: будет строить крупнейший в Черноземье распределительный центр, откуда продукты и товары будут развозиться по регионам вокруг. Мы удобно расположены — Брянск, Орел, Воронеж, Белгород рядом. Кроме того, мы проговариваем с Х5 преференции, хотим продвигать через сеть свою сельхозпродукцию.

Санкции помогли АПК? Какие здесь точки роста?

Еще как. Небо и земля. Конечно, в первую очередь помогла государственная политика, которая развернулась в сторону сельского хозяйства. Ну и второй волной, которая нас подбросила вверх, были санкционные мероприятия. Еще десять лет назад у нас брошенный чернозем был, бурьяном весь порос. Повторю: сейчас не найдете свободного клочка земли — очень высокий спрос.

Доля продукции сельского хозяйства в валовом региональном продукте сегодня составляет 18%. По урожайности, да и многим другим позициям мы лидеры не только в Черноземье, но и с южными регионами конкурируем. Некоторые хозяйства занимаются семеноводством — «Агропромкомплектация», например. Компания «АгроТерра» к нам зашла. Мы уже имеем собственные семена.

Дальше мы смотрим в сторону переработки. Это одна из точек роста: глубокая переработка позволяет формировать добавленную стоимость.

«Агропромкомплектацией» уже введена в эксплуатацию мясохладобойня, где производится мясо свиней. Там 500 человек круглосуточно работают в смене. В этом году «Мираторг» должен закончить строительство крупнейшей в Европе мясохладобойни на 4,5 млн голов. Я сам посещаю объекты — это удивительно: на заводах стерильная чистота, процессы роботизированы.

Строятся комбикормовые заводы. «Мираторг» запустил в эксплуатацию в начале этого года завод по производству кормов для домашних животных. Первая очередь — сухие корма, второй будут консервированные. Отхода на хладобойне будет ноль: костная мука, корма для домашних животных, гепарин планируют получать.

В конце прошлого года мы подписали соглашение с компанией «Содружество», по которому в регионе будет построен крупнейший в европейской части России маслоэкстракционный завод по переработке 1 млн т сои в год. Сейчас заканчивается проектирование, в 2021 году завод должен быть введен в эксплуатацию. Производство соевого масла и шрота — экспортно ориентированное. А наращивание экспортного потенциала — в числе приоритетов региона. Так, мы уже экспортируем свинину в Гонконг, ждем открытия рынка КНР. Если это произойдет, мы на низком старте, готовы увеличивать объемы. Нам понятно, куда двигаться.

Инвестиционная привлекательность неразрывно связана с транспортной доступностью. Как у региона обстоят дела здесь?

Безусловно, мы это понимаем и работаем в этом направлении. Первое — воздушное сообщение. Аэропорт у нас старенький. Работает, но здание аэровокзала не соответствует современным нормам, а также нет стабильного расписания, которое позволило бы бизнесу оперативно решать задачи за пределами региона. Нам удалось договориться с перевозчиками, и в начале сентября у нас появится новое расписание с утренними и вечерними рейсами из Москвы и Курска. Лететь удобно — всего 45 минут. Также рассчитываем построить в 2021 году новый аэровокзальный комплекс на 100 тыс. пассажиров в год. Инвестор есть, сейчас заканчивается проектирование, далее госэкспертиза.

Второе — железная дорога. Мы договорились с РЖД создать на базе Курского железнодорожного вокзала транспортный логистический комплекс. Половину здания РЖД готовы нам передать под автовокзал. Реализация этого проекта сильно облегчит жителям и гостям логистику по региону.

И конечно, активно строим дороги. В этом году «Росавтодор» приступил к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог на четырех объектах в Курской области. Задача — до конца 2024 года довести до четырехполосного исполнения с осевым барьерным ограждением и освещением федеральную автомобильную дорогу М-2 «Крым». В первую очередь эта работа будет вестись на участках, где заканчиваются гарантийные сроки на ранее выполненные работы. Свежие двухполосные пока останутся. Но это федеральная история. Тем не менее в этой части нам тоже удастся транспортную инфраструктуру подтянуть.

По региональным дорогам. Мы активно участвуем в программе сельских дорог, которую финансируют «Росавтодор» и Министерство сельского хозяйства. По ней всем регионам ежегодно предоставляется порядка 6,5–7 млрд руб. на сельские дороги. Только мы забираем 500 млн руб. Это хороший объем, он позволяет нам подтянуть нашу региональную сеть. В целом дороги находятся в состоянии порядка 35% от норматива, это средний показатель по стране. К 2024 году по майскому указу президента мы должны довести состояние региональных дорог до 50% от норматива, а основные магистрали Курской агломерации — до 85%.

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Трансформируем транспорт — трансформируем жизнь Трансформируем транспорт — трансформируем жизнь

Устойчивая тенденция последних лет — развитие общественного транспорта

Наука и жизнь
Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую

Как маленькая квартира может стать больше большой

Inc.
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Чем опасен искусственный интеллект и почему сверхразум может уничтожить людей всего за одну секунду Чем опасен искусственный интеллект и почему сверхразум может уничтожить людей всего за одну секунду

Почему сверхразум может уничтожить людей всего за одну секунду

Esquire
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Рокетмен Рокетмен

Как сделать из сноуборда реактивный стенд для испытаний?

Популярная механика
Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить

Какие типы старения лица и организма существуют?

РБК
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем

Как помочь своему организму заснуть?

Maxim
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Как накормить искусственный интеллект Как накормить искусственный интеллект

Как обеспечить непрерывную работу ИИ и центров обработки данных?

Ведомости
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Открыть в приложении