Какие технологии изменили опыт покупателей в ретейле

РБКHi-Tech

Без очередей, карт и ошибок

Какие технологии изменили опыт покупателей в ретейле

Автор: Георгий Сыпченко

В современных магазинах используются ИИ, роботы и беспилотники, продвинутые решения в области логистики и видеоаналитики, а также биометрия. Рассказываем, как ретейл стал одной из самых высокотехнологичных отраслей

1ИИ для полок, «умные» весы и персональные предложения

В секторе ретейла по всему миру наблюдается настоящий технологический бум. По оценке аналитической компании Fortune Business Inside, в 2022 году размер глобального рынка ИИ-решений для магазинов составил $5,5 млрд. К 2030-му он вырастет до $55,53 млрд, среднегодовые темпы роста рынка достигнут 34%.

Еще в 2016 году доля ретейлеров, которые использовали ИИ для решения различных задач, не превышала 4%. Сейчас она выросла до 28%, сообщает компания SPD Technology.

Среди областей применения искусственного интеллекта в ретейле онлайн-платформа Comarch выделяет:

  • автоматизацию рутины;
  • обнаружение подозрительного поведения и предотвращение краж;
  • контроль выкладки товаров;
  • анализ поведения клиентов с целью оптимизации маркетинговых активностей;
  • формирование уникального клиентского опыта и индивидуальных рекомендаций;
  • оптимизацию занятости персонала.

В России ретейлеры также активно внедряют решения на базе искусственного интеллекта, нейросетей и big data.

Например, с конца 2023 года во всей розничной сети «Магнита» (более 26 тыс. точек) начнет работать технология распознавания товаров. Это нейросеть, которая распознает изображения товаров по фотографии и контролирует соответствие выкладки продукции на полках плану. Система анализирует наличие продукции и ее остаток на складе, расположение позиций и другие показатели. В случае ошибок персонал получает от системы подсказки в мобильном приложении.

Ретейлер также планирует оснастить 200 магазинов больших форматов «умными» весами самообслуживания. Встроенные камеры и нейросети распознают товары в прозрачной упаковке с точностью 98% и ускоряют взвешивание.

Кроме того, сеть использует машинное обучение и big data, чтобы формировать персональные предложения для покупателей. Система Customer Value Management (CVM) создает персональные предложения и определяет, какие товары по специальной цене отобрать для конкретного покупателя, какую установить скидку и кешбэк. После этого CVM анализирует, насколько решение было удачным и нуждается ли оно в корректировке.

Рекомендательная ИИ-система также используется для индивидуального подбора косметики по уходу за кожей лица прямо в магазине «Магнит Косметик»: покупатель может навести камеру смартфона на QR-код, загрузить фотографию лица и ответить на несколько вопросов, а система составит программы ухода в нескольких ценовых категориях.

2Роботы-консультанты и беспилотные грузовики

В розничной торговле все большую популярность набирает мобильная робототехника, сообщают аналитики ABI Research. Рынок коммерческих роботов для ретейла будет расти на 25% в год вплоть до 2030-го, и к тому времени его объем достигнет $8,4 млрд.

Среди заметных производителей робототехники в данном секторе — Zebra Technologies и Simbe Robotics. Их разработки — например, роботы SmartSight и Tally — перемещаются между полок и ищут, в каком месте не хватает товара. Они также умеют находить несоответствия между стоимостью товара в базе и ценником. Кроме того, роботов часто используют в магазинах для мытья полов и в целях безопасности.

Роботы в ретейле применяются в том числе для промоутинга и консультирования покупателей. Так, британский гипермаркет электронных товаров Currys закупил китайских роботов KettyBot. Они приветствуют покупателей, помогают ориентироваться в широком ассортименте магазина и провожают людей к нужному товару. Судя по отзывам потребителей, семьи, особенно с маленькими детьми, в восторге от возможностей робота.

Торговые сети также начинают внедрять в свою работу беспилотный транспорт. В 2023 году «Магнит» совместно с КамАЗом запустили грузоперевозки с помощью беспилотников по трассе М-11 «Нева» между Москвой и Санкт-Петербургом. 22-тонные полуприцепы магазина сцепляют с беспилотными «КамАЗами» на специальных пунктах при въезде и выезде с М-11. Тягач движется на автопилоте, но под контролем водителя и оператора.

Тестовая программа реализуется в рамках экспериментального правового режима — он предполагает, что компании должны завершить несколько продолжительных подготовительных этапов, прежде чем начать масштабную коммерческую эксплуатацию беспилотных автомобилей без водителя в салоне. Ретейлер планирует оценить устойчивость бизнес-модели беспилотных грузоперевозок, их экономические перспективы, включая сроки и стоимость доставки, а также соответствие целевым показателям по безопасности и экологичности.

3Мобильные сборщики и склады без людей

По оценке экспертов Inbound Logistics, автоматизированные склады меняют представление об управлении запасами и о скорости доставки, повышают уровень удовлетворенности клиентов и сокращают издержки ретейлеров. В технологический комплекс, встроенный в системы автоматизации складов, входят как робототехника (например, автономные мобильные роботы, или AMR, — они перемещают товары по складу), так и искусственный интеллект. Алгоритмы ИИ с высокой точностью прогнозируют спрос клиентов на определенные товары и оптимизируют процесс управления запасами.

Бизнес по достоинству оценил преимущества, которые дают эти технологии, и наращивает инвестиции в автоматизацию складов. До 2030-го рынок решений в этой области будет расти со среднегодовыми темпами в 23%, и его объем перешагнет отметку в $50 млрд, сообщает консалтинговая компания McKinsey

Гигант логистической отрасли DHL в 2023 году закрыл крупнейшую сделку в сегменте AMR и оснастил свои склады пятью тысячами роботов компании Locus. Эти устройства комплектуют заказы покупателей с эффективностью и скоростью, превышающей человеческую на 180%. По данным на весну 2023 года, DHL собрала с помощью роботов уже 250 млн заказов.

Еще один примечательный кейс использования технологии, на который указывают эксперты McKinsey, — немецкий магазин игрушек Rofu Kinderland. Ретейлер построил AutoStore: автоматизированный склад, который обеспечивает хранение конструкторов Lego, кукол Barbie, различных игрушек, головоломок, пазлов и канцелярии в 28 тыс. ячеек. Комплектацией заказов здесь занимаются 57 роботов.

«Магнит» использует решения по автоматизации и роботизации на площадках по производству продуктов питания. Так, в тепличном комплексе «Зеленая линия» (Краснодарский край) роботы собирают гофрокоробы. Линия автоматически производит бумажный короб, грузит его в транспортер и направляет на запрашиваемый участок для сбора овощей. Кроме того, здесь действует робот для фасовки томатов черри. Его мощность — 2,5 тыс. упаковок в час.

На еще одном пищевом производстве — Кубанском комбинате хлебопродуктов — применяются роботизированные «руки-манипуляторы». Они перекладывают продукцию на ленту фасовки и заменяют работу 20 штатных сотрудников. Затем радиошаттлы с дистанционным управлением расставляют товары на стеллажах в зоне хранения — это позволяет максимально полезно использовать складские площади.

4Тепловые карты, эмоции покупателей и защита от краж

Видеоаналитика — еще одна прорывная технология, которая помогает ретейлерам выявлять различные закономерности и тенденции, отмечают в IT-компании Synodus. Видеокамеры захватывают изображение, система видеоаналитики собирает эти данные, а встроенные в нее алгоритмы обрабатывают и анализируют информацию, извлекая дополнительную ценность для бизнеса.

По данным компании Scylla, специализирующейся на технологиях ИИ в индустрии безопасности, видеоаналитика для ретейла позволяет:

  • вести подсчет посетителей в реальном времени;
  • составлять тепловые карты помещения — это помогает найти самые популярные прилавки и зоны в магазине;
  • анализировать маршруты перемещения покупателей и понимать, сколько времени они проводят в определенных зонах;
  • предотвращать кражи и другое нежелательное поведение;
  • оценить влияние рекламных акций и сезонных предложений на трафик и, соответственно, своевременно корректировать маркетинговые стратегии.

Системы видеоаналитики собственной разработки активно используются в Amazon. Так, они позволяют не только анализировать поведение покупателей и посещаемость магазинов, но и считывать лица посетителей: узнать, какого они возраста и пола, какие эмоции у них вызывает пребывание в магазине.

Сеть 7-Eleven внедрила продвинутую систему видеоаналитики в целях повышения безопасности в торговых точках в Северной Америке. Ретейлер столкнулся с проблемой: в небольшие круглосуточные магазины с большим трафиком стали часто заходить магазинные воры. В итоге 5 тыс. магазинов оснастили «умными» камерами, данные с которых обрабатывает ИИ. Цифровая система позволила снизить потери.

Решения в сфере видеонаблюдения и видеоаналитики сегодня входят в число самых востребованных цифровых сервисов, поскольку обеспечивают безопасность и эффективность процессов, соглашаются в «Ростелекоме». Компания совместно с «Магнитом» протестирует в магазине торговой сети «умную» систему видеонаблюдения с аналитикой трафика для мониторинга покупательских потоков и клиентского пути.

5Оплата по ладони, лицу и улыбке

Наконец, высокотехнологичный магазин уже сложно представить без оплаты по биометрии. Во время пандемии в нескольких магазинах Amazon Go в Сиэтле (США) появились специальные устройства, которые считывают линии и узоры вен с ладони покупателей — это уникальная «подпись» клиента, которая подтверждает факт оплаты товаров. Позднее устройства установили в торговой сети Whole Foods Market. Они также позволяют узнать возраст клиента, сверяя рисунок ладони с цифровым профилем человека. Функция необходима магазинам для продажи алкоголя. Оплата по биометрии в США особенно популярна среди молодых потребителей в возрасте от 18 до 24 лет. В этой возрастной категории биометрией пользуются 58% покупателей. Чуть меньше (55%) приходится на группу 25–40 лет.

Ретейлеры также внедряют технологию оплаты по лицу. Например, летом 2023 года компания из ОАЭ Astra Tech запустила розничный магазин B Store. В основном в нем представлены продукты с длительным сроком хранения. Кроме того, здесь нет продавцов. Войти в магазин можно с помощью приложения, а оплата на кассе производится через систему FacePay. Эта же система интегрирована в торговые точки Carrefour в ОАЭ.

Зачастую внедрение биометрических систем в ретейле проводится в тесном сотрудничестве с банками. Так, в марте 2023 года JPMorgan запустил в пилотном режиме собственную биометрическую систему, которая позволяет проводить оплату по ладони или лицу. Сейчас она тестируется в нескольких американских магазинах. Если программу признают успешной, в 2024 году технологию масштабируют и распространят на крупные торговые сети.

В России биометрическая оплата в ретейле развивается при поддержке Сбербанка. Число клиентов сервиса оплаты «По улыбке», по данным на осень 2022 года, превысило один миллион человек. Биометрию развивают в магазинах «Магнит», «Перекресток» и «Вкусвилл».

Издание PYMNTS прогнозирует, что по итогу бурного развития биометрической инфраструктуры смартфоны, пластиковые карты и бумажные документы окончательно потеряют актуальность в качестве инструментов идентификации людей. А футуристические сценарии — от покупки товаров до авиаперелетов без кошельков и документов — станут реальностью.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 лучших российских акций в 2024 году: чего ждать от них в будущем 10 лучших российских акций в 2024 году: чего ждать от них в будущем

Наиболее подорожавшие российские акции 2024: причины их роста и перспективы

РБК
ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм

Какие новые ценности молодых потребителей повлияют на рынки в будущем

Монокль
«Дорожная карта будущего» «Дорожная карта будущего»

Как страны будут разрабатывать устойчивое авиационное топливо

РБК
Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция

Доля предпринимателей, не сталкивающихся с трудностями, в 2025 году упала до 14%

Forbes
Парижский чемодан полпреда Парижский чемодан полпреда

Невероятная находка в Париже: автограф Кузмина и тайны Серебряного века!

Дилетант
Зачем вам секс? Зачем вам секс?

16 основных мотивов для секса

Men Today
Очень странные дела Очень странные дела

Какие бьюти-тренды из соцсетей искренне настораживают косметологов

Лиза
Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время» Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время»

Мою жизнь можно было распределить на сотни других жизней

Караван историй
В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных

Археологи обнаружили в Португалии новые произведения палеолитического искусства

N+1
Все фильмы Пон Джун Хо, снявшего «Микки 17» и «Паразиты»: от худшего к лучшему Все фильмы Пон Джун Хо, снявшего «Микки 17» и «Паразиты»: от худшего к лучшему

8 фильмов южнокорейского режиссера, от легких комедий до мощных триллеров

Maxim
Читаем Читаем

Книги о мечтателях, бунтарях, романтиках, о тех, кто не сдается и меняет правила

СНОБ
Дэн Браун Дэн Браун

Правила жизни писателя Дэна Брауна

Правила жизни
По местам Дягилева в Петербурге. Отрывок из книги По местам Дягилева в Петербурге. Отрывок из книги

Какие места в Петербурге определили творчество Сергея Дягилева

СНОБ
Почему люди пускают слюни во сне Почему люди пускают слюни во сне

Когда кто-то сладко спит, он может начать пускать слюни во сне! Но почему?

ТехИнсайдер
Исследователи выяснили, что на самом деле способствует счастью человека Исследователи выяснили, что на самом деле способствует счастью человека

Ученые исследуют, что способствует счастью молодых людей

Inc.
«Она была самой красивой девушкой на стадионе» «Она была самой красивой девушкой на стадионе»

Про любовь с первого взгляда Александра и Алеси Энберт

OK!
Редкие инвестиции Редкие инвестиции

Почему так важны РЗМ и можно ли в них инвестировать

Ведомости
От любопытства до радикализма От любопытства до радикализма

Путь радикализации конспирологической идеи может быть пугающе коротким

Правила жизни
Городская пещера Городская пещера

Ксения Степаненко создала тактильный интерьер «вне трендов»

SALON-Interior
Модный план на год Модный план на год

11 способов прокачать свой стиль

Добрые советы
«Весёлый шмель гудит весеннюю тревогу…» «Весёлый шмель гудит весеннюю тревогу…»

Возрождение шмелиных семей происходит весной

Наука и жизнь
От факелов до светодиодов: история эволюции светильников От факелов до светодиодов: история эволюции светильников

История эволюции светильников от древних времен до нашей эпохи

ТехИнсайдер
В клетку сквозь столетия: история вечного принта В клетку сквозь столетия: история вечного принта

Клетка в моде: откуда появился этот принт и как он развивался?

Правила жизни
Сапог — оружие богатыря Сапог — оружие богатыря

Cвязаны ли в действительности Илия Печерский и легендарный герой Илья Муромец?

Дилетант
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Сдается квартира Сдается квартира

Как обустроить жилье для выгодной сдачи в аренду

Лиза
Сотовая вязь Сотовая вязь

Постройка с запоминающимися формами и геометрическим орнаментом в виде сот

Идеи Вашего Дома
Хаотичный человек, стремящийся к системе Хаотичный человек, стремящийся к системе

Роман Евдокимов не из тех, кто бросает слова на ветер

OK!
Учёные, стихотворцы и блохи Учёные, стихотворцы и блохи

Кто такой Князев — автор рукописи «Учёные и блохи» и как она появилось?

Наука и жизнь
Надежда Ангарская: «Женщинам обязательно нужно устраивать девичники, никакой психолог потом не нужен» Надежда Ангарская: «Женщинам обязательно нужно устраивать девичники, никакой психолог потом не нужен»

Надежда Ангарская про свой опыт участия в шоу перевоплощений «Один в один»

Здоровье
Открыть в приложении