Какие технологии изменили опыт покупателей в ретейле

РБКHi-Tech

Без очередей, карт и ошибок

Какие технологии изменили опыт покупателей в ретейле

Автор: Георгий Сыпченко

В современных магазинах используются ИИ, роботы и беспилотники, продвинутые решения в области логистики и видеоаналитики, а также биометрия. Рассказываем, как ретейл стал одной из самых высокотехнологичных отраслей

1ИИ для полок, «умные» весы и персональные предложения

В секторе ретейла по всему миру наблюдается настоящий технологический бум. По оценке аналитической компании Fortune Business Inside, в 2022 году размер глобального рынка ИИ-решений для магазинов составил $5,5 млрд. К 2030-му он вырастет до $55,53 млрд, среднегодовые темпы роста рынка достигнут 34%.

Еще в 2016 году доля ретейлеров, которые использовали ИИ для решения различных задач, не превышала 4%. Сейчас она выросла до 28%, сообщает компания SPD Technology.

Среди областей применения искусственного интеллекта в ретейле онлайн-платформа Comarch выделяет:

  • автоматизацию рутины;
  • обнаружение подозрительного поведения и предотвращение краж;
  • контроль выкладки товаров;
  • анализ поведения клиентов с целью оптимизации маркетинговых активностей;
  • формирование уникального клиентского опыта и индивидуальных рекомендаций;
  • оптимизацию занятости персонала.

В России ретейлеры также активно внедряют решения на базе искусственного интеллекта, нейросетей и big data.

Например, с конца 2023 года во всей розничной сети «Магнита» (более 26 тыс. точек) начнет работать технология распознавания товаров. Это нейросеть, которая распознает изображения товаров по фотографии и контролирует соответствие выкладки продукции на полках плану. Система анализирует наличие продукции и ее остаток на складе, расположение позиций и другие показатели. В случае ошибок персонал получает от системы подсказки в мобильном приложении.

Ретейлер также планирует оснастить 200 магазинов больших форматов «умными» весами самообслуживания. Встроенные камеры и нейросети распознают товары в прозрачной упаковке с точностью 98% и ускоряют взвешивание.

Кроме того, сеть использует машинное обучение и big data, чтобы формировать персональные предложения для покупателей. Система Customer Value Management (CVM) создает персональные предложения и определяет, какие товары по специальной цене отобрать для конкретного покупателя, какую установить скидку и кешбэк. После этого CVM анализирует, насколько решение было удачным и нуждается ли оно в корректировке.

Рекомендательная ИИ-система также используется для индивидуального подбора косметики по уходу за кожей лица прямо в магазине «Магнит Косметик»: покупатель может навести камеру смартфона на QR-код, загрузить фотографию лица и ответить на несколько вопросов, а система составит программы ухода в нескольких ценовых категориях.

2Роботы-консультанты и беспилотные грузовики

В розничной торговле все большую популярность набирает мобильная робототехника, сообщают аналитики ABI Research. Рынок коммерческих роботов для ретейла будет расти на 25% в год вплоть до 2030-го, и к тому времени его объем достигнет $8,4 млрд.

Среди заметных производителей робототехники в данном секторе — Zebra Technologies и Simbe Robotics. Их разработки — например, роботы SmartSight и Tally — перемещаются между полок и ищут, в каком месте не хватает товара. Они также умеют находить несоответствия между стоимостью товара в базе и ценником. Кроме того, роботов часто используют в магазинах для мытья полов и в целях безопасности.

Роботы в ретейле применяются в том числе для промоутинга и консультирования покупателей. Так, британский гипермаркет электронных товаров Currys закупил китайских роботов KettyBot. Они приветствуют покупателей, помогают ориентироваться в широком ассортименте магазина и провожают людей к нужному товару. Судя по отзывам потребителей, семьи, особенно с маленькими детьми, в восторге от возможностей робота.

Торговые сети также начинают внедрять в свою работу беспилотный транспорт. В 2023 году «Магнит» совместно с КамАЗом запустили грузоперевозки с помощью беспилотников по трассе М-11 «Нева» между Москвой и Санкт-Петербургом. 22-тонные полуприцепы магазина сцепляют с беспилотными «КамАЗами» на специальных пунктах при въезде и выезде с М-11. Тягач движется на автопилоте, но под контролем водителя и оператора.

Тестовая программа реализуется в рамках экспериментального правового режима — он предполагает, что компании должны завершить несколько продолжительных подготовительных этапов, прежде чем начать масштабную коммерческую эксплуатацию беспилотных автомобилей без водителя в салоне. Ретейлер планирует оценить устойчивость бизнес-модели беспилотных грузоперевозок, их экономические перспективы, включая сроки и стоимость доставки, а также соответствие целевым показателям по безопасности и экологичности.

3Мобильные сборщики и склады без людей

По оценке экспертов Inbound Logistics, автоматизированные склады меняют представление об управлении запасами и о скорости доставки, повышают уровень удовлетворенности клиентов и сокращают издержки ретейлеров. В технологический комплекс, встроенный в системы автоматизации складов, входят как робототехника (например, автономные мобильные роботы, или AMR, — они перемещают товары по складу), так и искусственный интеллект. Алгоритмы ИИ с высокой точностью прогнозируют спрос клиентов на определенные товары и оптимизируют процесс управления запасами.

Бизнес по достоинству оценил преимущества, которые дают эти технологии, и наращивает инвестиции в автоматизацию складов. До 2030-го рынок решений в этой области будет расти со среднегодовыми темпами в 23%, и его объем перешагнет отметку в $50 млрд, сообщает консалтинговая компания McKinsey

Гигант логистической отрасли DHL в 2023 году закрыл крупнейшую сделку в сегменте AMR и оснастил свои склады пятью тысячами роботов компании Locus. Эти устройства комплектуют заказы покупателей с эффективностью и скоростью, превышающей человеческую на 180%. По данным на весну 2023 года, DHL собрала с помощью роботов уже 250 млн заказов.

Еще один примечательный кейс использования технологии, на который указывают эксперты McKinsey, — немецкий магазин игрушек Rofu Kinderland. Ретейлер построил AutoStore: автоматизированный склад, который обеспечивает хранение конструкторов Lego, кукол Barbie, различных игрушек, головоломок, пазлов и канцелярии в 28 тыс. ячеек. Комплектацией заказов здесь занимаются 57 роботов.

«Магнит» использует решения по автоматизации и роботизации на площадках по производству продуктов питания. Так, в тепличном комплексе «Зеленая линия» (Краснодарский край) роботы собирают гофрокоробы. Линия автоматически производит бумажный короб, грузит его в транспортер и направляет на запрашиваемый участок для сбора овощей. Кроме того, здесь действует робот для фасовки томатов черри. Его мощность — 2,5 тыс. упаковок в час.

На еще одном пищевом производстве — Кубанском комбинате хлебопродуктов — применяются роботизированные «руки-манипуляторы». Они перекладывают продукцию на ленту фасовки и заменяют работу 20 штатных сотрудников. Затем радиошаттлы с дистанционным управлением расставляют товары на стеллажах в зоне хранения — это позволяет максимально полезно использовать складские площади.

4Тепловые карты, эмоции покупателей и защита от краж

Видеоаналитика — еще одна прорывная технология, которая помогает ретейлерам выявлять различные закономерности и тенденции, отмечают в IT-компании Synodus. Видеокамеры захватывают изображение, система видеоаналитики собирает эти данные, а встроенные в нее алгоритмы обрабатывают и анализируют информацию, извлекая дополнительную ценность для бизнеса.

По данным компании Scylla, специализирующейся на технологиях ИИ в индустрии безопасности, видеоаналитика для ретейла позволяет:

  • вести подсчет посетителей в реальном времени;
  • составлять тепловые карты помещения — это помогает найти самые популярные прилавки и зоны в магазине;
  • анализировать маршруты перемещения покупателей и понимать, сколько времени они проводят в определенных зонах;
  • предотвращать кражи и другое нежелательное поведение;
  • оценить влияние рекламных акций и сезонных предложений на трафик и, соответственно, своевременно корректировать маркетинговые стратегии.

Системы видеоаналитики собственной разработки активно используются в Amazon. Так, они позволяют не только анализировать поведение покупателей и посещаемость магазинов, но и считывать лица посетителей: узнать, какого они возраста и пола, какие эмоции у них вызывает пребывание в магазине.

Сеть 7-Eleven внедрила продвинутую систему видеоаналитики в целях повышения безопасности в торговых точках в Северной Америке. Ретейлер столкнулся с проблемой: в небольшие круглосуточные магазины с большим трафиком стали часто заходить магазинные воры. В итоге 5 тыс. магазинов оснастили «умными» камерами, данные с которых обрабатывает ИИ. Цифровая система позволила снизить потери.

Решения в сфере видеонаблюдения и видеоаналитики сегодня входят в число самых востребованных цифровых сервисов, поскольку обеспечивают безопасность и эффективность процессов, соглашаются в «Ростелекоме». Компания совместно с «Магнитом» протестирует в магазине торговой сети «умную» систему видеонаблюдения с аналитикой трафика для мониторинга покупательских потоков и клиентского пути.

5Оплата по ладони, лицу и улыбке

Наконец, высокотехнологичный магазин уже сложно представить без оплаты по биометрии. Во время пандемии в нескольких магазинах Amazon Go в Сиэтле (США) появились специальные устройства, которые считывают линии и узоры вен с ладони покупателей — это уникальная «подпись» клиента, которая подтверждает факт оплаты товаров. Позднее устройства установили в торговой сети Whole Foods Market. Они также позволяют узнать возраст клиента, сверяя рисунок ладони с цифровым профилем человека. Функция необходима магазинам для продажи алкоголя. Оплата по биометрии в США особенно популярна среди молодых потребителей в возрасте от 18 до 24 лет. В этой возрастной категории биометрией пользуются 58% покупателей. Чуть меньше (55%) приходится на группу 25–40 лет.

Ретейлеры также внедряют технологию оплаты по лицу. Например, летом 2023 года компания из ОАЭ Astra Tech запустила розничный магазин B Store. В основном в нем представлены продукты с длительным сроком хранения. Кроме того, здесь нет продавцов. Войти в магазин можно с помощью приложения, а оплата на кассе производится через систему FacePay. Эта же система интегрирована в торговые точки Carrefour в ОАЭ.

Зачастую внедрение биометрических систем в ретейле проводится в тесном сотрудничестве с банками. Так, в марте 2023 года JPMorgan запустил в пилотном режиме собственную биометрическую систему, которая позволяет проводить оплату по ладони или лицу. Сейчас она тестируется в нескольких американских магазинах. Если программу признают успешной, в 2024 году технологию масштабируют и распространят на крупные торговые сети.

В России биометрическая оплата в ретейле развивается при поддержке Сбербанка. Число клиентов сервиса оплаты «По улыбке», по данным на осень 2022 года, превысило один миллион человек. Биометрию развивают в магазинах «Магнит», «Перекресток» и «Вкусвилл».

Издание PYMNTS прогнозирует, что по итогу бурного развития биометрической инфраструктуры смартфоны, пластиковые карты и бумажные документы окончательно потеряют актуальность в качестве инструментов идентификации людей. А футуристические сценарии — от покупки товаров до авиаперелетов без кошельков и документов — станут реальностью.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Владимир Васильев: «Гонка технологических «вооружений» уже началась» Владимир Васильев: «Гонка технологических «вооружений» уже началась»

Владимир Васильев – о влиянии больших языковых моделей на будущее человека

РБК
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Александр Архангельский: «Может ли ИИ в перспективе написать «Войну и мир»? По-моему, может» Александр Архангельский: «Может ли ИИ в перспективе написать «Войну и мир»? По-моему, может»

Профессор ВШЭ Александр Архангельский — о судьбе бумажных книг и их авторов

РБК
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Движение вокруг недвижимости Движение вокруг недвижимости

Как искусственный интеллект захватывает один из ключевых рынков

РБК
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Ирина Калабихина: «Демографический взрыв уже у нас за спиной» Ирина Калабихина: «Демографический взрыв уже у нас за спиной»

Экономист Ирина Калабихина — что с нами будет дальше и хватит ли всем места?

РБК
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Много шума — и ничего Много шума — и ничего

Антирейтинг — топ-7 наиболее значимых технологических провалов нашего времени

РБК
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Бродский и его окружение Бродский и его окружение

Размышляем о роли вина в жизни и поэзии Иосифа Бродского

РБК
Алена Званцова: «Когда мы с мужем писали сценарий «Оттепели», периодически один из нас вопил: «Я больше не могу, пристрелите меня!» Алена Званцова: «Когда мы с мужем писали сценарий «Оттепели», периодически один из нас вопил: «Я больше не могу, пристрелите меня!»

«Мы поняли, что все режиссеры — ужасные люди»

Коллекция. Караван историй
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Мода или роскошь? Право или мода? Мода или роскошь? Право или мода?

Что было в обществе до понятия моды и что такое роскошь?

Знание – сила
Бой с тенью Бой с тенью

Непростая история соперничества с женщиной, которой больше нет

VOICE
Театр в Казани: агрессивно, бескомпромиссно Театр в Казани: агрессивно, бескомпромиссно

Здание театра Камала в Казани — проект редких амбиций и остроты архитектуры

Монокль
Войти в положение: как люди становятся удобными Войти в положение: как люди становятся удобными

А всегда ли нужно «входить в положение» и быть удобной?

СНОБ
Ai-Da ИИ Ai-Da ИИ

Робот-вундеркинд или пустышка

Weekend
Тень опричника Тень опричника

Как город Александров несколько раз оказался столицей

Weekend
Рыбу подтягивают к потребителю Рыбу подтягивают к потребителю

Российский ретейл расширяет прямое сотрудничество с рыболовными компаниями

Монокль
Капризы моды в храме науки Капризы моды в храме науки

Казалось бы, в сфере науки просто нет места моде. Но так ли это?

Знание – сила
Почитатели стихий Почитатели стихий

Как «лишний» первоэлемент меняет весь мир

Вокруг света
Свидание с Россией Свидание с Россией

Богатые и успешные россияне о лучших городах Сибири и Дальнего Востока

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Кассандра жжет Кассандра жжет

«Мисс Остeн» — юбилейная премьера на BBC One

Weekend
Все гениальное просто: как убрать черные полосы на светлой обуви в домашних условиях Все гениальное просто: как убрать черные полосы на светлой обуви в домашних условиях

Средства, которые на раз-два возвращают белой обуви первоначальный внешний вид

ТехИнсайдер
Рекордное состоит из 55 букв: 10 самых длинных слов в русском языке Рекордное состоит из 55 букв: 10 самых длинных слов в русском языке

Громоздкие слова русского языка, которые состоят из более чем полусотни букв

ТехИнсайдер
Открыть в приложении