Боевая поэзия

Как устроен и на чем зарабатывает российский баттл-рэп

РБКHi-Tech

Тема номера — Баттлы

Боевая поэзия

Как устроен и на чем зарабатывает российский баттл-рэп

Три раунда по две минуты, два участника, один победитель. «Начинает участник справа. Пошумим, *****!» — так летом 2013 года объявлял первый баттл-рэп на площадке Versus ее организатор и ведущий Ресторатор, он же Александр Тимарцев. Популярность рифмованных разборок с тех пор выросла многократно, а видео с главными баттлами собирают 20–30 млн просмотров на YouTube

Текст Валерия Позычанюк

Баттлом (от английского battle — битва, бой) в рэпе называют словесный поединок двух или более оппонентов. Запуск Versus принято считать началом взлета в России так называемых офлайн-баттлов — очных встреч двух рэперов, которые без музыки зачитывают заранее подготовленные рифмованные строки. Им предшествовали фристайл-баттлы, в которых исполнители придумывали и рифмовали оскорбления на ходу, и онлайн-баттлы, рассказывает судья Versus-баттлов, один из модераторов форума hip-hop.ru и организатор онлайн-баттлов Дмитрий Егоров. 

«В онлайне баттлы проходили так: объявлялась тема на раунд, на которую нужно записать трек. Участники присылали записи, судьи выбирали тех, кто проходит дальше. У баттлов был серьезный призовой фонд — до 100 тыс. руб., и многие исполнители, которых мы знаем сегодня, начинали именно там», — говорит Егоров.

В свое время рэп-баттлы пытались запустить на ТВ: в 2008 году на «Муз-ТВ» стартовало шоу «Битва за респект». Состав участников бывал серьезным, но проект получился пресным, и запомнились эти рэп-поединки только одним финалом, на который приходил премьер-министр России Владимир Путин, говорит Егоров.

«Интернет-баттлы сдохли. Фристайл-баттлы давно мертвы. Я знаю эту кухню, с вами Ресторатор, добро пожаловать на Versus-баттл!» — этими словами Ресторатора начинается первый ролик на YouTube-канале Versusbattleru — «Гарри Топор vs Billy Milligan». Трансляция офлайновых поединков оппонентов на главном и лишенном телевизионной цензуры видеохостинге стала причиной взрывного роста Versus и баттлов вообще. 

В основе рэп-баттла лежит конфликт: участники с помощью панчлайнов — строчек, которые призваны как можно сильнее «зацепить» соперника, — пытаются вывести из себя, унизить, дискредитировать оппонента. По сути, это альтернатива уличной драке, поэтому в баттлах можно применять любые грязные приемы, кроме прямого физического насилия, объясняет Дмитрий Егоров.

Кто-то берет на вооружение прямые и примитивные шутки про внешность, болезни или близких, кто-то предпочитает более сложные слова и конструкции. «Самые сильные баттлы получаются, когда у соперников есть реальные претензии друг к другу, когда им есть что друг другу сказать», — говорит Антон Забаев, организатор баттл-рэп-площадки RBL (Russian Battle League).

За участие в основной лиге Versus соревнующиеся получают гонорары от 20 тыс. до 150 тыс. руб., в других лигах обычно меньше — от 10 тыс. до 25 тыс. руб., рассказывает нынешний руководитель проекта Slovo Дима Капранов. Но главное не деньги, а возможность показать себя большой аудитории и доказать, что ты можешь состязаться в этом непростом жанре, уверен Дмитрий Егоров. «Многие большие артисты отказываются от участия в баттлах, потому что не готовы к серьезному уровню агрессии, все же баттл-рэп — очень грязная вещь. И далеко не все известные артисты умеют хорошо выступать, а баттлы записываются вживую, и это большой риск для имиджа», — говорит он. 

Достаточно долго баттлы в России оставались соревнованиями для рэперов и людей с соответствующим бэкграундом. Но полтора года назад, когда рэп-баттлы вышли на пик популярности, на канале Versus появился первый ролик с «битвой блогеров», не имевших к рэпу никакого отношения. Самый популярный на канале рэп-баттл — Оксимирон против Джонибоя — набрал 37 млн просмотров, а на втором месте — тот самый баттл блогеров Хованского и Ларина: его посмотрели около 31 млн раз. 

Основателям подключение новой аудитории скорее не понравилось. В рэп-баттлах тоже все начиналось с обилия мата и шуток про гениталии, но это довольно быстро наскучило, вспоминает руководитель баттл-площадки #SLOVOSPB и организатор баттлов «Рвать на битах» Ден Чейни: «Участники поняли, что круче в баттлах смотрится тот, кто выберет слова позлее и обороты интереснее, и за несколько лет аудитория баттлов довольно сильно повзрослела. А зрители, которые пришли вслед за блогерами, — по моим подсчетам, их где-то около 2 млн человек — не успели пройти этот путь. Поэтому сейчас многие в погоне за просмотрами поневоле возвращаются к самым примитивным шуткам, развитие культуры замедляется». 

Основатели Versus с журналом РБК общаться не захотели. «Мы уже все сказали в многочисленных интервью, и уже действительно нечего добавить», — ответил на вопросы журнала Ресторатор.

Versus и остальные

Площадки для офлайн-баттлов не российское изобретение, все первые проекты сделаны по кальке с крупнейших зарубежных лиг: канадской KOTD, британской Don’t Flop, американской GrindTimeNow. «На Западе действует около 50 баттл-лиг, которые старше наших лет на пять-десять. Все новое, что появляется у нас, уже опробовано там, мы не первопроходцы», — говорит Чейни. Но Versus уже популярнее англоязычных оригиналов: у официального канала лиги Don’t Flop на YouTube, созданного в 2009-м, чуть больше 400 тыс. подписчиков и 128 млн просмотров, у российского проекта — 3,1 млн подписчиков и 370 млн просмотров.

«Сегодня Versus — это самый яркий проект в России, с этим глупо было бы спорить. Но он не единственный, и в перспективе у него могут появиться очень сильные конкуренты», — уверен Дима Капранов. Всего в России сегодня действует пять достаточно крупных площадок, которые способны конкурировать по популярности контента: Versus, Slovo, #SLOVOSPB (бывший филиал проекта Slovo, полтора года назад отсоединившийся в независимую площадку), 140 BPM Battle и RBL. 

Именно краснодарская Slovo была первой офлайн-баттл-площадкой в России, которая заработала за полгода до Versus. Основали ее бывший участник краснодарской группы Mary Jane Хайд (Антон Белогай) и организатор первого на юге страны хип-хоп комьюнити-портала South Rap PLC (Сергей Трущёв). «Versus с самого начала сделала ставку на известных рэп-исполнителей, которые пробовали себя в жанре баттлов. В  Slovo же участвовали неизвестные для широкой аудитории ребята, которые специализировались на баттлах, а не на музыке», — объясняет Дима Капранов. «Бесспорно, Versus — самый яркий российский проект, главный популяризатор баттлов в России», — уверен Ден Чейни. 

Сейчас все большей популярностью пользуются баттлы на битах — короткие выступления под музыку с заранее определенным ритмом. Третий и четвертый по популярности выпуски Versus (20 и 19 млн просмотров) — это баттлы Versus BPM. Это вполне закономерное явление, уверен Ден Чейни: «Баттлы на битах динамичнее, для них требуются навыки рэпера, а не поэта. В выступлениях без музыки очень важны хороший текст и харизма, а этим могут похвастаться далеко не все участники. А бит как чит-код решает эту проблему: когда он звучит, народ уже качается, и чтобы выглядеть хорошо, достаточно просто не сделать полную лажу». 

Первыми в России делать баттлы под бит стали, опять же, не в Versus, а в #SLOVOSPB: ее команда полгода назад запустила проект 140 BPM Battle, который затем отсоединился в самостоятельную площадку (название означает примерный ритм записей, под которые проводятся баттлы, — 140 ударов в минуту). 140 BPM Battle — первая баттл-площадка в России, которая начала собирать по несколько миллионов просмотров своих роликов спустя всего несколько месяцев после запуска проекта. В мае #SLOVOSPB запустила проект командных баттлов «Рвать на битах». Всего за пару недель после запуска несколько роликов с поединками в новом формате набрали больше 1 млн просмотров на YouTube.

Баттловая экономика

Для каждого из организаторов площадок они являются основным занятием, на которое уходит все время, говорит Дима Капранов. Андрей Забаев, известный в баттл-рэпе как Забэ, на запуск RBL потратил около 300 тыс. руб. «Это не так много. Очень помог тот факт, что опытные и достаточно сильные участники приходят ко мне, не требуя гонорары, иначе пришлось бы потратить не меньше миллиона», — рассказывает он. 

Основные траты проекта — логистика для участников, аренда оборудования и съемка; это не меньше 100–150 тыс. руб. на баттл, объясняет Забаев: «Встречи проходят раз в полтора месяца, часть расходов отбивается за счет билетов, но несколько месяцев мне приходилось «вбрасывать» в проект примерно по 100 тыс. до того, как площадка начала приносить прибыль». 

 Сегодня все крупные баттл-площадки прибыльны, говорит Капранов, но большая часть денег идет в рекламу и продвижение проектов. С мероприятия, которое обходится проекту в 300 тыс. руб., организаторы Slovo получают примерно 150 тыс. чистой прибыли, продолжает он. 

Примерно такие же цифры называет создатель лиги RBL. «С одной встречи в новом сезоне, который начнется осенью, мы сможем получать минимум 150–200 тыс. руб. чистой прибыли», — делится планами Забаев. 

YouTube остается главным, но уже не для всех единственным источником заработка. «Экономика довольно простая: в среднем на баттловом рынке 1 млн просмотров стоит 100–200 тыс. руб. с одного крупного спонсора. Для Versus, думаю, эта цифра в несколько раз выше», — объясняет Забаев. У Versus больше всего рекламных контрактов: в последних роликах площадки одновременно рекламируются семь компаний, среди которых минимум два «генеральных продюсера» проекта, за рекламу которых в одном видео площадка получает от 500 тыс. руб. В прайс-листе, который представители Versus прислали в ответ на запрос корреспонденту журнала, назвавшемуся потенциальным рекламодателем, указаны еще две категории партнерства: официальный партнер за 50 тыс. руб. с одного ролика и генеральный партнер за 200 тыс. руб. с ролика. На основе этой информации и приблизительной стоимости просмотров на YouTube можно подсчитать, что за одно видео баттла рэперов Lil Dik и Сявы организаторы могли получить больше 2 млн руб. 

Новый спорт

Далеко не все рекламодатели готовы рекламироваться на баттлах, несмотря на все миллионы просмотров, но есть бизнес, который не боится мата и агрессии. Букмекерские конторы принимают ставки на результаты баттлов и поддерживают крупнейшие площадки: у трех из пяти уже есть по одному партнеру-букмекеру, еще одна площадка — в стадии переговоров с такой компанией. 

«Больше года назад мы заметили, что рэп-баттлы начали набирать большие обороты, — говорит представитель букмекерской конторы 1xbet, которая сотрудничает со Slovo. — Мы решили проверить, есть ли там наша целевая аудитория: сделали ставку на победителя баттла Оксимирона против ST на Versus». Это был чистый эксперимент, говорит он: не договаривались ни с площадкой, ни с артистами, просто смотрели на реакцию аудитории. Новость облетела рэп-паблики и профильные порталы буквально за день, говорит представитель 1xbet: «Ставки принимались полным ходом. Плюс мы сделали ставку для тех, кто не сильно разбирается в рэпе, но следит за трендами YouTube: человек мог сделать ставку на то, сколько ролик наберет просмотров в первые сутки. Оба эксперимента удались».

«Мы выбрали для поддержки Versus-баттл, потому что компания Leon стремится занять сегмент рынка, близкий к молодому пользователю. Аудитория баттлов понимает нас, а мы, в свою очередь, понимаем аудиторию», — рассказал Дмитрий Точилин, гендиректор рекламного агентства «Ленинград Медиа», которое занимается размещением рекламы для букмекерской конторы Leon. 

Аудитория баттлов для букмекеров, по сути, целевая: это несколько миллионов молодых людей, которые «слушают рэп, смотрят футбол», это уже практически стереотип, говорит Забаев из RBL. 

Баттлы и сами становятся новым спортом: в них принимают участие все больше людей, появляются правила судейства, аналитика и прогнозы. В баттл-рэпе уже есть система лиг: для новичков и для состоявшихся артистов. Баттлы дают возможность раскрутиться и начать карьеру новым исполнителям, которой раньше, в «добаттловую» эпоху, просто не было, говорят организаторы площадок. Правда, все приводят один пример — Геннадий Фарафонов, рэпер Rickey F, участник лиги для новичков Versus: Fresh Blood, который после проекта собрал на концерте в Москве в мае тысячу человек. И пока это единственный подобный случай.

37 млн просмотров Оксимирон против Джонибоя

31 млн просмотров Хованский против Ларина

20,5 млн просмотров Джарахов против Ларина

Источник: YouTube

Фото: Сергей Платонов / Russian Battle League

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шпионаж: Comedy Club Шпионаж: Comedy Club

Верите или нет, но на нашем телевидении есть всего три основных хохмоимперии

SNC
Анна Пескова: Медаль МЧС мне дороже «Оскара» Анна Пескова: Медаль МЧС мне дороже «Оскара»

Интервью с Анной Песковой

Лиза
Дети — хозяева лагеря Дети — хозяева лагеря

Видеоблогеры новой и растущей волны

РБК
Сво­бод­ная жен­щи­на Востока Сво­бод­ная жен­щи­на Востока

Жена правителя Дубая принцесса Хайя в коротких платьях и без намека на смирение

Tatler
Лайма. Надежды и потери Лайма. Надежды и потери

Интервью с Лаймой Вайкуле

СНОБ
(Не)боль­шая перемена (Не)боль­шая перемена

Полина Гагарина рассказывает о материнстве и планах на будущее

Glamour
Что вам сказать про наш Восток Что вам сказать про наш Восток

Как устроена неформальная жизнь дальневосточных регионов

Русский репортер
Так сло­жи­лись звезды Так сло­жи­лись звезды

Зое Кравиц и ее путь к успеху

Glamour
Нефтяной монстр Нефтяной монстр

В канадском карьере Миллениум обнаружили превосходно сохранившегося динозавра

National Geographic
Осторожно: арбуз! Осторожно: арбуз!

Как распознать «химию» и почему нельзя покупать надрезанный арбуз?

Лиза
Когда пить кофе и еще 6 вопросов о бодрящем напитке Когда пить кофе и еще 6 вопросов о бодрящем напитке

Каждый день миллионы людей начинают день с кофе. Если вы из их числа, наверняка интересовались, сколько чашек можно себе позволить без вреда для здоровья, как выбрать хороший кофе и в чем принципиальное различие растворимого от кофе в зернах. На эти и другие вопросы отвечает кофейный эксперт Александр Прохоров.

Psychologies
Девочка созрела Девочка созрела

Девятнадцатилетняя Эль Фэннинг стремительно хорошеет

Vogue
Последний собиратель меда Последний собиратель меда

Непалец Маули Дхан, рискуя жизнью, собирает в горах мед диких пчел

National Geographic
Renault Koleos Renault Koleos

Новый флагманский кроссовер французского бренда

Quattroruote
Большая энциклопедия джентльмена. Том XV Большая энциклопедия джентльмена. Том XV

22 правила поведения на собственной свадьбе

GQ
Заслан­ный казачок Заслан­ный казачок

Александр Ревва рассказал о своих дочках, спорте и перевоплощениях

Glamour
Страсть «сникерхедов» Страсть «сникерхедов»

Как убедить людей платить огромные деньги за пару кроссовок

РБК
Самый главный экспонат Самый главный экспонат

Откровенный разговор с Сергеем Шнуровым

Cosmopolitan
Король зелёного экрана Король зелёного экрана

Энди Серкис и его нарисованные герои

Мир Фантастики
Увольняют? Не сдавайся без боя! Увольняют? Не сдавайся без боя!

Самые распространенные ситуации и лучшие способы самозащиты

Лиза
Личное дело? Личное дело?

Получить выговор, а то и вовсе потерять работу из-за поста в Сети?!

Лиза
Надежда русского футбола Надежда русского футбола

Надя Карпова — умница, красавица и наш форвард на женском евро 2017

Tatler
Mazda3 Mazda3

На вторичном рынке решает не облик, а надежность и неприхотливость конструкции

АвтоМир
Сергей Шнуров Сергей Шнуров

Правила жизни Сергея Шнурова

Esquire
Исихазм и Солярис Исихазм и Солярис

Почему фантастика — обычное дело. Если ты как ребенок

Русский репортер
Веселей с друзьями Веселей с друзьями

Скарлетт Йоханссон о съемках в новой комедии и не только

Glamour
Осторожно! Частная собственность Осторожно! Частная собственность

У каждого человека есть «личное пространство». Посторонним вход воспрещен

Добрые советы
Джеймс Макэвой: «Я интересный объект для психоанализа» Джеймс Макэвой: «Я интересный объект для психоанализа»

Мы видели его на копытах и в инвалидном кресле, покрытым шерстью и лысым, психопатом и социопатом, влюбленным идеалистом и продажным полицейским. В триллере «Сплит» он и вовсе расщепился на 23 персонажа. Очевидно, у Джеймса Макэвоя дар менять лицо. И не только в кино.

Psychologies
Человек играющий Человек играющий

Сэр Пол Смит уверяет, что чувство юмора и самоирония помогают ему в работе

The Rake
Другой Кушнер Другой Кушнер

Брат Джареда Кушнера управляет фондом на миллиард долларов в эпоху Трампа

Forbes
Открыть в приложении