Онлайн-платформа, с помощью которой обучаются более 3 млн российских детей

РБКОбщество

Цифровая азбука: как российская онлайн-платформа зарабатывает на простых задачках для школьников из стран БРИКС

Автор: Мария Шакирова

«Мы с вами сидим в офисе, который когда-то был заводом: люди приходили и смену работали, — говорит Иван Коломоец, обводя взглядом стены офиса «Учи.ру», расположенного на Трехгорной мануфактуре. — Стены остались те же, но сегодня все здесь устроено по-другому: сотрудники приходят, когда хотят, задачи выполняют не по расписанию. Это хорошая аналогия с тем, что происходит в образовании. В основном оно пока напоминает тот самый завод. Но скоро классно-урочная система уступит место более гибкой, свободной и индивидуализированной форме, где все будет строиться на самостоятельной добыче знаний». «Учи.ру», которую Коломоец запустил вместе с бывшим однокурсником Евгением Милютиным в 2012 году, — одна из крупнейших в стране онлайн-образовательных платформ, с помощью которой более 3 млн российских детей изучают школьные предметы.

Первые репетиции

Свой первый образовательный бизнес-проект — доску объявлений по подбору репетиторов — основатели «Учи.ру» создали еще на 2-м курсе МФТИ. «В 2003 году, на заре Рунета, мы были первыми, кто сделал такой сайт в России», — утверждает Коломоец. Трафик был небольшой — 2–3 заявки в день, но бизнес приносил стабильный доход. Через полтора года на молодых бизнесменов вышел разработчик компьютерных игр «Акелла», предложивший выпустить серии дисков «Репетитор по …» и «Подготовка к ЕГЭ». Всего партнеры выпустили 33 диска, сумев охватить всю школьную программу.

Сотрудничество естественным образом завершилось в 2008 году, когда из-за распространения широкополосного интернета рынок дисков пришел в упадок. Доска по подбору репетиторов тоже закрылась — создатели, успевшие понять, что им интереснее создавать контент, а не заниматься посредническими услугами, его не развивали. В 2011 году Милютин и Коломоец сформулировали раннюю концепцию проекта «Учи. ру». Его основой должны были стать интерактивные задачи, подаваемые в форме простой анимации: например, ребенок мог складывать дроби в примере, видя перед собой стаканы с налитой в них жидкостью. В запуск вложили личные сбережения — несколько десятков тысяч долларов. Работать начинали из небольшого подвала в Харькове — в этом городе у Коломойца жили друзья-программисты. Через полгода протестировали первую версию продукта на школьниках и обнаружили, что обучающая механика не работает. «Она позволяла ребенку взять подсказку, если он не справлялся сам. Но выяснилось, что дети не любят брать подсказки! А даже если берут, объяснение в виде текста все равно не помогает им решить задачу».

Концепцию пришлось полностью переделать. Задачу стали разбивать на мелкие составляющие. Если ребенок ошибался, система задавала ему наводящие вопросы, а когда он справлялся с заданием, давала аналогичный пример, чтобы проверить, как он усвоил знания. Уровень сложности заданий постепенно повышался. Подход сработал — дети разбирались с заданиями успешнее и быстрее.

В январе 2012 года проект «Учи.ру» сумел привлечь первые инвестиции — несколько сотен тысяч долларов. От предложений венчурных фондов создатели отказывались, поскольку они не дают той степени свободы, которой им хотелось. Инвесторами проекта стали частные предприниматели Алексей Сонк, Юрий Вировец, Андрей Суздальцев, Владимир Зубрилин.

Перебравшись обратно в Москву, Коломоец и Милютин два года дорабатывали и тестировали продукт. В 2014 году платформа запустилась с курсом математики для начальных классов в ее нынешней концепции. В том же году сервис вышел в США под брендом Happy Numbers.

Школам проект «Учи.ру» бесплатно предоставляет неограниченный доступ к платформе. Для учеников в неурочное время (после 16:00) доступно всего 20 бесплатных заданий. Чтобы ребенок мог заниматься без ограничений, родители могут оформить подписку на месяц, полгода и на год. Базовая стоимость годовой подписки на один предмет — 1490 рублей.

К 2015 году на платформе занимались уже 500 тыс. детей. В том же году «Учи.ру» запустила второй продукт — онлайн-олимпиады, которые добавили в изучение предметов элемент соревновательности. В олимпиаде «Русский с Пушкиным», например, приняли участие 750 тыс. детей из всех регионов России. Среди олимпиад есть даже состязание для младших школьников по основам предпринимательства. На платформе стали появляться новые предметы: русский язык, английский для начальных классов, математика для средней и старшей школы.

Создатели «Учи.ру» считают, что основная ценность их продукта в том, что он помогает школе объективно оценить знания каждого конкретного ученика и построить ему индивидуальный трек в обучении. «Основное, что есть у школы, чтобы объективно померить знания, — это ЕГЭ, — считает Коломоец. — А то, что происходит за эти 11 лет с ребенком, остается за кадром. Оценки, которые ставят учителя, не дают объективной информации о реальном уровне знаний детей. Это часто субъективное мнение учителя, который ранжирует детей внутри класса. Отличник из слабого класса может быть троечником в сильном, и наоборот», — говорит Коломоец.

По его словам, данные о скорости обучения школьников, которые они видят, лишний раз показывают, что все дети очень разные, и не учитывать этого нельзя. В рамках одного класса скорость изучения одного материала отличается в среднем в 3–5 раз. Если брать всю Россию, то по скорости обучения самые «быстрые» и «медленные» ученики различаются намного сильнее. К примеру, время прохождения онлайн-курса «Учи. ру» по математике для 2-го класса отличается в 60 раз.

Из-за этого текущий подход не работает, говорит Коломоец: отстающих в конкретной школе сразу записывают в двоечники, и этот шлейф за ними тянется уже до выпуска. Ученики сильной школы, которые учатся хуже одноклассников, начинают считать себя безнадежными и в итоге даже не пробуют поступить в хороший вуз. При этом они и не подозревают, что объективно их знания, может быть, сильнее, чем у большинства российских школьников: «Разве что к девятому классу включатся родители и начнут кого-то вытягивать».

На мнение родителей в «Учи.ру» обращают особенное внимание. В 2018 году на платформе, например, появился курс по программированию, создание которого профинансировали сами мамы и папы. Создатели «Учи.ру» запустили опрос: «Хотели бы вы, что бы мы разработали такой курс?» Поняв, что спрос есть, они запустили краудфандинг-кампанию. Сборы полностью покрыли расходы на разработку курса, который впоследствии стал одним из самых востребованных на платформе.

Математика на экспорт

В 2017 году «Учи.ру» вышла на рынки Китая, ЮАР, Индии и Бразилии. На встрече предпринимателей с президентом Владимиром Путиным, которую организовало Агентство стратегических инициатив (АСИ), Коломоец рассказал о проекте и его развитии в других странах. Президенту проект понравился, и он пообещал, что расскажет о компании президентам на саммите БРИКС.

По мнению Коломойца, проекту есть что предложить на международном рынке: «В Китае дети с пяти лет 24 часа в сутки зубрят все подряд, чтобы сдать экзамен и оказаться в университете. Хороший у них уровень знаний математики по тестам? Да, лучший в мире. Однако простые тесты не воспитывают в детях изобретательность и дух предпринимательства. Получается дисбаланс. Для того чтобы быть успешным в жизни, нужно одно, а для того чтобы поступить в престижный вуз, — совсем другое». Передовые образовательные технологии могут этот дисбаланс сгладить.

К началу нынешнего года общее число пользователей портала в России и за рубежом превысило 3,5 млн человек. После встречи с Владимиром Путиным «Учи. ру» запустила международную олимпиаду BRICSmath.com по математике для учеников начальных школ в Бразилии, России, Индии, Китае и ЮАР. А вот в США состязания отчего-то не пошли — то ли слишком много собственных викторин, то ли американские школьники не увидели смысла в том, чтобы мериться друг с другом уровнем школьных знаний.

Зато в России «Учи.ру» удалось договориться о партнерстве с Дальневосточным федеральным университетом: высокие баллы, полученные на онлайн-олимпиаде «Ближе к Дальнему», давали преимущество при поступлении этим летом. «Ближе к нашему университету стали десятки из 31,5 тыс. участников, — говорит Елена Харисова, заместитель проректора по учебной и воспитательной работе ДВФУ. — Коллеги из «Учи. ру» подошли к составлению задач очень неравнодушно — для каждого вопроса олимпиады были отрисованы авторские иллюстрации, в сумме более четырехсот».

«Учи.ру» в цифрах

Выручка за 2018 год* — 500 млн. руб.
Прибыль за 2018 год* — 20 млн. руб.
Число учеников в России — 3,1 млн
Количество подключенных школ — 28 тыс.
Интерактивных заданий — более 30 тыс.

* По оценкам РБК.

Число пользователей на 2019 год

Платформа «Учи.ру», которая позволяет заниматься как на уроках с учителем, так и самостоятельно, дома, вышла и за рубеж — у нее более полумиллиона пользователей в США, Бразилии и других странах.

Россия — 3100 тыс.
Бразилия — 320 тыс.
США — 200 тыс.
Индия — 20 тыс.
ЮАР — 20 тыс.
Китай — 2,5 тыс.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Последняя поп-икона нулевых: как Эми Уайнхаус меняла музыку и погубила себя Последняя поп-икона нулевых: как Эми Уайнхаус меняла музыку и погубила себя

Как смерть певицы Эми Уайнхаус и ее наследие воспринимаются сейчас

Esquire
Крошка Ро Крошка Ро

Блогер Марьяна Ро выбралась в реальный мир без одежды

Maxim
Игры со временем: фильмы, где всё идет не своим чередом Игры со временем: фильмы, где всё идет не своим чередом

Отличные фильмы о временных парадоксах. Взрыв мозга гарантирован!

Cosmopolitan
Восемь умных ног Восемь умных ног

Это морское существо называют «самым курьёзным созданием» на нашей планете

Наука и жизнь
Глеб Калюжный – о своем первом альбоме JUN1OR Глеб Калюжный – о своем первом альбоме JUN1OR

Начало музыкального пути с отсылкой к хип-хоп культуре начала 2000-х

GQ
Большая перемена Большая перемена

Какое будущее ждет школьное образование

РБК
Олимпийцы, за которыми мы будем следить в соцсетях Олимпийцы, за которыми мы будем следить в соцсетях

Десять фаворитов, за которыми стоит следить и на соревнованиях, и в соцсетях

Playboy
Ли Кайфу: «Люди оказались на земле не для рутинной работы» Ли Кайфу: «Люди оказались на земле не для рутинной работы»

Как искусственный интеллект повлияет на нашу жизнь в ближайшем будущем

РБК
Не только Безос и Брэнсон: какие компании хотят отправлять в космос туристов Не только Безос и Брэнсон: какие компании хотят отправлять в космос туристов

В космотуризме есть место для 20 проектов, считает основатель Virgin Galactic

VC.RU
Светлана Миронюк: « Инвестирование в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив» Светлана Миронюк: « Инвестирование в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив»

Непрерывное обучение от рождения до смерти и карьера длиною в 50–60 лет

РБК
Уложила и забыла Уложила и забыла

Топ-5 средств, которые меньше всего портят свежесть укладки

Лиза
Между небом и землей Между небом и землей

Михаил Василенко, генеральный директор АО «Международный аэропорт Шереметьево»

РБК
Путеводитель по Новой Третьяковке Путеводитель по Новой Третьяковке

Гид по Новой Третьяковке, где хранятся работы художников ХХ века

Культура.РФ
Изображение чёрной дыры: что на самом деле получили астрономы Изображение чёрной дыры: что на самом деле получили астрономы

Но что мы видим на полученном изображении чёрной дыры

Наука и жизнь
Площади — наши палитры Площади — наши палитры

Нижний Новгород уже стал модной точкой на туристической карте России

Vogue
«Дружба, скрепленная кровью» «Дружба, скрепленная кровью»

К концу 1939 года Гитлер и Сталин демонстрировали друг другу тёплые чувства

Дилетант
Водка, лихие 90-е и «мой парень Ирина». Как фильм-путешествие по России «Купе №6» покорил Канны Водка, лихие 90-е и «мой парень Ирина». Как фильм-путешествие по России «Купе №6» покорил Канны

Одним из триумфаторов Каннского кинофестиваля стал фильм «Купе №6»

СНОБ
Организатор пространства Организатор пространства

Специальный проект «Секреты профессии»

Лиза
Марафоны похудения в инстаграме: они опаснее, чем кажутся! Марафоны похудения в инстаграме: они опаснее, чем кажутся!

Почему нельзя быстро похудеть на марафоне похудения?

Cosmopolitan
Блогер Блогер

Секреты блогеров: как попасть в тренды и сколько можно заработать?

Лиза
Езда с просроченными правами в 2021: все нюансы и штрафы Езда с просроченными правами в 2021: все нюансы и штрафы

Все, что нужно знать о езде с просроченными и недействительными правами

РБК
Какаду научили сородичей открывать крышки мусорных баков Какаду научили сородичей открывать крышки мусорных баков

Какаду и их социальный навык обучения

N+1
Акционеры хотят оплаты медуслуг Акционеры хотят оплаты медуслуг

Европейский медицинский центр объявил о скором выходе на IPO

Эксперт
Отрываю от сердца Отрываю от сердца

Подарки на свадьбу — деликатнейшая тема

Tatler
В Малайзии нашли цветок без листьев, живущий за счёт грибов В Малайзии нашли цветок без листьев, живущий за счёт грибов

Это необычное растение – новый вид «волшебного фонарика»

National Geographic
Как прокачать мозг: 20 простых способов стать умнее Как прокачать мозг: 20 простых способов стать умнее

Несколько реальных способов прокачать свои способности

Вокруг света
Из белокурой скромницы в королеву мужских фантазий: преображения Кристины Асмус Из белокурой скромницы в королеву мужских фантазий: преображения Кристины Асмус

Кристина Асмус стала более раскрепощенной и готовой на смелые эксперименты.

Cosmopolitan
В ожидании GTA 6: топ-5 лучших шутеров в открытом мире В ожидании GTA 6: топ-5 лучших шутеров в открытом мире

Игры, в которых можно угонять машины, убивать и отрываться как в последний раз

Maxim
«Евангелие от LUCA. В поисках родословной животного мира» «Евангелие от LUCA. В поисках родословной животного мира»

Отрывок из книги о том, как биологи выясняют родственные связи между животными

N+1
Открыть в приложении