Как Олег Тиньков создавал финансовую империю

РБКБизнес

Банковская тайна

Как Олег Тиньков создавал финансовую империю, пока конкуренты раздумывали, законно ли это

Автор: Максим Момот

0:00 /
1135.752

«Я уверен, что интернет — это наше будущее, и важно быстрее застолбить себе место в нем... Лет через десять люди будут с удивлением смотреть на банки, имеющие большое число офисов», — предсказывал Олег Тиньков в своей книге «Я такой, как все», вышедшей в 2010 году. Спустя десять лет, на фоне эпидемии COVID-19, физические банковские отделения действительно стали казаться атавизмом. Свой банк без отделений Тиньков основал еще в 2006 году. А в сентябре 2020-го предварительно договорился о его продаже «Яндексу» за $5,48 млрд.

По ту сторону стола

Тинькофф Банк — самый успешный и крупный бизнес Олега Тинькова, который за долгую карьеру предпринимателя перепробовал многое — от торговли бытовой техникой до выпуска пельменей и производства пива. Однако именно собственный банк сделал Тинькова миллиардером в результате успешного IPO на Лондонской фондовой бирже в 2013 году. «Сегодня нашими клиентами являются свыше 11 млн россиян, более четверти из которых пользуются двумя или более продуктами «Тинькофф», — рассказывает РБК председатель правления компании, член совета директоров Оливер Хьюз. — Кредитный портфель вырос на 66% год к году и составил по результатам 2019-го 329 млрд руб.».

А начиналось все с идеи. «Когда я разговаривал с совладельцами или клерками банков, пытаясь занять деньги на развитие бизнеса, то всегда думал, как бы оказаться по ту сторону стола», — вспоминал Олег Тиньков через несколько лет после запуска собственного банка. Идея создать банк без физических отделений пришла к Тинькову, когда он жил в США. Почтовый ящик его дома в Калифорнии заваливали предложениями оформить банковскую карту. Тогда он подумал, что и в России было бы удачной идеей посылать клиентам предложения по почте.

В 2005 году Тиньков продал пивоваренный бизнес, по его словам, за $260 млн, получив тем самым возможность заняться созданием банка. Решение о его запуске он принял в ноябре 2005-го, находясь на острове Некер, в гостях у основателя корпорации Virgin Group Ричарда Брэнсона. В сентябре 2006 года была закрыта сделка по покупке Химмашбанка (нужна была компания с банковской лицензией), банк был переименован в «Тинькофф Кредитные Системы».

С самого начала руководство банка нового поколения уделяло большое внимание созданию современной ИТ-инфраструктуры — только на нее при запуске банка было выделено $20 млн. «Мы взяли выпускников мехмата и физтехов, дали им полную свободу и возможность проверки гипотез, из чего, собственно, потом выросла и ДНК «Тинькофф». Эти люди просто не знали, что какие-то вещи делать нельзя, они приходили и меняли с ходу правила игры. В итоге за 13 лет мы ворвались в тройку крупнейших банков России по числу клиентов. Мы строились как ИТ-компания и, по сути, ею и являемся. У нас даже в штаб-квартире 70% персонала — это айтишники со средним возрастом 26 лет», — гордится Хьюз. Ставка была сделана на анализ больших массивов данных и использование математических моделей. Тиньков, по его собственным словам, инвестировал в запуск банка $60 млн собственных средств.

Суть бизнес-модели была в том, что деньги привлекались с кредитного рынка под более низкий процент и выдавались заемщикам через кредитные карточки под более высокий. Тестовый выпуск карт прошел в мае 2007-го, с лета того же года пошли массовые предложения потенциальным клиентам. «Банк успел попасть сразу в два важных тренда на рынке — тотальной цифровизации и переходу населения от POS-кредитования (вид потребительского кредита, выдаваемый непосредственно в торговых точках. — РБК), на котором, например, развил бизнес банк «Русский стандарт», к буму кредитных карт с бонусами, — отмечает Михаил Попов, основатель и CEO банка в мессенджерах TalkBank. — Опыт в других индустриях помог Олегу Тинькову увидеть раньше других конкурентов, как меняется рынок и с какой бизнес-моделью нужно стартовать». На стадии стартапа долю в банке купил Goldman Sachs. «Goldman Sachs предложил купить 15% банка за $15 млн, то есть весь банк, подчеркиваю, еще не начавший работу, оценили в $100 млн», — вспоминал позднее Олег Тиньков.

«Писали нецензурные слова»

Не все шло гладко. Продукт для многих оказался непривычен. «Люди не заполняли анкеты и отправляли их нам назад, заполняли неправильно, кто-то в анкетах писал нецензурные слова в мой адрес, — вспоминал Олег Тиньков. — Пытались засунуть в банкоматы бумажный макет с изображением карты, и банкиры из регионов звонили нам и просили больше не рассылать такие «карты», потому что они застревают в банкоматах».

Но были проблемы и посерьезнее: нужны были заемные средства, для их привлечения нужно было размещать облигации. Однако в 2007 году как раз начинался мировой финансовый кризис, и давать в долг желающих было немного. Банк с трудом разместил облигации. Но денег на развитие компании все равно не хватало. Как признался Тиньков в одной из своих книг, в конце 2007 года менеджмент какое-то время не получал зарплату. В этот критический момент удалось привлечь кредит в $60 млн: $20 млн дал Goldman Sachs, который к тому времени уже был акционером банка, $30 млн — шведский фонд Vostok Nafta, $10 млн — американский хедж-фонд Blue Crest (эти деньги были размещены в кредитном портфеле).

В июне 2008-го банк разместил еврооблигации на €70 млн. Во время финансового кризиса банку помогло как раз то, что у него не было филиалов и, соответственно, затрат на них. Благодаря средствам, полученным за счет еврооблигаций, банк в разгар кризиса всего за полгода смог увеличить кредитный портфель с 2,5 млрд до 4,8 млрд руб. По словам Тинькова, банк стал прибыльным уже с ноября 2008 года.

В 2010 году банк начал принимать депозиты. Сам Тиньков объяснял это тем, что изначально задуманная модель бизнеса — привлечение недорогого финансирования оптом и размещение заемных средств через клиентские кредитные карты — перестала работать из-за мирового финансового кризиса. Поэтому было решено выходить на рынок вкладов населения. Но ведь отделений у «Тинькофф» не было, а банковских приложений для смартфонов тогда еще практически не существовало. Вклады начали было принимать через почтовые отделения, но это оказалось неудобным, и банк перешел к доставке дебетовых карт клиентам, заполнившим форму через сайт или call-центр. Договор с клиентом подписывался в момент доставки ему карты. Забрать вклад можно было через банкоматы других банков. Пополнить вклад можно было переводом из другого банка или через банкоматы с функцией приема наличных.

За 2012 год портфель кредитных карт увеличился на 126% — с 21,2 млрд до 48 млрд руб. «Одним из важнейших факторов успеха «Тинькофф» можно считать смелость — готовность идти на осознанные риски в ситуации регуляторной неопределенности, — считает Эллиот Гойхман, основатель цифрового банка Zelf. — Они начали выдавать кредиты удаленно, когда еще никто не понимал, как это делать и законно ли это вообще. Но пока «Тинькофф» это делал, крупные банки успокаивали себя: «Ну, в этом году у него точно отзовут лицензию».

Оливер Хьюз

Дорогая опечатка

Тем не менее цифры роста позволяли инвесторам воспринимать банк как серьезного перспективного игрока. В 2013 году TCS Group Holding провела успешное IPO на Лондонской фондовой бирже. Группа привлекла более $1 млрд и была оценена в $3,2 млрд. Однако 15 ноября 2013 года акции неожиданно обвалились из-за новостей о том, что Госдума якобы собирается запретить продажу кредитных карт вне офисов (как рассказывал потом сам Олег Тиньков, в законопроекте просто была опечатка). А в 2014 году из-за западных санкций против России, девальвации рубля и закредитованности населения в финансовом секторе начался кризис. Чтобы застраховаться от рисков, банк снизил долю одобренных заявок на кредиты до 15%.

Пришлось пересмотреть и всю бизнес-модель. Классические банковские услуги, такие как выдача кредита или привлечение депозита, стали считаться вторичными, и банк решил строить платформу для удовлетворения различных потребностей клиента (открытие своего дела, авиаперелеты, мобильная связь). В 2015 году «Тинькофф» запустил даже ипотечную платформу. Правда, от этого направления уже в 2019 году пришлось отказаться. «Мы привлекли на нашу брокерскую платформу 12 банков-партнеров (не выдавали ипотеку со своего баланса), но не смогли туда завлечь госбанки, — рассказывает Оливер Хьюз. — Это проблема структуры рынка в России. Почти 80% ипотечного кредитования сделано госбанками. И госбанки принципиально не работали через нас».

По словам Светланы Годлиной, управляющего директора Модульбанка, традиционные банки сейчас больше декларируют цифровизацию, а по факту адаптируют свои процессы крайне медленно. «Большинство своих операций в массовом сегменте бизнеса банк способен делать вне отделений, — отмечает эксперт. — При этом есть препятствия в законодательстве, которые по-прежнему не позволяют дистанционно открывать счета, к примеру, предпринимателям». В 2016-м был запущен сервис «Тинькофф Инвестиции» — направление показалось перспективным из-за снижающихся ставок по вкладам в банках, что делало инвестиции в акции более привлекательными. «Это фактически наша брокерская ракета, — говорит Оливер Хьюз. — Во втором квартале 2020 года еще полмиллиона новых пользователей открыли у нас брокерские счета, а их общее число на конец июня достигло 1,9 млн». По его словам, объем активов на счетах пользователей достиг 144 млрд руб., объем сделок — 2,2 трлн руб., выручка от данного бизнеса выросла почти до 1,6 млрд руб.

Как рассказывает Хьюз, примерно на рубеже 2018–2019 годов компания перестала называть себя банком как официально, так и внутри компании. «Тинькофф» уже давно экосистема и группа компаний с различными небанковскими бизнесами: страхованием, брокерским бизнесом, мобильным оператором, собственным онлайн-тревел-агентством, «Тинькофф Образование», «Тинькофф Центры Разработки», которые разрабатывают технологии и для «Тинькофф», и на продажу», — говорит он.

По словам Оливера Хьюза, в пандемию на банковском рынке «Тинькофф» оказался главным бенефициаром. «Многие банки запустили классные мобильные приложения и онлайн-платформы, но нет игроков, которые могут вообще любой вопрос клиента решить в онлайне, без необходимости визита в офис, — поясняет он. — Во время локдауна это стало особенно заметно — банки стали еще более активно развивать онлайн, но одно дело — перестраивать старые офлайн-бизнес-процессы, а другое дело — построить все с нуля с прицелом на онлайн».

Болезни роста

Чистая прибыль TCS Group, чьим основным активом является Тинькофф Банк, в 2019 году достигла 36,1 млрд руб. (по сравнению с 27 млрд руб. в 2018 году рост на 33%). Во втором квартале 2020 года чистая прибыль группы увеличилась на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 10,2 млрд руб. По словам Оливера Хьюза, финансовые результаты во многом объясняются тем, что компания — это «инфраструктурный лайфстайл-оператор, позволяющий клиентам решать практически любые бытовые вопросы внутри приложения «Тинькофф».

Кредитный портфель банка вырос на 66% год к году и составил по результатам 2019-го 329 млрд руб. Рост был обеспечен как традиционными продуктами — кредитными картами, так и новыми услугами: кредиты наличными, POS-кредиты, кредиты под залог недвижимости и автокредиты. «Обеспеченные залогами кредиты в общем портфеле составляют уже 15% и выросли в течение прошлого года с 5 млрд до 48 млрд руб.», — приводит цифры Хьюз. Для дальнейшего развития кредитного портфеля компания в 2019 году привлекла $300 млн через SPO (вторичное размещение акций) и 20 млн руб. в долг через облигации.

Среди направлений, которые развивает банк, — обслуживание малого и среднего бизнеса: число МСП среди клиентов увеличилось до 535 тыс. Операционная прибыль этого направления составляет 4,7 млрд руб. «Тинькофф Страхование» за год более чем удвоило выручку. «Тинькофф Инвестиции» закончило прошлый год с более чем 1,1 млн клиентов.

«Наше направление онлайн-эквайринга тоже очень хорошо себя показывает. Рост выручки в прошлом году — на 57%, до 6,6 млрд руб. Сегодня «Тинькофф» является третьим по величине онлайн-эквайером в России, и важно, что эквайринговый бизнес является очень прибыльным. Более трети наших доходов уже приходится на некредитные бизнесы, и эта диверсификация будет только расти», — отмечает Хьюз.

Оставаясь в первую очередь ИТ-компанией, «Тинькофф» продолжает внедрять передовые технологии. Так, искусственный интеллект используется в самых разных процессах — от скоринга до клиентской поддержки. «Например, голосовой помощник Олег экономит нам около 140 млн руб. в месяц только в приложении и целиком без участия человека решает 40% обращений клиентов в чате. В целом экономию от внедрения собственных технологий можно оценить от 1 млрд руб. в год», — констатирует председатель правления компании.

2020 год для Олега Тинькова оказался непростым, но совсем по другим причинам, чем для большинства предпринимателей. В феврале стало известно о претензиях к бизнесмену налоговых властей США, потребовавших его экстрадиции из Лондона. По версии американских властей, Тиньков на момент отказа от гражданства США (он сделал это в 2013 году, через три дня после IPO), предположительно, скрыл активы и доходы на общую сумму $1 млрд. Речь идет как раз об акциях, которые были размещены в ходе IPO и которыми Тиньков владел, по данным американских правоохранительных органов, через компании, зарегистрированные на Британских Виргинских островах. По данным Министерства юстиции США, в качестве своего дохода Тиньков в налоговой декларации указал менее $206 тыс., а свое состояние (чистая стоимость активов, net worth) оценил в $300 тыс. Максимальное наказание, которое грозит ему в США по каждому из этих двух пунктов обвинения, — до трех лет тюрьмы и штраф. Кроме того, его могут обязать возместить ущерб и издержки. По данным Daily Express, в качестве залога на время судебного разбирательства в Лондоне Тиньков внес 20 млн фунтов.

В марте 2020 года Олег Тиньков сообщил, что борется с лейкемией, и объявил, что уходит с должности главы совета директоров банка. На таком негативном информационном фоне акции TCS Group (головная структура Тинькофф Банка) упали более чем на 20%. Однако уже в сентябре 2020 года информационная картина вновь изменилась. 22 сентября TCS Group подтвердила, что ведет переговоры о своей продаже с «Яндексом». Согласно предварительным договоренностям, «Яндекс» заплатит за компанию $5,48 млрд.

По словам самого Олега Тинькова, «это не продажа, а скорее слияние». «Я безмерно уважаю «Яндекс», мы две лучшие ИТ-компании страны, и там может быть куча синергии!» — написал он в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), пообещав остаться в «Тинькофф» и «заниматься им». Бизнесмен заверил, что бренд «Тинькофф» сохранится, для клиентов ничего не поменяется, «а станет даже еще лучше».

Фото: Тинькофф

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Playmate 2020 Playmate 2020

Полуфинал конкурса на самую горячую девушку по версии Playboy

Playboy
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Кодный магазин Кодный магазин

Программист из Ульяновска построил компанию стоимостью $100 млн

Forbes
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
Бренды образования Бренды образования

Как попасть в престижный университет и стоит ли туда стремиться?

Forbes
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Груз платформы Груз платформы

Павел Дуров: бизнесмен, который бросил вызов мировому господству доллара

Forbes
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Гипотезы потребления Гипотезы потребления

Венчурный фонд, запущенный основателем «Вкусвилла», должен сделать мир лучше

Forbes
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Ловушка для банкира Ловушка для банкира

Рынок недвижимости Испании до сих пор не оправился от кризиса 2008 года

Forbes
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Miss MAXIM 2019 Miss MAXIM 2019

Марафон красоты длиной в пять месяцев финишировал!

Maxim
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Нечеловеческий секс Нечеловеческий секс

Почему мы все еще занимаемся сексом по старинке – с живыми людьми?

Популярная механика
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
7 трюков, которые надо знать, если ты хочешь накрасить ногти лаком с блестками 7 трюков, которые надо знать, если ты хочешь накрасить ногти лаком с блестками

Любишь блеск и гламур? Понимаем и одобряем!

VOICE
Заброшенная натура Заброшенная натура

Москвич находит интересные заброшенные объекты и организует туда туры

Отдых в России
«Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии» «Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии»

Что гобелен из Байё сообщает о завоевании Англии нормандцами

N+1
Ничего личного Ничего личного

Почему не стоит давать советы окружающим?

VOICE
Золотой голос Золотой голос

Оперная певица Екатерина Смолина — о непростом творческом пути

Отдых в России
5 мифов о браке, вера в которые может разрушить вашу семью 5 мифов о браке, вера в которые может разрушить вашу семью

Какие мифы о браке существуют и чем они опасны?

Psychologies
Замуж за друга: 3 непридуманные истории Замуж за друга: 3 непридуманные истории

Как получается, что мы вдруг видим возлюбленного в том, кого считали друзьями?

Psychologies
Отцовский баланс Отцовский баланс

Советы для пап, стремящихся уделять достаточно времени семье

Men Today
Неожиданная Азия Неожиданная Азия

7 вещей, которые нужно успеть сделать в Малайзии, если ты приехала впервые

Лиза
Машина времени Машина времени

Как Дэниел Аршам стал главным художником мировой luxury-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Эхо горы Эхо горы

«Волшебная гора» Томаса Манна: роман-собор, роман-университет, роман-путешествие

Weekend
Деды выживали Деды выживали

«Лихие»: очередные экранные 1990-е

Weekend
Открыть в приложении