Как фуд-стартаперу найти деньги, покупателей и партнера для того, чтобы запустить настоящий бизнес.

РБК

Сетевые рестораны / Тенденции

В поисках Большого Брата

Как фуд-стартаперу найти деньги, покупателей и партнера для того, чтобы запустить настоящий бизнес.

Текст Ирина Лаврова

Небольшим фуд-стартапам сложно найти инвестиции и самим масштабироваться: кроме денег, для того чтобы начать полномасштабный бизнес, нужны, например, умение работать с большим и маленьким потоками посетителей, с торговыми сетями, ресторанами, понимать технологию производства. В венчурные фонды предпринимателю, который хочет продавать самые вкусные бутерброды, мед-крем с орехами или вовсе запустить производство органических йогуртов, идти бесполезно: они работают чаще всего с принципиальными инновациями, предпочитая IT, биомед, e-commerce или «железо». Если их и интересуют фуд-стартапы, то главным образом сервисные, например по доставке еды.

«Если речь идет о фуд-стартапе, в основе которого лежит не точка питания, а сервис, то найти деньги достаточно просто — надо лишь запуститься, и инвесторы сами выйдут с предложениями», — уверяет директор по маркетингу стартапа по доставке еды «Голод» Тимурмалик Эльмурадов. Еще один вариант — стартап, похожий на американский Soylent, — порошок, который, как обещают, должен заменить еду вообще.

Фото: getty images Russia

Инновационный продукт

А вот если стартап придумал, например, как можно заменить химическую добавку каким-то натуральным ингредиентом или изобрел новый способ производства рапсового масла, то ему прямая дорога в акселератор Generation S — проект Российской венчурной компании. В этом году у него появилось новое направление — AgroBioTech & Food, курирует которое один из крупнейших масложировых комбинатов России — компания ЭФКО, которую все знают по бренду майонеза «Слобода».

«Наша компания ищет новые драйверы роста, в том числе проекты, которые за счет концептуального решения позволяют повысить эффективность производства или могут стать основой для запуска новых направлений бизнеса, — говорит генеральный директор инновационного центра «Бирюч — НТ» (R&D центра ЭФКО) Татьяна Санина. — В первую очередь речь идет об инновациях в области промышленных биотехнологий и производства продуктов питания, поэтому мы активно сотрудничаем со стартаперами. Где-то даем ребятам рекомендации, как необходимо скорректировать проект, чтобы он начал приносить прибыль. Если же видим хороший коммерческий потенциал и эффективную команду, то готовы помочь привлечь инвестиции или предоставить таким командам самые широкие возможности для роста и развития внутри нашей компании». По словам Саниной, в прошлом году ЭФКО выступила индустриальным партнером трека BiotechMed и нашла для себя несколько интересных команд. В этом году компания продолжила сотрудничество с акселератором — на этот раз уже в рамках трека AgroBioTech & Food.

Фото: getty images Russia

Повелители гранолы

Более «человеческие» бизнесы принимают в центре кулинарных стартапов Mabius, который создал в 2014 году совладелец еще одного крупного производителя, Нижегородского масложирового комбината (НМЖК), и российский партнер азиатского агропромышленного холдинга Wilmar International Ltd Иван Сидорок. Сейчас Mabius сменил партнера, вместо НМЖК в работе акселератора участвует один из крупнейших агропромышленных комплексов — компания «Агрико» (пока в качестве индустриального партнера). Иван Сидорок по-прежнему остается владельцем акселератора, но теперь это его личный проект.

Сюда приглашают производителей мучных изделий, сухих завтраков, десертов, выпечки, сладостей, снеков, соусов. В центре Москвы работает лаборатория, где можно «обкатать» идею производства и его технологию. Кроме того, в акселераторе обещают помочь разобраться с документами и упаковкой. Взамен Mabius создает с перспективными компаниями ООО и берет в нем долю от 5 до 50%.

В портфеле Mabius — фрустики «Marc & Фиса», в которые акселератор вложил 3 млн руб. и которые можно увидеть на полках магазинов. Сейчас Mabius вышел из проекта — владелица «Marc & Фиса» Александра Шафорост решила развивать проект сама, и Mabius конвертировал инвестиции в заем. Сейчас акселератор активно раскручивает новый проект: консервы из камчатского королевского краба шеф-повара и директора центра Mabius Андрея Рывкина — King Claw.

«Мы сможем помочь нашим проектам выйти в китайский ретейл, что дорогого стоит. Это наша главная цель — использовать российские инновационные идеи и сырье, которое сейчас, после падения национальной валюты, очень дешевое, сертифицировать в Европе, но продавать в Китае. Войти в Китай сейчас мечтает весь мир», — говорит Иван Сидорок. Еще одна причина ориентации рынка сбыта на Китай, поясняет владелец Mabius, в том, что в России рынок премиальных продуктов резко падает и сужается до размеров Садового кольца. По его словам, сейчас у акселератора отобраны пять проектов для тестовой инкубации, в том числе соусы, снеки для спортсменов и гранола из пророщенной гречки.

Тусовка для еды

Для стартапера в Москве один из самых простых способов протестировать свой бизнес — участие в маркетах еды или выход на фуд-корт в торговых центрах и на рынках. Именно там формируется комьюнити, которое потом помогает находить и новые площадки для раскрутки бизнеса, и частных инвесторов, и идеи для совместного продвижения товаров.

Одна и самых известных площадок — маркеты «Местной еды», неочевидные, но вполне рабочие варианты — Даниловский рынок или «Экомаркет» в Коньково. Денег тут не дадут, зато за небольшую плату стартапер получит площадку, где сможет протестировать свой продукт на реальных потребителях. «Именно как к тесту мы и просим участников подходить к событию, — говорит Анастасия Громова, менеджер некоммерческого проекта «Местная еда». — Подать заявку на маркет может любой желающий, но вот попасть смогут лучшие». Участники проходят два этапа отбора: визуальный (описание, фото, активность в соцсетях) и дегустации.

Летом 2016 года был запущен pop-up «Местной еды» — проект, который должен объединить крупных рестораторов, инвесторов, арендодателей и фуд-стартаперов, которые хотят открывать корнеры внутри ресторанов и магазинов, точки на крытых рынках, островки в бизнес-центрах. Со стратегическими партнерами, которые предоставляют аренду, условия каждый обсуждает индивидуально: прибыль стратегам может приносить как арендная плата, так и доля от прибыли или выручки.

Фото: getty images Russia

«Тестирование своих бизнес-возможностей на подобной площадке — это действительно важно, особенно для точек общепита, ведь чаще всего новые ресторанные проекты открывают люди без профильного образования, пришедшие из совершенно других отраслей», — говорит Сергей Миронов, совладелец ресторана «Мясо & Рыба», основатель «РестКонсалт». Подобного рода сотрудничество решает сразу несколько проблем и иногда стоит дороже денег, ведь даже если ваш продукт очень хорош, попасть в крупные сети супермаркетов или ресторанов очень непросто.

Производитель напитка «Фитогуру», владелица рынка «Экомаркет» и сети магазинов «Город-сад» Дарья Лисиченко рассказывает, как сама столкнулась с тем, что хотя в целом с новым продуктом легко было попасть на полки крупных торговых сетей, сети не видели в здоровом питании большой перспективы. Дарья решила за символическую плату сдавать фуд-стартаперам корнеры на «Экомаркете» по выходным: те предлагали новые виды десертов, кулинарию, шоколад, отвечающие концепции здорового питания. «Бизнес-целей было несколько: во-первых, так расширялся ассортимент рынка. Во-вторых, эти корнеры привлекали на него принципиально другую аудиторию. В-третьих, в выходные рос трафик», — рассказывает Дарья Лисиченко. По ее словам, искать стартапы ей не пришлось: работали старые связи в стартап-тусовке и сарафанное радио.

Советы бывалых

Елена Пономарева, редактор портала «Бибосс» «На фестивалях еды легко затеряться среди разнообразия необычных продуктов, а вот если найти площадку для себя в каком-нибудь известном ресторане или концептуальном кафе, то есть вариант быть замеченным, а значит, и найти потенциального инвестора».

Даниил Мордовской, управляющий директор Delivery Club «Когда продукт достиг приемлемого качества, уже можно начинать прозванивать рестораны, искать ответственных за ассортимент и договариваться о личной встрече. Я бы постарался устроить дегустацию и показать свой продукт максимальному количеству людей».

Ольга Зиновьева, основатель фуд-стартапа Elementaree «Если вы креативны и амбициозны, попробуйте поучаствовать в реалити-шоу на телевидении «Акулы бизнеса». Это своеобразный конкурс, где предприниматели презентуют идеи и пытаются убедить жюри из инвесторов профинансировать проект. Я была участником этого шоу, и один из членов жюри стал инвестором второго раунда».

Деньги на прокорм

В 2016 году на рынке foodtech-стартапов (проектов, которые работают на стыке food- и e-commerce, чаще всего в сфере доставки еды) состоялось несколько крупных сделок:

— конструктор еды Elementaree получил в рамках третьего раунда инвестиций $500 тыс. от частного инвестора (ранее были закрыты раунды на $200 тыс. и $300 тыс.);

— сервис доставки еды по запросу «Голод» привлек посевные инвестиции в размере $50 тыс. от частного инвестора;

— сервис доставки ингредиентов и продуктов «ШефМаркет» привлек в рамках четвертого раунда инвестиций $1,3 млн от российского венчурного фонда AddVenture и японского фонда Mitsui & Co;

— сервис доставки еды из ресторанов FoodFox привлек $1 млн от венчурного фонда Target Global.

РБК+ «Сетевые рестораны» (16+)

Тематическое приложение
к журналу «РБК» является неотъемлемой
частью журнала «РБК» № 10/2016
Распространяется в составе журнала
Материалы подготовлены редакцией
партнерских проектов РБК+
Партнеры: ООО «Чайхона»
Реклама
Учредитель: ООО «БизнесПресс»
Издатель: ООО «БизнесПресс»
Директор ИД РБК: Ирина Митрофанова
Главный редактор партнерских
проектов РБК+: Наталья Кулакова
Выпускающий редактор: Андрей Уткин
Редактор РБК+ «Сетевые рестораны»:
Наталья Савинская
Дизайнер: Алексей Баранов
Фоторедактор: Алена Кондюрина
Корректоры: Татьяна Поленова,
Маргарита Тарасенко
Главный редактор журнала «РБК»:
Валерий Владимирович Игуменов
Рекламная служба:
(495) 363-11-11, доб. 1342
Коммерческий директор издательства РБК:
Анна Батыгина
Директор по продажам РБК+:
Евгения Карлина
Директор по производству:
Надежда Фомина
Адрес редакции: 117393, Москва,
ул. Профсоюзная, 78, стр. 1

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как полюбить будущее и не сойти с ума Как полюбить будущее и не сойти с ума

Артемий Лебедев в российском интернете, как Пелевин – в русской литературе

Популярная механика
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Трофейный ресурс Трофейный ресурс

Что получил СССР в качестве компенсации от Германии по итогам войны

Эксперт
«Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину» «Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину»

Почему во время Крымской войны большинство солдат погибало в госпиталях

N+1
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы

Памятка на случай, если кража автомобиля уже произошла и пора действовать

ТехИнсайдер
Французское влияние в мягком подбрюшье России Французское влияние в мягком подбрюшье России

Как Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии

Монокль
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять» Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять»

Директор по рискам «Точка банк» — о видах атак мошенников на малый бизнес

Ведомости
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
«Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным» «Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным»

Настоящее покорение земель Сибири началось в 1580-х годах

Дилетант
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
«Почему вы хотите завоевать весь мир?» «Почему вы хотите завоевать весь мир?»

Страх ядерной войны между США и СССР был настолько высок, что передался детям

Дилетант
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Советский Дэн Сяопин? Советский Дэн Сяопин?

Именно Андропов смог нарисовать траекторию экономических реформ. Так ли это?

Дилетант
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
Маленькая Трота Маленькая Трота

Существовала ли героическая дама Тротула на самом деле?

Дилетант
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
Борьба с прогулами Борьба с прогулами

Антикоррупционные инициативы Андропова советские граждане встретили на «ура»

Дилетант
Кризис нэпа Кризис нэпа

100 лет тому назад страна жила в атмосфере «правого коммунизма»

Дилетант
Ну и дела… Ну и дела…

Считается, что нашумевшее в свое время «рыбное дело» началось с казуса...

Дилетант
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
Открыть в приложении