Сегодняшний мир — с его малой предсказуемостью, взаимозависимостью экономических, социальных процессов и экосистем, ростом бедности и военных конфликтов, истощением природных ресурсов — требует качественно иного типа мышления и навыков, отвечающих принципам и целям устойчивого развития. На первый план выходит образование.

РБК

Устойчивое образование / Тенденции

Четыре тренда современного образования

Сегодняшний мир — с его малой предсказуемостью, взаимозависимостью экономических, социальных процессов и экосистем, ростом бедности и военных конфликтов, истощением природных ресурсов — требует качественно иного типа мышления и навыков, отвечающих принципам и целям устойчивого развития. На первый план выходит образование.

Текст: Ксения Татарникова

Выражение «образование в интересах устойчивого развития» (ОУР) впервые прозвучало в 1992 году на Всемирном саммите Земли в Рио-де-Жанейро. Тогда более 170 стран подписали программу действий по общемировому устойчивому развитию «Повестка дня на XXI век» (Agenda 21). В главе 36 этого документа подчеркивалось, что ключевая стратегия устойчивого развития — образование.

Десять лет спустя на Всемирном саммите Земли в Йоханнесбурге по инициативе Японии период с 2005 по 2014 год был объявлен Декадой образования в интересах устойчивого развития. За эти годы в разных странах на всех континентах удалось внедрить абсолютно новые подходы в образовании и добиться того, что идея устойчивого развития начала завоевывать мир. На данный момент в образовании наметились четыре основных тренда в этом направлении.

Не только экология

Идеи устойчивого развития во многих странах, в том числе в России, впервые были представлены в рамках курсов экологии в средней и высшей школе, поэтому между ОУР и экологическим образованием часто ставят знак равенства. На самом деле образование в интересах устойчивого развития включает также экономическую и социальную составляющие и пронизывает все дисциплины, как в области естественных наук, так и в экономико-социальных и гуманитарных направлениях.

«Цель и главное отличие образования в интересах устойчивого развития от традиционного — развитие компетенций, которые позволяют личности анализировать собственные действия с точки зрения их социального, культурного, экономического и экологического влияния на настоящее и будущее, — говорит Марко Рикманн, профессор Университета Фехта (Германия) и один из ведущих мировых экспертов по образованию в интересах устойчивого развития. — ОУР берет начало в смежных образовательных концепциях, таких как экологическое образование, образование в области прав человека, разрешения конфликтов и других. Его следует понимать как неотъемлемую часть качественного образования».

ЮНЕСКО определяет ОУР как образование, которое «дает возможность принимать осознанные решения в интересах сохранения окружающей среды, экономического процветания и справедливого общества для настоящих и будущих поколений, уважая при этом культурные различия между народами».

Яркий пример образования в интересах устойчивого развития — полугодичные курсы инженеров для электростанций, работающих на солнечной энергии, организованные для женщин из сельских районов Африки, в которых жители испытывают дефицит электроэнергии и рабочих мест. Женщины проходят курсы в Индии при поддержке неправительственной организации Tostan, а затем возвращаются на родину и обучают других женщин из соседних районов. Подобные проекты обеспечивают сельские области источником возобновляемой энергии, а женщины получают возможность стабильного заработка и становятся предпринимателями в своих сообществах.

80% руководителей высшего звена в политике, бизнесе и социальной сфере, от которых зависят важнейшие решения, являются выпускниками университетов
20 тыс. — примерно столько вузов действуют в мире. Каждый год в них проходят обучение 150 млн студентов
50% — на столько за последние 10 лет выросло число студентов на планете
Фото: AP

Непрерывность, неформальность и всеохватность

Образование в интересах устойчивого развития — это не только школа, училище или вуз с программами и курсами, но в первую очередь просвещение и воспитание в духе устойчивого развития. Оно начинается в раннем возрасте в семье и продолжается на протяжении всей жизни человека — дома, во время учебы, на работе, в общении с соседями и друзьями, через средства массовой информации, курсы и семинары, музеи и выставки.

В связи с этим образовательные проекты по гражданскому просвещению, повышению финансовой грамотности, истории искусств или, скажем, интеграционные практики, укрепляющие доверие между местным населением и мигрантами, также способствуют устойчивому развитию.

Исследования показывают, что дети четырех—пяти лет уже способны понимать и осваивать принципы устойчивого развития и хотят участвовать в решении проблем сообщества, района, города, в котором живут.

Школьники и студенты в разных странах не просто изучают теорию. При поддержке преподавателей, привлекая на помощь чиновников, фермеров, районные и международные организации, они организуют проекты по экономии электроэнергии в своем учебном заведении, утилизируют мусор, экономят воду, переходят на экологичные виды транспорта, разбивают сады и огороды с редкими видами овощей, фруктов и трав, которые потом готовят в школьной столовой и забирают домой, разрабатывают инновационные способы очистки воды в реке по соседству или сохранения близлежащего лесопарка. Многие школы, вузы и даже детские сады получают престижные «зеленые» сертификации и борются за верхние строчки в мировых экорейтингах учебных заведений.

У современного образования исчезают границы. Преподаватели и учащиеся из разных стран обмениваются опытом, методами обучения, удачными проектами (в том числе через интернет), устраивают конференции, организуют партнерские программы и курсы предпринимательства в интересах устойчивого развития для молодежи и других уязвимых слоев населения — в итоге появляются новые «зеленые» рабочие места и социально ориентированные компании.

Переворот в отношениях учеников и преподавателей

Ключевые проблемы устойчивого развития — изменение климата, снижение рисков, связанных с природными катастрофами, устойчивое потребление и производство, сохранение биоразнообразия и ликвидация бедности — сложны, противоречивы и очень тесно переплетаются между собой.

В связи с этим важно не просто получить знания, но в первую очередь развить у себя новое мышление и навыки, необходимые для существования в малопредсказуемом будущем. Ученик может сделать это только самостоятельно, поэтому становится центром образовательного процесса, а учитель — его помощником и партнером, а не просто источником знаний.

На первый план выступают новые методы обучения, их цель — переход от преподавания к активному познанию. Вместо описания и объяснения проблем учащимся предлагают моделировать и прогнозировать сложные ситуации и учиться преодолевать их негативные последствия, развивать системное и перспективное мышление, всесторонне оценивать информацию, уметь находить выход в условиях противоречивости и неизвестности, анализировать и получать знания путем исследования и собственных открытий, эффективно сотрудничать, искать пути решения проблем на стыке традиций и инноваций, ориентироваться между различными научными и гуманитарными дисциплинами.

Партнерство образования и бизнеса на новых условиях

По данным ЮНЕСКО, за последние десять лет десятки тысяч компаний по всему миру приняли на себя обязательства по устойчивому развитию. Представители почти 200 мультинациональных корпораций входят во Всемирный совет по бизнесу в интересах устойчивого развития (World Business Council for Sustainable Development, WBCSD). Организация сотрудничает с 64 странами, представляющими больше 35 тыс. национальных компаний и 19 млн сотрудников.

Все компании столкнулись с нехваткой технических знаний и специалистов по разным направлениям устойчивого развития — в первую очередь таким, как снижение вредные выбросов в атмосферу на всех этапах производства, а также ведение отчетности по устойчивому развитию. Все чаще, столкнувшись с конкретной проблемой, они обращаются в вузы с предложением совместно разработать учебную программу или курс, по окончании которых студентов приглашают на работу в компании. Еще один вариант партнерства — совмещение учебы и практики, когда обучение чередуется с работой на производстве, за которую учащиеся получают зарплату.

В результате сотрудничества между частным сектором, государственными и некоммерческими организациями во многих странах рождаются учебные курсы «зеленых» специальностей и ремесел — они дают возможность людям с низкими доходами сменить профессию и получить работу, а компаниям — пригласить на производство необходимых специалистов.

Бизнес-школы, по мнению деловых экспертов, пока очень медленно реагируют на меняющуюся среду. Согласно международному опросу, проведенному под эгидой ЮНЕСКО, 76% бизнес-руководителей уверены, что решение проблем устойчивого развития — неотъемлемая часть бизнес-стратегии компании, но только 8% из них считают, что бизнес-школы дают соответствующие знания и навыки в этой области.

Традиционно бизнес и крупная промышленность выступают спонсорами «зеленых» образовательных проектов в школах и вузах, обеспечивая им финансовую и техническую поддержку. Еще одно направление сотрудничества — финансирование вузовских исследований и инноваций в области экологического производства. Такие проекты есть у многих крупных компаний. Например, крупнейший химический концерн Covestro активно сотрудничает со средними и высшими учебными заведениями по вопросам образования в интересах устойчивого развития. «Один из наших недавних проектов — разработка одежды для людей с инвалидностью из высокотехнологичных тканей, — говорит Албена Васильева, руководитель направления коммуникаций и устойчивого развития «Сovestro Россия». — Одежда была создана в рамках воркшопа, организованного Covestro, российским проектом Bezgraniz Couture и Британской высшей школы дизайна для команды студентов различных дисциплин из пяти немецких вузов. Кроме того, уже 10 лет на территории нашего завода в Германии действует проект «Химическая лаборатория» для школьников старших классов —за один день в заводской лаборатории им нужно разработать, произвести и представить на рынок новый продукт (чехол для телефона, пластиковая посуда и пр.). Мы ставим себе задачу разбудить у школьников интерес к химии, независимо от того, какую профессию они выберут в будущем, показать, как она может позитивно влиять на экологию и улучшать качество жизни людей».

В разных странах ОУР интерпретируют по-разному, и прогресс пока очень неравномерен. Кроме того, проблемы устойчивого развития варьируются от государства к государству, а значит, знания и навыки для их решения тоже будут отличаться. Но главная тенденция — рост популярности «зеленого» мышления и устойчивого развития как в образовательной, так и в бизнес-среде. ОУР — не альтернатива традиционному обучению и не очередная его разновидность, а новый, более высокий уровень образования, к которому постепенно должен прийти весь мир.

Впереди планеты

Япония, Германия, Швеция и Нидерланды достигли самых больших успехов в области ОУР. В этих странах образование за последние десять лет стало реальным фактором устойчивого развития. Их опыт — национальные программы ОУР, методики преподавания (от детских садов до университетов), новые курсы и специальности, проекты сотрудничества между учебными заведениями и бизнесом — перенимают другие страны. В числе государств, которые активно внедряют принципы образования в интересах устойчивого развития, называют также Китай, Индию, ряд арабских и скандинавских стран.

Доклад Брунтланн

Фото: Bloomberg

Привлечь внимание широкой общественности к идее устойчивого развития впервые удалось премьер-министру Норвегии. В 1983 году Гру Харлем Брунтланн возглавила работу Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, а в 1987 году выступила со знаменитым итоговым докладом «Наше общее будущее» (известен также как «Доклад Брунтланн»), после которого мир заговорил об устойчивом развитии. В докладе подчеркивалось, что нынешнее состояние общества ведет к неустойчивому будущему, оставляя все больше людей за чертой бедности и одновременно истощая биосферу, что грозит мировой экологической катастрофой. В докладе намечались основные пути достижения устойчивого развития.

Цели в области устойчивого развития

Источник: Организация Объединенных Наций (www.un.org)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Москва позади Москва позади

Елена Батурина уехала из России восемь лет назад. Чем она сейчас занимается?

Forbes
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Караван историй
Глоток энергии Глоток энергии

Как «подзарядить батарейку» после затяжной зимы, не отходя от холодильника

Vogue
Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время» Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время»

Режиссер Александр Коршунов — о новом спектакле и театре «Сфера»

Монокль
Как правильно ездить на электросамокате в 2024 году: номера, карточки и новые штрафы Как правильно ездить на электросамокате в 2024 году: номера, карточки и новые штрафы

Электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и иже с ними впервые добавили в ПДД

Maxim
Чем полезна пекинская капуста для организма: 8 свойств Чем полезна пекинская капуста для организма: 8 свойств

Пекинская капуста (ее еще называют бок-чой): диетическая, полезная и вкусная

РБК
Два аспида не поделили червягу Два аспида не поделили червягу

Исследователи стали свидетелями битвы за добычу между двумя коралловыми аспидами

N+1
«Задача трех тел»: удивительная научная фантастика от создателей «Игры престолов» «Задача трех тел»: удивительная научная фантастика от создателей «Игры престолов»

Какой получилась англоязычная экранизация азиатской фантастики «Задача трех тел»

Forbes
Дух свободы Дух свободы

Подчеркнуто мужское пространство со своей неповторимой атмосферой и харизмой

SALON-Interior
Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас! Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас!

Выясняем, почему мы не используем то, что приобрели, и как с этим справиться

Psychologies
Парус, лыжи, кошки, спиннинг… Парус, лыжи, кошки, спиннинг…

В кратер вулкана на лыжах и неделя «вне зоны действия сети»

Вокруг света
«Это я — Эдичка» — непонятый роман Эдуарда Лимонова «Это я — Эдичка» — непонятый роман Эдуарда Лимонова

Скандальный роман Эдуарда Лимонова, содержание которого понимают неправильно

СНОБ
Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот» Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот»

Неофициальная поэзия 1960-х: поэтические содружества и авторы-одиночки

Полка
За что держаться, когда думаешь, что мир рушится: концепция антихрупкости За что держаться, когда думаешь, что мир рушится: концепция антихрупкости

Что такое концепция антихрупкости, которая помогает выстоять?

VOICE
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

CHIP
Искусственный интеллект смог создать «идеальное» пиво Искусственный интеллект смог создать «идеальное» пиво

ИИ доработал состав пенного напитка, который смог поразить дегустаторов-людей

ТехИнсайдер
Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Лиза
Кокни пацана Кокни пацана

«Джентльмены»: образцовый Гай Ричи в восьми сериях

Weekend
Не можете уснуть? Держите глаза открытыми Не можете уснуть? Держите глаза открытыми

Снова ворочаетесь всю ночь? Никак не можете заснуть, ложась в кровать?

ТехИнсайдер
Как США стали сверхдержавой и почему им в этом помогли союзы с диктаторами и Голливуд Как США стали сверхдержавой и почему им в этом помогли союзы с диктаторами и Голливуд

Глава из книги «Американцы и все остальные: Истоки и смысл внешней политики США»

Forbes
Изотопы из шерсти волка-людоеда из Турку рассказали о его питании Изотопы из шерсти волка-людоеда из Турку рассказали о его питании

Биоархеологи проанализировали изотопный состав шерсти волка-людоеда

N+1
Женщины-амазонки, возможно, действительно существовали! Узнайте аргументы эксперта Женщины-амазонки, возможно, действительно существовали! Узнайте аргументы эксперта

При раскопках могил бронзового века обнаружили останки женщин-лучниц

ТехИнсайдер
Фонотека: как The Velvet Underground опередили время и записали пророческий альбом Фонотека: как The Velvet Underground опередили время и записали пророческий альбом

Как первому альбому The Velvet Underground удалось не попасть во время

Правила жизни
Социальное выгорание: почему мы устаем от общения с людьми Социальное выгорание: почему мы устаем от общения с людьми

Устаете от постоянного общения с коллегами, друзьями или родственниками?

ТехИнсайдер
Морское спокойствие Морское спокойствие

Виды на Персидский залив напрямую повлияли на выбор стилистики квартиры

SALON-Interior
Второе непришествие Второе непришествие

Обновленная Skoda Octavia – что осталось за кадром

Автопилот
Никого не джалло Никого не джалло

«Красные комнаты»: барочный канадский хоррор об убийствах в даркнете

Weekend
Высокодоходный максимум Высокодоходный максимум

Небольшие компании воспользовались шансом занять у частников

Деньги
Сверхнизкие орбиты: уникальные возможности и интрига освоения Сверхнизкие орбиты: уникальные возможности и интрига освоения

Сверхнизкие орбиты открывают перспективы, которых нет у других космических высот

Наука
Выйти из тени Выйти из тени

Яхтенный мир знает немного историй об успешном партнерстве верфей с автопромом

Y Magazine
Открыть в приложении