Мурад Османн и Илья Стюарт тратят деньги от рекламы на авторское кино

РБКБизнес

Джентльмен-фильм

Мурад Османн и Илья Стюарт тратят деньги от рекламы на авторское кино

Настя Березина

«Илья часто говорит, что продакшн-компания [производитель видеоконтента для ТВ и кино. — РБК] должна уметь работать из гаража, то есть в любой момент переехать, перестроиться, остаться без помещения, но производить контент такого же высокого качества», — рассказывает в интервью журналу РБК сооснователь компании Hype Production Мурад Османн.

С партнером по бизнесу Ильей Стюартом он познакомился 12 лет назад во время учебы в Великобритании. Вернувшись в Москву, предприниматели в 2011 году решили снимать рекламные ролики. Стюарт на тот момент успел поработать в российском офисе агентства BBDO (возглавляла офис его мать Элла Стюарт), Османн — запустить Instagram-проект о путешествиях Follow Me To. Вместе они основали Hype Production. Сегодня компания снимает рекламу, клипы и кино.

Главный актив Hype Production — пул режиссеров-партнеров. В него входят кинорежиссер Резо Гигинеишвили, клипмейкер Айсултан Сеитов и др. Продюсеры отбирают их «на собственный вкус» и заключают «джентльменское соглашение», без официального контракта, рассказывает Стюарт. «Мы чуть ли не единственная компания в России, которая работает по западной модели, — находим талантливых режиссеров, даем им возможность обучиться, а затем продаем нас как единый проект», — объясняет он.

Стюарт и Османн называют бизнес «бутиковым». «Это не завод по производству контента, гигантский и неповоротливый, а группа из 20 человек, которые тонко чувствуют, что вам надо», — говорит Илья.

Большую часть доходов компания получает от съемок рекламы. За семь лет «бутик» выпустил более 500 роликов для клиентов масштаба Nike, Google, Shell и Capital Group. Выручку продюсеры не раскрывают. По их словам, на третьем году работы инвестиции окупились и «Hype стал бизнесом». По данным СПАРК, в 2012– 2014 годах компания работала практически «в ноль», а выручка выросла с 85 млн до 235 млн руб. (после 2014-го юрлица Hype Production финансовые показатели не раскрывали).

Кино как стартап

Если реклама для Hype Production — бизнес, то кино — его противоположность, «стартап», смеются партнеры. «Мы позволяем себе экспериментировать в этой нише благодаря тому, что внутри Hype есть структура, которая зарабатывает», — объясняет Османн. Если для рекламы компании нужны режиссеры, которые «умеют находить компромисс», то в кино важнее «бескомпромиссность автора», добавляет Стюарт.

Продюсеры работают по нестандартной модели: из прибыли Hype Production и собственных накоплений они финансируют только разработку сценария и начальные этапы кинопроцесса (кастинг и др.). В съемки фильма Стюарт и Османн не вкладываются — привлекают внешних партнеров, чьи имена даже не всегда афишируются, и более крупных производителей контента. «Это самая практичная позиция. Она страхует нас от потерь, но позволяет заработать на интеллектуальных вложениях», — объясняет Стюарт.

Старшие «кинопартнеры» Ильи и Мурада — студия Art Pictures Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского, а также кинокомпания «Водород». Вместе они сняли режиссерский дебют Александра Молочникова «Мифы» — по словам Стюарта, идея фильма родилась «внутри Hype». Раскрыть инвестиции в проект стороны отказались. Права на «Мифы» принадлежат Art Pictures, уточнил Стюарт. При бюджете 72 млн руб. картина собрала в прокате 50 млн руб.

Art Pictures не только взяли на себя финансовые риски проекта Молочникова, но и «подкинули» Стюарту и Османну Олега Трофима — режиссера «Льда», одного из самых кассовых российских фильмов [более 1 млрд руб. сборов при бюджете 150 млн руб. — данные «Кинопоиска»]. Для Hype Трофим снимает рекламу. «Нам выгодно, что коммерчески успешный режиссер работает с нами», — подчеркивает Стюарт.

Старший товарищ

Самое громкое имя в пуле режиссеров Hype Production — Кирилл Серебренников. В 2016-м компания помогла ему собрать финансирование под съемки фильма «Ученик». Лента получила приз независимой прессы в Каннах, а Серебренников в интервью Forbes так описывал сотрудничество: «Бюджет собирали наши продюсеры во главе с Ильей Стюартом. Уже шли съемки… а он то и дело подходил и предлагал встретиться с новыми инвесторами. Они приезжали прямо на съемочную площадку, видели, что процесс идет… и давали деньги». Собрали 75 млн руб. «Вдолгую» фильм окупился, утверждает Стюарт. Данные о сборах этого не подтверждают: касса «Ученика» составила вчетверо меньше бюджета. Тем не менее компания «невероятно гордится, что ассоциируется с этим режиссером», подчеркивает Стюарт. Серебренникова он называет «старшим товарищем»: «Кирилла Семеновича знаю практически с детства. Это друг семьи».

Последний пример сотрудничества сторон — фильм «Лето», участник основного конкурса Каннского фестиваля 2018 года (на момент отправки номера в печать лауреаты еще не были известны). «Мы принесли Кириллу Семеновичу сценарий, его делали долго, это был настоящий производственный ад. Несмотря на то что это абсолютно неочевидная для него эпоха, он сказал: «Поехали». Изучил, вник и сделал проект полностью своим», — рассказывает Стюарт.

Мировая премьера «Лета» состоялась без участия режиссера: с конца августа Серебренников находится под домашним арестом по делу о хищении бюджетных средств в рамках проекта «Седьмая студия». Стюарт надеется на благополучный итог разбирательства: «Верим, что все недоразумения [с Серебренниковым] разрешатся, и мы продолжим вместе покорять мировой кинематограф».

Это не просто слова: основатели Hype Production всерьез мечтают завоевать международный кино-рынок. Для этого они готовы работать с зарубежными командами и делать фильмы на английском языке. Первым опытом стал англоязычный режиссерский дебют Алисы Хазановой «Осколки» (Middleground).

«Мы сознательно делаем кино не для классического кинопроката, а скорее фестивальное. Но не непонятный, недоступный зрителю артхаус. Нам просто интересно авторское высказывание», — заключает Стюарт.

Фото: Арсений Несходимов для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мы вступаем в совершенно новую эпоху, движимую искусственным интеллектом» «Мы вступаем в совершенно новую эпоху, движимую искусственным интеллектом»

Какие надежды визионеры возлагают на науку в будущем

РБК
Одежда и надежды Одежда и надежды

Красивые книги о моде

Weekend
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Позитивные вибрации: плюсы и минусы дизельной модификации пикапа JAC T9 Позитивные вибрации: плюсы и минусы дизельной модификации пикапа JAC T9

JAC T9: настоящие внедорожники еще выпускают

ТехИнсайдер
На своем языке На своем языке

Как говорить, чтобы тебя услышали: техника осознанной речи

Лиза
Пушки или масло Пушки или масло

Как технологии двойного назначения помогли послевоенной конверсии

Эксперт
Нехимические зависимости: что это такое, как их распознать и победить Нехимические зависимости: что это такое, как их распознать и победить

Вы просыпаетесь и сразу тянетесь к телефону?

Maxim
Цветовые ошибки: как один оттенок способен испортить весь интерьер Цветовые ошибки: как один оттенок способен испортить весь интерьер

Какие ошибки в выборе цвета стен способны испортить весь интерьер?

VOICE
Жизнь без гаджетов Жизнь без гаджетов

Как прекратить сидеть в телефоне: 9 шагов к цифровой свободе

Лиза
Биология эльфов Биология эльфов

Чем эльфам пришлось бы «пожертвовать» в обмен на вечную жизнь?

Вокруг света
Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы

Как правильно запускать посудомоечную машину первый раз?

CHIP
От «коробочек» — к нелинейной архитектуре От «коробочек» — к нелинейной архитектуре

Как может выглядеть архитектура XXI века?

Монокль
«Ревность о Севере: Прожектерское предпринимательство и изобретение Северного морского пути в Российской империи» «Ревность о Севере: Прожектерское предпринимательство и изобретение Северного морского пути в Российской империи»

Почему предпринимателей интересовала печорская древесина

N+1
Чьим голосом вы говорите с собой? Чьим голосом вы говорите с собой?

Тест: как часто вы точно понимаете, чего на самом деле хотите

Psychologies
Крупным планом: что происходит с отечественным кинорынком Крупным планом: что происходит с отечественным кинорынком

Какое кино сейчас интересно зрителям в России?

Inc.
Суверенный интеллект Суверенный интеллект

Почему своя компонентная база — это вопрос национальной безопасности

Эксперт
Контуры постсанкционного мира Контуры постсанкционного мира

Можно ли возобновить энергетическое сотрудничество России и США

Монокль
Вадим Балашов, «Твоя Полка»: «Стараемся не стать той самой советской комиссионкой» Вадим Балашов, «Твоя Полка»: «Стараемся не стать той самой советской комиссионкой»

Вадим Балашов рассказал, как зарабатывать на сдаче в аренду полок в магазине

Forbes
От пустырей к благоустроенным кварталам От пустырей к благоустроенным кварталам

В Москве уничтожают пустыри и превращают их в новые зоны комфорта

Ведомости
Как долго человек может задерживать дыхание? Хорватский фридайвер побил все рекорды Как долго человек может задерживать дыхание? Хорватский фридайвер побил все рекорды

Те две минуты, на которые можно задержать дыхание под водой, — это предел?

ТехИнсайдер
Зубы динозавров «рассказали», какой была земная атмосфера 70 миллионов лет назад Зубы динозавров «рассказали», какой была земная атмосфера 70 миллионов лет назад

Ученые разработали новый метод изучения древней атмосферы

ТехИнсайдер
Гейдельбергский человек из Петралонской пещеры умер не меньше 277 тысяч лет назад Гейдельбергский человек из Петралонской пещеры умер не меньше 277 тысяч лет назад

Как ученые установили датировку древнего черепа из пещеры Петралона

N+1
Дорогие мои старики Дорогие мои старики

Всадники метал-апокалипсиса, о которых стоит помнить

Weekend
Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены

Какие механизмы ведут к сдвигам в поведении и убеждениях людей?

Forbes
«Я понял Японию. От драконов до покемонов» «Я понял Японию. От драконов до покемонов»

Как японцы видят общество вокруг себя

N+1
«Близнецовое пламя»: что это такое, чем оно отличается от родственных душ и кармических партнеров «Близнецовое пламя»: что это такое, чем оно отличается от родственных душ и кармических партнеров

С чем путают «близнецовое пламя» и что в этих подходах противоречит

VOICE
Ох уж эти детки Ох уж эти детки

Звездные мамы и папы рассказали, чему научились у своих детей

Grazia
Деньги на вырост Деньги на вырост

Забудьте обо всех мифах о деньгах и создайте стратегию финансового воспитания

Psychologies
Новые горизонты Новые горизонты

Комфортные и надежные: эти машины идеально подходят для путешествий по России

Men Today
В отношения США и России вернулся «просто бизнес» В отношения США и России вернулся «просто бизнес»

Как и 90 лет назад, Америка заинтересована выстроить взаимоотношения с Россией

Монокль
Открыть в приложении