Почему облака стали доминировать в ИТ

РБКHi-Tech

Евгений Колбин: «Кто откладывал миграцию в облако, поменяли свои планы»

Беседовала Юлия Макарова

Несмотря на общее снижение выручки ИТ-компаний в 2020 году, рынок облачных сервисов продолжает показывать рост в десятки процентов. Потребность в этих услугах будет увеличиваться и дальше благодаря стартапам, новым технологиям (таким как искусственный интеллект, 5G, интернет вещей) и миграции в облако крупных компаний, ожидает гендиректор SberCloud Евгений Колбин. В интервью РБК он рассказал, почему облака стали доминировать в ИТ, о роли SberCloud в экосистеме «Сбера» и о том, как связаны искусственный интеллект и облачные технологии.

Компания SberCloud создана Сбербанком в 2019 году и является облачной экосистемной платформой «Сбера». Компания предлагает широкую линейку инфраструктурных и платформенных облачных сервисов, а также инструменты для работы с искусственным интеллектом, базирующиеся на ресурсах суперкомпьютера «Кристофари» — самого мощного вычислительного кластера России. Информационно-технологические платформы и услуги SberCloud являются основой цифровой экосистемы «Сбера», а также предоставляются внешним клиентам — компаниям и государственным организациям.

«Благодаря облакам интернет-индустрия успешно прошла стресс-тест»

РБК: Какие основные изменения и тренды на облачном рынке вы отмечаете?

Е.К.: Рынок облачных услуг растет, причем очень высокими темпами. Исследовательские компании Gartner и IDC оценивают этот рост в 27–30% год к году. Но растет он в разных сегментах очень неравномерно. На наш взгляд, традиционные облачные провайдеры, которые предоставляют базовые инфраструктурные услуги, такие как, например, виртуальный ЦОД, будут расти чуть медленнее. Это очень хорошо видно на примере такой услуги, как коллокация (размещение оборудования клиента в дата-центре или аренда такого оборудования в ЦОДе). А те, кто предлагает продвинутые платформенные облачные сервисы, на которые постоянно увеличивается спрос, покажут очень быстрый рост, заметно превышающий средние значения по рынку. Среди примеров таких компаний — Mail.ru, «Яндекс», МТС. И, конечно, SberCloud, которая относится именно к этой группе поставщиков облачных услуг.

В целом сохранится тенденция перехода от использования собственной инфраструктуры к облачной. Этот процесс идет, он не такой быстрый, как рост самого облачного рынка, потому что многие новые бизнесы сразу строятся на облачных платформах. Но здесь тоже видна положительная динамика. По последним данным, в мире приблизительно $180 млрд было потрачено на собственную инфраструктуру, но эта цифра ежегодно снижается на 10%.

Фактор COVID-19 тоже спровоцировал рост бизнеса облачных провайдеров. Многие потребительские сервисы сейчас строятся на основе облачной инфраструктуры и решений. И если на них растет спрос, то утилизируется больше облачной инфраструктуры. К примеру, число пользователей Zoom на фоне пандемии выросло в десятки раз. То же самое произошло с интернет-магазинами, сервисами коллективной работы и развлекательными онлайн-сервисами, в том числе российскими. Если бы не облачная архитектура, то многие популярные интернет-ресурсы, получившие во время пандемии резкий приток пользователей, просто «легли» бы. Во многом благодаря облакам мировая интернет-индустрия успешно прошла весенний стресс-тест. Это произвело на бизнес сильное впечатление и значительно подтолкнуло нашу область к росту. Те, кто откладывал миграцию в облако на потом, поменяли свои планы. Сейчас, как я уже говорил, темп роста облачной индустрии значительно выше, чем в большинстве других отраслей экономики.

Конечно, у компаний нет необходимости переходить в облако ради самого перехода. Для них такой переход нужен, чтобы их ИТ-системы стали более масштабируемыми и снялась «головная боль» по обновлению и поддержке инфраструктуры.

РБК: Внутренние корпоративные облака, которые есть у многих крупных компаний, легко комбинируются с инфраструктурой провайдера?

Е.К.: Можно создавать гибридные облака, для этого уже есть подходящие технические решения и стратегии миграции. Сложность или простота создания гибридного облака определяется архитектурой ИТ-систем компании, количеством в них старых (legacy) компонентов и, конечно, возможностями облачного провайдера.

РБК: А какие потребности у стартапов?

Е.К.: У стартапов и других молодых компаний нет наследия в виде собственной аппаратной и программной инфраструктуры. Они сразу могут использовать продвинутые облачные сервисы — управляемые базы данных, автоматическое масштабирование, инфраструктуру как код и пр. У нас тоже есть широкий набор таких сервисов, мы эту платформу называем SberCloud.Advanced.

На ней представлено более 40 разных облачных продуктов, которые позволяют облегчить задачи разработчиков, инженеров, отвечающих за создание и работу ИТ-системы бизнес-юнитов. Часто мы сильно опережаем потребности рынка.

«В облаках больше синергии, чем прямой конкуренции»

РБК: Многие технологические стартапы нацеливаются на западные рынки. Что могут предложить им российские провайдеры?

Е.К.: Для стартапов, особенно технологических, важен контроль их затрат. Если компания видит основным потребителем услуг рынок США или страны Евросоюза, то свою ИТ-инфраструктуру ей надо размещать там, потому что во многих странах есть ограничения с точки зрения законодательства по обработке персональных данных. Но, например, стенды разработки и тестирования — а они часто требуют ничуть не меньше ИТ-ресурсов — можно размещать там, где это будет дешевле.

Если сравнивать нас с той же Amazon, то сопоставимые услуги у нас дешевле в 1,5– 3 раза. Несколько месяцев назад наша платформа значительно выросла, и это позволило нам снизить цены приблизительно на 40%.

В России, как и в других странах, тоже есть ограничения по персональным данным. По закону данные российских потребителей должны размещаться на территории РФ. Часть компаний — около 20% российского облачного рынка — это зарубежные провайдеры, но их потребители находятся в России. Им нужно вынести сюда всю историю с персональными данными, чтобы соблюдать требования российских регуляторов. Мы для себя видим в этом бизнес-возможность: такие компании могут стать нашими клиентами.

РБК: Вы не опасаетесь конкуренции со стороны зарубежных технологических гигантов?

Е.К.: Это не всегда конкуренция, можно работать и в партнерстве. Например, мы создавали платформу SberCloud.Advanced в партнерстве с Huawei, а суперкомпьютер «Кристофари» — в партнерстве с NVIDIA и другими крупнейшими технологическим компаниями.

Я думаю, что зарубежные игроки облачного рынка, планируя расширение бизнеса, всесторонне оценивают риски. Наш рынок привлекателен для этих провайдеров, но по различным причинам кто-то из них работает в России, а кто-то нет. С нашей точки зрения, здесь больше возможностей для синергии, чем прямой конкуренции. Мы заинтересованы в том, чтобы люди, которые живут и работают в России, используют облачную инфраструктуру Amazon, стали пользоваться и нашими сервисами. Мы предлагаем облачные услуги мирового уровня по очень доступным ценам.

РБК: Как меняются цены на облачные сервисы по мере развития рынка? Может ли сложиться такая ситуация, что в России будут самые удобные и дешевые облака в мире?

Е.К.: Почему бы и нет? Тот же мобильный интернет в России сейчас и быстрый, и дешевый. По соотношению цена/качество — один из самых привлекательных в мире. Если говорить об облаках, то AWS (Amazon Web Services) с 2006 года приблизительно 60 раз снижала свои цены. В России мы видим такой же тренд.

Возможность снижения цены зависит от двух вещей. Первое — объем твоего бизнеса. Чем он больше, тем проще управлять его доходностью и маржинальностью. Второе — наличие сервисов с добавленной стоимостью в твоем портфеле. Потому что, как только ты становишься поставщиком услуг PaaS (platform-as-a-service), маржинальность значительно повышается. Цены на базовую инфраструктуру уже сейчас ведут себя почти как на рынках commodities. У большинства облачных провайдеров они будут очень близки, разница будет зависеть только от объема бизнеса.

Изменения курсов валют тоже накладывают свой отпечаток. Все, кто продает свои услуги за рубли, становятся сейчас более конкурентоспособными.

РБК: Могут ли зарубежные потребители начать массово использовать недорогие российские облака?

Е.К.: Как я уже говорил, зарубежные компании, работающие в России, часто используют российские облачные сервисы, чтобы соответствовать требованиям закона о персональных данных.

Кроме того, Россия достаточно сильна вовсем, что связано с искусственным интеллектом. У нас отличные практические разработки в этой области, есть сильная научная школа, вузы, которые готовят отличных математиков и специалистов по работе с большими данными.

В этом сегменте мы тоже можем предложить высококонкурентные продукты. Наша облачная платформа для работы с искусственным интеллектом AI Cloud базируется на самом производительном российском суперкомпьютере «Кристофари». Это мощнейший вычислительный комплекс, который сейчас входит в топ-40 всех суперкомпьютеров мира. Он доступен из облака и уникален в своем роде. Обычно суперкомпьютеры строятся под какую-то одну задачу, для определенной компании или организации. Мы же даем возможность нашим клиентам использовать его ресурсы для обсчета ИИ-моделей.

В начале декабря на конференции по искусственному интеллекту AI Journey мы представили абсолютно новый, инновационный продукт — ML Space. Это облачная платформа полного цикла разработки и реализации AI-сервисов. Она дает специалистам по Data Science совершенно новые возможности, а также на порядки сокращает и упрощает использование технологий ИИ бизнесом. Мы в SberCloud уверены, что ML Space конкурентоспособна не только на российском, но и на мировом рынке.

«Экосистема — это не монолит и не набор одинаковых бизнес-подразделений»

РБК: Компании по всему миру массово создают собственные экосистемы. Какую роль в этом играют облака?

Е.К.: Экосистема отличается от холдинга тем, что предполагает глубокую интеграцию брендов, продуктов, процессов. Все это должно быть выстроено на какой-то единой технологической платформе, и оптимальный фундамент для нее — это облако. Пока не придумали другого способа объединить все на таком уровне — все должно быть взаимосвязано в облаках. Сегодня это доминирующая технология для решения таких задач.

При этом какая-то часть экосистемы может находиться в частном облаке, какая-то — в публичном. Но главное, что переход в облако провайдера позволяет компании обмениваться данными на единой платформе. Например, Data Science состоит больше в подготовке и очистке данных, нежели в обучении самой модели. А использование облачных сервисов очень сильно облегчает эту работу. И позволяет разным компаниям, входящим в экосистему, использовать ровно то, что нужно, для повышения выручки и эффективности. Ведь в этом и состоят две основные бизнес-задачи любой компании — зарабатывать больше денег и меньше тратить.

РБК: Какую роль экосистема «Сбера» играет в развитии SberCloud?

Е.К.: Ядро нашей экосистемы — это Сбербанк, у него 2,7 млн потребителей — юридических лиц, а мы работаем в b2b-бизнесе. Многие компании в экосистеме развиваются очень динамично. Например, Okko и Delivery Club показывают кратный рост в короткие периоды времени. Для большинства компаний экосистемы использование облачных сервисов — естественный процесс, а для нас это и текущие, и потенциальные потребители наших облачных услуг.

РБК: Насколько сложным был переход в облако для экосистемы «Сбера» и что это дало?

Е.К.: Экосистема — это не монолит и не набор одинаковых бизнес-подразделений. Это множество разных компаний с разными потребностями и продуктами. Но им нужен универсальный набор инструментов, позволяющих решать основные технологические задачи. Для кого-то, кто только стартовал, миграция в облако вообще не была проблемой. Для кого-то более зрелого переезд в облако еще не завершен. Пока нельзя взять и констатировать, что вся система — уже в облаке. Это процесс, который будет продолжаться. Сейчас у компаний экосистемы есть общее понимание, что миграция в облако необходима. И это уже не маркетинговая гипотеза, а осознанная внутренняя бизнес-потребность каждой компании.

«Наш бизнес объединяет правильных людей»

РБК: В некоторых странах в облака мигрируют в первую очередь государственные организации. Есть ли у госорганизаций в России понимание, что им тоже нужно в облака?

Е.К.: Понимание есть, но в государственном секторе более сложное ИТ-наследие, чем в коммерческом. Там еще есть специфические программные комплексы, неспособные работать в облаке. Все это осложняет процесс, но я уверен, что активное использование облачных технологий в госсекторе — это вопрос времени.

Достаточно много ведомств как на федеральном, так и на региональном уровнях используют облачные сервисы, в том числе и SberCloud. Отмечу, что государственные организации уже сами приходят к пониманию эффективности использования облаков.

РБК: Значит, технологические препятствия для них преодолимы?

Е.К.: Да, но в законодательстве остаются еще определенные сложности с системой закупок. Все ограничения, конечно, оправданны с точки зрения борьбы с коррупцией. Но с точки зрения технологического прогресса было бы здорово, если бы государство научилось покупать сервисы по модели payasyou-go, то есть по мере потребления. Это было бы в первую очередь выгодно самому государству. Сейчас закон требует, чтобы сумма оплаты копейка в копейку совпала с суммой контракта.

РБК: SberCloud работает на рынке два года. Что для вас стало главным итогом этой работы?

Е.К.: Почти два года назад мы начинали практически с нуля. Мы растем значительно быстрее рынка, сейчас у нас запущены три основные платформы. Во-первых, это облачные сервисы для крупного бизнеса. Очень надежные, с высоким SLA (уровнем отказоустойчивости. — РБК), возможностью аварийного восстановления, в том числе и в нашем облаке, и всем набором атрибутов, требующихся еnterprise-бизнесу.

Вторая история, которую мы запустили, это SberCloud.Advanced. На этой облачной платформе собрано очень большое количество сервисов, нацеленных не только на крупный бизнес, но и на МСБ, и на стартапы. Это компании, которые готовы создавать свои продукты на платформе, используя все преимущества облачных технологий, такие как экономическая эффективность, возможность простого и быстрого масштабирования бизнеса, высокая скорость вывода продуктов и услуг на рынок.

Также мы построили суперкомпьютер «Кристофари» и самостоятельно разработали уникальную облачную платформу AI Cloud для работы с искусственным интеллектом, которая позволяет максимально эффективно и удобно использовать «Кристофари» из любой точки мира, где есть интернет.

Еще раз упомяну наш новый продукт ML Space — уникальную облачную платформу для работы с AI и единственный в мире облачный сервис, позволяющий организовать распределенное обучение программных моделей (нейросетей) на 1000+ GPU (графических процессорах).

SberCloud начинала с командой из трех человек, сейчас нас почти четыреста. И нам кажется, что наш бизнес очень перспективный, быстрорастущий и технологичный. Это объединяет вокруг компании правильных людей.

«У SberCloud очень амбициозные планы»

РБК: Какие заблуждения или стереотипы об облаках вас больше всего раздражают?

Е.К.: Есть несколько устаревших стереотипов, например — никогда не трогай то, что работает. Немало ИТ-специалистов внутри компаний еще не готовы к изменениям, потому что видят угрозы для своей роли в организации при переходе в облако. Это до сих пор является барьером. Бывает так, что менеджмент хочет перейти в облака, выделяет на это деньги, но в итоге на уровне исполнителей процесс стопорится.

Раньше было популярно убеждение, что мигрировать в облако вообще опасно. Потеряется контроль над ИТ-инфраструктурой, ИТ-система упадет, «мы все умрем» и пр. Сейчас это точка зрения меньшинства ИТ- и бизнес-сообщества, но она все еще существует.

Есть еще стереотип, связанный с услугой коллокации. Почему-то эта услуга до сих пор считается частью облачного бизнеса. Да, в арендованных или размещенных серверах можно создать частное облако и даже объединить его в гибридное, но, по сути, это не предоставление облачных услуг, а банальная сдача в аренду «железа» или стоек в дата-центре. В моем понимании облачный бизнес — это высокотехнологичные облачные сервисы, с помощью которых наши клиенты создают новые классные продукты, совершенствуют свои бизнес-процессы и, конечно, более эффективно используют свои финансовые и трудовые ресурсы.

РБК: Сколько понадобится времени, чтобы сдвинуть эту парадигму?

Е.К.: На западных рынках сдвиг уже произошел. Там переезд в облако — это попытка сесть в последний вагон. Думаю, у нас в России это займет не очень большой период времени. Большое значение играют «истории успеха». Если твои коллеги и конкуренты по бизнесу пользуются облаком, то, наверное, это не просто так.

Многое будет зависеть и от позиции государства. Если оно подаст пример, пойдет в облака, то процесс ускорится.

РБК: Как будет развиваться облачный рынок и SberCloud в ближайшие пять лет?

Е.К.: Думаю, что облачный рынок будет расти значительно быстрее большинства ИТ-секторов, особенно рынок продвинутых сервисов.

Сейчас мы наблюдаем старт нескольких важных технологий, таких как искусственный интеллект, 5G, IoT, беспилотные автомобили. Все эти технологии генерируют огромное количество данных, с которыми нужно уметь работать, обрабатывать их, строить различные модели.

Получить ИТ-системы, способные справиться с таким объемом данных, бизнес и государство смогут только в облаке. Никакой разумной, экономически обоснованной альтернативы облачным технологиям при решении таких задач просто нет.

Кроме того, появляется много новых инструментов в e-commerce. Там, где раньше было фото, теперь видео. Или, к примеру, пользователь может посмотреть в камеру и виртуально примерить что-то из одежды. Это все результат работы технологий, которым нужно в онлайне посмотреть на человека, оцифровать его образ, надеть на него платье и сделать картинку в 3D.

Самостоятельно развивать такие технологии внутри компаний крайне сложно. Нужно вкладываться в софт, оборудование, которое быстро устаревает: только купил, а уже пора покупать новое. А облачный провайдер может распорядиться этим оборудованием более эффективно и отдать его под какие-то другие задачи, менее ресурсоемкие.

Сейчас я назвал только несколько технологий. Но их значительно больше. Думаю, на все эти технологии в России будет спрос. Если он будет, то и наш облачный рынок продолжит расти просто драматическим образом.

У SberCloud очень амбициозные планы. Мы по-прежнему намерены расти значительно быстрее рынка по выручке и запускать новые облачные сервисы. Особым приоритетом станет PaaS и AIaaS, то есть платформенные сервисы и облачные инструменты для работы с искусственным интеллектом.

Мы уже сейчас предлагаем нашим пользователям лучшие продукты в этих направлениях, но на достигнутом останавливаться не собираемся.

Евгений Колбин, генеральный директор SberCloud. Возглавляет компанию с января 2020 года, в структуре Сбербанка работает с ноября 2014-го. Руководил дивизионом «Цифровой корпоративный банк» в блоке КИБ. Участвовал в создании нового интернет-банка для юридических лиц, продуктов дистанционного обслуживания для корпоративных клиентов и в развитии экосистемы небанковских сервисов «Сбербанк Бизнес Онлайн». Входит в совет директоров «дочки» Сбербанка Sber Solutions, которая занимается аутсорсингом бизнес-процессов. До прихода в Сбербанк около 16 лет работал в банке Citi (Россия), в том числе на должности вице-президента, директора по ИТ.

Фото: Владислав Шатило для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

IPO с нулевой суммой IPO с нулевой суммой

Кто платит за праздник доходностей на рынке первичных размещений

Forbes
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Том Сзаки: «Хороших покупок не бывает» Том Сзаки: «Хороших покупок не бывает»

Почему любая покупка вредит природе

РБК
Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был

Кто создал iPhone, как он выглядел и сколько стоил

Цифровой океан
Gram против доллара Gram против доллара

Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам закрыла проект Павла Дурова TON

Forbes
В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта

Почему в теннисе считают 15-30-40? Ликбез от «Сноба»

СНОБ
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли

Как быстро убрать пыль в доме?

VOICE
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
«От саванны до дивана: Эволюционная история кошек» «От саванны до дивана: Эволюционная история кошек»

Почему внешность домашних кошек разнообразнее, чем у их предков

N+1
Гипотезы потребления Гипотезы потребления

Венчурный фонд, запущенный основателем «Вкусвилла», должен сделать мир лучше

Forbes
Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу? Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу?

Что важно знать о поллинозе, чтобы пережить период активного цветения растений

Maxim
Нейросеть GPT-3: «Роботы никогда не заменят потребность в людях» Нейросеть GPT-3: «Роботы никогда не заменят потребность в людях»

Собеседник РБК — третье поколение алгоритма по обработке естественного языка

РБК
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Вячеслав Дубынин: «В нас конкурируют две программы — безопасности и любопытства» Вячеслав Дубынин: «В нас конкурируют две программы — безопасности и любопытства»

О разрушении модели мира, неопределенности и извлечении пользы из тревожности

РБК
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Эра человечности Эра человечности

Пандемия и удаленка меняют отношения между сотрудниками

Forbes
Встречаем Пасху Встречаем Пасху

Лови идеи, как необычно покрасить яйца натуральными красителями

Лиза
Геннадий Сахаров: «Цифровизация как фундамент стройкомплекса» Геннадий Сахаров: «Цифровизация как фундамент стройкомплекса»

Какие компетенции сегодня нужны строителям и где их взять

РБК
«Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года «Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года

«Претенденты»: злой и хулиганский ромком от Луки Гуаданьино

Правила жизни
«Слон» на трансзвуке «Слон» на трансзвуке

Грузовая авиация работала, спасая мировую экономику

Популярная механика
Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье

Основные причины финансовых разногласий в парах

Inc.
Меняю автомат на беспилотник Меняю автомат на беспилотник

Первое боестолкновение, где решающую роль сыграли беспилотные дроны

Популярная механика
Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться

Щавель насыщен витаминами и органическими кислотами, а потому очень полезен

РБК
Не ровен час Не ровен час

Зачем нужно точно измерять время и почему рабочие невзлюбили часы

Forbes
Обычные подозревающие Обычные подозревающие

10 главных параноиков мирового кино

Weekend
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться

Почему на коже женщин появляются растяжки и как их профилактировать?

Psychologies
Оксфорды, но не броги. Виды классической мужской обуви Оксфорды, но не броги. Виды классической мужской обуви

Обзор мужской обуви, в которой должен разбираться настоящий джентльмен

Playboy
Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг

Почему нам всем нужно больше ходить?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении