Какие технологии изменили опыт покупателей в ретейле

РБКHi-Tech

Без очередей, карт и ошибок

Какие технологии изменили опыт покупателей в ретейле

Автор: Георгий Сыпченко

В современных магазинах используются ИИ, роботы и беспилотники, продвинутые решения в области логистики и видеоаналитики, а также биометрия. Рассказываем, как ретейл стал одной из самых высокотехнологичных отраслей

1ИИ для полок, «умные» весы и персональные предложения

В секторе ретейла по всему миру наблюдается настоящий технологический бум. По оценке аналитической компании Fortune Business Inside, в 2022 году размер глобального рынка ИИ-решений для магазинов составил $5,5 млрд. К 2030-му он вырастет до $55,53 млрд, среднегодовые темпы роста рынка достигнут 34%.

Еще в 2016 году доля ретейлеров, которые использовали ИИ для решения различных задач, не превышала 4%. Сейчас она выросла до 28%, сообщает компания SPD Technology.

Среди областей применения искусственного интеллекта в ретейле онлайн-платформа Comarch выделяет:

  • автоматизацию рутины;
  • обнаружение подозрительного поведения и предотвращение краж;
  • контроль выкладки товаров;
  • анализ поведения клиентов с целью оптимизации маркетинговых активностей;
  • формирование уникального клиентского опыта и индивидуальных рекомендаций;
  • оптимизацию занятости персонала.

В России ретейлеры также активно внедряют решения на базе искусственного интеллекта, нейросетей и big data.

Например, с конца 2023 года во всей розничной сети «Магнита» (более 26 тыс. точек) начнет работать технология распознавания товаров. Это нейросеть, которая распознает изображения товаров по фотографии и контролирует соответствие выкладки продукции на полках плану. Система анализирует наличие продукции и ее остаток на складе, расположение позиций и другие показатели. В случае ошибок персонал получает от системы подсказки в мобильном приложении.

Ретейлер также планирует оснастить 200 магазинов больших форматов «умными» весами самообслуживания. Встроенные камеры и нейросети распознают товары в прозрачной упаковке с точностью 98% и ускоряют взвешивание.

Кроме того, сеть использует машинное обучение и big data, чтобы формировать персональные предложения для покупателей. Система Customer Value Management (CVM) создает персональные предложения и определяет, какие товары по специальной цене отобрать для конкретного покупателя, какую установить скидку и кешбэк. После этого CVM анализирует, насколько решение было удачным и нуждается ли оно в корректировке.

Рекомендательная ИИ-система также используется для индивидуального подбора косметики по уходу за кожей лица прямо в магазине «Магнит Косметик»: покупатель может навести камеру смартфона на QR-код, загрузить фотографию лица и ответить на несколько вопросов, а система составит программы ухода в нескольких ценовых категориях.

2Роботы-консультанты и беспилотные грузовики

В розничной торговле все большую популярность набирает мобильная робототехника, сообщают аналитики ABI Research. Рынок коммерческих роботов для ретейла будет расти на 25% в год вплоть до 2030-го, и к тому времени его объем достигнет $8,4 млрд.

Среди заметных производителей робототехники в данном секторе — Zebra Technologies и Simbe Robotics. Их разработки — например, роботы SmartSight и Tally — перемещаются между полок и ищут, в каком месте не хватает товара. Они также умеют находить несоответствия между стоимостью товара в базе и ценником. Кроме того, роботов часто используют в магазинах для мытья полов и в целях безопасности.

Роботы в ретейле применяются в том числе для промоутинга и консультирования покупателей. Так, британский гипермаркет электронных товаров Currys закупил китайских роботов KettyBot. Они приветствуют покупателей, помогают ориентироваться в широком ассортименте магазина и провожают людей к нужному товару. Судя по отзывам потребителей, семьи, особенно с маленькими детьми, в восторге от возможностей робота.

Торговые сети также начинают внедрять в свою работу беспилотный транспорт. В 2023 году «Магнит» совместно с КамАЗом запустили грузоперевозки с помощью беспилотников по трассе М-11 «Нева» между Москвой и Санкт-Петербургом. 22-тонные полуприцепы магазина сцепляют с беспилотными «КамАЗами» на специальных пунктах при въезде и выезде с М-11. Тягач движется на автопилоте, но под контролем водителя и оператора.

Тестовая программа реализуется в рамках экспериментального правового режима — он предполагает, что компании должны завершить несколько продолжительных подготовительных этапов, прежде чем начать масштабную коммерческую эксплуатацию беспилотных автомобилей без водителя в салоне. Ретейлер планирует оценить устойчивость бизнес-модели беспилотных грузоперевозок, их экономические перспективы, включая сроки и стоимость доставки, а также соответствие целевым показателям по безопасности и экологичности.

3Мобильные сборщики и склады без людей

По оценке экспертов Inbound Logistics, автоматизированные склады меняют представление об управлении запасами и о скорости доставки, повышают уровень удовлетворенности клиентов и сокращают издержки ретейлеров. В технологический комплекс, встроенный в системы автоматизации складов, входят как робототехника (например, автономные мобильные роботы, или AMR, — они перемещают товары по складу), так и искусственный интеллект. Алгоритмы ИИ с высокой точностью прогнозируют спрос клиентов на определенные товары и оптимизируют процесс управления запасами.

Бизнес по достоинству оценил преимущества, которые дают эти технологии, и наращивает инвестиции в автоматизацию складов. До 2030-го рынок решений в этой области будет расти со среднегодовыми темпами в 23%, и его объем перешагнет отметку в $50 млрд, сообщает консалтинговая компания McKinsey

Гигант логистической отрасли DHL в 2023 году закрыл крупнейшую сделку в сегменте AMR и оснастил свои склады пятью тысячами роботов компании Locus. Эти устройства комплектуют заказы покупателей с эффективностью и скоростью, превышающей человеческую на 180%. По данным на весну 2023 года, DHL собрала с помощью роботов уже 250 млн заказов.

Еще один примечательный кейс использования технологии, на который указывают эксперты McKinsey, — немецкий магазин игрушек Rofu Kinderland. Ретейлер построил AutoStore: автоматизированный склад, который обеспечивает хранение конструкторов Lego, кукол Barbie, различных игрушек, головоломок, пазлов и канцелярии в 28 тыс. ячеек. Комплектацией заказов здесь занимаются 57 роботов.

«Магнит» использует решения по автоматизации и роботизации на площадках по производству продуктов питания. Так, в тепличном комплексе «Зеленая линия» (Краснодарский край) роботы собирают гофрокоробы. Линия автоматически производит бумажный короб, грузит его в транспортер и направляет на запрашиваемый участок для сбора овощей. Кроме того, здесь действует робот для фасовки томатов черри. Его мощность — 2,5 тыс. упаковок в час.

На еще одном пищевом производстве — Кубанском комбинате хлебопродуктов — применяются роботизированные «руки-манипуляторы». Они перекладывают продукцию на ленту фасовки и заменяют работу 20 штатных сотрудников. Затем радиошаттлы с дистанционным управлением расставляют товары на стеллажах в зоне хранения — это позволяет максимально полезно использовать складские площади.

4Тепловые карты, эмоции покупателей и защита от краж

Видеоаналитика — еще одна прорывная технология, которая помогает ретейлерам выявлять различные закономерности и тенденции, отмечают в IT-компании Synodus. Видеокамеры захватывают изображение, система видеоаналитики собирает эти данные, а встроенные в нее алгоритмы обрабатывают и анализируют информацию, извлекая дополнительную ценность для бизнеса.

По данным компании Scylla, специализирующейся на технологиях ИИ в индустрии безопасности, видеоаналитика для ретейла позволяет:

  • вести подсчет посетителей в реальном времени;
  • составлять тепловые карты помещения — это помогает найти самые популярные прилавки и зоны в магазине;
  • анализировать маршруты перемещения покупателей и понимать, сколько времени они проводят в определенных зонах;
  • предотвращать кражи и другое нежелательное поведение;
  • оценить влияние рекламных акций и сезонных предложений на трафик и, соответственно, своевременно корректировать маркетинговые стратегии.

Системы видеоаналитики собственной разработки активно используются в Amazon. Так, они позволяют не только анализировать поведение покупателей и посещаемость магазинов, но и считывать лица посетителей: узнать, какого они возраста и пола, какие эмоции у них вызывает пребывание в магазине.

Сеть 7-Eleven внедрила продвинутую систему видеоаналитики в целях повышения безопасности в торговых точках в Северной Америке. Ретейлер столкнулся с проблемой: в небольшие круглосуточные магазины с большим трафиком стали часто заходить магазинные воры. В итоге 5 тыс. магазинов оснастили «умными» камерами, данные с которых обрабатывает ИИ. Цифровая система позволила снизить потери.

Решения в сфере видеонаблюдения и видеоаналитики сегодня входят в число самых востребованных цифровых сервисов, поскольку обеспечивают безопасность и эффективность процессов, соглашаются в «Ростелекоме». Компания совместно с «Магнитом» протестирует в магазине торговой сети «умную» систему видеонаблюдения с аналитикой трафика для мониторинга покупательских потоков и клиентского пути.

5Оплата по ладони, лицу и улыбке

Наконец, высокотехнологичный магазин уже сложно представить без оплаты по биометрии. Во время пандемии в нескольких магазинах Amazon Go в Сиэтле (США) появились специальные устройства, которые считывают линии и узоры вен с ладони покупателей — это уникальная «подпись» клиента, которая подтверждает факт оплаты товаров. Позднее устройства установили в торговой сети Whole Foods Market. Они также позволяют узнать возраст клиента, сверяя рисунок ладони с цифровым профилем человека. Функция необходима магазинам для продажи алкоголя. Оплата по биометрии в США особенно популярна среди молодых потребителей в возрасте от 18 до 24 лет. В этой возрастной категории биометрией пользуются 58% покупателей. Чуть меньше (55%) приходится на группу 25–40 лет.

Ретейлеры также внедряют технологию оплаты по лицу. Например, летом 2023 года компания из ОАЭ Astra Tech запустила розничный магазин B Store. В основном в нем представлены продукты с длительным сроком хранения. Кроме того, здесь нет продавцов. Войти в магазин можно с помощью приложения, а оплата на кассе производится через систему FacePay. Эта же система интегрирована в торговые точки Carrefour в ОАЭ.

Зачастую внедрение биометрических систем в ретейле проводится в тесном сотрудничестве с банками. Так, в марте 2023 года JPMorgan запустил в пилотном режиме собственную биометрическую систему, которая позволяет проводить оплату по ладони или лицу. Сейчас она тестируется в нескольких американских магазинах. Если программу признают успешной, в 2024 году технологию масштабируют и распространят на крупные торговые сети.

В России биометрическая оплата в ретейле развивается при поддержке Сбербанка. Число клиентов сервиса оплаты «По улыбке», по данным на осень 2022 года, превысило один миллион человек. Биометрию развивают в магазинах «Магнит», «Перекресток» и «Вкусвилл».

Издание PYMNTS прогнозирует, что по итогу бурного развития биометрической инфраструктуры смартфоны, пластиковые карты и бумажные документы окончательно потеряют актуальность в качестве инструментов идентификации людей. А футуристические сценарии — от покупки товаров до авиаперелетов без кошельков и документов — станут реальностью.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Топливо больших скоростей Топливо больших скоростей

Прогресс привнес новейшие технологии в систему обеспечения лайнеров топливом

Популярная механика
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Банковская «цифра» для экспортера Банковская «цифра» для экспортера

Что сегодня позволяет получать господдержка российского экспорта

РБК
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Владимир Васильев: «Гонка технологических «вооружений» уже началась» Владимир Васильев: «Гонка технологических «вооружений» уже началась»

Владимир Васильев – о влиянии больших языковых моделей на будущее человека

РБК
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Евгений Колбин: «Мы построили бизнес-процессы вокруг клиента» Евгений Колбин: «Мы построили бизнес-процессы вокруг клиента»

Евгений Колбин рассказал о том, как развиваются облака в России

РБК
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
«Для народа свобода не стала ценностью» «Для народа свобода не стала ценностью»

Валентин Юмашев рассказывает о своей работе с Борисом Ельциным

Forbes
Найти путь к изобилию Найти путь к изобилию

Как работает обращение к психологам с запросом на финансовое благополучие

Psychologies
Много шума — и ничего Много шума — и ничего

Антирейтинг — топ-7 наиболее значимых технологических провалов нашего времени

РБК
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Бородавки от лягушек и плохое зрение от чтения в темноте: 7 мифов, в которые мы верили в детстве Бородавки от лягушек и плохое зрение от чтения в темноте: 7 мифов, в которые мы верили в детстве

Мифы, в которые многие из нас верили с детства

ТехИнсайдер
Острые козырьки и острые вопросы Острые козырьки и острые вопросы

Вячеслав Караваев в роли Томаса Шелби — о роли чувств и эмоций в своей жизни

Men Today
7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся 7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся

Иногда даже лысеющий мужичок с пончиками может вдохновить на перемены

Maxim
Сергей Снежкин: «Режиссерский голос над всем пространством съемочной площадки должен звучать как гром небесный» Сергей Снежкин: «Режиссерский голос над всем пространством съемочной площадки должен звучать как гром небесный»

Я взошел на трибуну и водрузил диктофон прямо у микрофона. Повисла пауза

Коллекция. Караван историй
Под кайтом Под кайтом

Как побить мировой рекорд скорости для парусных судов

ТехИнсайдер
Вспомним Энтони Бурдена Вспомним Энтони Бурдена

Гастроэксперт Иван Глушков — о том, что и где есть и пить в Японии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Мое тело: совершенствование VS принятие Мое тело: совершенствование VS принятие

Можно ли найти гармонию с собственным телом, если мы им недовольны?

Psychologies
«Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой «Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой

Что переживают женщины, которые только начинают грудное вскармливание

Forbes
Владислав Третьяк: «Тарасов сказал: «Молодой человек, будем работать. Если выживешь — станешь великим. Завтра — в хоккейную шахту!» Владислав Третьяк: «Тарасов сказал: «Молодой человек, будем работать. Если выживешь — станешь великим. Завтра — в хоккейную шахту!»

Если хоккей перестанет существовать, мир никогда не забудет Суперсерию 1972 года

Коллекция. Караван историй
Игры торговых сетей Игры торговых сетей

Как ритейлеры зарабатывают на геймификации

Деньги
Знали ли вы, что витамины можно «вдыхать» Знали ли вы, что витамины можно «вдыхать»

Почему мы чувствуем бодрость, когда вдыхаем свежий воздух на природе?

ТехИнсайдер
«Были моменты, когда я теряла веру» «Были моменты, когда я теряла веру»

Агата Муцениеце: какой мамой, сестрой, дочерью и внучкой она хотела бы быть

Psychologies
На маркетплейс за деньгами На маркетплейс за деньгами

Как кэптивные банки маркетплейсов стали игроками финансового рынка

Деньги
Триумф и падение Триумф и падение

Александр был уверен, что проживет долго, как подобает «божественному» царю

Знание – сила
Почему проваливаются переговоры и как научиться добиваться своего Почему проваливаются переговоры и как научиться добиваться своего

Что такое искусство переговоров? Разбираем в теории и на практике

Forbes
Альберт Эйнштейн и Нильс Бор Альберт Эйнштейн и Нильс Бор

Элементы сравнительного жизнеописания

Наука и жизнь
Открыть в приложении