Хемофобия в потребительском обществе — не очевидная, но очень серьезная проблема для химической отрасли. Она ведет не только к падению спроса на определенные продукты отрасли, но и провоцирует государственные власти к введению запретов.

РБК

Полезная химия / Тенденции

Победить хемофобию

Хемофобия в потребительском обществе — не очевидная, но очень серьезная проблема для химической отрасли. Она ведет не только к падению спроса на определенные продукты отрасли, но и провоцирует государственные власти к введению запретов.

Текст Алексей Лоссан

Отказ от «зеленой» химии

Как переломить предубеждение к химии, обсудили участники круглого стола, организованного Российским союзом химиков и компанией Covestro. «Последние пять—семь лет огромное количество продукции из разных отраслей сопровождается в описании словом «зеленый»: зеленая партия, зеленые продукты, зеленая экономика, зеленое строительство, зеленая химия. При этом четкого определения, что же это значит быть «зеленым», по сути, нет. Как-то мы переводили рекламный слоган одного нашего продукта — the water is green. Речь шла, конечно же, о чистой воде и использовать слово «зеленый» было бы просто рискованно», — говорит руководитель корпоративных коммуникаций ООО «Ковестро» Албена Васильева.

По ее словам, на смену понятию «зеленый» в химической промышленности приходит устойчивое развитие, у которого есть вполне очерченное определение: «Устойчивое развитие подразумевает восприятие нашей планеты с экологической, экономической точек зрения и с перспективы будущего человечества. Здесь химической отрасли есть что сказать миру, так как крупные концерны относятся к теме устойчивого развития очень серьезно», — говорит Албена Васильева.

Одним из первых продуктов компании, попавшим под определение «эко», стали дисперсии на водной основе и водные полиуретановые технологии. Самый знаковый на сегодня проект Covestro — использование переработанного углекислого газа при производстве полиуретана, разработанный в сотрудничестве с Аахенским технологическим институтом. «CO₂ как сырье с давних пор был мечтой специалистов.

Теперь это стало реальностью, — рассказывает Албена Васильева. — С июня этого года на нашем заводе в Дормаген началось производство полиола с использованием двуокиси углерода. Первыми продуктами на рынке стала мягкая пена для матрасов. В дальнейшем планируется использовать двуокись углерода и в других типах синтетических материалов».

«Экологическим продуктом является не то, что сделано из продуктов природного происхождения, а то, что в процессе производства, эксплуатации и правильной утилизации приносит меньше вреда окружающей среде», — подчеркивает директор торгового дома «Пластик» Анна Даутова.

Кто виноват

По словам руководителя направления по информационной политике «Сибура» Дмитрия Черникова, отрасль видит эффективность принципа максимальной открытости и активных мероприятий по информированию населения через СМИ, общественные организации и напрямую о том, насколько надежно и экологически безопасно современное нефтехимическое производство. В качестве примера он привел работу с общественным мнением в Тобольске — ключевой площадке компании, где сейчас строится масштабный комплекс «ЗапСибНефтехим». Намного большему, по мнению Дмитрия Черникова, компаниям и химической общественности предстоит научиться в работе с отношением к продукции химической отрасли, отчасти сформированному на основе мифов вокруг продукции из пластика.

Оседая на дно, пластиковый мусор начинает воздействовать на экосистему
Фото: Getty Images Russia

Гораздо сложнее, считает Дмитрий Черников, бороться с предубежденностью к продукции химической отрасли. В качестве примера он называет ПЭТ-тару. «Негативное отношение к пластику поначалу было совершенно справедливо — на заре его появления не было даже понимания о том, как перерабатывать пластиковые отходы. Процесс производства продукта и процесс переработки отходов идут неравномерно, второй идет медленнее, чем первый. В итоге в Мировом океане появились моря из пластиковой тары, и тогда уже производители пластика серьезно призадумались», — поясняет Албена Васильева.

По словам экспертов, одной из причин хемофобии может стать конфликт вокруг одного конкретного продукта. «Очень часто конфликты начинаются с действий конкурентов, которые сделали похожий продукт, но из другого компонента», — говорит Албена Васильева. По ее словам, примером такого противостояния на Западе стала дискуссия вокруг потенциальной вредности поликарбоната. «Многие годы в Европе и США идет массивная атака на поликарбонат, известные личности призывают не покупать даже ручки из поликарбоната, упуская из вида, что производители сырья вкладывают огромные деньги в НИО КР и о пользе и вреде того или иного продукта лучше всего скажут данные научных исследований», — говорит она.

По словам руководителя управления по связям с общественностью группы «Оргсинтез» Василия Романцова, важно понять, кому из экономических субъектов выгодно поднимать тот или иной вопрос. По его словам, производители конечного продукта могут найти взаимопонимание с населением, сложнее, когда компания ориентирована на рынок b2b. «В нашем случае нет конечного продукта, если не считать им хлор и перекись водорода, и мы сталкиваемся с хемофобией в регионе нашего присутствия, хотя Чувашия относится к одним из самых экологически чистых регионов страны».

Что делать

По мнению Дмитрия Черникова, полезно изучить этапы формирования мифологии, чтобы не бороться со сложившимся мифом, а разрушать его на стадии рождения. «Чаще всего источником первичной информации выступают случайные наблюдения и «открытия» людей. На втором круге эта информация обобщается в научных или псевдонаучных исследованиях, легендируется и легитимизируется экологами», — говорит Дмитрий Черников. После того как эти сведения подхватывают СМИ, идет мифологизация сознания, которая потом воплощается в слоганах рекламных и социальных акций, а иногда и в нормативных ограничениях. Безусловно, это упрощенная модель, не всегда процесс происходит линейно, оговаривается эксперт.

«У обывателя в основном совсем простые вопросы: например, опасно ли средство для розжига для шашлыка. Крупные компании могут помочь в химическом ликбезе населения. Необходим ресурс, который простым языком отвечал бы на запросы журналистов, у нас был такой опыт, который мы назвали «Мифы о пластике». Но это была частная инициатива компаний», — рассказывает пресс-секретарь Российского союза химиков Дарья Ярцева. По словам старшего научного сотрудника химического факультета МГУ Екатерины Якубович, химическим компаниям надо сразу популяризировать вопрос переработки продукта и сразу вкладываться в рекламные кампании, чтобы говорить о безотходности производства или о его обязательной переработке. «Работа со школьниками может быть наиболее продуктивной. Несколько крупных компаний участвуют в фестивале науки, когда любой школьник может прийти и посмотреть, что такое полиуретан, для чего он нужен, или узнать, почему мы используем пластик вместо стекла», — добавляет она. Многие крупные компании уже пытаются обращать внимание не на студентов, а на школьников. «Мы пытаемся говорить с ними о том, что химия — это нестрашно и неплохо, и пытаемся заложить основы, хотя еще 15–20 лет назад крупные химические концерны работали только со студентами», — говорит Албена Васильева. В частности, Covestro открыла на территории своего завода химическую лабораторию для школьников.

Даже после запрета ООН на фреоны для холодильников и спреев озоновые дыры в стратосфере Земли продолжали пульсировать в прежнем ритме
Фото: Reuters

Другим методом работы, по словам Албены Васильевой, является взаимодействие непосредственно с населением. «Когда концерн, будучи еще «Байером», начал строительство завода по переработке углекислого газа в Дормагене, конечно же, начались протесты населения. Для работы с населением на местах были открыты центры коммуникаций, которые проводили регулярный мониторинг ситуации, а лучшим доказательством того, что строящееся производство не будет опасным, был факт того, что несколько членов правления жили именно в Дормагене. В итоге завод открылся и успешно начал работу. Но центры по работе с населением не закрылись и продолжают работу по химическому ликбезу», — говорит Албена Васильева.

О таком же подходе, только в Сибири, рассказывает начальник информационного отдела департамента по связям с общественностью АО «ГК «Титан» Екатерина Задворнова: «У нас нефтехимический регион, где на крупных промышленных объектах трудятся поколения омичей. Тем не менее мы часто сталкиваемся с искаженным представлением людей о современном производстве». По ее словам, одна из главных миссий их компании — просвещение. В компании разработана серия образовательных проектов, адресованных разным целевым аудиториям, начиная с воспитанников детских садов и заканчивая ветеранами предприятий компании. «Мы провели ряд выставок, посвященных популяризации химии вообще и экологии в частности: «Химия и искусство», «Среда обитания. Человек в большом доме». Только выставку «Химия и искусство» посетили около 20 тыс. человек. На производственных площадках регулярно проводятся экскурсии.

Околохимические мифы

Примеров хемофобии — тысячи. Все они могут быть разделены на три большие группы по источнику происхождения: бюрократическая, конкурентная и предрассудки. Вот три примера таких фобий с глобальными последствиями.

Фреоны — причина возникновения озоновых дыр в атмосфере Земли, предтечи мучительной гибели человечества под ультрафиолетовыми лучами.

В 1985 году ученые British Antarctic Survey обнаружили, что концентрация озона в стратосфере над Антарктидой в августе снижается, а к январю возвращается к норме и так происходит каждый год. Сезонное истончение озонового слоя над безлюдной Антарктидой назвали озоновой дырой. В том же 1985 году ООН приняла Венскую конвенцию об охране озонового слоя. В 1987 году последовал Монреальский протокол, запретивший фреоны для холодильников и еще ряд веществ, взаимодействующих с озоном. На этом вся наука об озоновых дырах, собственно, кончилась, и они продолжили пульсировать, как миллионы лет до этого. Зато у ООН появился соблазн регламентировать атмосферу и дальше — уже в виде Киотского протокола.

Пластик сохраняется в природе сотни лет, скоро вся планета будет засыпана пластиковым мусором.

Пластмассы только на вид долговечны, на самом деле пластик термодинамически очень неустойчив: он постоянно стремится прореагировать с кислородом воздуха и превратиться в углекислый газ и воду, просто без нагрева эта реакция не идет. Но если она начинается, то происходит с выделением большого количества энергии. Новым даровым источником энергии грех было не воспользоваться живой природе. Обнаружены бактерии, способные перерабатывать углеводороды. Доказательством их аппетита служит тот факт, что начиная с 1950-х годов керны (пробы) осадочных пород содержат достаточно много «техноископаемых» (technofossils) — бетона, алюминия. Однако полимеров там непропорционально мало — бактерии уже включили их в свою пищевую цепочку.

Ни в коем случае нельзя есть «химию», это вредно для здоровья.

Не есть химию не получится: вся пища стоит из химических элементов, в ней присутствует практически вся таблица Менделеева, кроме трансурановых элементов и инертных газов. Например, тяжелые металлы (с атомным номером больше 23), которыми пугают обывателя, входят в состав жизненно необходимых ферментов, гормонов и витаминов. Человек умрет, если не будет получать тяжелые металлы с пищей. Содержание скандально известной «добавки вкуса» — глутамата натрия (Е621), например, в овощах (в среднем 0,2%) выше, чем в чипсах. Вся здоровая пища состоит из одной химии, больше ничего там нет. Проблема не в химии, а в правильном ее поедании.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Глава компании «Полипласт Северо-запад» — о высоких технологиях и импортозамещении Глава компании «Полипласт Северо-запад» — о высоких технологиях и импортозамещении

О важности следовать принципам бережливого производства и ESG-повестке

РБК
Плакали ваши денежки Плакали ваши денежки

Одни экономят. Другие зарабатывают. Как перейти из одного лагеря в другой?

Cosmopolitan
14 610 дней молодости 14 610 дней молодости

Как быть счастливым, здоровым и успешным в любом возрасте

Men Today
Свободу электромобилям! Свободу электромобилям!

В России снова отменили пошлины на ввоз электромобилей. Такие машины станут доступнее, но ненадолго – нулевая ставка будет действовать всего год

АвтоМир
За что нас ценят мужчины За что нас ценят мужчины

Чтобы в семье все было хорошо, надо подстраиваться под мужа или лучше оставаться собой? Сколько людей – столько мнений. Узнаем, что думают эксперты и наши читатели.

Лиза
Tesla Model S Tesla Model S

Самый эксклюзивный из электрокаров обновился: второй мотор подарил ему полный привод, увеличилась емкость аккумуляторов, разгоняется автомобиль еще быстрее.

Quattroruote
Переходим на газомотор Переходим на газомотор

Завод Урал активно работает над созданием автомобилей с двигателями на газомоторном топливе. Опытный образец «метанового» грузовика Ural Next CNG уже можно встретить на дорогах

АвтоМир
Титан Возрождения Титан Возрождения

Диджитал-ин­ве­сти­ции сде­ла­ли пе­ре­дел­кин­ско­го маль­чи­ка Леонида Богуслав­ско­го мил­ли­ар­де­ром, а три­ат­лон — Железным че­ло­ве­ком с бед­ром из ти­та­но­во­го сплава.

Tatler
Красиво есть Красиво есть

Коже, волосам и ногтям недостаточно масок и кремов, им нужно питание изнутри

Cosmopolitan
России – с любовью России – с любовью

Основатель Uomo Collezioni Джонни Манглани – о том, как укрепить бизнес во время кризиса, о пользе самокритики и своих русских привычках.

The Rake
Hyundai i30 Hyundai i30

Редактор Quattroruote прокатился на новинке еще до официального показа – во время доводочных испытаний.

Quattroruote
“Рак груди изменил мое отношение к жизни и счастью” “Рак груди изменил мое отношение к жизни и счастью”

Три женщины, которые справились с раком груди

Cosmopolitan
Citroen C4: Вторым темпом Citroen C4: Вторым темпом

Три года присутствия на российском рынке не были успешными для французского седана. Изменит ли ситуацию рестайлинг, новые силовые установки и дополненные комплектации? Попробуем со всем этим разобраться

АвтоМир
В чем вся соль В чем вся соль

Реабилитация соли и разоблачение самых популярных заблуждений о ней

Cosmopolitan
Тяжелый металл Тяжелый металл

Почему «экологическая» поправка в закон об утилизации техники ухудшила положение дел в целой отрасли.

РБК
Вливайся! Вливайся!

Собеседование позади, желанная должность у тебя в кармане. Теперь дело за малым – найти общий язык с новыми коллегами. Чтобы не стать чужой среди своих, продумай тактику поведения.

Лиза
Законы привлекательности Законы привлекательности

До определенного возраста мы чувствуем себя желанными и радостно флиртуем с мужчинами. А потом все это внезапно заканчивается. Почему так происходит и можно ли как-то вернуть радость общения с противоположным полом? У нас есть ответы!

Добрые советы
Очень опасная женщина Очень опасная женщина

Отрывок из биографического романа о бурной жизни баронессы Марии Будберг

Playboy
Начальник космодромов Начальник космодромов

Рано Джураева должна найти прибыль там, где раньше ее никто не искал.

РБК
Учись бесплатно пока в декрете Учись бесплатно пока в декрете

Ты занята ребенком круглые сутки? Ничего! Скоро он чуть подрастет, и ты выкроишь время для себя.

Лиза
И целого мира мало И целого мира мало

Как в разных странах относятся к романам и сексу

Cosmopolitan
Девушка и миллиард Девушка и миллиард

Как Екатерина Лапшина cтала управлять инвестиционным фондом основателей Yota.

РБК
Женское дело Женское дело

Проблема любого женского бизнес-рейтинга, своего рода «первородный грех», — в самом факте гендерного деления участников коммерческой деятельности. Но доля топ-менеджеров или предпринимателей мужчин в подобных списках так велика, что женщин часто просто не видно, будто их нет совсем. В рейтинге крупнейших компаний России РБК 500 доля женщин-CEO — чуть больше 5%, и по мировым меркам это еще очень неплохой результат и вполне заслуженный повод показать их отдельно.

РБК
Лена Темникова. Почему певица боится экстрасенсов? Лена Темникова. Почему певица боится экстрасенсов?

Принято считать, что люди искусства суеверны, верят в мистику и предсказания, но на самом деле все не так однозначно.

Лиза
Его эго Его эго

Дональд Трамп, который уже изменил Америку.

Forbes
Правила бенедиктинцев Правила бенедиктинцев

Накануне выхода в прокат нового блокбастера Marvel «Доктор Стрэндж» (в кино с 28 октября) GQ вспомнил 15 фактов о Бенедикте Камбербэтче, которых вы еще не знаете и даже не догадываетесь о них спросить.

GQ
Альянс по расчету Альянс по расчету

Зачем Александру Мамуту разработчик софта для ресторанов.

Forbes
Родина «Единорогов» Родина «Единорогов»

Компания Inventure Partners растит проекты стоимостью более $1 млрд.

Forbes
Ракетка даль­не­го действия Ракетка даль­не­го действия

Анастасии Павлючен­ко­вой про­чи­ли боль­шое бу­ду­щее с че­тыр­на­дца­ти лет

Glamour
Есть только Мик Есть только Мик

Как-то Мик Джаггер сказал, что в 40 лет уйдет со сцены, потому что не хочет видеть, как Rolling Stones превратится в развалину. Но Мику уже 73, «Роллинги» до сих пор успешно гастролируют, а их лидер бодр, полон сил, не растерял своих ярких перьев и оптимистично заявляет, что они все еще звезды, хоть и в статусе живых легенд.

The Rake
Открыть в приложении